город Самара |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А65-17101/2020 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клинкерный Дом" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2020 (судья Спиридонова О.П.) по делу N А65-17101/2020 в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Клинкерный Дом" к обществу с ограниченной ответственностью "Винербергер Куркачи" о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клинкерный Дом" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Винербергер Куркачи" (далее - ответчик) о взыскании 132 255 руб. 80 коп. убытков (с учетом уточнения размера исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2020 в иске отказано.
Истец обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней истец просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2020 отменить, принять новый судебный акт, иск удовлетворить.
Апелляционная жалоба и дополнения к ней мотивированы неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием изложенных в обжалуемом судебном акте выводов обстоятельствам дела и нарушением норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом - ООО "Клинкерный Дом" (дилер) и ответчиком - ООО "Винербергер Куркачи" (поставщик) заключен дилерский договор N Д2017-51 от 01.01.2017 г. с приложениями (л.д. 10-19, 71-74 т.1), по условиям которого поставщик поставляет продукцию дилеру, а дилер оплачивает, принимает и распространяет ее в порядке, предусмотренном договором.
Согласно п. 8.4 дилерского договора, детальные вопросы, связанные с предъявлением и рассмотрением рекламаций, регулируются Приложением N 6 к договору.
В соответствии с п. 3.2 Приложения N 6 (л.д. 71-74) приемка продукции по количеству товарных единиц в каждом месте, ассортименту и качеству для продукции без упаковки, в открытой или поврежденной упаковке производятся в момент получения на складе дилера или объекте, указанном дилером в соответствии с заявкой - при доставке продукции поставщиком или транспортной компанией, нанятой поставщиком.
В силу п. 3.5 Приложения N 6, если при приемке продукции по количеству единиц, ассортименту или качеству на складе дилера или объекте, указанном дилером, будет обнаружено несоответствие количеству, ассортименту и качеству заявленным поставщиком, то дилер обязан приостановить дальнейшую приемку, обеспечить сохранность продукции, а также принять меры к предотвращению ее смешения с другой однородной продукцией.
О выявленной недостаче продукции составляется акт осмотра за подписями лиц, производивших приемку продукции.
Одновременно с приостановлением приемки дилер обязан вызвать представителя поставщика для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта осмотра. Вызов представителя поставщика производится путем направления уведомления согласно ст. 11 договора немедленно после обнаружения недостачи продукции (п. 3.6).
Для проведения совместного осмотра товара и составления акта поставщик обязан обеспечить присутствие своего представителя в месте приемке (п.7.1 Приложения N 6). поставщик (или его уполномоченное лицо) также вправе в письменной форме дать согласие на дальнейшую одностороннюю приемку дилером продукции и составления акта осмотра (п. 7.2).
Согласно п. 7.3 результаты приемки оформляются актом осмотра (о недостаче и/или о ненадлежащем качестве). Акт осмотра должен быть подписан представителем дилера и представителем поставщика. В случае неприбытия представителя поставщика в срок, указанный в п. 7.1 Приложения, или при согласии поставщика на одностороннюю приемку продукции согласно п.7.2 приложения, подпись представителя поставщика на акте осмотра не ставится.
Лицо, несогласное с содержанием акта осмотра, обязано подписать акт осмотра с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.
Пунктом 7.4 дилерского договора установлено, что право собственности, а также риск случайной гибели по поставке импортной продукции переходит от поставщика к дилеру в момент передачи продукции дилеру или его представителю и подписания товарной накладной.
Кроме того, между сторонами заключен договор транспортной экспедиции N ЭЗ от 01.07.2019 г. с приложениями (л.д. 20-23 т. 1), согласно условиям которого ООО "Клинкерный Дом" (клиент) заказывает и обязуется оплатить, а ООО "Винербергер Куркачи" (экспедитор) за вознаграждение и за счет клиента обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортных услуг, связанных с перевозкой грузов в междугородном сообщении на территории Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 договора транспортной экспедиции экспедитор в течение срока действия договора обязуется осуществлять следующие транспортно-экспедиционные услуги: организовывает перевозку грузов по территории РФ в пункт назначения, указанный клиентом, заключает договор перевозки груза от имени экспедитора, обеспечивает отправку груза, обеспечивает погрузку груза на всем пути его следования, обеспечивает передачу груза в пункте назначения клиенту или лицу, уполномоченному принять груз у экспедитора после окончания перевозки, проверяет количество и состояние груза, уплачивает сборы и другие расходы, возлагаемые на клиента, связанные со следованием груза, по письменному требованию клиента обеспечивает страхование груза, обеспечивает дополнительную упаковку груза, оказывает иные услуги в рамках договора.
Пунктом 1.2 договора транспортной экспедиции стороны согласовали перечень транспортно-экспедиционных услуг, а именно организовывает перевозку грузов по территории РФ в пункт назначения, указанный клиентом; заключает договор перевозки груза от имени экспедитора; обеспечивает отправку груза; обеспечивает погрузку груза на всем пути его следования; обеспечивает передачу груза в пункте назначения клиенту или лицу, уполномоченному принять груз у экспедитора после окончания перевозки (грузополучателю); проверяет количество и состояние груза; уплачивает сборы и другие расходы, возлагаемые на клиента, связанные со следованием груза; по письменному требованию клиента обеспечивает страхование груза - заключает от имени клиента договор страхования груза в страховой компании по выбору; обеспечивает дополнительную упаковку груза; оказывает иные услуги, заказанные в рамках договора.
Основанием для оказания услуг является поручение экспедитору (п. 2.1 договора); экспедитор вправе самостоятельно привлекать третьих лиц к исполнению обязанностей (п. 2.5 договора).
Условиями договора транспортной экспедиции стороны установили следующие обязанности: кспедитор обязан проверить достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором своих обязанностей; выдать клиенту экспедиторскую расписку, подтверждающую факт получения экспедитором груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя (п. 2.4 договора); клиент обязан предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, иную информацию и документы, необходимые для беспрепятственного осуществления перевозки груза, в том числе для осуществления таможенного, санитарного, карантинного и других видов контроля (п. 2.9 договора).
Пунктами 11.3 дилерского договора и 7.3 договора транспортной экспедиции стороны установили, что уведомления, извещения, требования и иные юридически значимые сообщения могут направляться сторонами по электронной почте.
Договоры с приложениями подписаны без разногласий и оговорок, скреплены соответствующими печатями сторон, в судебном порядке не оспорены.
В рамках заключенных между сторонами договоров на основании заявки ООО "Клинкерный дом" N 327006423 от 20.09.2019 ответчик должен был доставить товар (крупноформатный камень) истцу по железной дороге до стации назначения Войновка, г. Тюмень.
Как указал истец, 03.10.2019 при принятии товара, пришедшего по УПД N 303093527 от 24.09.2019 г. (вагон N 5215171920), ООО "Клинкерный Дом" было выявлено, что товар (крупноформатный камень) пришел со значительными повреждениями вследствие некачественного крепления, такой вывод сделан в связи с тем, что груз имел смещение по вагону, была нарушена целостность упаковочного материала, а также целостность самой продукции.
По факту обнаружения выявленных повреждений представителями ООО "Клинкерный Дом" и ООО "Транспромжилстрой - 2005" (покупатель) был составлен акт приемки керамического камня от 03.10.2019 (л.д. 37 т. 1)
В соответствии с пунктами 11.3 и 7.3 договоров истец 04.10.2019 г. по электронной почте направил ответчику уведомление о наличии поврежденного товара, предложил совместно с его представителем произвести подсчёт и составить совместный акт осмотра данной продукции (л.д. 68 т.1).
Однако ООО "Винербергер Куркачи" ответили, что компания не сможет обеспечить присутствие представителя при разгрузке вагона и попросили направить информацию о количестве боя (претензию, акт, фото материала).
Истец 05.10.2019 в одностороннем порядке осмотрел товар и составил Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N 9 от 05.10.2019 (л.д. 39, 40 т.1) с подробным описанием его дефектов.
Кроме того истец произвел расчет суммы убытков, причиненных в связи с поставкой некачественного товара, а именно: согласно УПД N 303093527 от 24.09.2019 общая стоимость товаров и услуг составила 360 538,88 руб. (их них 232 813,88 руб. - стоимость товара (РТН 8 Крупноформатный камень) и 127 725,00 руб. - стоимость транспортно-экспедиторских услуг). ООО "Клинкерный Дом" исполнило свои обязательства по оплате товара и транспортных услуг, что подтверждается платежным поручением N 303 от 20.09.2019 г. Из 6912 шт. кирпича методом ручной выборки было выявлено 2080 шт. с браком (боем).
Размер убытков за поставку битого товара составил 70 075 рублей 20 копеек.
Сумма убытков за транспортно-экспедиторские услуги составила 38435 рублей 80 копеек.
Кроме того, ООО "Клинкерный Дом" понесло затраты на оплату услуг по подаче/уборке вагона, выгрузке груза, зачистке вагона в размере 30000 рублей (согласно счет-фактуре N 23110016 от 23.11.2018 г. и платежному поручению N 314 от 27.09.2019 г.); доставку от ст. Войновка до покупателя в размере 24000 рублей (согласно счета N 191 от 08.10.2019 г. и платежному поручению N 325 от 08.10.2019 г.); ручную переукладку кирпича для его дальнейшей транспортировки в размере 7 500 рублей (согласно счета N 4940 от 04.10.2019 г. и платежному поручению N 324 от 08.10.2019 г.)
С учетом изложенного общая сумма убытков, подлежащая возмещению ответчиком, составила 132255 рублей 80 копеек.
Досудебную претензию истца о добровольном возмещении убытков, причиненных в связи с поставкой некачественного товара, расходами на уборку вагонов, выгрузку и зачистку крытых вагонов, ручной разгрузкой кирпича для дальнейшей транспортировки и доставки товара покупателю (исх. б/н от 08.10.2019 г. л.д. 43, 44 т.1) ответчик отклонил письмом от 22.10.2019 г. (исх. N 110 л.д. 47 т.1), что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
В обоснование заявленных требований истец указал на то, что повреждение груза произошло во время перевозки железнодорожным транспортом вследствие неправильного крепления, что и повлекло за собой повреждение груза.
Услуги по организации перевозки железнодорожным транспортом, регулируются в том числе Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и "Правилами предъявления и рассмотрения претензий при перевозке грузов, порожних грузовых вагонов, не принадлежащих перевоз гаку, железнодорожным транспортом", утверждёнными приказом Министерства транспорта РФ от 31 марта 2016 г. N 84.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах: за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза; за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части; за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности; за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза на основании п.2 ст. 6 и ст. 7 Закона о транспортной экспедиции, если он: 1) фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами либо; 2) выписал свой транспортный документ, например экспедиторскую расписку, или иным образом выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза, в том числе принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки (далее - договорный перевозчик).
На экспедитора не может быть возложена ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчиком, если в силу договора экспедитор обязан выполнять только такие отдельные функции грузоотправителя, как, например, осуществление расчетов с перевозчиком либо подготовка документов, необходимых для перевозки.
Поскольку груз перевозился железной дорогой, правоотношения перевозки в данном случае регулируются Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Согласно ст. 23 УЖТ РФ погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
Согласно ст. 26 УЖТ РФ при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.
В силу ст. 119 Устава железнодорожного транспорта, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами
В соответствии со ст. 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя) при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств: несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе; повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения; обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа; возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа; непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.
Коммерческий акт составляется: при выгрузке груза, багажа, грузобагажа в местах общего пользования - в день выгрузки груза, багажа, грузобагажа, в необходимых случаях - в день выдачи груза, багажа, грузобагажа грузополучателю, пассажиру, получателю; при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза; в пути следования груза, багажа, грузобагажа - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.
Пунктом 3 ст. 401 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за нарушение обязательств.
В пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" указано, что при установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение.
Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенною должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (ч. 2 ст. 401 ГК РФ).
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признаётся непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (п.8 постановления).
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий сторон обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательства его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В соответствии со ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 2 ст. 15 ГК РФ предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт их причинения, размер понесенных убытков и наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями лица, по вине которого эти убытки возникли.
Судом первой инстанции установлено, что выгрузка вагона производилась ООО "Клинкерный дом" без представителей ООО "Винербергер Куркачи", а акты о повреждении грузов составлены без участия представителя перевозчика, и истцом данные обстоятельства не оспаривались.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Как следует из материалов дела 04.10.2019 г. в 13 ч. 54 мин. посредством электронной почты истец направил ответчику уведомление о необходимости присутствия представителя ответчика 05.10.2019 г. к 09 ч. 00 мин. (т.е. менее, чем за сутки до предполагаемого составления акта) для совместного составления акта осмотра продукции находящейся по адресу г. Тюмень, Профсоюзная, 56. (адрес склада ООО "Клинкерный дом".)
Акт N 9 о вскрытии вагона от 05.10.2019 г. (л.д. 41) представленный в материалы дела, не может быть принят судом в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего факт повреждения груза во время перевозки железнодорожным транспортом вследствие неправильного крепления в силу его противоречивости, поскольку в акте указано, что он был составлен на складе ООО "Клинкерный дом", т.е. не на ж/д станции при вскрытии вагона.
Акт составлен и подписан представителями истца - ООО "Клинкерный дом", и покупателя - ООО "Транспромжилстрой-2005", без участия представителей ответчика и ОАО "РЖД", с нарушением положений ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Представленный в материалы дела акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей N 9 от 05.10.2019 г. также составлен с нарушением ст. 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В коммерческом акте должны содержаться: точное и подробное описание состояния груза, багажа, грузобагажа и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза, багажа, грузобагажа; данные о том, правильно ли погружены, размещены и закреплены груз, багаж, грузобагаж, а также имеется ли защитная маркировка груза, перевозимого в открытом подвижном составе. В случае нарушения требований к погрузке, размещению или креплению груза, багажа, грузобагажа в коммерческом акте указывается, какое нарушение допущено.
Коммерческий акт подписывает перевозчик, а также грузополучатель, пассажир, получатель, если они участвуют в проверке грузов, багажа, грузобагажа.
Представленный в материалы дела коммерческий акт составлен истцом также в одностороннем порядке без участия представителей ответчика и перевозчика, без указания нарушений требований к погрузке, размещению или креплению груза, а также без точного и подробного описания состояния груза и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность груза, что указывает на ненадлежащую приемку груза получателем.
При этом крепление груза в вагоне осуществлялось ООО "Винербергер Куркачи" в соответствии с требованиями, указанными в технических условиях, разработанных и утверждённых, железной дорогой.
Правильность крепления груза в вагоне проверяется и подтверждается сотрудниками ОАО "РЖД" при приёмке груза к перевозке.
После выполнения погрузочных работ перевозчик проверят соблюдение правил техники безопасности при расположении и креплении груза.
Груз по железнодорожным накладным принят перевозчиком от грузоотправителя без замечаний и оговорок.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Продукция на поддоне фиксируется стретч-лентой и термоусадочной пленкой. Это необходимо для предотвращения любых возможностей повреждения материалов.
Между поддонами согласно эскизу-погрузки, утверждённому железной дорогой, устанавливается деревянный брус.
С целью соблюдения техники безопасности, а также для предотвращения боя изделий, погрузка и разгрузка готовых пакетов осуществляется с применением спецтехники. Погрузка кирпича в транспортные средства, в том числе в железнодорожные вагоны механизирована. ООО "Винербергер Куркачи" осуществляло погрузку кирпича в вагоны вилочным электропогрузчиком.
Поставщиком обязательства по договору поставки выполнены, что подтверждается отметкой станции отправления о принятии груза к перевозке.
Груз был погружен в вагон в соответствии с требованиями, указанными в технических условиях, разработанных и утверждённых, железной дорогой, правильность крепления груза в вагоне проверялась и подтверждалась сотрудниками ОАО "РЖД" при приёмке груза к перевозке, что исключает вину грузоотправителя.
Правильность погрузки и размещения груза подтверждены перевозчиком ОАО "РЖД" и зафиксированы в вагонном листе, транспортной железнодорожной накладной N ЭР928505 от 24.09.2019 г. и квитанцией о приёмке груза N ЭР928505 от 24.09.2019 г.
В процессе перевозки операций по погрузке, перегрузке и выгрузке груза не производилось, аварий и крушений не было, вследствие чего акты общей формы и коммерческие акты не составлялись, что исключает вину перевозчика.
В силу ст. 118 Устава перевозчик освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) принятого для перевозки груза в случае, если груз прибыл в исправном вагоне, контейнере с исправными запорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранности груза.
По смыслу указанных норм для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры, а также отсутствие его вины в утрате груза.
Акты приемки керамического кирпича от 03.10.2019 г., 04.10.2019 г., 05.10.2019 г. приложенные к исковому заявлению составлены и подписаны представителями покупателя -ООО "Транспромжилстрой - 2005" и истца - ООО "Клинкерный дом", без участия представителей ответчика и перевозчика и подтверждают тот факт, что на объект был доставлен керамический камень автомобильными средствами марки Камаз и Маз, из чего можно сделать вывод о том, что бой продукции мог произойти из-за неправильной транспортировки автомобильным транспортом от ж/д станции до места складирования камня.
Товар был принят ООО "Клинкерный дом" 24.09.2019 г. на железнодорожной станци назначения Войновка без каких-либо рекламаций и замечаний, что подтверждается подписанным сторонами УПД N 303093527 от 24.09.2019 г. и накладными о приемке груза. Т.е. на момент приемки товара на ж/д станции, доставленного вагоном N 5215171920, претензий у ООО "Клинкерный дом" к ООО "Винербергер Куркачи" не имелось.
При этом какие-либо документы, которые фиксируют повреждение товара, связанные с размещением груза в вагоне, в материалах дела отсутствуют, актов установленной формы истцом не представлено.
Ссылка в Акте N 9 от 05.10.2019 на компенсацию дополнительных расходов за выгрузку крытого вагона не подтверждает причинно-следственную связь между возникновением убытков и действиями ответчика, более того, сам факт возникновения убытков также не подтвержден.
Истец предоставил акты повреждения груза от 03.10.2019 г., от 04.10.2019 г. и 05.10.2019 г. при доставке груза на строительную площадку автотранспортом.
Вместе с тем данные акты никакого отношения к услугам, оказываемым ООО "Винербергер Куркачи" не имеют, т.к. ООО "Винербергер Куркачи" должно было доставить груз по железной дороге до железнодорожной стации назначения Войновка, г. Тюмень, код станции 790408, Свердловской ж/д, КОД 7185, код ЕЛС 1005247629, код ОКПО 32127185.
Разгрузка груза на станции назначения и его дальнейшая транспортировка автотранспортом на строительную площадку находилась в зоне ответственности истца.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к выводу о том, что повреждение груза могло произойти вследствие неправильной разгрузки либо транспортировки автомобильным транспортом продукции получателя.
Истец не представил надлежащих доказательств, подтверждающих факт того, что повреждение груза произошло во время перевозки железнодорожным транспортом вследствие ненадлежащего крепления груза ответчиком.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 8, 15, 307-309, 393, 401, 421, 469, 475, 506, 516, 779, 785, 793, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 49, 65, 70, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 7, 23, 26, 118, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", разъяснениями, изложенными в пунктах 5, 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции правомерно и обоснованно отказал в иске.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12.10.2020 по делу N А65-17101/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17101/2020
Истец: ООО "Клинкерный Дом", г. Тюмень
Ответчик: ООО "Винербергер Куркачи", пос.ж/д Разъезда Куркачи
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд