г. Владивосток |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А51-24998/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего И.С. Чижикова,
судей В.В. Верещагиной, С.Н. Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-6497/2020
на решение от 17.09.2020
судьи Э.Э. Падина
по делу N А51-24998/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску муниципального унитарного предприятия "Аквасервис" Горноключевского городского поселения (ИНН 2507012180, ОГРН 1162507050155)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН7729314745; ОГРН: 1027700430889)
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ГУЖФ",
при участии:
от истца: Прасолова Н.А., по доверенности от 31.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 3462510, паспорт;
от ответчика: не явились;
от третьего лица: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Аквасервис" Горноключевского городского поселения (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" (далее - ответчик) Министерства обороны Российской Федерации об обязании установить прибор учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства: - в точке приема холодной воды по адресу: кп. Горные ключи, ул. Цимбалюка д.1; - в точке подачи холодной воды по адресу: кп. Горные Ключи, ул. Набережная д.1.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 17.09.2020 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке апелляционного производства. В обоснование своей позиции податель жалобы приводит доводы о том, что прибор учета холодной воды установлен не на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в связи с отсутствием технической возможности установки на границе раздела. Указывает, что требования истца по установке прибора учета в точке приема холодной воды подразумевает собой строительство целого павильона, в связи с чем, по мнению апеллянта, установленный судом месячный срок для исполнения вынесенного решения, является несоразмерным и неисполнимым. Поясняет, что строительство павильона влечет за собой согласование и финансирование собственника сетей - Министерства обороны РФ, не привлеченного к участию в деле в качестве соответчика.
Истец по тексту представленного в материалы дела отзыва на апелляционную жалобу, поступившего через канцелярию суда и в порядке статьи 262 АПК РФ приобщенного к материалам дела, выразил несогласие с изложенными в ней доводами, считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представитель истца выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Ответчик и третье лицо явку представителей не обеспечили, о времени месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с правилами пункта 5 статьи 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20.08.2018 между ФГБУ "ЦЖКУ" и МУП "АкваСервис" Горноключевского городского поселения был заключен Договор N 04-02-25-12-001 по транспортировке холодной воды, согласно которым ФГБУ "ЦЖКУ" (Транзитная организация) обязуется осуществлять транспортировку холодной воды, а МУП "АкваСервис" (Организация водопроводно-канализационного хозяйства) обязуется принимать холодную воду и оплачивать.
Согласно пункту 16 договора транзитная организация обязана установить приборы учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности транзитной организации, за исключением случаев, когда приборы учета холодной воды не устанавливаются в силу отсутствия технической возможности.
В силу пункта 19 Раздела договора в случае отсутствия у транзитной организации допущенных к эксплуатации приборов учета холодной воды установка и допуск к эксплуатации приборов учета холодной воды должны быть осуществлены 31.12.2018.
В нарушение условий заключенного договора ФГБУ "ЦЖКУ" не установило приборы учета воды на границе эксплуатационной ответственности. На границе эксплуатационной ответственности - в точке подачи холодной воды (Жилой дом по ул. Набережная, д. 1) прибор учета не был установлен.
В Приложении N 6 к договору указан прибор учета ВСХН-80 N12502874, расположенный в Жилом доме ООО "ГУЖФ" по ул. Набережная, д. 1.
Данный прибор учета расположен не в Жилом доме ООО "ГУЖФ", как указано в Приложении N 5,6, а в здании гаража, в боксе N 9 здания гаража ФКУ "ОСК Восточного военного округа", инв.N6 по ул. Санаторная, д.2. Указанный прибор учета не опломбирован от несанкционированного вмешательства, что подтверждается актом обследования от 07.12.2017.
13.06.2019 был составлен акт обследования водопроводных систем по адресу: кп. Горные Ключи, ул. Набережная, д. 1, в присутствии представителя МУП "АкваСервис" Трошина И.А. и представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Баринова А.Б.
Согласно указанному акту установлено, что в подвале дома N 1 по ул. Набережная проходит водовод холодного водоснабжения транзитом через все подвальное помещение, прибора учета, учитывающее потребление воды дома N 1, не обнаружено.
Таким образом, ФГБУ "ЦЖКУ" не установило указанный прибор учета на границе эксплуатационной ответственности - в точке подачи холодной воды.
Более того, на границе эксплуатационной ответственности - в точке приема холодной воды (ул. Цимбалюка, д. 1) прибор учета также не был установлен.
В Приложении N 5 к договору отсутствует точка приема холодной воды.
В Приложении N 6 к договору отсутствует прибор учета в точке приема холодной воды.
04.12.2019 был составлен акт обследования водопроводных систем по адресу: кп. Горные Ключи, ул. Цимбалюка д. 1, в присутствии представителя МУП "АкваСервис" Трошина И.А. и представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Федоренко Н.Д.
Согласно данному акту установлено, что в точке приема холодной воды на границу эксплуатационной ответственности между транзитной организацией ФГБУ "ЦЖКУ" и организацией МУП "АкваСервис" прибор учета холодной воды не установлен.
Однако в фактической эксплуатации имеется прибор учета в точке приема холодной воды - СТВХ-100 N 134049345 (предыдущий N 12525595), который расположен в Лечебном корпусе N 3 Инв. N108, филиал ФГКУ "Санаторий "Шмаковский" "СКК" "Дальневосточный" Минобороны России по адресу: кп. Горные ключи, ул. Санаторная, д. 2. По этому прибору производится учет потребленной воды ФГБУ "ЦЖКУ".
Указанный прибор учета условно привязан к точке приема, находящейся на границе эксплуатационной ответственности между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 20 договора коммерческий учет полученной холодной воды в узлах учета обеспечивает ЖЭ (К) О N 2 (г. Уссурийск) филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (по ВВО).
Однако в нарушении условий договора, до настоящего времени установка приборов учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности не была осуществлена.
В целях досудебного урегулирования спора истец направил в адрес ответчика претензионное письмо от 30.07.2019 N 393 с требованием установить прибор учета холодной воды в жилом доме ООО "ГУЖФ" по ул.Набережная, д.1, однако ответчиком обязательства исполнены не были, что послужило основанием для обращения с иском в суд.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.
В статьях 539, 543, пункте 1 статьи 548 ГК РФ, пункте 5 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) установлено, что организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения (пункт 23 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила - N 644)).
Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 Закона N 416-ФЗ, договорами о подключении (технологическом присоединении) (часть 5 статьи 20 Закона N 416-ФЗ).
Согласно пункту 4 Правил N 776 приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод, на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.
Согласно пункту 2 Правил N 644, граница балансовой принадлежности это линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании, а граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
Приведенные выше положения законодательства не возлагают на транзитную организацию обязанности обеспечить учет потребляемых энергоресурсов исключительно и только в точке исполнения обязательств организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, а именно - на границе эксплуатационной ответственности, поскольку названные нормы в части выбора сторонами места установки прибора учета имеют диспозитивный характер.
Однако, как верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае данное обязательство предусмотрено заключенным между истцом и ответчиком договором.
Форма единого типового договора в области холодного водоснабжения и водоотведения, утверждена постановлением Правительства Российской Федерации N 645 от 29.07.2013 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
В силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ юридические и физические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей.
Согласно пункта 1 статьи 9 ГК РФ указанные лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Как указано выше, в силу статей 421 и 422 ГК РФ юридические лица обладают свободой в заключение договора. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В случаях, когда условие договора предусмотрено диспозитивной нормой, стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и положения Закона N 416-ФЗ, Правил N 644, Правил N 776, суд апелляционной инстанции считает, что возложение на ответчика обязанности установить, либо перенести прибор учета именно в точку разграничения эксплуатационной ответственности сторон предусмотрено заключенным между истцом и ответчиком договором.
Так из условий договора, Приложений N N 1,2,3,5,6 к договору и схемы транзитного водопровода следует, что ответчик обязан установить прибор учета холодной воды на границах эксплуатационной ответственности между транзитной организацией и организацией водопроводно-канализационного хозяйства: - в точке приема холодной воды по адресу: кп. Горные ключи, ул. Цимбалюка д.1; - в точке подачи холодной воды по адресу: кп. Горные Ключи, ул. Набережная д.1.
Право на защиту осуществляется с помощью предусмотренных законом правовых средств. Истец, как сторона спорного договора вправе требовать возложения на ответчика исполнения обязательств, предусмотренных условиями договора.
Суд первой инстанции установил, что в нарушение статьи 65 АПК РФ ответчик не представил в дело доказательств на предмет установления отсутствия технической возможности установки приборов учета в спорных точках и не опроверг доводы истца о наличии технической возможности.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что исковые требования правомерно удовлетворены в полном объеме.
Согласно части 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Суд первой инстанции счел, что разумным является месячный срок на исполнение настоящего решения.
Материалами дела не подтверждается невозможность исполнения судебного акта в установленный срок и необходимость его, о чем утверждает заявитель.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных при этом судом первой инстанции процессуальных нарушениях суд апелляционной инстанции считает необоснованными.
При невозможности рассмотрения дела без участия другого лица в качестве ответчика арбитражный суд первой инстанции привлекает его к участию в деле как соответчика по ходатайству сторон или с согласия истца (ч. 5 ст. 46 АПК РФ).
В случае, если федеральным законом предусмотрено обязательное участие в деле другого лица в качестве ответчика, арбитражный суд первой инстанции по своей инициативе привлекает его к участию в деле в качестве соответчика (ч. 6 ст. 46 АПК РФ).
С учетом характера спора и относимых к этому спору положений действующего законодательства, которые суд первой инстанции при разрешении спора установил верно, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания довода ответчика о необходимости привлечения Министерства обороны РФ к участию в деле в качестве соответчика по инициативе суда обоснованным.
То, что рассмотрение данного дела без участия Министерства обороны РФ в качестве ответчика невозможно, из характера заявленного истцом требования и приведенных в его обоснование обстоятельств не следует.
Федеральным законом не предусмотрено обязательное участие в деле по искам о понуждении исполнить условия договора Министерства обороны РФ в качестве второго ответчика.
Кроме того суд апелляционной инстанции учитывает, что в силу части 1 статьи 4, части 2 статьи 44, части 5 статьи 46 и части 1 статьи 47 АПК РФ, именно истцу принадлежит право определения предмета и основания заявленных требований, а также процессуального статуса участвующих в деле лиц.
Из содержания оспариваемого решения суда не следует, что оно принято о правах и об обязанностях Министерства обороны РФ, в мотивировочной и резолютивной частях решения выводов об установлении каких-либо прав Министерства обороны РФ относительно предмета спора либо возложении на него обязанностей не содержится. Указанный судебный акт непосредственно не затрагивает права и обязанности Министерства обороны РФ по отношению к другим участникам спора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 120 ГК РФ условием привлечения собственника бюджетного учреждения к субсидиарной ответственности является только недостаточность у учреждения, находящихся в его распоряжении денежных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
По смыслу приведенных норм, понудить к исполнению заключенного договора можно только то лицо, для которого заключение договора является обязательным в силу закона либо обусловлено добровольно принятым на себя обязательством. Требование об обязании исполнить условия договора может быть удовлетворено в судебном порядке в случае, если имеется факт уклонения стороны, для которой заключение договора является обязательным, от исполнения такой обязанности.
Иного подхода к разрешению возникшего между сторонами спора действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает.
Учитывая, что Министерство обороны РФ не является стороной договорных отношений, оснований для возложения обязательств по исполнению заключенного учреждением с истцом договора на Министерство обороны РФ не имеется.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение вынесено в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.09.2020 по делу N А51-24998/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
И.С. Чижиков |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-24998/2019
Истец: МУП "АКВАСЕРВИС" ГОРНОКЛЮЧЕВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ООО "ГУЖФ"