город Томск |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А45-44342/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.,
судей Кривошеина С.В.,
Логачева К.Д.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web-конференции) информационной системы "Картотека арбитражных дел" рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ" (N 07АП-9505/2020) на решение от 24.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-44342/2019 (судья Наумова Т.А.) по заявлению публичного акционерного общества "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ" (г. Москва, ул. 8 Марта, дом 10, строение 14,, ОГРН: 1027700166636, ИНН: 7713076301) к Новосибирской таможне (г. Новосибирск, ул. Королева, 40, ОГРН: 1025400531584, ИНН: 5406017276) о признании незаконным требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 17.09.2019 по декларации N10609050/110619/0027361,
В судебном заседании приняли участие представители:
в помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда от публичного акционерного общества "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ": Епанчинцева Л.А. по доверенности от 21.08.2018 (по 18.04.2021),
в онлайн-режиме посредством использования информационной системы "Картотека арбитражных дел" от Новосибирской таможни: Ковалева В.С. по доверенности от 24.12.2019 (по 31.12.2020).
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации" (далее - общество, декларант, ПАО "Вымпелком") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Новосибирской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным требования о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТN 10609050/110619/0027361 от 17.09.2019 (с учетом уточнения требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 24.08.2020 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Вымпелком", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области полностью и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в рассматриваемом случае с учетом условий заключенной сторонами внешнеторговой сделки, условий поставки товара и положений действующего законодательства, не подлежали дополнительные начисления к цене в порядке, установленном пунктом 1 статьи 40 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).
Цена, фактически уплаченная за товар, ввезённый на основании спорной декларации, количественно определена и документально подтверждена декларантом (ПАО "ВымпелКом").
Оснований для вывода о недостоверности заявленной ПАО "Вымпелком" таможенной стоимости задекларированных товаров у суда не имелось.
Использованная в заказе формулировка содержит всю необходимую информацию, предусмотренную в пункте 5.5. договора для случаев предоставления скидки более 20 %.
Тот факт, что формулировка заказа "Исходя из существующей маркетинговой политики Поставщика, настоящим Поставщик подтверждает, что в отношении общей стоимости Оборудования настоящего Заказа на Поставку устанавливается единовременная специальная проектная скидка в размере 190 909,57" дословно не повторяет формулировку пункта 5.5. договора, не является основанием для предъявления таможенным органом оспариваемого требования только лишь по формальному признаку, напротив, по своему смыслу полностью соответствует положениям контракта.
Вывод о том, что в процентном соотношении общая величина скидки в заказе N 1567/19006028 SWAP и инвойсе от 20.05.20199 N 9209653251-М не одинакова (38% и 99% соответственно), также не свидетельствует о наличии противоречий, предоставлении декларантом неверных сведений.
Данное обстоятельство обусловлено исключительно тем, что заказ был оформлен на гораздо большее количество позиций, причем по ряду из них скидка поставщиком не предоставлялась, в связи с чем в процентном соотношении размер скидки составил 38% от суммы заказа.
Пунктом 6.6. дополнения N 3 к контракту стороны предусмотрели порядок предоставления скидки в связи с высоким обменным курсом рубля по отношению к доллару. Таким образом, предусмотренная данным положением контракта скидка предоставляется исключительно с целью минимизации валютных рисков в связи с высоким обменным курсом, в особом порядке по требованию покупателя, в то время как скидка в рамках заказа N 1567/19006028 SWAP предоставлена по совершенно иным основаниям - в связи с маркетинговой политикой поставщика, что прямо следует из текста самого заказа.
ПАО "Вымпелком" неоднократно заявляло о том, что данное положение контракта не имеет отношения к скидке, предусмотренной в заказе N 1567/19006028 SWAP, скидка в рамках данного заказа предоставлялась исключительно на основании пункта 5.5. контракта
ПАО "Вымпелком", основываясь на положениях действующего законодательства (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) полагает, что если цена на товар не предусмотрена прайс-листом, стороны вправе установить ее непосредственно в заказе.
Документы об оплате данной поставки предоставлены обществом в судебном заседании. Суд не только не учел и не отразил в судебном решении тот факт, что спорный заказ был оплачен ПАО "Вымпелком" именно по той стоимости, которая согласована сторонами в заказе, но и безосновательно указал в обжалуемом решение на отсутствие таких документов.
Отдельно лицензионный договор не заключался, дополнительно лицензионные платежи не оплачивались, соответственно, и бухгалтерские документы, подтверждающие оплату, отсутствуют.
В спорной ситуации обязательства общества по внешнеторговому контракту и лицензионному соглашению не являются взаимозависимыми, поскольку уплата лицензионных платежей правообладателю является условием самостоятельного лицензионного соглашения, не связанного с обязательствами общества перед иностранным продавцом-производителем, возникшими из внешнеторгового контракта, и фактическая уплата или неуплата лицензионных платежей правообладателю не влияет на возникновение, изменение или прекращение обязательств иностранного продавца-производителя и общества покупателя по внешнеэкономическому контракту.
С учетом даты ввоза оцениваемых товаров на таможенную территорию Союза все источники ценовой информации, использованные таможенным органом в оспариваемом требовании, противоречат пункту 1 статьи 42 ТК ЕАЭС.
Полагает, что оспариваемое требование о внесении изменения (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары ДТ N 10609050/110619/0027361, вынесено без достаточных на то оснований, поскольку таможенным органом не доказана невозможность использования метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами и не установлена недостоверность представленных ПАО "Вымпелком" документов и сведений.
Таможенный орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы согласно отзыву.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве к ней.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заслушав представителей, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ПАО "Вымпелком" для помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров па Новосибирский таможенный пост (Центр электронного декларирования) (далее - таможенный пост, НТП (ЦЭД)) подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10609050/110619/0027361, по которой заявлено 15 товаров.
Поставка товаров осуществлена на условиях поставки DAP BARNAUL, DAP MARUSINO, DAP OB в счет исполнения внешнеторгового контракта от 28.05.2013 N СС ЕАВ 13:00560 UX, заключенного между продавцом "ERICSSON АВ" (Швеция) и покупателем ПАО "Вымпел- Коммункиации" Россия). Страна происхождения товаров NN 1-11, 13-15 Китай, товара N 12 -Эстония. Страна отправления товаров - Швеция.
Таможенная стоимость товаров по ДТ N 10609050/110619/0027361 определена и заявлена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС.
В подтверждение заявленной таможенной стоимости декларантом представлены при таможенном декларировании документы в электронном (формализованном) виде, а именно:
- контракт от 28.05.2013 N СС ЕАВ13: 00560 UX;
- дополнительное соглашение N 1 от 20.03.2019;
- дополнительное соглашение N 5 от 11.08.2016;
- заказы от 16.01.2019 N N 1570/19008723 EXP ROLL-OUT, 1568/19006808 EXP ROLLOUT, 1567/19006028 SWAP;
- инвойсы от 20.05.2019 N N 9209653254-М, 9209653251-М 9209653237-М от 14.05.2019 N 9209652673-М;
-железнодорожная накладная N 11212840.
17.06.2019 таможенным органом у ПАО "Вымпелком" запрошены оригиналы контракта со всеми действующими приложениями, дополнениями к нему, спецификации к контракту, инвойса и упаковочного листа к нему, прайс-листа производителя/продавца на декларируемые товары (в случае отсутствия - пояснения по согласованию цены на товары); банковские платежные документы, подтверждающие оплату за ввезенный (ввозимый) товар, ведомость банковского контроля; оригинал или заверенная копия на бумажном носителе экспортной таможенной декларации страны отправления и ее заверенный перевод на русский язык; бухгалтерские документы об оприходовании декларируемых товаров на бумажных носителях; договоры на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой таможенной территории ГС (счета-фактуры, договора, платежные документы); документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; оригиналы либо заверенные копии транспортной накладной; пояснения по наличию/отсутствию дополнительных расходов, возникших при перевозке груза.
Письмами НТП (ЦЭД) от 19.06.2019 N N 19-13/10043, 19-13/10044 "О Запросе документов" у уполномоченного банка ЗАО "КБ Ситибанк" запрошены ведомость банковского контроля, контракт со всеми приложениями и дополнениями, справка о подтверждающих документах.
