г. Москва |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А40-273687/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНОБОРОНЫ РФ на определение Арбитражного суда г. Москвы от 29.07.2020 по делу N А40-273687/18
по иску МИНОБОРОНЫ РОССИИ
к ФГУП "ГВСУ N 14"
третье лицо: ФКП "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА КС МИНОБОРОНЫ РОССИИ"
о взыскании неустойки по государственному контракту от 04.08.2015 N 1516187386462090942000000/ДС-606/60-1.1 в размере 229 424 757,29 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца: Соколова С.Ю. по доверенности от 14.12.2018
от ответчика: Тлимахов З.Х. по доверенности от 23.12.2019
от третьего лица: не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Арбитражным судом города Москвы 22.03.2019 принято решение о взыскании с ФГУП "ГВСУ N 14" в пользу МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 398 621 руб. неустойки, в остальной части отказано, а также с ФГУП "ГВСУ N 14" взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 200 000 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2019 года Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.03.2019 по делу N А40-273687/18-15-2070 оставлено без изменения.
ФГУП "ГВСУ N 14" обратилось в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения Решения суда от 22.03.2019 по делу N А40-273687/18-15-2070 сроком на 3 года, тремя платежами один раз в 12 месяцев - первый платеж 9 405 277,41 рублей, второй и третий платежи по 9 405 277,40 рублей. Срок первого платежа - в течении двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу определения о предоставлении рассрочки, срок последующих платежей - в течение двенадцати месяцев со дня предыдущего платежа.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2020 заявление о предоставлении рассрочки исполнения решения от 22.03.2019 удовлетворено.
Предоставлена рассрочка исполнения решения суда по делу N А40-273687/18-15-2070 от 22.03.2019 года на срок - три года тремя платежами с оплатой один раз в 12 месяцев со сроком первого платежа в течение 12 месяцев со дня вступления определения суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в законную силу в размере 9 405 277,41 руб., второй и третий платежи в размере 9 405 277,40 руб.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает обжалуемый акт незаконным и необоснованным, просит отменить определение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В своей жалобе заявитель указывает, что основания для предоставления отсрочки исполнения решения отсутствуют, поскольку ответчиком не доказаны обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного акта, не представлено обоснования периода рассрочки, рассрочка исполнения решения нарушает права взыскателя.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, определение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268, 272 АПК РФ, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании исполнительного листа серии ФС N 033075206 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-273687/18-15-2070 судебным приставом-исполнителем при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России Наумовой А.Г. 25.10.2019 возбуждено исполнительное производство N 6427064/19/99001-ИП о взыскании с Предприятия в пользу Минобороны России денежных средств в размере 28 398 621,63 руб.
В рамках исполнительного производства N 6427064/19/99001-ИП в пользу Минобороны России перечислено 182. 789,42 руб., остаток задолженности по решению Арбитражного суда г. Москвы от 22 марта 2019 года по делу N А40-273687/18-15-2070 составляет 28 215 832,21 руб., что подтверждается сведениями официального сайта ФССП России.
Исполнительное производство N 6427064/19/99001-ИП входит в состав сводного исполнительного производства N 1654958/18/99001-СД о взыскании с Предприятия в пользу физических и юридических лиц денежных средств на общую сумму более 9,6 млрд рублей, в том числе 87 исполнительных производств на сумму 1,3 млрд рублей по взысканию в пользу Минобороны России.
В рамках сводного исполнительного производства N 165495 8/18/99001-СД, а также в рамках сводных исполнительных производств, ранее исполнявшихся в отношении ФГУП "ГВСУ N 1", ФГУП "ГВСУ N 2", ФГУП "ГВСУ N 3", ФГУП "ГВСУ N 11" и ФГУП "ГВСУ N 16" реорганизованных путем присоединения к Предприятию, наложены запреты на регистрационные действия в отношении 820 объектов недвижимого имущества из них составлены акты о наложении ареста (описи имущества) на 454 объекта недвижимого имущества общей предварительной стоимостью 3 444 859 966,29 руб., а также наложены аресты на денежные средства Предприятия, находящиеся на расчетных счетах в кредитных учреждениях.
Согласно пп. б пункта 20 Указа Президента Российской Федерации от 18.10.2019 N 504 О создании публично-правовой компании "Военно-строительная компания" Минобороны России необходимо обеспечить передачу публично-правовой компании "Военностроительная компания" (далее - Компания) имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации в порядке и сроки, которые определены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, Предприятию необходимо сформировать перечень имущества, подлежащего передаче публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ.
Иное имущество, не вошедшее в вышеуказанный перечень, после перерегистрации будет передано для реализации в рамках сводного исполнительного производства.
В отношении недвижимого имущества в целях погашения задолженности Предприятия судебному приставу-исполнителю передана информация о 494 объектах недвижимого имущества для обращения на него взыскания в рамках исполнительного производства ориентировочной стоимостью - 6,6 млрд рублей. Работа по перерегистрации прав правопредшественников Предприятия на недвижимое имущество продолжается, информация о перерегистрированном имуществе регулярно передается судебному приставу.
На настоящий момент судебным приставом-исполнителем наложены аресты на 424 объекта недвижимого имущества.
Также постановлением от 05.04.2019 наложен арест на акции ЗАО "СпецстройЛизинг", АО "Инжпетрострой", АО "ПГМ" и АО "ДОК-3" номинальной стоимостью 2 млрд. рублей.
Таким образом, общая стоимость переданного судебному приставу-исполнителю на реализацию недвижимого имущества Предприятия значительно превышает задолженность перед Минобороны России.
В настоящее время, по указанным обстоятельствам Предприятие технически не имеет возможности ежемесячно погашать задолженность перед Минобороны России.
