г. Москва |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А41-36488/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от АО "ТРАНСИНЖСТРОЙ" (ОГРН: 1027700003803, ИНН: 7701011412, - Рушкин М.А. представитель по доверенности от 17.02.20 г.;
от Комитета лесного хозяйства Московской области (ИНН 5024129468 ОГРН 1125024004918)- Дюдяков Д.И. представитель по доверенности от 24.12.19 г.
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области (ИНН: 7716642273 ОГРН: 1097746296977) представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ФГБУ "ФКП Росреестра" (ИНН 7705401340, ОГРН 10277004857570)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 7727270299 ОГРН 1047727043561)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации городского округа Балашиха - представитель не явился, извещен.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298) на решение Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2020 года по делу N А41-36488/20,
по иску Федерального агентства лесного хозяйства к акционерному обществу "ТРАНСИНЖСТРОЙ", об исправлении реестровой ошибки в сведениях о координатах границ земельного участка с КН 50:15:0070301:4., третьи лица: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации в Московской области, ФГБУ "ФКП Росреестра", Комитет лесного хозяйства Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее -Рослесхоз), обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к акционерному обществу "ТРАНСИНЖСТРОЙ" (далее - "ТРАНСИНЖСТРОЙ") об исправлении реестровой ошибки в сведениях о координатах границ земельного участка с КН 50:15:0070301:4.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Комитет лесного хозяйства Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.,
Решением Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2020 года по делу N А41-36488/20 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Рослесхоз обратился в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Представитель комитета доводы апелляционной жалобы поддержал.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей ответчика и Комитета, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в соответствии с заключением ФГБУ "Рослесинфорг" N 126 при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:15:0070301:4 пересекаются с землями лесного фонда Московской области, Ногинского лесничества, Кучинского участкового лесничества, квартал 74, выделы 3, 18, квартал 78, выделы 13, 14, 15, 41. Площадь пересечения - 3 766 кв.м.
В соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 50:15:0070301:4 находится по адресу: Московская область, город Балашиха, ул. Лесопарковая, владение 14, площадь 88 335 кв.м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; вид разрешенного использования: для размещения производственной базы; данные о правообладателе: АО "Трансинжстрой", вид права: собственность.
В отношении земельного участка установлено прочее ограничение прав (обременение) в пользу Администрации городского округа Балашиха Московской области.
Учитывая, что спорный земельный участок сформирован и поставлен на учет 21.09.1993 и частично расположен в границах Московской области, Ногинского лесничества, Кучинского участкового лесничества, квартала 74, выделы 3, 18, квартала 78, выделы 13, 14, 15, 41, а также полагая, что при постановке спорного земельного участка на кадастровый учет допущена реестровая ошибка, истец обратился с настоящими требованиями в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционных жалобах Рослесхоз, указывает на то, что представленные доказательства подтверждают отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными в силу следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, картеплане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим
Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 61 названного Федерального закона в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда.
В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество. Из материалов дел следует, что спорный земельный участок, в отношении которого заявлены исковые требования об исправлении реестровой ошибки в сведениях о координатах его границ, принадлежит на праве собственности ответчику.
Удовлетворение настоящего искового заявления и последующее в связи с этим внесение изменений в сведения ЕГРН о границах принадлежащего ответчику земельного участка повлекут прекращение зарегистрированного за ответчиком права собственности на часть этого земельного участка.
Избрание истцом ненадлежащего способа защиты права ввиду отсутствия надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии реестровой ошибки при определении границ спорных земельных участков.
Истец, заявляя требования об исправлении реестровой ошибки путем исключения из границ спорных земельных участков площади пересечений, фактически оспаривает право собственности АО "ТРАНСИНЖСТРОЙ" на спорную часть земельного участка.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
Требование об установлении границ земельного участка направлено на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной его части. Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты.
Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости.
Надлежащим ответчиком по искам об установлении границ земельного участка является смежный землепользователь, то есть лицо, обладающее смежными земельными участками, в том числе на праве собственности.
В предмет доказывания по иску об установлении границ земельного участка входят: наличие у истца установленных положениями действующего законодательства и законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, оснований приобретения данного права на земельный участок, подтверждение факта возникновения у истца права собственности на земельный участок в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Следовательно, надлежащим исковым требованием в рассматриваемой ситуации является требование истца об установлении границ принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в указанной в исковом заявлении площади и именно в указанных в исковом заявлении границах.
Правовым последствием удовлетворения исковых требований об установлении границ земельного участка истца может явиться исключение из ЕГРН сведений о границах (характерных точек границ) земельного участка ответчика в части пересечения с установленными судом границами земельного участка истца, внесение в ЕГРН сведений об установленных судом границах земельного участка истца, новых границах земельного участка ответчика. Вместе с тем, истцом требований об установлении границ земельного участка не заявлено, в то время как у суда отсутствуют основания для самостоятельного изменения предмета иска.
С учетом изложенного, исходя из предмета и основания заявленных истцом требований, суд приходит к выводу, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Кроме того, в соответствии со ст. 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств. Статья 7 Лесного кодекса РФ предусматривает, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 8 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно п. 1, 3 и 4 ст. 23 Лесного кодекса РФ лесничества являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В составе лесничеств могут создаваться участковые лесничества.
Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств, участковых лесничеств является текстовое и графическое описание местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статья 68.1 Лесного кодекса РФ предусматривает, что проектирование лесничеств осуществляется в предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса целях установления основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
При проектировании лесничеств осуществляются: установление площади лесничеств; проектирование участковых лесничеств (в случае принятия решения об их создании); определение квартальной сети; установление границ лесничеств.
В соответствии со ст. 70.1 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.
Статья 92 Лесного кодекса РФ устанавливает, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии). Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В материалы дела истцом не представлено доказательств внесения в ЕГРН сведений о границах Ногинского лесничества, Кучинского участкового лесничества, а также о границах лесных участков, на которые, как полагает истец, идет наложение спорного земельного участка.
Следовательно, истцом не доказано наложение спорного земельного участка на земли лесного фонда. Представленное истцом заключение ФГБУ "Рослесинфорг" само по себе без проведения специальных исследований (экспертизы) по установлению границ земель лесного фонда на основании первичной лесоустроительной документации не свидетельствует о наличии наложения спорного земельного участка на земли лесного фонда.
При этом из выписки из ЕГРН не усматривается наличие пересечений с иными участками, в том числе с землями лесного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Пунктом 2 части 6 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" предусмотрено, что положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Согласно ч. 4 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
Пунктом 2 части 6 ст. 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что положения части 4 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
Из материалов дела усматривается, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за ответчиком 22.09.2010 на основании постановления Администрации городского округа Балашиха N 129/5-ПА от 16.02.2010 и договора купли-продажи земельного участка N 30 от 12.08.2010. Границы земельного участка утверждены постановлением главы городского округа Балашиха от 23.04.2008 N 319/5.
При этом в указанных документах содержится информация о том, что на данном земельном участке находятся принадлежащие на праве собственности ответчику объекты недвижимости.
Их перечень приведен в п. 1.2 договора купли-продажи земельного участка.
Таким образом, поскольку право собственности ответчика на земельный участок с кадастровым номером 50:15:0070301:4 зарегистрировано до 1 января 2016 года, на спорном земельном участке расположены принадлежащие ответчику объекты недвижимости, постольку границы лесных участков должны быть определены в соответствии с описанием местоположения границ спорного земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН.
Принадлежность такого земельного участка к определенной категории земель определяется также в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, то есть участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылаются, а именно, что спорный земельный участок сформирован на землях лесного фонда и имеется пересечение границ участка лесного фонда и спорного земельного участка.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 04 сентября 2020 года по делу N А41-36488/20 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-36488/2020
Истец: Федеральное агенство лесного хозяйства
Ответчик: АО "ТРАНСИНЖСТРОЙ"
Третье лицо: Администрация городского округа г. Балашиха, КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Росреестра по МО, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"