г. Москва |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А41-25204/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ТСН "ТСЖ "Школьный 20": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ГЖИ МО: Крюков Д.А. по доверенности от 17.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от Горбуновой Г.В.: представитель не явился, извещена надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Школьный 20"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 25 августа 2020 года по делу N А41-25204/20,
по заявлению товарищества собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Школьный 20"
к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьего лица: Горбуновой Галины Васильевны
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников недвижимости "Товарищество собственников жилья "Школьный 20" (далее - ТСН "ТСЖ "Школьный 20", заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГЖИ МО) о признании незаконным предписания от 11.12.2019 N 080Г/26-1302-79-26-2019.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Горбунова Галина Васильевна.
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2020 года по делу N А41-25204/20 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 103-108).
Не согласившись с данным судебным актом, ТСН "ТСЖ "Школьный 20" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ТСН "ТСЖ "Школьный 20" и Горбуновой Г.В., извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ГЖИ МО возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя ГЖИ МО, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11 декабря 2019 года ГЖИ МО на основании распоряжения от 14.11.2019 N 08ОГ/26-1302-79-26-2019 с целью проверки информации изложенной в обращении гражданина в отношении ТСН "ТСЖ "Школьный 20" проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правильности осуществления перерасчета платы за коммунальные услуги в жилом доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Черноголовка, Школьный б-р, д. 20, в ходе которой было установлено следующее:
- ТСН "ТСЖ "Школьный 20" не приняты меры по соблюдению требований п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при перерасчете платы за коммунальные услуги для квартиры N 63 за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению определяется по формуле 23 приложения N 2 к Правилам;
- ТСН "ТСЖ "Школьный 20" не приняты меры по соблюдению требований п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при перерасчете платы за коммунальные услуги для квартиры N 63 за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года, а именно: при изменении объема тепловой энергии, потребленной на горячее водоснабжение, не изменен объем тепловой энергии на отопление;
- ТСН "ТСЖ "Школьный 20" выполнен расчет платы за коммунальные услуги для квартиры N 63 за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года на трех человек при одном зарегистрированном без заявления собственника и акта, подтверждающего временное проживание иных граждан, чем нарушены требования пунктов 57.1, 58 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Результаты проверки подробно изложены в акте проверки от 11.12.2019 N 08ОГ/26-1302-79-26-2019 (т. 1л. д. 8-10).
По результатам проверки ГЖИ МО в отношении ТСН "ТСЖ "Школьный 20" выдано предписание от 11.12.2019 N 08ОГ/26-1302-79-26-2019, которым на товарищество возложена обязанность в срок до 24.02.2020 устранить выявленные нарушения, а именно:
- выполнить перерасчет платы за горячее водоснабжение для квартиры N 63 за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года, с учетом нормативов потребления на подогрев;
- сделать перерасчет платы за отопление для квартиры N 63 за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года, с учетом изменения объема тепловой энергии, израсходованной на отопление, в соответствии с приложением N 2 к акту проверки от 11.12.2019 N 08ОГ/26-1302-79-26-2019;
- выполнить перерасчет платы за коммунальные услуги для квартиры N 63 за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года по количеству зарегистрированных граждан (т. 1 л. д. 7).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ТСН "ТСЖ "Школьный 20" в сфере предпринимательской деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с требованиями подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Пунктом 36 Правил N 354 предусмотрено, что расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В силу пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды
Согласно пункту 26 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении определяется по формуле 23:
Р =Viп х Тхв + Qi" х Тт/э
где: Viп - объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:
- в жилом помещении - исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
- в нежилом помещении - из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;
Тхв - компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);
Qi" - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;
Тт/э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).
Как следует из материалов дела, спорный многоквартирный дом оборудован коллективным прибором учета и в доме установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, в связи с чем, при расчетах платы за отопление подлежит применению формула 23.
Вместе с тем, расчет платы за горячее водоснабжение производился товариществом, исходя из фактического потребления коммунального ресурса с применением неверного коэффициента - 0,55314, утвержденного на общем собрании собственников помещений МКД в 2004 году, при этом утверждение указанного коэффициента входит в компетенцию Министерства ЖКХ Московской области; норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, на территории городского округа Черноголовка Московской области в размере 0,0648 Гкал на 1 куб. м. утвержден Распоряжением Министерства ЖКХ Московской области от 20.06.2017 N 91-РВ, который согласно пункту 2 указанного Распоряжения определен расчетным методом и вводится в действие с 01.07.2017; до 01.07.2017 на территории г.о. Черноголовка Московской области действовал норматив, согласованный главой муниципального образования "Городской округ Черноголовка", что подтверждается постановлением Главы муниципального образования "Городской округ Черноголовка" Ногинского района Московской области от 21.02.2002 г. N 79 "О введении новых ставок оплаты жилья и коммунальных услуг для граждан, проживающих в муниципальном жилом фонде".
Таким образом, осуществление расчета платы за горячее водоснабжение производилось ТСН "ТСЖ "Школьный 20" с нарушением требований действующего законодательства.
При этом данные, указанные в расчете заявителя не совпадают в данных единого платежного документа, выставляемого собственнику спорного помещения МКД.
В соответствии с пунктом 42(1) Правил оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего - пятого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
Как правильно установлено судом первой инстанции, обществом в нарушение вышеуказанных требований при перерасчете платы за коммунальные услуги для квартиры N 63, расположенной в спорном многоквартирном доме, за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года при изменении объема тепловой энергии, потребленной на горячее водоснабжение, объем тепловой энергии на отопление не изменило.
Ссылки заявителя на то, что товариществом уже производился перерасчет платы за коммунальные услуги на основании предписания ГЖИ МО от 01.02.2018 N 080Г/26-150-79-26-2018 обоснвоанно отклонены судом первой инстанции, поскольку основания для выдачи оспариваемого предписания отличны от оснований выдачи предписания от 01.02.2018; требования предписания от 01.02.2019 были направлены на осуществление перерасчета в отношении неопределенного круга лиц, в данном рассматриваемом случае проверка ГЖИ МО была осуществлена на основании собственника квартиры N 63, расположенной в спорном многоквартирном доме и предписание от 11.12.2019 N 080Г/26-1302-79-26- 2019 было выдано товариществу с требованием осуществить перерасчет платы за горячее водоснабжение и отопление только в отношении квартиры N 63.
В силу пункта 57.1 Правил N 354 дата начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении для применения при расчете платы за коммунальные услуги и проведения в случае необходимости перерасчетов за прошлые периоды указывается в заявлении собственника (постоянно проживающего потребителя) о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями. При отсутствии такого заявления или при отсутствии в таком заявлении даты начала проживания временно проживающих лиц в жилом помещении такой датой считается 1 -е число месяца даты составления акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт составляется в порядке, определенном пунктом 56(1) настоящих Правил.
В заявлении собственника или постоянно проживающего потребителя о пользовании жилым помещением временно проживающими потребителями должны быть указаны фамилия, имя и отчество собственника или постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, о датах начала и окончания проживания таких потребителей в жилом помещении. Такое заявление направляется исполнителю собственником или постоянно проживающим потребителем в течение 3 рабочих дней со дня прибытия временно проживающих потребителей.
Пунктом 58 Правил N 354 предусмотрено, что количество временно проживающих в жилом помещении потребителей определяется на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 настоящих Правил, и (или) на основании составленного исполнителем в соответствии с пунктом 56(1) настоящих Правил акта об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Вместе с тем, ТСН "ТСЖ "Школьный 20" выполнен расчет платы за коммунальные услуги для квартиры N 63 за период с сентября 2016 года по апрель 2018 года на трех человек при одном зарегистрированном без заявления собственника и акта, подтверждающего временное проживание иных граждан.
Согласно свидетельств о государственной регистрации прав собственниками квартиры N 63, расположенной по адресу: Московская обл., г. Черноголовка, Школьный б-р, д. 20, являются гр. Горбунова Г.В. и Горбунов Д.К.
В указанной квартире зарегистрирована только гр. Горбунова Г.В.; гр. Горбунов Д.К. и гр. Горбунова Я.Д. постоянно зарегистрированы по адресу: Московская обл., г. Ногинск - 9, ул. Адмирала Нахимова, д. 3, кв. 5, что подтверждается выпиской из домовой книга на данную квартиру (т. 1 л. д. 136).
Также факт проживания гр. Горбунова Д.К. и гр. Горбуновой Я.Д. по адресу: Московская обл., г. Ногинск - 9, ул. Адмирала Нахимова, д. 3, кв. 5 подтверждается справкой УУП ОП по г.о. Черноголовка МУ МВД России "Ногинское".
Доказательств обратного заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено.
Таким образом, перерасчет платы за коммунальные услуги, в том числе за горячее водоснабжение и отопление был произведен заявителем с нарушением установленного Правилами предоставления коммунальных услуг порядка.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обжалуемое предписание является законным и подлежит удовлетворению.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 августа 2020 года по делу N А41-25204/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25204/2020
Истец: Горбуновой Галины Васильевны, ТСЖ ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ НЕДВИЖИМОСТИ " "ШКОЛЬНЫЙ 20"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"