город Ростов-на-Дону |
|
22 ноября 2020 г. |
дело N А32-7079/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Фахретдинова Т.Р.,
судей Мисника Н.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
при участии:
от ответчика: представитель Карапетян Л.Ю. по доверенности от 14.02.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Компания Импульс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 17.07.2020 по делу N А32-7079/2020 по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея
к открытому акционерному обществу "Компания Импульс"
при участии третьих лиц: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Управления гражданской защиты Администрации муниципального образования г. Краснодар; Администрации муниципального образования г. Краснодар; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании права собственности
УСТАНОВИЛ:
МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - управление, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ОАО "Компания Импульс" о признании права собственности Российской Федерации на помещение подвала с кадастровым номером 23:43:0140009:3 14, общей площадью 1298,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 5, о признании отсутствующим право собственности ОАО "Компания Импульс" на здание с кадастровым номером 23:43:0140009:176, общей площадью 9849,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Московская, 5, в решении суда указать, что оно является основанием для погашении Управлением Росреестра по Краснодарскому краю записи N 23-01.00-3.8.2000-7 от 22.09.2000 о праве собственности ОАО "Компания Импульс" на здание с кадастровым номером 23:43:0140009:176, общей площадью 9849,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Московская, 5.
Решением суда от 17.07.2020 иск удовлетворен в части Признания права собственности Российской Федерации на помещение подвала с кадастровым номером 23:43:0140009:314, общей площадью 1298,7 кв.м, расположенное по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Московская, 5. В остальной части исковых требований отказано.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, производство по делу прекратить.
Жалоба мотивирована следующим.
Истцом нарушен срок исковой давности. Истец фактически спорным объектом не владеет, зарегистрированных прав на него не имеет. Спорное имущество приватизировано ответчиком, входит в состав здания, право собственности зарегистрировано за ответчиком. Имущество выбыло из владения РФ по воле собственника, в результате приватизации.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, дал пояснения по существу спора.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно Положению о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 19.12.2016 N 459 Межрегиональное территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав, и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации, в том числе осуществляет полномочия по обращению в суды с исками, с заявлениями от имени Российской Федерации, в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
Защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 5, с инвентарным номером 80-23 стоит на государственном кадастровом учете с кадастровым номером 23:43:0140009:314, учтено в реестре федерального имущества с реестровым номером В13240001655, а также находится на учете в Главном управлении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю, что подтверждается письмом от 19.01.2018 N 385-12-2-5.
Защитное сооружение с кадастровым номером с кадастровым номером 23:43:0140009:314 расположено в подвальном помещении здания с кадастровым номером 23:43:0140009:176.
Согласно паспорту убежища N 1, введенного в эксплуатацию 12.01.1982, вместимостью 2000 человек, встроенное в дом корпус сборочных цехов, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 5, указанное защитное сооружение гражданской обороны имеет 3 класс.
С целью государственной регистрации права собственности Российской Федерации на защитное сооружение гражданской обороны с кадастровым номером 23:43:0140009:314 Межрегиональное территориальное управление 27.04.2017 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением N 23/999/001/2017-8594.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю было отказано в государственной регистрации права собственности Российской Федерации в связи с наличием записи о регистрации права собственности третьих лиц на здание с кадастровым номером 23:43:0140009:176, указав на противоречие между заявленными и зарегистрированными правами.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, собственником здания с кадастровым номером 23:43:0140009:176 является ОАО "Компания Импульс", о чем 22.09.2000 сделана соответствующая запись N 23-01.00-3.8.2000-7.
Таким образом, зарегистрировав право собственности на все здание с кадастровым номером 23:43:0140009:176, ОАО "Компания Импульс", стала являться реестровым собственником, расположенного в указанном здании, в том числе защитного сооружения с кадастровым номером с кадастровым номером 23:43:0140009:314.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея обращалось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском об истребовании у ОАО "Компания Импульс" помещения подвала с кадастровым номером 23:43:0140009:314, общей площадью 1298, 7 кв. м, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 5, дело N А32-21827/2019.
Решением суда, вступившим в законную силу, в удовлетворении требований истцу было отказано.
Вместе с тем данным решением установлено, что помещение подвала с кадастровым номером 23:43:0140009:314 является защитным сооружением гражданской обороны.
В рамках данного дела установлено, что между Комитетом по управлению государственным имуществом Краснодарского края и ОАО "Компания Импульс" (правопреемником приватизированного ПО "Импульс") заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также по выполнению мероприятий гражданской обороны от 21.12.2000 N 00/18-55, что соответствует пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями" и пункту 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284.
В соответствии с указанным договором ОАО "Компания Импульс" приняло на ответственное хранение и в безвозмездное пользование накопленные средства коллективной и индивидуальной защиты, в том числе средства связи и оповещения гражданской обороны и коллективное (защитное) сооружение - убежище ГО III класса, площадью 1000 кв. м (требует капитального ремонта, имеются вентиляция, вода, электроэнергия).
Согласно пункту 2.3 указанного договора ОАО "Компания Импульс" обязалось не допускать использование объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в настоящем договоре, в качестве залога, продавать или отчуждать их иным способом.
Нахождение объекта на ответственном хранении у ответчика (опосредованное владение) не свидетельствует об утрате истцом права владения таким имуществом (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.01.2012 N ВАС-17399/11).
Согласно статьями 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее -постановление от 27.12.1991 N 3020-1).
В соответствии с п. 1, 2 раздела 3 приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 защитные сооружения гражданской обороны, как объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, независимо на чьем балансе они находятся, относятся исключительно к федеральной собственности.
Как уже было указано выше, вступившим в законную силу судебным актом установлено, что объект относится к защитным сооружениям гражданской обороны.
Согласно ГОСТу Р 22.0.02-94, содержащему расшифровку соответствующей терминологии, убежища отнесены к защитным сооружениям, при этом последние являются инженерными сооружениями.
Таким образом, убежища являются инженерными сооружениями, используемыми в чрезвычайных ситуациях.
Вместе с тем, наличие у объекта статуса защитного сооружения гражданской обороны не дает оснований автоматически считать его объектом, подпадающим по действие пункта 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 12757/09, защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, даже в том случае, если они не отнесены к разделу III приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1).
Такие защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 в любом случае продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации или в муниципальную собственность в установленном порядке.
Такой порядок определен в настоящее время частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" указано, что объекты гражданской обороны являются федеральной собственностью независимо от того, на чьём балансе они находятся и от ведомственной подчинённости предприятий, не подлежат приватизации и могут быть приватизированы только по решению Правительства Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, в силу пункта 2.1.37 которой, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в силу п. 2.1.37 Государственной программы N 2284, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся: пункты управления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерств, ведомств и организаций Российской Федерации с комплексом защищенных сооружений и наземным комплексом (наземными элементами систем жизнеобеспечения пунктов управления, размещаемого в них аппарата и обслуживающего персонала, складами для хранения продовольствия, медикаментов, оборудования и имущества); отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны. При этом с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Согласно пункту 2.2.2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 (действовавшей в период приватизации государственного имущества), приватизация объектов гражданской обороны федеральной собственности могла быть осуществлена только по решению Правительства Российской Федерации.
Между тем, Правительство Российской Федерации не принимало решение о приватизации спорного объекта гражданской обороны.
Довод о пропуске истцом срока исковой давности получил надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и в переоценке не нуждается.
По мнению апелляционного суда, при фактическом владении убежищем (которое в силу закона может быть отнесено только к федеральной собственности) обществом, срок исковой давности не может считаться пропущенным. В такой ситуации со стороны собственника сохраняется контроль над спорным имуществом (опосредованное владение), в связи с чем доводы апелляционной жалобы о пропуске срока исковой давности подлежат отклонению.
На основании изложенного, исковые требования правомерно удовлетворены в указанной части.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает, что оспариваемое решение подлежит изменению, поскольку отказом в признании отсутствующим права собственности ООО "Импульс" на помещение подвала при одновременном признании права собственности на него РФ суд первой инстанции не устраняет противоречия в данных Реестра о регистрации права собственности ответчика на все здание целиком.
При этом, в данном случае признание отсутствующим права собственности общества только на помещение подвала вместо испрашиваемого истцом признания отсутствующим права собственности на все здание в целом не может считаться выходом за пределы исковых требований, поскольку, во-первых, технически спорный подвал (убежище) является частью здания, а не находится за его пределами; во-вторых, данный вывод, оставляя вопрос о праве на конкретное помещение в пределах заявленного требования о признании отсутствующим права на все здание, позволяет регистрирующему органу осуществить необходимые регистрационные действия в Реестре по отражению действительно существующих прав на соответствующие помещения без дополнительных разъяснений.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Таким образом, резолютивную часть решения суда необходимо дополнить соответствующими выводами, поскольку в противном случае решение не может считаться исполнимым без соответствующих разъяснений со стороны суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.07.2020 по делу N А32-7079/2020 изменить.
Дополнить резолютивную часть решения следующим:
"Признать отсутствующим право собственности ООО "Импульс" на помещение подвала с кадастровым номером 23:43:0140009:314, общей площадью 1298,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Московская, 5".
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-7079/2020
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея
Ответчик: ОАО "Компания Импульс"
Третье лицо: Администрация гражданской защиты АМО Краснодар, Администрация МО Краснодар, Администрация муниципального образования г. Краснодар, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ МЧС по КК, Управление граждаснкой защиты Администрации муниципального образования г. Краснодар, Управление Росреестра по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю