23 ноября 2020 г. |
Дело N А83-12200/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 23 ноября 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыбиной С.А.,
судей Зарубина А.В.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой Ю.П.
при участии в заседании от:
Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" в лице Джанкойского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" - Торбунова Виктора Семеновича, представителя по доверенности от 09.01.2019 N 52;
Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Красногвардейская школа N 1" Красногвардейского района Республики Крым - Даниловой Татьяны Ивановны, представителя по доверенности от 09.01.2020 N01/01-35,
лица, участвующие в деле, явку уполномоченных представителей не обеспечили,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года по делу N А83-12200/2018 (судья Гайворонский В.И.)
по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (295053, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 1а; ОГРН 1149102120947, ИНН 9102057281)
в лице Джанкойского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (296102, Республика Крым, г. Джанкой, ул. Советская, 15-А)
к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Красногвардейская школа N 1" Красногвардейского района Республики Крым (297000, Республика Крым, Красногвардейский район, пгт Красногвардейское, ул. Энгельса, 1; ОГРН 1159102006777, ИНН 9105008571)
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым (297000 Республика Крым, Красногвардейский район, пгт Красногвардейское, ул. Энгельса, 3; ОГРН 1149102178466, ИНН 9105006895)
о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым "Вода Крыма" в лице Джанкойского филиала Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" (далее - ГУП РК "Вода Крыма", Предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Красногвардейская школа N 1" Красногвардейского района Республики Крым (далее - Учреждение, ответчик) о взыскании 28632,46 рублей. Исковые требования мотивированы неоплатой услуг по отведению инфильтрационных вод, в результате чего за ответчиком образовалась задолженность в размере 22661,23 рублей, на которую истцом начислена пеня в размере 5971,23 рублей (с учетом заявления об уточнении исковых требований, принятого судом).
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 29.05.2019 к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года по делу N А83-12200/2018 (судья Гайворонский В.И.) исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, ГУП РК "Вода Крыма" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, исковые требования удовлетворить.
Основанием для отмены указанного судебного акта заявитель апелляционной жалобы считает неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела, что привело к ошибочным выводам и неверному применению норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что, подписывая контракт и, получая услугу на прием поверхностных сточных вод сверх договорной цены, ответчик обязан ее оплатить. Кроме того, непосредственно сам факт попадания инфильтрационных вод в централизованные системы водоотведения установлен нормами Методических указаний (пункт 11), утвержденных приказом Минсторя России от 17.10.2014 N 639/пр, что исключает необходимость определения точек приема поверхностных сточных вод, которые в рассматриваемом случае находятся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, под которой признается вся территория абонента. Истец полагает, что ответчик не представил доказательств, подтверждающих факт того, что в спорный период поверхностные сточные воды не попадали в канализационную сеть истца. Кроме того, территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять на основании данных геоинформационных систем о канализационной площади с учетом расположения земельных участков относительно централизованных систем водоотведения (внутриплощадочных канализационных сетей) в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети). Обоснование и иные доводы изложены в апелляционной жалобе.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2020 апелляционная жалоба ГУП РК "Вода Крыма" принята к производству, возбуждено производство и апелляционная жалоба назначена к рассмотрению.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 произведена замена судьи Чертковой И.В. на судью Ольшанскую Н.А.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ответчика против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.
Третье лицо явку уполномоченных представителей в судебное заседание, назначенное на 16.11.2020, не обеспечило, о времени и месте судебного заседания уведомлено надлежащим образом, в том числе путем размещения сведений о времени и месте судебного разбирательства на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации, что подтверждается материалами дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в соответствии со статьями 123, 156, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
05 февраля 2018 года между ГУП РК "Вода Крыма" (исполнитель) и Учреждением (заказчик) заключен муниципальный контракт N 31/К холодного водоснабжения и водоотведения (далее - Контракт), согласно которому исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется производить оплату водоснабжения и водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены Контрактом.
Согласно пунктам 2 и 3 Контракта границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям заказчика и исполнителя определяется в акте, приведенном в Приложении N 1.
Местом исполнения обязательств по Контракту является: пгт Красногвардейское, улица Энгельса, 1.
Приложение N 1 сторонами подписано, однако границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в нем не определены.
Согласно разделу 3 Контракта расчетный период, установленный настоящим Контрактом, равен одному календарному месяцу. Оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную виду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных заказчиком в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, а который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате исполнителем не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Оплата по настоящему Контракту осуществляется заказчиком по тарифам на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) тарифам на техническую воду и водоотведение, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) (пункт 7 Контракта).
Согласно пункту 48 Контракта исполнитель осуществляет прием поверхностных сточных вод заказчика в централизованную (общесплавную, ливневую) систему водоотведения, обеспечивает их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а заказчик обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых поверхностных сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, и производить исполнителю оплату отведения (приема) поверхностных сточных вод в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим Контрактом.
Сведения о нормативах по объему отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод согласованы сторонами в Приложении N 7 к Контракту.
Отведение поверхностных сточных вод осуществляется без непосредственного подключением к централизованной системе водоотведения (пункт 49 Контракта).
Сведения о точках приема поверхностных сточных вод заказчика указываются по форме согласно Приложению N 9 (пункт 50 Контракта).
Коммерческий учет принятых водоканалом поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (пункт 51 Контракта).
Согласно Приложению N 9 к Контракту "Сведения о точках приема поверхностных сточных вод Заказчика" местонахождение точек приема поверхностных сточных вод в местах присоединения к централизованным системам водоотведения - принимается вся территория заказчика (объекта) исходя из расчета инфильтрационных объемов сточных вод: общая площадь земельного участка территории (объекта) составляет 2,4616 га, в том числе зеленые насаждения (газоны, древесно-кустарниковая поверхность) составляет 0,561 га (т.1, л.д. 28). Точки приема поверхностных сточных вод отражаются на топографической карте земельного участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями).
Настоящий Контракт заключен на срок до 31.12.2018 (пункт 69 Контракта).
При исполнении настоящего Контракта стороны обязались руководствоваться законодательством Российской Федерации, в том числе положениями Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 75 Контракта).
Истец полагает, что взятые на себя договорные обязательства по приему поверхностных сточных вод в период с февраля по апрель и в декабре 2018 года выполнены им в полном объеме, в связи с чем им выставлены счета от 26.02.2018 N 1567, от 13.03.2018 N2450 и от 02.04.2018 N 3044.
Ответчик взятые на себя обязательства по оплате оказанных услуг исполнил частично, оплатив только водоснабжение и водоотведение в связи с чем, у него возникла задолженность за оказанные услуги по транспортированию поверхностных сточных вод в размере 22661,23 рублей.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 17.04.2018 N 4020 с требованием оплатить задолженность по Контракту и начисленную на нее пеню, которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Вышеизложенное послужило основанием для обращения истца в суд с данным иском.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменные возражения на нее, проверив соблюдение судом первой инстанции норм процессуального права, правильность применения им норм материального права и соответствие выводов суда обстоятельствам дела, судебная коллегия пришла к выводу, что решение суда первой инстанции отмене не подлежит по следующим основаниям.
В силу норм статей 8, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок.
Спор между сторонами возник на основании муниципального контракта холодного водоснабжения и водоотведения от 05.02.2018 N 31/К.
Правоотношения сторон по холодному водоснабжению и водоотведению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона N 416-ФЗ к договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
По смыслу части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) также следует, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 названного Кодекса), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу части 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В разделе 1 Правил N 644 определено, что поверхностные сточные воды - это принимаемые в централизованную систему водоотведения дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные сточные воды.
Согласно пункту 38 Правил N 644 отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованные системы водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения, заключаемого с учетом особенностей, установленных настоящими Правилами.
В силу части 3 статьи 15 Закона N 416-ФЗ единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 39 Правил N 644 прямо предусмотрено, что договор водоотведения, предусматривающий отведение (прием) поверхностных сточных вод, заключается между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и лицом, владеющим на законном основании объектом недвижимого имущества, в том числе земельным участком, зданием, сооружением, находящимся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенной в схеме водоснабжения и водоотведения. До утверждения схемы водоснабжения и водоотведения новые договоры водоотведения заключаются с абонентами, в отношении которых согласно решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации применяются тарифы на водоотведение для поверхностных сточных вод.
В договоре водоотведения, предусматривающем отведение (прием) поверхностных сточных вод, определяются точки приема поверхностных сточных вод (пункт 43 Правил N 644).
В соответствии с Приложением N 9 к Контракту точки приема поверхностных сточных вод отражаются на топографической карте земельного участка в масштабе 1:500 (со всеми наземными и подземными коммуникациями и сооружениями), которая, как подтверждается сторонами, не составлялась, на момент заключения Контракта отсутствовала.
В соответствии с частью 11 статьи 20 Закона N 416-ФЗ в случае отсутствия у абонента прибора учета сточных вод объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников централизованного водоснабжения, при этом учитывается объем поверхностных сточных вод в случае, если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен договором водоотведения.
В силу пункта 25 Правил N 776 коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством регионального развития Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между сторонами 05.02.2018 был заключен Контракт холодного водоснабжения и водоотведения, предусматривающий прием и отведение поверхностных сточных вод.
Обязанность по оказанию и оплате услуг должна вытекать из условий Контракта, в котором сторонами должны быть согласованы существенные условия договора по отведению сточных вод, такие, как объем водоотведения, а также сведения о точках приема поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Однако, как следует из условий Контракта объемы водоотведения поверхностных сточных вод, а также точки их приема в Контракте сторонами не согласованы.
В соответствии с нормами действующего законодательства в сфере оказания услуг, на лицо, их представившее, возлагается обязанность доказать факт оказания соответствующих услуг.
Надлежащие доказательства наличия и присоединения ливневой канализации ответчика к инженерным сооружениям истца, предназначенным и используемым для водоотведения поверхностных вод (приема и транспортирования), истец, в нарушение статьи 65 АПК РФ, суду не представил ввиду их отсутствия.
Согласно пункту 11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минстроя России от 17.10.2014 N 639/пр при наличии внутриплощадочных канализационных сетей вся территория, используемая абонентом, признается находящейся в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод (далее - Методические рекомендации).
При отсутствии утвержденных зон централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, определенных в схеме водоснабжения и водоотведения, площади земельных участков (территорий) абонентов, поверхностный сток с которых неорганизованно поступает в централизованные системы водоотведения, могут определяться с учетом вертикальной планировки канализованной территории (площади земельного участка (территории), владение, пользование или распоряжение которым осуществляется абонентом, расположенного в зоне централизованного водоотведения поверхностных сточных вод, поверхностный сток с которой поступает в централизованную систему водоотведения), при условии предоставления в организацию водопроводно-канализационного хозяйства карт земельных участков (территорий) в масштабе М 1:500, выполненных организацией, имеющей лицензию на геодезические и картографические работы, с указанием границ, типов поверхностей, с нанесением всех водонесущих коммуникаций и отметок по уровню залегания грунтовых вод (пункт 12 Методических рекомендаций).
Указанные выше доказательства в спорный период (2018 год) у истца отсутствовали, суду не представлены.
Территории, не оформленные в установленном порядке в качестве земельного участка, поверхностный сток с которых поступает в централизованные системы водоотведения, допускается определять на основании данных геоинформационных систем о канализованной площади с учетом расположения земельных участков относительно централизованных систем водоотведения (внутриплощадочных канализационных сетей) в пределах кратчайшего расстояния 50 метров в обе стороны от системы водоотведения (канализационной сети) (пункт 13 Методических рекомендаций). При этом, согласно пункту 49 Контракта предусмотрено, что отведение поверхностных сточных вод осуществляется без непосредственного подключения к централизованной системе водоотведения.
Однако, указанные выше обстоятельства истцом не доказаны, надлежащие в понимании АПК РФ доказательства не представлены.
Кроме того, установленная Контрактом твердая цена на услуги водоснабжения и водоотведения оплачена в полном размере, то есть обязательства ответчиком исполнены надлежащим образом.
Истцом не представлены в материалы дела акты на оказание услуг по приему (отведению) поверхностных сточных вод, равно как и доказательства их направления в адрес ответчика, а также их подписания либо отказа в подписании ответчиком.
Фактическое оказание услуг вне рамок заключенного Контракта истцом также не доказано.
Все представленные истцом в материалы дела доказательства, подтверждающие оказание услуг по сбору и транспортированию поверхностных сточных вод,составлены в 2019 году в рамках иного контракта от 25.07.2019 N 31/К. Надлежащие доказательства оказания услуг в 2018 году в рамках контракта от 05.02.2018 N 31/К истец не имеет, суду не представил.
На основании вышеизложенного, исковые требования о взыскании основной задолженности удовлетворению не подлежат.
Кроме того, истец просит взыскать пеню в размере 5971,23 рублей.
Поскольку суд первой инстанции и судебная коллегия апелляционной инстанции пришли к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, не подлежат удовлетворению и производные от него требования о взыскании пени.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд отмечает, что они подлежат отклонению по следующим основаниям.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ответчик обязан оплатить услугу на прием поверхностных сточных вод сверх договорной цены не принимается судом, поскольку, как указывалось ранее, доказательств оказания такой услуги истец не имеет, суду не представил, равно как и фактическое оказание такой услуги вне рамок заключенного сторонами Контракта.
Довод о подтверждении подключения канализационных сетей ответчика, через которые осуществляется прием поверхностных сточных вод в централизованную систему водоотведения истца не принимается судом, поскольку относится к иному контракту и отведению поверхностных сточных вод в более поздний период - в 2019 году.
Кроме того, истцом не доказан факт попадания атмосферных осадков в централизованную систему водоотведения в виде дождевых, талых, инфильтрационных вод.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выражают несогласие с выводами суда, сделанными на основе установленных по материалам настоящего дела обстоятельств, не подтверждается надлежащими доказательствами. Правовая позиция ответчика противоречит вышеприведенным нормам материального права, регулирующим вопросы водоотведения и коммерческого учета поверхностных сточных вод, сводятся к толкованию норм права. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы Учреждения отсутствуют.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права. Нарушение норм процессуального законодательства, влекущее безусловную отмену судебного акта, допущено не было.
Таким образом, обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют, апелляционная жалоба Учреждения удовлетворению не подлежит.
Согласно нормам статей 110, 112 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины не подлежат возмещению заявителю жалобы в случае отказа в ее удовлетворении.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд -
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 15 июня 2020 года по делу N А83-12200/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.А. Рыбина |
Судьи |
А.В. Зарубин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-12200/2018
Истец: ГУП РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ВОДА КРЫМА", Джанкойский филиал Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Вода Крыма"
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРАСНОГВАРДЕЙСКАЯ ШКОЛА N1" КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Третье лицо: Управление образования Администрации Красногвардейского района Республики Крым