г. Москва |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А40-270234/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Б.Красновой,
судей: |
М.В.Кочешковой, В.А.Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Егоровой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.08.2020 по делу N А40-270234/19
по заявлению ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент"
к Префектуре ТиНАО г. Москвы
третьи лица: Госинспекция по недвижимости, ДГИ г. Москвы
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: от третьего лица: |
Моргоева Е.Р. по дов. от 21.10.2019; Дампилов А.У. по дов. от 29.04.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" (далее также - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Окружной комиссии префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов г.Москвы (далее - ТиНАО г.Москвы) по пресечению самовольного строительства на территории ТиНАО г.Москвы от 12.07.2019 N 3 о занятии земельного участка под размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства (ограждение, ангар) по адресу: Москва, п.Первомайское, пос. Первомайское вблизи земельного участка с к/н 77:18:0190405:163, о признании объектов незаконно размещёнными, уведомлении пользователей объектов о необходимости демонтажа, ГБУ "Автомобильные дороги ТиНАО", а в случае невыполнения требований, осуществить демонтаж/освобождение земельного участка, в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП в 3 квартале 2019 года в отношении объекта недвижимого имущества - Подъездные пути и бетонные площадки, кадастровый номер объекта - 77:18:0190402:988, расположенного по адресу: г.Москва, п.Первомайское, пос.Первомайское (с учетом принятия к рассмотрению измененных требований).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 24.08.2020 в удовлетворении заявленных требований откзано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить, вынести по делу новый судебный акт.
Префектура ТиНАО г.Москвы направила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель заявителя не явился.
Представители ответчика и Департамента городского имущества г.Москвы возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Госинспекция по недвижимости в судебное заседание своего представителя не направила.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционным судом в отсутствие заявителя и третьего лица, извещенных надлежащим образом, в соответствии со статьями 156, 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, владельцам инвестиционных паёв Закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированного "Южный" под управлением ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" на праве общей долевой собственности принадлежат следующие объекты недвижимости:
- Зернохранилище N 2, общая площадь 604,8 кв.м., Инвентарный номер 49-15055, условный номер 50:26:09:17000:001. Адрес объекта: г. Москва, п. Первомайское, пос. Первомайское (Зернохранилище N 2). Согласно выписке из ЕГРН от 24.07.18 кадастровый номер объекта - 77:18:0190402:992;
- Подъездные пути и бетонные площадки, назначение: нежилое: общая площадь покрытия 9 000 кв.м., инв.N 145:049-15055, лит. I. Адрес объекта: г. Москва, Наро-Фоминский район, пос. Первомайское. Согласно выписке из ЕГРН от 30.04.19 кадастровый номер объекта - 77:18:0190402:988.
Во внесудебном порядке 12.08.19 было снесено следующее имущество:
- ворота одноэтажного нежилого здания, которые являлись частью объекта Зернохранилище N 2;
- ограждение (металлический забор), расположенное в границах объекта Подъездные пути и бетонные площадки.
Для выяснения оснований и причин демонтажа/уничтожения части объектов, принадлежащих Обществу, заявитель обратился к заместителю префекта ТиНАО г. Москвы письмом от 14.08.19 исх. N 477.
Письмом заявитель потребовал предоставить копии актов о выявлении незаконно размещённого объекта, рапорта осмотра земельного участка, акта обследования земельного участка и протокола решения Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории ТиНАО г. Москвы в отношении объектов, признанных незаконно размещёнными, а именно: ограждение протяженностью около 300 м., одноэтажное строение площадью около 600 кв. м., ангар площадью около 450 кв.м., расположенные по адресу: г. Москва, п. Первомайское, пос. Первомайское, вблизи з/у с к/н 77:18:0190405:163.
Также заявитель потребовал прекратить нарушение прав владельцев инвестиционных паёв Закрытого паевого инвестиционного фонда комбинированного "Южный", выражающихся в демонтаже объектов недвижимого имущества: Зернохранилище N 2, кадастровый номер объекта -77:18:0190402:992; ангар площадью около 450 кв.м. (модуль "Липецкий"), находящийся на объекте недвижимого имущества - Подъездные пути и бетонные площадки, кадастровый номер объекта -77:18:0190402:988, расположенных по адресу: Москва, п.Первомайское, пос.Первомайское.
Заявитель потребовал исключить эти объекты из перечня объектов, признанных Окружной комиссией незаконно размещёнными и возместить причинённый ущерб путём восстановления разрушенных объектов.
На письмо от 14.08.19 исх. N 477 заявителем был получен ответ от 11.09.19 исх. N 10-10-20/9 09-И-17-5480/9. Письмом префектура ТиНАО г. Москвы, рассмотрев обращение от 14.08.19 N 477 по вопросу размещения объектов, расположенных вблизи земельного участка с к/н 77:18:0190405:163, сообщила следующее: по данным ИС РЕОН и портала Росреестра земельно-правовые отношения за земельный участок с к/н 77:18:0190405:163 не оформлены. Участок не поставлен на кадастровый учёт, границы не определены.
Также дополнительно в письме Госинспекции по недвижимости N ГИН-ИСХ-38408/19 от 23.10.2019 отражено, что в системе Мосгосстройнадзора отсутствуют сведения об оформленном разрешении на строительство объектов недвижимости по указанному адресному ориентиру. Указанные обстоятельства также подтверждаются информацией, отраженной в письме Росреестра от 25.04.2019 N 16-1618/2019.
По результатам обследования, проведенного Госинспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы установлено, что участок огорожен ж/б забором длиной около 300 м. На участке расположены одноэтажное строение площадью 600 кв. м., металлический ангар площадью 450 кв. м. На участке складируются пластиковое вторсырьё и деревянные паллеты.
Таким образом, ж/б забор длиной около 300 м., одноэтажное строение площадью 600 кв. м., металлический ангар площадью 450 кв. м. обладают признаками самовольной постройки.
Также дополнительно в письме Госинспекции по недвижимости N ГИН-ИСХ-38408/19 от 23.10.2019 отражено, что в системе Мосгосстройнадзора отсутствуют сведения об оформленном разрешении на строительство объектов недвижимости по указанному адресному ориентиру. Указанные обстоятельства также подтверждаются информацией, отраженной в письме Росреестра от 25.04.2019 N 16-1618/2019.
По результатам рассмотрения на заседании Окружной комиссии ТиНАО г. Москвы 12.07.19 указанные объекты признаны незаконно размещёнными и включены в план работы ГБУ "Автомобильные дороги ТиНАО" по освобождению территории в 3 квартале 2019 года.
В связи с представлением заявителем правоустанавливающих документов на недвижимое имущество принято решение провести дополнительное обследование территории. Также этим письмом рекомендовано обратиться в Госинспекцию по недвижимости для получения копий запрашиваемых документов.
К письму приложена выписка из протокола заседания Окружной комиссии от 12.07.19 в соответствии с которым принято решение от 12.07.2019 N 3 о занятии земельного участка под размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства по адресу: Москва, п.Первомайское, пос.Первомайское вблизи земельного участка с к/н 77:18:0190405:163 и признании объектов незаконно размещёнными.
Администрации поселения предписано уведомить пользователей объектов о необходимости демонтажа. В случае невыполнения требований ГБУ "Автомобильные дороги ТиНАО" предписано осуществить демонтаж/освобождение земельного участка.
Заявитель обращался в Госинспекцию по недвижимости по вопросу предоставления копии Рапорта о результатах планового (рейдового) обследования по адресу: Москва, п. Первомайское, пос. Первомайское вблизи земельного участка с к/н 77:18:0190405:163.
В предоставлении копии Рапорта было отказано письмом от 16.09.19 исх. N ГИИ-исх-33355/19.
Полагая, что решение Окружной комиссии ТиНАО г.Москвы от 12.07.2019 N 3 нарушает законные права и интересы Общества, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
Согласно части l статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 указанного Кодекса).
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 44 Устава города Москвы, Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Правительство Москвы в пределах своих полномочий в соответствии со ст. 11 и 13 Закона города Москвы "О Правительстве Москвы" от 20.12.2006 N 65 организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти, а также разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
В правоотношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, город Москва выступает не как публично властный субъект, а как собственник соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений.
При этом от имени субъекта Российской Федерации, города Москвы, правомочия собственника осуществляют уполномоченные органы государственной власти города Москвы.
В соответствии с пункту 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В связи с этим, любое использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, без выраженного в установленном порядке согласия уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы является нарушением гражданских прав города Москвы на распоряжение соответствующими земельными участками, которые подлежат защите способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Согласно пункту 1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 25.04.2012 N 184-ПП "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы", Госинспекция по недвижимости является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории города Москвы.
С целью предотвращения и пресечения правонарушений в области использования объектов недвижимости, постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1274-ПП "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений" на Госинспекцию по недвижимости возложено систематическое осуществление обследования (визуальные осмотры, мониторинг) территорий, зданий и сооружений, при проведении которых не требуется взаимодействие с их пользователями.
При обнаружении в ходе проведения обследований административных правонарушений Госинспекция по недвижимости уполномочена направлять соответствующие материалы о нарушениях в другие органы государственной власти для принятия мер по пресечению противоправных действий (пункт 3.7 постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1274-ПП "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению законности в сфере имущественно-земельных отношений").
Постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" утверждено Положение о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов (далее - Положение), которое определяет порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках предоставленных им полномочий по освобождению земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с пунктом 2 Положения рассмотрение вопросов об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, осуществляется постоянно действующими Окружными комиссиями по пресечению самовольного строительства.
Согласно пункту 6 Положения Госинспекция по недвижимости в ходе проверок использования земельных участков при выявлении незаконно размещенных на земельных участках объектов, не являющихся объектами капитального строительства, направляет акт обследования земельного участка в префектуру соответствующего административного округа города Москвы.
Согласно пункту 7.2 Положения префектура административного округа города Москвы после поступления акта обследования земельного участка обеспечивает рассмотрение и принятие Окружной комиссией решения, в том числе о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов.
Вместе с тем постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" утверждено Положение об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП, решения Окружной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти города Москвы, учреждениями и предприятиями города Москвы, а также всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории административного округа.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 31.05.2011 N 234-ПП, а также в целях пресечения фактов самовольного строительства на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы в префектуре создана Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, утверждены положение и состав данной комиссии (распоряжение префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы от 11.10.2017 N 296-РП "О внесении изменений в распоряжение префектуры от 09.08.2012 N 79-РП "О создании Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы").
Согласно пункту 1.1 Положения об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, утвержденного распоряжением префектуры Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы от 11.10.2017 N 296-РП (далее - Положение об Окружной комиссии на территории ТиНАО), Окружная комиссия по пресечению самовольного строительства на территории Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы (далее -Окружная комиссия) является коллегиальным органом, созданным префектом Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы, в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно пункту 1.3 Положения об Окружной комиссии на территории ТиНАО Окружная комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и города Москвы, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами города Москвы, настоящим Положением.
Согласно пункту 2.2 Положения об Окружной комиссии на территории ТиНАО Окружная комиссия вправе принимать решения, в том числе, о демонтаже и (или) перемещении незаконно размещенных объектов, не обладающих признаками капитальности.
Пунктом 4.3 Положения об Окружной комиссии на территории ТиНАО предусмотрено, что на заседания Окружной комиссии могут быть приглашены лица, обращения которых рассматриваются на заседании, или лица, интересы которых затрагиваются при рассмотрении вопросов. Аналогичные положения содержатся в пункте 4.3 Положения об Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 31.05.201 1 N 234-ПП.
В связи с тем, что отсутствуют оформленные земельно-правовые отношения на земельный участок, на котором расположены выявленные объекты, Окружной комиссией, по обращению Госинспекции по недвижимости, объекты некапитального строительства были признаны объектами, размещенными в отсутствие документов, являющихся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Решение Окружной комиссии от 12.07.2019 о демонтаже рассматриваемого объекта было принято в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что решение Окружной комиссии от 12.07.2019 N 3 является законным и не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд признает обжалуемое решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм права, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 24.08.2020 по делу N А40-270234/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Б.Краснова |
Судьи |
В.А.Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-270234/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ТЕРРА ЭССЕТ МЕНЕДЖМЕНТ"
Ответчик: ПРЕФЕКТУРА ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Госинспекция по недвижимости г. Москвы, ДГИ г. Москвы