Письмами АО КБ "Ситибанк" от 05.07.2019 N N 589769, 589770 от уполномоченного банка получены копии документов и информация о закрытии ПАО "Вымпелком" 4.07.2016 счета.
В ответ на запрос таможенного органа декларантом по запросу таможенного органа представлены документы и пояснения (вх. НТП (ЦЭД) от 07.08.2019 N 5575).
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов таможенный орган пришел к выводу о том, что указанные документы не устраняют недостоверность заявленной таможенной стоимости.
Письмом НТП (ЦЭД) от 12.08.2019 19-13/13586 "О запросе информации" у ERICSSON АВ запрошены официальные прайс-листы, каталоги, контракт с приложениями и дополнениями и инвойсы. Ответ на данный запрос на НТП (ЦЭД) не поступил.
06.09.2019 декларанту направлено уведомление о предоставлении дополнительных документов и (или) сведений и пояснений по выявленным несоответствиям в срок до 16.09.2019 в соответствии с пунктом 15 статьи 325 ТК ЕАЭС с изложением не устраненных признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров, а именно:
-согласно пункту 5.5 контракта от 28.05.2013 N СС ЕАВ 13:00560 UX в случае подписания заказа на поставку, по которому предоставляется разовая чрезвычайная скидка более 20%, в соответствующем заказе на поставку в столбце Примечания должна быть прописана следующая фраза "Приведенные цены соответствуют ценам, согласованным Сторонами. Для устранения сомнений оговаривается, что вышеуказанная разовая скидка применяется исключительно к Заказу на Поставку N XXX от "_"____20 г. в связи со сложившейся маркетинговой политикой Поставщика и не применяется к иным Заказам на Поставку, которые Стороны совершили или совершат в будущем в соответствии с условиями Рамочного Договора". Однако размер скидки указанной в заказе от 16.01.2019 N 1567/19006028 SWAP составил от 98 до 99,99%. Каких либо пояснений декларантом о факторах (в том числе, маркетинговой политике поставщика), повлиявших на представление такой величины скидки, а также о разовой скидке, применяемой исключительно для данной поставки декларантом не представлено. В заказах отсутствует фраза "Приведенные цены соответствуют ценам, согласованным Сторонами_.";
- согласно пункту 3.2 контракта от 28.05.2013 N СС ЕАВ 13:00560 UX настоящий договор вступает в силу в дату, указанную первой на четвертой странице настоящего договора, после его подписания уполномоченными представителями обеих сторон и действует до 31.12.2017. Путем заключения отдельного соглашения стороны могут продлить действие настоящего договора для осуществления поставок и приемок оборудования, которые могут иметь место после указанной даты. Декларантом не представлено отдельное соглашение о продлении срока действия контракта;
- дополнительное соглашение от 11.08.2016 N 5 к контракту от 28.05.2013 N СС ЕАВ 13:00560 UX предусматривает следующий порядок оплаты за товар: 100% (сто процентов) цены принятого оборудования по заказу на поставку выплачиваются в течение 60 (шестидесяти) календарных дней после получения оригинала соответствующего счета покупателем, который выставляется поставщиком в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания акта сдачи- приёмки по такому оборудованию. Однако, в пакете документов отсутствует акт-приемки оборудования и счета на оплату, в связи с чем проверить соблюдение условий оплаты не предоставляется возможным.
В установленный таможенным органом срок дополнительные документы и пояснения по указанным фактам декларантом не представлены.
В ответ на уведомление таможенного органа декларантом представлены документы и пояснения за пределами срока, указанного в уведомлении (вх. НТП ЦЭД от 20.09.2019 N 6664), указанные документы отсутствовали на момент направления оспариваемого требования.
По результатам рассмотрения представленных документов и сведений, 17.09.2019НТП (ЦЭД) направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10609050/110619/0027361 от 17.09.2019.
В обоснование принятого решения в форме требования о внесении изменений (дополнений) указано на то, что
1. товары имеют товарный знак "ERICSSON", однако декларантом не представлены документы (лицензионный договор, счета-фактуры, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы), содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам;
2. согласно пункту 5.5 Контракта от 28.05.2013 N СС ЕАВ 13:00560 UX в случае подписания заказа на поставку, по которому предоставляется разовая чрезвычайная скидка более 20%, в соответствующем заказе на поставку в столбце "Примечания" должна быть прописана следующая фраза "Приведенные цены соответствуют ценам, согласованным сторонами. Для устранения сомнений оговаривается, что вышеуказанная разовая скидка применяется исключительно к заказу на поставку N XXX от " " 20 г. в связи со сложившейся маркетинговой политикой поставщика и не применяется к иным заказам на поставку, которые стороны совершили или совершат в будущем в соответствии с условиями рамочного договора". Однако размер скидки, указанной в инвойсе, составил 98 %. Каких либо пояснений декларантом о факторах (в том числе маркетинговой политике поставщика), повлиявших на представление такой величины скидки, а также о разовой скидке, применяемой исключительно для данной поставки декларантом не представлено. В заказах фраза "Приведенные цены соответствуют ценам, согласованным сторонами" отсутствует;
3. согласно пункту 4.3.2 Контракта от 28.05.2013 N СС ЕАВ 13:00560 UX цены на оборудование указаны в приложении 6 "Прайс-листы". Установленные договором предельные цены на оборудование и его удельная стоимость определены до 31.12.2017. Стороны могут пересматривать уровень цен на ежегодной основе в сторону понижения относительно предельных цен и удельных стоимостей, указанных в приложении 6 к договору. Декларантом не представлено приложение N6, а также отсутствуют другие предложения, предусмотренные контрактом;
4. согласно пункту 3.2 контракта от 28.05.2013 N СС ЕАВ 13:00560 UX договор вступает в силу в дату, указанную на первой на четвертой странице договора, после его подписания уполномоченными представителями обеих сторон и действует до 31.12.2017. Путем заключения отдельного соглашения стороны могут продлить действие настоящего договора для осуществления поставок и приемок оборудования, которые могут иметь место после указанной даты. Декларантом не представлено отдельное соглашение о продлении срока действия контракта, а также отсутствуют другие приложения, предусмотренные контрактом;
5. отсутствуют спецификации на поставляемое оборудование, информация о весовых характеристиках товара в заказах;
6. не представлена экспортная декларация страны отправления, что дает основание полагать, что представленные таможенному органу коммерческие документы отличны от документов, предъявленных таможенным органам при экспорте;
7. в пакете документов, представленном при таможенном декларировании, отсутствуют документы/пояснения, подтверждающие наличие/отсутствие дополнительных расходов, связанных с международной перевозкой груза (погрузочно-разгрузочные работы, расходы по хранению подготовленной к поставке партии товаров);
8. отсутствуют документы/информация о наличии/отсутствии взаимосвязи продавца и покупателя и о влиянии данной взаимосвязи (при ее наличии) на стоимость товара. Таким образом, не представляется возможным признать заявленную таможенную стоимость документально подтвержденной;
9. отсутствуют документы/информация о наличии/отсутствии расходов на страхование, связанных с международной перевозкой.
В установленный таможенным органом срок, заполненные бланки ДТС-2 и КДТ по ДТ N 10609050/110619/0027361 (срок предоставления ДТС-2 и КДТ истек 01.10.2019), декларантом не представлены.
НТП (ЦЭД) в соответствии с пунктом 25 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" составлены ДТС-2 и КДТ на товары, задекларированные в ДТ N 10609050/110619/0027361.
Таможенная стоимость товаров по ДТ определения НТП (ЦЭД) методом по стоимости сделки с однородными товарами, а так же резервным методом на базе метода по стоимости сделки с однородными товарами в соответствии со статьями 42, 45 ТК ЕАЭС.
ПАО "Вымпелком", не согласившись с принятым требованием таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10609050/110619/0027361 от 17.09.2019, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое требование от 17.09.2019 N о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N10609050/110619/0027361 на товары до выпуска товара, является законным и обоснованным, принято с соблюдением норм права, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
Из содержания статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным суд должен установить наличие одновременно двух условий:
- оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту,
- оспариваемый ненормативный правовой акт нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пунктам 9, 10, 11, 15 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедуры определения таможенной стоимости товаров должны быть общеприменимыми, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров, в том числе от происхождения товаров, вида товаров, участников сделки и других факторов. Основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 ТК ЕАЭС, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 названного Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. В случае, если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 ТК ЕАЭС, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 данного Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 данного Кодекса, при выполнении следующих условий: 1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов; 2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; 3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 ТК ЕАЭС могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 указанной статьи. В случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 данной статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется. Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов. В случае если декларируемые товары являются частью большего количества таких же товаров, приобретенных в рамках одной сделки, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за декларируемые товары, определяется в том же соотношении (пропорции), в котором соотносятся количество декларируемых товаров и общее количество приобретенных товаров.
Указанные в пункте 1 статьи 40 ТК ЕЭАС дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, производятся на основании достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В силу пункта 6 статьи 40 ТК ЕЭАС при отсутствии такой информации метод 1 не применяется. При осуществлении дополнительных начислений, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 40 ТК ЕЭАС, помимо стоимости непосредственно товаров учитываются все расходы, связанные с предоставлением (доставкой) их продавцу, включая их возврат, если таковой предусмотрен.
Согласно статье 41 ТК ЕЭАС, в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьей 39 данного Кодекса, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров. Стоимостью сделки с идентичными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии со статьей 39 названного Кодекса и принятая таможенным органом. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, с соответствующей поправкой, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров. Указанная поправка осуществляется на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров не используется. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей при необходимости производится поправка к стоимости сделки с идентичными товарами для учета значительной разницы в указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС расходах в отношении оцениваемых и идентичных товаров, обусловленной различиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и в видах транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров. В случае если выявлено более одной стоимости сделки с идентичными товарами с учетом поправок в соответствии с пунктами 1 и 2 данной статьи, для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
Статьей 42 ТК ЕЭАС предусмотрено, что в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 указанного Кодекса, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с однородными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезенными на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров. Стоимостью сделки с однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, определенная в соответствии со статьей 39 ТК ЕАЭС и принятая таможенным органом. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с однородными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, с соответствующей поправкой, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров. Указанная поправка осуществляется на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки, независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с однородными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с однородными товарами для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров не используется. При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей при необходимости производится поправка к стоимости сделки с однородными товарами для учета значительной разницы в указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 40 ТК ЕАЭС расходах в отношении оцениваемых и однородных товаров, обусловленной различиями в расстояниях, на которые они перевозятся (транспортируются), и в видах транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров. В случае если выявлено более одной стоимости сделки с однородными товарами с учетом поправок в соответствии с пунктами 1 и 2 названной статьи, для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
В силу пункта 1 статьи 43 ТК ЕЭАС, в случае если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39, 41 и 42 данного Кодекса, таможенная стоимость таких товаров определяется в соответствии с названной статьей, за исключением случаев, когда по заявлению декларанта очередность применения настоящей статьи и статьи 44 указанного Кодекса может быть изменена.
При определении таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьей 44 ТК ЕЭАС в качестве основы принимается расчетная стоимость товаров, которая определяется путем сложения: 1) расходов на изготовление или приобретение материалов и расходов на производство, а также на иные операции, связанные с производством оцениваемых товаров; 2) суммы прибыли и общих расходов (коммерческих и управленческих расходов), эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при продажах товаров того же класса или вида, что и оцениваемые товары, в стране, в которой товары были проданы для вывоза на таможенную территорию Союза; 3) расходов, указанных в подпунктах 4 - 6 пункта 1 статьи 40 названного Кодекса.
В случае, если таможенная стоимость ввозимых товаров не может быть определена в соответствии со статьями 39 и 41 - 44 ТК ЕАЭС, таможенная стоимость таких товаров определяется исходя из принципов и положений главы 5 на основе сведений, имеющихся на таможенной территории Союза, согласно статье 45 данного Кодекса.
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 статьи 45 ТК ЕЭАС методы определения таможенной стоимости товаров, используемые в соответствии с данной статьей, являются теми же, что и предусмотренные статьями 39 и 41 - 44 указанного Кодекса, однако при определении таможенной стоимости в соответствии с названной статьей допускается гибкость при их применении. В частности, допускается следующее: 1) для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в иной стране, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары; 2) при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров на основе стоимости сделки с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных соответственно статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС требований о том, что идентичные оцениваемым или однородные с оцениваемыми товары должны быть проданы для вывоза на таможенную территорию Союза и ввезены на таможенную территорию Союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию Союза оцениваемых товаров; 3) для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров за основу может быть принята таможенная стоимость идентичных оцениваемым или однородных с оцениваемыми товаров, определенная в соответствии со статьями 43 и 44 ТК ЕАЭС; при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров в соответствии со статьей 43 ТК ЕАЭС допускается отклонение от срока, установленного пунктом 3 статьи 43 ТК ЕАЭС. В случае наличия возможности применения нескольких методов определения таможенной стоимости товаров в соответствии с пунктом 2 названной статьи необходимо придерживаться последовательности их применения. Таможенная стоимость ввозимых товаров, определенная в соответствии с настоящей статьей, в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях. Таможенная стоимость ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей не должна определяться на основе: цены на внутреннем рынке Союза на товары, произведенные на таможенной территории Союза; системы, предусматривающей принятие для таможенных целей более высокой из двух альтернативных стоимостей; цены на товары на внутреннем рынке страны вывоза; иных расходов, чем расходы, включенные в расчетную стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со статьей 44 ТК ЕАЭС; цены на товары, поставляемые из страны их вывоза в государства, не являющиеся членами Союза; минимальной таможенной стоимости товаров; произвольной или фиктивной стоимости. В случае, если таможенный орган определяет таможенную стоимость ввозимых товаров в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у него сведений, он информирует в электронной или письменной форме декларанта об источниках таких сведений, а также о произведенных на их основе расчетах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ЕЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" разъяснено, что в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 и пункта 4 статьи 39 ТК ЕЭС стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод) не применяется для целей таможенной оценки ввозимых товаров, если стороны сделки являются взаимосвязанными лицами и имеющаяся между ними взаимосвязь повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары. В тех случаях, когда указание о совершении сделки с ввозимыми товарами между взаимосвязанными лицами сделано при декларировании товаров либо взаимосвязь участников сделки установлена при проведении таможенного контроля и таможенным органом выявлены признаки недостоверного декларирования таможенной стоимости, декларант обязан подтвердить, что фактически уплаченная или подлежащая уплате за товар цена была установлена в отсутствие влияния на нее взаимосвязи сторон сделки, в том числе посредством раскрытия информации о ценообразовании (пункт 5 статьи 39 ТК ЕЭС).
Согласно абзацу 3 пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N49) отличие заявленной декларантом стоимости сделки с ввозимыми товарами от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов может рассматриваться в качестве одного из признаков недостоверного определения таможенной стоимости, если такое отклонение является существенным.
Согласно пункту 1 статьи 325 ТК ЕАЭС, если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации.
В соответствии с пунктами 4, 13, 15, 17 статьи 325 ТК ЕЭАС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 названной статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах. При выпуске товаров в соответствии со статьей 121 ТК ЕАЭС проверка таможенных, иных документов и (или) сведений завершается после выпуска товаров в соответствии с пунктами 14 - 18 указанной статьи. Если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенный орган до истечения срока, установленного абзацем вторым пункта 14 данной статьи, вправе запросить дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах. Такие дополнительные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, должны быть представлены не позднее 10 календарных дней со дня регистрации таможенным органом запроса. При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС.
При проведении таможенного контроля в форме проверки таможенных, иных документов и (или) сведений таможенный орган запрашивает документы и (или) сведения в соответствии со статьей 325 настоящего Кодекса, за исключением предусмотренных статьей 326 настоящего Кодекса случаев, когда документы и (или) сведения запрашиваются в соответствии с настоящей статьей (пункт 4 статьи 340 ТК ЕАЭС).
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения (по аналогии с нормами ТК ЕАЭС) судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения, которой лежит на таможенном органе, соответственно обязанность по доказыванию наличия оснований, исключающих применение первого метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможности применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200 АПК РФ, абзаца 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства").
В связи с изложенным 17.06.2019 таможенным органом в соответствии с пунктом 5 статьи 340 ТК ЕАЭС в целях подтверждения заявленных в рассматриваемой ДТ сведений о таможенной стоимости у декларанта в срок до 09.08.2019 запрошены дополнительные документы и сведения.
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что в подтверждение сведений о заявленной таможенной стоимости общество при таможенном декларировании товара и при проведении дополнительной проверки в установленный срок не представило все необходимые документы, обосновывающие таможенную стоимость, размер скидки поставленных товаров, в том числе письменный запрос и согласие поставщика на предоставленные скидки в отношении будущих заказов, заказы, оплаченные в предыдущем квартале, а также платежные документы, подтверждающие оплату заказов на поставку, оплаченные за предыдущий квартал.
В пункте 9 Постановления N 49 указано, что при оценке выполнения декларантом требований пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса судам следует принимать во внимание, что таможенная стоимость, определяемая исходя из установленной договором цены товаров, не может считаться количественно определяемой и документально подтвержденной, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, или содержащаяся в представленных им документах ценовая информация не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Документы, представленные в таможенный орган при декларировании товаров, не подтверждают заключение сделки, а также согласование цены ввозимого товара.
В соответствии с пунктом 5 статьи 340 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе проверять соответствие представленных копий документов их оригиналам.
Согласно пункту 13 Постановления N 49, основываясь на положениях пункта 13 статьи 38, пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган принимает решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации по результатам проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров, если соответствие заявленной таможенной стоимости товаров их действительной стоимости не нашло своего подтверждения по результатам таможенного контроля, в том числе при сохранении признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля.
В связи с этим при разрешении споров, касающихся правильности определения таможенной стоимости ввозимых товаров, судам следует учитывать, какие признаки недостоверного определения таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно предоставленных декларантом.
Непредоставление декларантом документов (сведений), обосновывающих заявленную, им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, если у декларанта имелись объективные препятствия к предоставлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
Вместе с тем, при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 Таможенного кодекса решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
В соответствии с пунктом 14 Постановления N 49 судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 313, 325 Таможенного кодекса вывод о неподтвержденности заявленной таможенной стоимости формулируется таможенным органом в соответствии с тем объемом документов, сведений и пояснений, которые были им собраны и даны (раскрыты) декларантом на данной стадии таможенного контроля.
Учитывая, что таможенным органом запрашивались документы у декларанта, ПАО "Вымпелком" было предоставлено право доказать заявленную таможенную стоимость, в том числе, направить сканированные документы в порядке информационного обмена или представить документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, на бумажных носителях.
Вместе с тем, декларант не воспользовался своим правом и не представил дополнительные документы в таможенные органы.
Согласно абзацу 3 пункта 15 Постановления N 49, если декларант не воспользовался таким правом, таможенный орган вправе определить таможенную стоимость тем методом, для применения которого у таможенного органа имеются необходимые документы и сведения.
Таким образом, несоответствие оспариваемого требования от 17.09.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10609050/110619/0027361, законодательству правомерно не установлено судом, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы общества не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут явиться основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Ссылка общества на иные судебные акты отклоняется, поскольку выводы судов основаны на конкретных обстоятельствах дела, не тождественных настоящему делу.
Ввиду изложенного апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При обращении общества в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой поступило платежное поручение от 22.09.2020 N 28816 на сумму 3000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, принимая во внимание позицию, изложенную в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах", уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату подателю жалобы из федерального бюджета.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 24.08.2020 по делу N А45-44342/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ" (ОГРН: 1027700166636, ИНН: 7713076301) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) руб., излишне уплаченную по платежному поручению от 22.09.2020 N 28816.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-44342/2019
Истец: ПАО "ВЫМПЕЛ-КОММУНИКАЦИИ"
Ответчик: Новосибирская таможня
Третье лицо: Седьмой арбитражный апелляционный суд