г. Москва |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А40-223681/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева,
судей О.Г. Головкиной, Н.И. Левченко,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Д.Г. Кургановым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "ГЦСП МВД России"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 июля 2020 года по делу N А40-223681/2019, принятое судьей Козловским В.Э.
по иску ОАО "РЖД"
к ФКУ "ГЦСП МВД России"
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Кожевников С.В. по доверенности от 15.07.2020
от ответчика: извещен, представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Федеральному казенному учреждению (ФКУ) "ГЦСП МВД России" о взыскании долга в размере 515 423 руб. 61 коп.
Решением суда от 31.07.2020 иск удовлетворен.
Ответчик не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь неверное определение истцом размера ставок при пользовании вагонов для воинских перевозок.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (Головной исполнитель) и Федеральным казённым учреждением "Главный центр специальных перевозок Министерства внутренних дел Российской Федерации" (Государственный заказчик) заключен Государственный контракт на оказание услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных грузовых перевозок N 3432792 от 06.05.2019, в соответствии которым ОАО "РЖД" обязуется организовать и осуществить во внутригосударственном сообщении, в том числе по инфраструктурам железнодорожного транспорта общего пользования, не принадлежащим Головному исполнителю, воинские и специальные железнодорожные грузовые перевозки в вагонах и контейнерах в интересах Государственного заказчика и Получателей услуг, в том числе с привлечением для указанных перевозок подвижного состава и контейнеров порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", а также дополнительные услуги, связанные с 2 выполнением воинских грузовых перевозок и перевозку домашних вещей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.
Согласно п. 5.4 Контракта начисление провозной платы за воинские и специальные грузовые перевозки, платы за привлечение подвижного состава, плат и сборов за дополнительные операции и услуги, производится по ставкам и тарифам, установленным для железнодорожного транспорта во внутригосударственном сообщении, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2016 N 1590.
Как указано в абз. 3 п. 1 постановлении Правительства от 31.12.2016 N 1590, до вступления в силу акта Федеральной антимонопольной службы, устанавливающего указанный порядок проведения аукциона (у владельцев железнодорожного подвижного состава и контейнеров), привлечение железнодорожного подвижного состава и контейнеров для оказания услуг, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, производится на условиях публичной оферты.
Разногласия сторон сводятся к тому, что ОАО "РЖД" производит начисление платы за воинские грузовые перевозки по ставкам, действующим до апреля 2017 года, так как увеличение ставок в течение 2017 года не было закреплено нормами действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает правомерным удовлетворение судом первой инстанции исковых требований, а доводы апелляционной жалобы - подлежащими отклонению.
Пунктом 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 установлено, что для оказания услуг, предусмотренных пунктами 1 и 2 Указа Президента Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 678 "Об определении единственных исполнителей услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок", железнодорожный подвижной состав и контейнеры привлекаются единственными исполнителями услуг, определенными данным Указом, на основании аукциона у владельцев железнодорожного подвижного состава и контейнеров. Порядок проведения этого аукциона, включая порядок определения стартовой цены привлечения железнодорожного подвижного состава и контейнеров, определяется Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании следующего.
В предусмотренных законом случаях начисление плат и сборов производится по правилам и ставкам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов, сборов и плат с учетом "Особенностей тарификации воинских и специальных перевозок", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
В соответствии с п. 3 "Особенностей тарификации воинских и специальных перевозок", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 31.12.2016 N 1590, под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с Законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 коэффициент индексации тарифов по воинским перевозкам составлял 3,043.
Ежегодно, приказами ФАС России устанавливаются коэффициенты индексации тарифов, применяемые к базовым ставкам тарифов, умноженных на коэффициенты индексации тарифов, установленные регулирующими органами к предыдущему периоду.
Расчет платы на перевозку грузов и порожних вагонов производится на основании Прейскуранта 10-01 ("Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденное Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5.
В целях поддержания экономически обоснованного уровня тарифов ФАС России ежегодно проводит индексацию тарифов, установленных Прейскурантом 10-01.
Индексация тарифов на перевозку коммерческих грузов и воинских грузов до 31.12.2016 осуществлялась раздельно, т.е. тарифы на коммерческие грузы индексировались одними приказами ФАС России, а тарифы на перевозку воинских грузов индексировались другими приказами ФАС России.
В декабре 2016 года ситуация с индексацией тарифов изменилась.
В соответствии с п. 10 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 02.12.2016 N ДМ-П9-71пр было дано поручение: "Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковичу совместно с Минтрансом России, Минфином России, Минобороны России, МВД России, Росгвардией до 30 декабря 2016 г. обеспечить принятие постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по организации воинских и специальных железнодорожных перевозок" предусматривающего закрепление равных тарифных условий на перевозку воинских и коммерческих грузов".
31.12.2016 принято постановление Правительства Российской Федерации N 1590 "Об оказании услуг по организации и осуществлению воинских и специальных железнодорожных перевозок".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 были утверждены Особенности тарификации воинских и специальных железнодорожных перевозок.
В соответствии с п. 1 особенностей тарификации установлено, что оно применяется при организации и осуществлении воинских и специальных железнодорожных перевозок в железнодорожном подвижном составе и устанавливает особенности расчетов при оказании услуг по организации и осуществлению таких перевозок по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования.
В соответствии с п. 3 особенностей тарификации установлено, что под действующим тарифом понимаются размеры тарифа, сбора и платы за услуги железнодорожного транспорта, действующие на момент перевозки, предусмотренные соответствующим тарифным руководством и определенные с учетом применения к базовым ставкам таких тарифов, сборов и платы коэффициента индексации, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта (далее - коэффициент индексации тарифов).
В соответствии с п. 1 постановления установлено, что действие настоящего постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.
Таким образом, в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590, принятым во исполнение протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева, с 01.01.2017 воинские и коммерческие перевозки должны тарифицироваться по единому тарифу - тарифу, установленному на текущий год для всех пользователей услуг железнодорожного транспорта.
Кроме того, заключенным сторонами госконтрактом прямо установлено, что тариф за перевозку рассчитывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2016 N 1590 и, следовательно, применим общий порядок индексации, установленный приказами ФАС России от 10.12.2015 N 1226/15, от 09.12.2016 N 1747/16.
Таким образом, ответчиком не приведено доводов, которые могли бы освободить его от уплаты вышеуказанной задолженности.
Учитывая изложенное, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда от 31.07.2020, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 июля 2020 года по делу N А40-223681/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-223681/2019
Истец: ОАО "РЖД" в лице Горьковской железной дороги
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"