Вместе с тем в течение 12 месяцев планируется наполнение сводного исполнительного производства достаточным имуществом, после чего арест с расчетных счетов Предприятия будет снят, что даст Предприятию техническую возможность исполнять предоставленную рассрочку - осуществлять соответствующие платежи с расчетных счетов.
Предприятие имеет возможность исполнить судебное решение без причинения ущерба интересов Минобороны России в рамках исполнения государственных оборонных заказов только за счет реализации имущества.
Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность в интересах Минобороны России, является федеральным государственным унитарным предприятием, собственником имущества которого является Российская Федерация в лице Минобороны России.
Согласно п.2.1 Устава ФГУП "ГВСУ N 14" осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
ФГУП "ГВСУ N 14" является специализированным предприятием Министерства обороны Российской Федерации, выполняющим функции генерального подрядчика и координатора исполнения государственных оборонных заказов.
Строительство иных объектов, кроме как в рамках государственных контрактов для указанных выше органов власти РФ в рамках "частных" подрядных договоров Предприятие не ведет.
Денежные средства Предприятия, которыми оно распоряжается в настоящее время, находятся только на отдельных счетах (подтверждается справками из банков и письмом судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе, предназначены исключительно для финансирования строительства различных объектов военного и иного специального назначения для нужд обороны и безопасности страны.
Все расчеты в рамках выполнения государственного оборонного заказа Предприятие обязано осуществлять в соответствии с ФЗ "О государственном оборонном заказе" исключительно с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках. Указанный закон устанавливает специальный режим использования денежных средств, поступающих на такие счета из бюджета Российской Федерации. В частности, закон не допускает исполнения за счет денежных средств, выделенных на финансирование государственного оборонного заказа, судебных актов. Однако исключением из этого правила является подп. "в" п.9 ст. 8.4 ФЗ "О государственном оборонном заказе", который допускает совершение по отдельному счету операций, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства, поступившие от государственного заказчика в качестве финансирования выполнения работ в рамках одного из государственных оборонных заказов.
Как указал заявитель в обоснование заявления обращение взыскания на денежные средства, находящихся на отдельных счетах, создаст у Предприятия критическую финансовоэкономическую ситуацию, которая приведет к срыву выполнения обязательств по действующим государственным контрактам, выполнение работ по которым имеет стратегическое значение.
С учетом предложенного Правовым департаментом Минобороны России и согласованного Первым заместителем Министра обороны Российской Федерации порядка решения вопроса о предоставлении Предприятию рассрочки, в адрес Департамента строительства Минобороны России и заместителя Министра обороны Российской Федерации направлены письма от 13.08.2019 N 21/01-19979 и от 05.09.2019 N 21/01-2017 о поддержке заявлений о предоставлении Предприятию рассрочки исполнения судебных решений на срок 3 (три) года с графиком платежей: тремя равными платежами, срок первого платежа - по истечении года со дня вступления в законную силу решения суда о предоставлении рассрочки, срок последующих платежей - в течение года со дня предыдущего платежа.
Решением заместителя Министра обороны Российской Федерации 07.09.2019 выражено согласие о предоставлении Предприятию рассрочки по исполнению судебных актов сроком на три года.
Как пояснил должник, учитывая сложное финансовое положение, единовременное исполнение судебного акта по настоящему делу для ФГУП "ГВСУ N 14" затруднительно.
Пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 104-О от 18 апреля 2006 года, несмотря на то, что отсрочка/рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. Таким образом, основания для отсрочки/рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 декабря 2003 N 467-0, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду - возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, в соответствии с которым министерство, является государственным заказчиком в области обороны.
В связи с тем, что фактически контролирующим органом ответчика является Министерство Обороны и, исходя из принципов обязательности исполнения Государственного оборонного Заказа, денежные средства из бюджета Российской Федерации выделяются под целевое финансирование определенных государственных контрактов.
Соответственно, взыскание денежных средств в размере 28 398 621 руб. может негативно отразиться на финансировании строительства иных объектов и вызвать очередные просрочки в исполнении обязательств по государственным контрактам и приостановку работ.
Так, заявитель указывает на то, что выплатить единовременно всю взысканную сумму долга не имеет возможности, однако от исполнения обязательств не отказывается.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос о наличии оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При таких обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению, рассрочка исполнения решения суда по делу N А40-273687/18-15-2070 от 22.03.2019 предоставляется на срок - три года тремя платежами с оплатой один раз в 12 месяцев со сроком первого платежа в течение 12 месяцев со дня вступления определения суда о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в законную силу в размере 9 405 277,41 руб., второй и третий платежи в размере 9 405 277,40 руб.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, на основании оценки представленных доказательств, в целях недопущения срыва выполнения обязательств по действующим государственным контрактам, арбитражный суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности ответчиком затруднительности исполнения судебного акта, невозможности единовременно исполнить судебный акт, отсутствию наличия объективных факторов, препятствующих погашению задолженности перед взыскателем.
Таким образом, имеются объективные основания для удовлетворения указанного выше заявления о рассрочке исполнения решения.
Судом первой инстанции по вышеуказанным обстоятельствам дела дана надлежащая оценка с учетом норм действующего законодательства, что привело к принятию правильного и обоснованного судебного акта.
Исходя из вышесказанного, доводы апелляционной жалобы Министерство обороны Российской Федерации не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, доводы жалобы являются несостоятельными и не могут служит основанием для отмены определения Арбитражного суда города Москвы.
Таким образом, апелляционный суд признает обжалуемое определение соответствующим нормам материального и процессуального права и фактическим обстоятельствам дела, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 29.07.2020 по делу N А40-273687/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-273687/2018
Истец: МИНОБОРОНЫ РФ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"
Третье лицо: ФКП УЗКС
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-305/2021
19.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51021/20
02.07.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29153/19
22.03.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-273687/18