г. Ессентуки |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А25-1063/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 ноября 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Афанасьевой Л.В., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при участии в судебном заседании представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике - Безгубова И.А. (доверенность от 13.04.2018), в отсутствие иных лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Калугиной У.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.08.2020 по делу N А25-1063/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Черкесск" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление, антимонопольный орган, административный орган) о признании незаконным постановления от 02.04.2019 N 774-1/15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 51-а, согласно которому Общество было признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ с наложением на общество административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.08.2020 требования общества удовлетворены; суд первой инстанции признал незаконным и отменил постановление управления от 02.04.2019 N 774-1/15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 51-а.
Решение мотивировано тем, что представленными в материалах дела доказательствами (распиской Лепшоковой Р.М. от 27.09.2018 о получении двух экземпляров подписанного обществом проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, сопроводительным письмом общества от 09.01.2019 N 1/7-03 в Прокуратуру КЧР) в совокупности опровергается изложенный в справке сотрудника управления Татаршаовой Л.М., постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемом постановлении управления вывод о наличии события административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в отсутствии подписания обществом (исполнителем) в срок до 27.09.2018 включительно проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения и направления проекта договора в адрес заявителя Лепшоковой Р.М.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что Правила не содержат запрета для заявителя на одновременное представление исполнителю запроса о предоставлении технических условий и заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Не согласившись с принятым решением, антимонопольный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его необоснованность. Заявитель считает, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает о возможности исполнителя не принимать заявку, если она подана заявителем одновременно с запросом о предоставлении технических условий; технические условия выданы Лепшоковой Р.М. 18.10.2018 и только с этого момента можно вести речь о возможности для сторон заключить договор на подключение объекта капитального строительства; наличие расписок о получении ранее на руки Лепшоковой Р.М. проекта договора, свидетельствует о невозможности совершения соответствующих действий, ввиду того, что техническая возможность подключения объекта определена 18.10.2018.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя антимонопольного органа, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Общество в качестве основного вида предпринимательской деятельности занимается распределением газообразного топлива по газораспределительным сетям (ОКВЭД 35.22).
Пунктом 2.2 решения коллегии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2018 N 6 "Об итогах работы органов прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики за первое полугодие 2018 года и задачах по укреплению законности и правопорядка на второе полугодие 2018 года" прокурорам городов и районов Карачаево-Черкесской Республики было поручено в октябре - ноябре 2018 года провести проверку исполнения требований федерального законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, обратив особое внимание на соблюдение установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, законность производимых начислений и ведения абонентских баз.
Распоряжением прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 03.08.2018 N 104/20р прокурорам городов и районов Карачаево-Черкесской Республики было поручено представить к 30.11.2018 информацию о результатах и принятых мерах по исполнению пункта 2.2 решения коллегии прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики от 01.08.2018 N 6 (л.д.39-40 т.2).
Прокурором города Черкесска в адрес руководителя управления было направлено требование от 25.10.2018 N 7-14-18 о выделении специалистов для проведения проверки соблюдения обществом законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения (л.д.49 т.2).
Письмом от 31.10.2018 N 2963-1/12 антимонопольный орган сообщил прокуратуре о выделении для проведения совместной проверки специалиста Татаршаовой Л.М. (л.д.50 т.2).
Прокурором Карачаево-Черкесской Республики было принято решение от 12.11.2018 N 45 о проведении проверки общества на предмет исполнения требований законодательства при обеспечении газоснабжения потребителей республики, в том числе, в части соблюдение установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения в срок с 12.11.2018 по 30.11.2018 (л.д.53-54 т.2).
По результатам проведенной внеплановой проверки общества сотрудником управления Татаршаовой Л.М. была составлена справка от 15.11.2018 N 3072-1/12 (л.д.57-61 т. 2).
В справке, в том числе, было указано, что при проведении проверки выявлены факты нарушения обществом требований подпункта "а" пункта 74 и подпункта "б" пункта 85 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
Так, в пункте 1.5 справки указано следующее: "Лепшокова Р.М.; жилой дом, расход газа 6,94 м3/ч, заявка N 383 от 20.09.2018, договор N 383-тп-сп-01 от 18.10.2018, срок выполнения мероприятий по подключению 1,5 года. Договор должен быть подписан исполнителем до 27.09.2018 включительно, срок мероприятий 1 год".
Письмом от 15.11.2018 N 3071 -1 /12 управление проинформировало прокуратуру о результатах проведенной документарной проверки в отношении общества в части соблюдения установленного порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, представило прокурору города Черкесска справку о проведенной проверке (л.д.56 т.2).
Прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики в адрес общества было выдано представление от 04.12.2018 N 7-4-2018 об устранении нарушений порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, выявленным в ходе проведенной проверки.
Прокурором города Черкесска с участием представителя общества Гурина Е.В. было составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В пункте 2 постановления указано на направление административного дела для рассмотрения в управление.
Определением от 13.02.2019 N 229/1/15 управление назначило дело об административном правонарушении N 51-а, возбужденное в отношении общества, к рассмотрению на 05.03.2019 на 09 часов 15 минут; определение было получено обществом 15.02.2019, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма (л.д.64, 85 т. 1).
Обществом 04.03.2019 в управление было представлено ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на более позднюю дату для ознакомления с материалами дела (л.д.63 т.1).
Определением от 05.03.2019 управление отложило рассмотрение дела об административном правонарушении на 02.04.2019 на 09 часов 15 минут (л.д.62 т.1).
02.04.2019 управлением в отношении общества вынесено постановление N 774-1/15по делу об административном правонарушении.
Данное постановление вынесением в присутствии представителя общества Заболотнева А.А.
Настоящим постановлением обществу вменено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с выявлением антимонопольным органом и прокурором г. Черкесска в ходе внеплановой документарной проверки нарушения Обществом требований подпункта "а" пункта 74, подпункта "б" пункта 85 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
В постановлении указано, что Лепшокова Р.М. 20.09.2018 подала заявку N 383 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 243, к сети газораспределения. Лепшоковой Р.М. выданы технические условия на подключение (технологическое присоединение) N 544 от 18.10.2018, одновременно 18.10.2018 заключен договор о технологическом присоединении. Однако в договоре срок выполнения мероприятий по подключению - 1,5 года. В соответствии с пп. "а" п.74 и пп. "б" п.85 Правил договор должен быть подписан исполнителем до 27.09.2018 включительно, срок мероприятий - 1 год.
Настоящим постановлением управление признало общество виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначило административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей (л.д.43-47 т.1).
Общество, считая постановление от 02.04.2019 N 774-1/15 незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, в том числе, выступают общественные отношения в области правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.
Объективную сторону правонарушения образуют, в том числе, действия субъекта по нарушению правил порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям, выразившееся в несоответствии предлагаемых потребителю для заключения проекта договора об осуществлении подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям и (или) технических условий (если получение технических условий требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации) правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении соответствующих договоров, и (или) правилам определения и предоставления технических условий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Субъектами административного правонарушения могут быть как должностные, так и юридические лица - субъекты естественной монополии.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
Статьей 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению (технологическому присоединению) к газораспределительным сетям являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что оказание услуг по транспортировке газа по трубопроводам осуществляется в условиях естественной монополии и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 14.11.1997 N 121/1 АО "Газпром газораспределение Черкесск" (правопреемник ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск", ЗАО "Карачаево-Черкесскгаз") включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам".
Общество как лицо, занимающее доминирующее положение, являющееся владельцем предназначенного для организации газоснабжения объекта и обязанное осуществлять недискриминационный доступ к услугам по транспортировке газа по трубопроводам, является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Общество, являясь субъектом предпринимательской деятельности, профессиональным участником товарного рынка по транспортировке газа, должно быть осведомлено о том, что нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям влечет за собой административную ответственность. Общество как профессиональный хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате нарушений требований действующего законодательства.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила).
Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил).
По договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению) (пункт 60 Правил).
Согласно подпункту "а" пункта 61 Правил заявка о подключении (технологическом присоединении) подается заявителем в случае необходимости подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства.
Пунктом 62 Правил предусмотрено, что договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных данными Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Согласно пункту 71 Правил в случае если заявитель ранее не получал технические условия или срок действия технических условий, установленный пунктом 29 данных Правил, истек, к заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагаются документы, указанные в пункте 69 данных Правил.
В соответствии с пунктом 73(1) Правил исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил.
В силу подпункта "а" пункта 74 Правил при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении), направленной, в том числе, посредством официального сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя.
Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора о подключении в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении и направляет в указанный срок один экземпляр исполнителю с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении (пункт 76 Правил).
Пунктом 81 Правил установлено, что договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.
В данном случае постановлением прокурора города Черкесска о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, постановлением Управления от 02.04.2019 N 774-1/15 обществу, в том числе, вменено нарушение требований подпункта "а" пункта 74 Правил, выразившееся в не подписании обществом (исполнителем) проекта договора о подключении объекта капитального строительства в г. Черкесске по ул. Ленина, 243 (заявитель - Лепшокова Р.М.) в срок до 27.09.2018 включительно, на что прямо указано как в постановлении прокурора (страница 2), так и в оспариваемом постановлении управления (страница 2).
Как следует из материалов дела, Лепшоковой Р.М. 20.09.2018 в общество была представлена заявка N 383 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 243, к сети газораспределения (л.д.100 т.1).
Одновременно с заявкой о заключении договора о подключении Лепшоковой Р.М. в Общество был представлен запрос от 20.09.2018 N 382 о предоставлении технических условий о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства (л.д.101 т.1).
Между обществом и Лепшоковой Р.М. был заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 18.10.2018 N 383-ТП-СП-01, а также выданы технические условия от 18.10.2018 N 544 (л.д. 102-104, 98 т.1).
В соответствии с пунктами 1, 2 договора исполнитель принял на себя обязательства по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства - принадлежащего заявителю жилого дома, расположенного по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 243, к принадлежащей исполнителю сети газораспределения в соответствии с Техническими условиями, являющимися неотъемлемой частью договора (Приложение N 1), а заявитель, в свою очередь, обязался оплатить услуги по подключению. Согласно пункту 3 договора срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства и пуска газа - 1,5 года со дня заключения договора.
В материалы настоящего дела представлены следующие документы по вопросу подключения (технологического присоединения) принадлежащего Лепшоковой Р.М. объекта капитального строительства к сети газораспределения: заявка Лепшоковой Р.М. от 20.09.2018 N 383 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 243, к сети газораспределения; запрос Лепшоковой Р.М. от 20.09.2019 N 382 о предоставлении технических условий о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства; расписка Лепшоковой Р.М. от 27.09.2018 о получении двух экземпляров подписанного обществом проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства; заключенный между обществом и Лепшоковой Р.М. договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 18.10.2018 N 383-ТП-СП-01; технические условия от 18.10.2018 N 544 на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения; дополнительное соглашение N 1 от 08.11.2018 к договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 18.10.2018 N 383-ТП-СП-01; акт от 09.10.2019 о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства - жилого дома по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 243; акт-наряд от 10.10.2019 N1 626 на первичный пуск газа в газопровод и газоиспользующее оборудование жилого здания по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 243; акт разграничения имущественной принадлежности от 09.10.2019; наряд-допуск от 09.10.2019 N1618 на производство газоопасных работ на объекте по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 243.
Каких-либо иных документов, позволяющих установить хронологию подключения (технологического присоединения) принадлежащего Лепшоковой Р.М. объекта капитального строительства к сети газораспределения, сторонами в материалы дела не представлено.
Из материалов дела следует, что Лепшоковой Р.М. заявка о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) была подана одновременно с запросом на предоставление технических условий 20.09.2018.
К данному заявителю в части срока направления исполнителем проекта договора подлежат применению требования подпункта "а" пункта 74 Правил (то есть в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующей заявки), поскольку сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, что сторонами не оспаривается.
Подписанный обществом проект договора в двух экземплярах с приложением технических условий был вручен Лепшоковой Р.М. 27.09.2018 (то есть с соблюдением срока, предусмотренного подпункта "а" пункта 74 Правил), о чем свидетельствует расписка заявителя о получении проекта договора (л.д.99 т.1).
После подписания обеими сторонами договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения был заключен 18.10.2018, ему был присвоен N 383-ТП-СП-01.
Из материалов дела усматривается, что в ответ на представление от 04.12.2018 N 7-4-2018 об устранении нарушений порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, выявленным в ходе проведенной проверки, обществом в адрес первого заместителя прокурора Карачаево-Черкесской Республики Шабунина М.И. было представлено письмо "О представлении информации" (исх. от 09.01.2019 N1/7-03) с приложениями на 532 листах. Данное письмо получено нарочно 09.01.2019 сотрудником Прокуратуры КЧР Мурадовым А.А., которому было поручено проведение проверки (л.д.86-97 т.1).
В указанном письме обществом, в том числе, были приведены объяснения по факту подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения объекта капитального строительства Лепшоковой Р.М., расположенного в г. Черкесске по ул. Ленина, 243 (страницы 9 письма, лист настоящего дела 94).
В частности, общество указало, что проект договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства Лепшоковой Р.М. (заявка на заключение договора подана 20.09.2018, договор заключили 18.10.2018 N 383-ТР-СП-01) предоставлен заявителю без нарушения сроков рассмотрения заявки, о чем свидетельствует прилагаемая расписка от гр. Лепшоковой Р.М. от 27.09.2018 о вручении на руки подписанного уполномоченным лицом общества проекта договора согласно подпункту "а" пункта 74 Правил.
Суд первой инстанции правильно установил, что 09.01.2019 (то есть до составления прокурором города Черкесска 23.01.2019 постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении и вынесения управлением 02.04.2019 оспариваемого постановления) в Прокуратуру КЧР в ответ на представление от 04.12.2018 N 7-4-2018 об устранении нарушений порядка технологического присоединения к сетям газораспределения, выявленным в ходе проведенной проверки, обществом была представлена информация о соблюдении требований подпункта "а" пункта 74 Правил при направлении проекта договора заявителю Лепшоковой Р.М.
Обществом в суд были представлены расписка Лепшоковой Р.М. в получении 27.09.2018 проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства в г. Черкесске по ул. Ленина, 243, вместе с дополнительным соглашением от 08.11.2018 к договору от 18.10.2018 N 383-ТП-СП-01 о подключении (технологическом присоединении) указанного объекта к сети газораспределения, а также сопроводительное письмо от 09.01.2019 N 1/7-03 в Прокуратуру КЧР (л.д.99, 105, 86-97 т.1).
Суд первой инстанции, пришел к правильному выводу о том, что представленными в материалах дела доказательствами (распиской Лепшоковой Р.М. от 27.09.2018 о получении двух экземпляров подписанного обществом проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, сопроводительным письмом общества от 09.01.2019 N 1/7-03 в Прокуратуру КЧР) в совокупности опровергается изложенный в справке сотрудника управления Татаршаовой Л.М., постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и оспариваемом постановлении управления вывод о наличии события административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившегося в отсутствии подписания обществом (исполнителем) в срок до 27.09.2018 включительно проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения и направления проекта договора в адрес заявителя Лепшоковой Р.М.
Согласно пунктам 28, 37 Правил технические условия должны содержать следующие данные: а) максимальная нагрузка (часовой расход газа); б) сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям; в) срок действия технических условий. После получения заявки о подключении они дополняются следующей информацией: а) о газопроводе, к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; в) о диаметре и материале труб; г) об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа; д) о других условиях подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, учитывающих конкретные особенности проектов газоснабжения, включая точку подключения.
Кроме того, из содержания пунктов 29, 32, 33 Правил следует, что выдача технических условий предполагает анализ пропускной способности сети газораспределения и определение варианта подключения. Срок подключения определяется в зависимости от расстояния до точки подключения к существующим сетям, необходимости подключения по индивидуальному проекту, от этого также зависит и плата за подключение. Ознакомившись с информацией, содержащихся в технических условиях, правообладатель объекта капитального строительства определяет необходимую ему подключаемую нагрузку.
Согласно пункту 75 Правил технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию: а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько); в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании; д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).
В силу подпункта "з" пункта 83 Правил технические условия, включающие, в том числе, указанную в пункте 75 Правил информацию, являются одним из существенных условий договора о подключении.
Согласно пункту 2 заключенного между обществом и Лепшоковой Р.М. договора от 18.10.2018 N 383-ТП-СП-01 подключение осуществляется в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения согласно приложению N 1 к договору, являющимися неотъемлемой частью данного договора.
В соответствии с пунктом 3 Правил подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - технические условия); б) выдача технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении); г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Таким образом, услуга по выдаче технических условий рассматривается Правилами в качестве одного из мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сети газораспределения. Непредоставление исполнителем данной услуги ведет к невозможности подключения объекта капитального строительства.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Правила не содержат запрета для заявителя на одновременное представление исполнителю запроса о предоставлении технических условий и заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что в рассматриваемом случае заявка Лепшоковой Р.М. от 20.09.2018 N 383 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения и запрос от 20.09.2019 N 382 о предоставлении технических условий были поданы заявителем в общество одновременно 20.09.2018.
Суд первой инстанции правильно указал, что Правилами в принципе не предусмотрена возможность отказа исполнителя в принятии заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства, в том числе, если такая заявка подана одновременно с запросом о предоставлении технических условий.
На основании части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Суд первой инстанции правильно указал, что в нарушение требований части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ управление и прокурор в ходе рассмотрения настоящего дела не представили относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих факт нарушения обществом требований подпункта "а" пункта 74 Правил при подписании исполнителем и направлении (вручении) в адрес заявителя Лепшоковой Р.М. проекта договора о подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства в г. Черкесске по ул. Ленина, 243; изложенный в оспариваемом постановлении вывод антимонопольного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, не соответствует обстоятельствам дела.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств выяснению по делу об административном правонарушении подлежит наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришел к правильному выводу об отсутствии вмененного обществу оспариваемым постановлением антимонопольного органа события административного правонарушения (нарушения требований подпункта "а" пункта 74, подпункта "б" пункта 85 Правил при подключении (технологическом присоединении) объекта заявителя Лепшоковой Р.М. к сети газораспределения), что в силу части 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Управления от 02.04.2019 N 774-1/15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 51-а.
Довод апелляционной жалобы о возможности исполнителя не принимать заявку, если она подана заявителем одновременно с запросом о предоставлении технических условий - отклоняется, поскольку противоречит положениям данных Правил. Общество, приняв 20.09.2018 заявку Лепшоковой Р.М. N 383 о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения одновременно с запросом N382 о предоставлении технических условий, требования Правил не нарушило. В отношении принятой исполнителем заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения Правила предусматривают лишь возможность последующего отказа исполнителя от заключения договора о подключении.
Так, в силу пункта 74(1) Правил единственным основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя.
В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 Правил.
Такой подход законодателя к формулировке Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения обусловлен приоритетом прав заявителя как более слабой стороны, при этом все действия исполнителя по рассмотрению заявки о заключении договора четко регламентированы указанными Правилами, произвольный отход от предусмотренного Правилами порядка рассмотрения представленной заявителем заявки о заключении договора неправомерен.
В данном случае техническая возможность подключения к сети газораспределения объекта капитального строительства Лепшоковой Р.М.- магазина по адресу: г. Черкесск, ул. Ленина, 243, имелась, что сторонами не оспаривается.
Таким образом, оснований к отказу общества от заключения с Лепшоковой Р.М договора о подключении не имелось.
Довод апелляционной жалобы о возможности исполнителя не принимать заявку, если она подана заявителем одновременно с запросом о предоставлении технических условий; технические условия выданы Лепшоковой Р.М. 18.10.2018 и только с этого момента можно вести речь о возможности для сторон заключить договор на подключение объекта капитального строительства; наличие расписок о получении ранее на руки Лепшоковой Р.М. проекта договора, свидетельствует о невозможности совершения соответствующих действий, ввиду того, что техническая возможность подключения объекта определена 18.10.2018 - отклоняется.
В данном случае между обществом и Лепшоковой Р.М. договор о подключении от 18.10.2018 N 383-ТП-СП-01 был заключен в один день с выдачей исполнителем технических условий от 18.10.2018 N 244 на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения. В силу статьи 432, 433, пунктов 75, 83 Правил и пункта 2 договора от 18.10.2018 N 383-ТП-СП-01 к проекту договора должны прилагаться технические условия (приложение N 1 к договору), являющиеся его неотъемлемой частью. Окончательное оформление обществом технических условий от 18.10.2018 N 244, являющихся приложением N 1 к договору, согласно материалам дела было произведено в один день (18.10.2018) с представлением Лепшоковой Р.М. подписанного со своей стороны договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения (которому обществом был присвоен номер 383-ТП-СП-01), то есть одновременно с акцептом заявителем оферты исполнителя. Такой порядок не противоречит, как доводу управления о возможности для сторон заключить договор на подключение объекта капитального строительства не ранее момента выдачи технических условий (согласования одного из существенных условий данного договора), так и приведенным положениям статей 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации о моменте заключения договора. При этом права заявителя в случае его несогласия с представленным исполнителем проектом договора о подключении гарантированы процедурой, предусмотренной пунктами 76 - 81 Правил. Следовательно, у Лепшоковой Р.М. имелась возможность не согласиться с представленным исполнителем проектом договора о подключении. В данном случае Лепшокова Р.М. 18.10.2018 подписала представленный обществом 27.09.2018 проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения и в соответствии с пунктом 81 Правил передал подписанный экземпляр договора исполнителю, то есть выразил свое согласие со всеми существенными условиями договора, в том числе, с приложением N 1 к договору - техническими условиями, содержащими предусмотренную пунктом 75 Правил информацию. Правила подпункта "а" пункта 74 Правил о сроках направления заявителю подписанного со своей стороны проекта договора о подключении в 2 экземплярах являются для исполнителя императивными и обязывают исполнителя направить проект договора о подключении любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении). Материалами настоящего дела подтверждается и управлением, прокурором доказательно не опровергнут факт вручения обществом 27.09.2018 Лепшоковой Р.М. проекта договора подключении (технологическом присоединении) к сети газораспределения объекта капитального строительства в г. Черкесск, ул. Ленина, 243, апелляционный суд считает, что общество исполнило предусмотренную подпунктом "а" пункта 74 Правил обязанность по направлению заявителю проекта договора о подключении в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу N А25-1050/2019 от 09.07.2020 и в Определении Верховного суда N 308-ЭС20-15696 от 26.10.2020.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.08.2020 по делу N А25-1063/2019.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.08.2020 по делу N А25-1063/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1063/2019
Истец: АО "ГАЗПРОМ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕРКЕССК", ЗАО "Газпром газораспределение Черкесск"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Лепшокова Роза Магомедовна, Прокуратура города Черкесска, ПРОКУРАТУРА КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