г. Пермь |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А60-20128/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 ноября 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего О.В. Лесковец, судей Н.П. Григорьевой, О.В. Сусловой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.А. Сергеевой,
при неявке лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "А-Строй", на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2020 по делу N А60-20128/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "А-Строй" (ОГРН 1146671024477, ИНН 6671464185)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга
о признании решения регистрирующего органа недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "А-Строй" (далее - ООО "А-Строй", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Инспекция, ИФНС) N 73566А от 31.12.2019 об отказе в государственной регистрации ООО "А-Строй" в связи с ликвидацией юридического лица, о возложении на заинтересованное лицо обязанности внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о государственной регистрации ООО "А-Строй" в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 20.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с принятым решением не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявление удовлетворить, указывая на то, что доказательства направления заинтересованным лицом ликвидатору общества требования о включении спорной задолженности в ликвидационный баланс отсутствуют, следовательно, полагает, что у ликвидатора отсутствовала обязанность по ее включению в баланс.
Считает, что налоговый орган в установленный законом срок не предъявил своих требований к ликвидатору общества, в связи чем его требования считаются погашенными. Полагает, что суд первой инстанции проигнорировал позицию заявителя и не дал оценку бездействию инспекции в части реализации права на предъявление требований к ликвидационной комиссии о включении в промежуточный ликвидационный баланс, наряду с этим, сделав вывод о нарушении заявителем порядка ликвидации.
В отношении порядка отправки налоговым органом требования об уплате штрафов, ООО "А-Строй" ссылается на то, что необходимо было получить подтверждение налогоплательщика о его получении, в ином случае такое уведомление нельзя считать надлежащим. В материалы дела представлена лишь выписка, содержащая информацию о направлении требований обществу в период с 06.07.2018 по 09.01.2019, то есть за полгода до начала ликвидационных процедур.
Утверждает, что вопреки требованиям Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-78/200@ (далее - Порядок), ни квитанций о приеме (получении) требований обществом (налогоплательщиком), ни документов, подтверждающих их последующее почтовое отправление, Инспекцией в суд не представлено.
Инспекция против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по мотивам отзыва, считает, что суд первой инстанции верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, а обжалуемое решение является обоснованным и правомерным.
Указывает, что 24.12.2019 в адрес Инспекции 24.12.2019 ликвидатором общества направлен пакет документов (вх. N 73566А) в отношении ООО "А-Строй" на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, не соответствующий требованиям законодательства и содержащий недостоверные сведения.
Обращает внимание на то, что по состоянию на 26.12.2019 у ООО "А-Строй" имеется задолженность по уплате налоговых санкций в сумме 3200 руб. Основанием к начислению налоговых санкций послужило несвоевременное представление обществом расчета по страховым взносам за 2017 год, 1 квартал 2018 года, сведений о среднесписочной численности за 2017 год, в связи с чем, ООО "А-Строй" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), п.1 ст. 126 НК РФ соответственно. Акты камеральной налоговой проверки (далее - КНП), решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренные п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ, требования об уплате задолженности ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга направлены в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи.
Регистрирующий орган настаивает на том, что вопреки доводам заявителя, инспекцией представлены надлежащие и достаточные доказательства, подтверждающие соблюдение налоговым органом порядка направления требований и уведомления заявителя о наличии налоговой задолженности.
По мнению заинтересованного лица, общество на 23.12.2019 достоверно располагало сведениями о размере задолженности по штрафным санкциям и ее основаниях, однако, имеющуюся сумму задолженности не уплатило, расчетов с кредитором (бюджетом) не завершило, сведения о задолженности в ликвидационном балансе не отразило, представив тем самым для целей государственной регистрации ликвидационный баланс по состоянию на 23.12.2019, содержащий недостоверные сведения (отсутствуют данные о какой-либо задолженности), тогда как достоверность сведений является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Указывает, что обществом не представлено доказательств исполнения обязанности по уплате задолженности до составления ликвидационного баланса. Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам на момент сдачи промежуточного ликвидационного баланса заявителем не предоставлена.
Считает, что сам по себе факт публикации в органах печати информации о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, а также внесение регистрирующим органом в ЕГРЮЛ сведений о начале ликвидационной процедуры, не свидетельствуют о соблюдении ликвидатором установленного законом порядка ликвидации.
Поскольку представленные ликвидатором документы содержали недостоверные сведения, Инспекцией 31.12.2019 принято обоснованное решение об отказе в государственной регистрации.
Заявитель обращает внимание суда на то, что жалоба заявителя, обратившегося в вышестоящий регистрирующий орган в связи с несогласием с принятым регистрирующим органом решением об отказе в государственной регистрации от 31.12.2019, оставлена без удовлетворения. При этом Управлением в своем решении отмечено, что представленный на регистрацию ликвидационный баланс на 23.12.2019 в нарушение ст. 63 ГК РФ не утвержден учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшем решение о ликвидации юридического лица.
Заявленное ИФНС ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителей рассмотрено судом в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено (ст. 156 АПК РФ).
Арбитражный суд апелляционной инстанции счел возможным на основании ст. 123, 156 (частей 1, 3), 266 (части 1) АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о судебном процессе.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 09.10.2019 в ЕГРЮЛ в отношении ООО "А-Строй" внесена запись о принятии юридическим лицом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.
Соответствующее объявление о принятии решения о ликвидации ООО "А-Строй" и об установлении двухмесячного срока для предъявления требований кредиторов опубликовано в Вестнике государственной регистрации 23.10.2019 N 42(758)2019.
По истечении срока на предъявление требований 23.12.2019 ликвидатором общества составлен ликвидационный баланс.
24.12.2019 ликвидатор ООО "А-Строй" обратился в ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга с заявлением о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (вх.N 73566А), приложив к указанному заявлению итоговый ликвидационный баланс по состоянию на 23.12.2019.
По результатам рассмотрения представленных документов заинтересованным лицом принято решение N 73566А от 31.12.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО "А-Строй" в связи с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения, а именно: у общества имеется задолженность по налоговым платежам, не отраженная в ликвидационном балансе.
Решение от 31.12.2019 обжаловано ООО "А-Строй" в вышестоящий орган, который решением от 17.03.2020 жалобу общества признал необоснованной.
Не согласившись с принятым решением регистрирующего органа, ООО "А-Строй" обратилось в арбитражный суд, настаивая на признании ненормативного акта ИФНС по Верх-Исетскому району г. Екатеринбурга от 31.12.2019 недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции руководствовался ст. 61, 63 ГК РФ, ст. 119, 126 НК РФ, ст. 8, 9, 21, 23 Закона N 129-ФЗ, правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, и исходил из того, что в представленном обществом на регистрацию ликвидационном балансе по состоянию на 23.12.2019 отсутствуют сведения о какой-либо кредиторской задолженности. Вместе с тем, у общества имеется задолженность по уплате налоговых санкций, начисленная по п. 1 ст. 119 НК РФ, п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 3200 руб. за несвоевременное представление обществом расчета по страховым взносам за 2017 год, 1 квартал 2018 года, сведений о среднесписочной численности за 2017 год.
При этом суд первой инстанции отметил, что акты камеральной налоговой проверки, решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, требования об уплате задолженности ИФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга направлены в адрес налогоплательщика по телекоммуникационным каналам связи.
Поскольку обоснованность принятия решений налогового органа о привлечении к налоговой ответственности в установленном НК РФ порядке обществом не оспорены, суд первой инстанции исходил из наличия у заявителя задолженности перед бюджетом по уплате штрафов в размере 3200 руб.
Заключив, что заявитель на 23.12.2019 достоверно располагал сведениями о размере задолженности по штрафным санкциям и ее основаниях, однако, имеющуюся сумму задолженности не уплатил, расчетов с кредитором (бюджетом) не завершил, сведения о задолженности в ликвидационном балансе не отразил, представив тем самым для целей государственной регистрации ликвидационный баланс, содержащий недостоверные сведения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленное на регистрацию заявление по форме N Р16001 содержало недостоверные сведения, в связи с чем 31.12.2019 инспекцией принято законное и обоснованное решение об отказе в государственной регистрации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 и ст. 201 АПК РФ ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
При ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, формирующие соответствующую часть государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию.
Установленный ст. 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии не исполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12, от 05.03.2013 N 14449/12).
Пунктом 2 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что по окончании срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу п. 5, 8 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами; ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Из изложенного следует, что порядок ликвидации юридического лица направлен на обеспечение интересов кредиторов ликвидируемого юридического лица и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица. Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно, соответственно, представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации.
В соответствии с подпунктом "х" пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается также и в случае несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации.
Из указанного следует, что сама по себе подача в регистрирующий орган документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 21 настоящего закона, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на момент утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса обществу и его ликвидатору было известно о неисполненных перед налоговом органом обязательствах, однако документы на ликвидацию поданы обществом в регистрирующий орган без учета данной задолженности перед бюджетом.
Поскольку на момент подачи ликвидатором общества в регистрирующий орган соответствующего пакета документов, заявитель имел непогашенную задолженность перед бюджетом в размере 3200 руб., то ликвидационный баланс от 23.12.2019 содержит недостоверные сведения, в связи с чем считается не представленным.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 упомянутого закона, следовательно, оспариваемое решение регистрирующего органа является законным и отмене не подлежит.
Доводы заявителя о необходимости направления заинтересованным лицом ликвидатору общества требования о включении спорной задолженности в ликвидационный баланс, об отсутствии со стороны налогового органа таких действий и, соответственно, об отсутствии у ликвидатора обязанности по ее включению в баланс, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как основанные на неверном толковании апеллянтом норм гражданского законодательства. В силу закона именно на ликвидаторе лежит обязанность по выявлению кредиторов и их уведомлению в письменной форме о ликвидации юридического лица (ст. 63 ГК РФ), при этом публикация сведений о предстоящей ликвидации в Вестнике государственной регистрации не освобождает ликвидатора от обязанности уведомления имеющихся кредиторов.
Утверждения апеллянта о том, что в деле отсутствуют надлежащие доказательства направления налоговым органом требований об уплате штрафов в адрес ООО "А-Строй" и их получения налогоплательщиком, апелляционной коллегией признаются несостоятельными.
Пунктом 7 Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора страховых взносов, пени, штрафа, процентов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного Приказом ФНС России от 27.02.2017 N ММВ-78/200@ (далее - Порядок) установлено, что участники информационного обмена не реже одного раза в сутки проверяют поступление требований и технологических электронных документов.
Согласно пункту 11 Порядка требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) налогоплательщика. При получении налоговым органом квитанции о приеме требования датой его получения налогоплательщиком в электронной форме по ТКС считается дата, указанная в квитанции о приеме (пункт 12).
Требование не считается принятым налогоплательщиком, если ошибочно направлено налогоплательщику либо если в нем отсутствует (не соответствует) КЭП, позволяющая идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Как следует из материалов дела и не опровергнуто заявителем, выставленные в адрес общества требования, были направлены по ТКС, в подтверждение чего Инспекцией получены квитанции (извещение о получении электронного документа).
Доказательств того, что сертификат ключа подписи отозван, налогоплательщиком в материалы дела не представлено. Кроме того, подача налоговой и иной отчетности самим налогоплательщиком также осуществлялась по ТКС с применением этого же ключа.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы об отсутствии подтверждения получения обществом требований подлежат отклонению.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что на дату рассмотрения апелляционной жалобы уплата штрафов обществом не произведена.
Таким образом, суд первой инстанции правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, в связи с чем, оснований для отмены судебного акта суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы возлагаются на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2020 по делу N А60-20128/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.В. Лесковец |
Судьи |
Н.П. Григорьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-20128/2020
Истец: ООО "А-СТРОЙ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВЕРХ-ИСЕТСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА