г. Москва |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А40-50659/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Л. Захарова,
судей: |
Е.В. Пронниковой, И.В.Бекетовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Велко"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2020 по делу N А40-50659/20 (21-362)
по заявлению ООО "Велко"
к Центральной акцизной таможне
третье лицо: Ярославский таможенный пост ФТС ЦТУ
об отмене решения о классификации товара,
при участии:
от заявителя: |
Граблева Е.С. по дов. от 30.12.2019; |
от ответчика: |
Смирнов И.А. по дов. от 31.08.2020; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Велко" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Центральной акцизной таможне (далее - ответчик, таможенный орган) с требованием об отмене решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 04 марта 2020 года, принятое таможенным органом-10009100 по ДТ N 10009100/271219/0062506; требования о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара от 04 марта 2020 года по ДТ N 10009100/271219/0062506; отказа в выпуске товара по ДТ N 10009100/271219/0062506 от 10.03.2020 г., обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением суда от 10.07.2020, принятым по настоящему делу, заявленные обществом требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, общество в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что товар неправомерно отнесен таможенным органом к товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 2403 19 900 0 прочий курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции, которому соответствует ставка ввозной таможенной пошлины 15%. Данный вывод, по мнению общества, сформирован исходя из неправильного истолкования норм таможенного законодательства в части классификации товара.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей сторон, поддержавших в судебном заседании изложенные в жалобе и отзыве на нее доводы и требования, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в целях таможенного декларирования ввезенного товара ("табачное сырье, ферментированное, табак с неотделенной средней жилкой, резанный, товарный сорт III") обществом на Акцизный специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни была представлена декларация на товары N 10009100/271219/0062506.
При таможенном декларировании общество заявило классификационный код товара 2401 10 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("прочий табак с неотделенной средней жилкой"), ставка ввозной таможенной пошлины - 5% от таможенной стоимости товара.
Между тем, таможенный орган в ходе проведения таможенного контроля в процессе выпуска указанного товара не согласился с заявленным обществом классификационным кодом и принял решение по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 04.03.2020 N РКТ-10009100-20/000018.
В результате классификационный код товара был изменен на код 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС ("прочий курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции"), ставка ввозной таможенной пошлины - 15% от таможенной стоимости товара.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Апелляционный суд считает, что в настоящем случае отсутствует совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных ООО "Велко" требований.
На основании ст.52 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее также - ТК ТС) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со ст.9 названного Кодекса.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее также - ОПИ ТН ВЭД).
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
Согласно разъяснениям, изложенным в п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД наименования разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.
Таким образом, в соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД решающее значение для классификации товара по ТН ВЭД должны иметь его объективные характеристики и свойства, как они определены в тексте товарной позиции, соответствующих примечаниях к разделам или группам. Аналогичный подход в силу правила 6 ОПИ ТН ВЭД должен применяться в тех случаях, когда имеется необходимость классифицировать товар по той или иной субпозиции.
Согласно тексту пояснений к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС (выбранную заявителем) в данную товарную позицию включаются, в том числе табачное сырье в виде целых растений или листьев в естественном состоянии или в виде сушеных или! ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных (включая кусочки определенной формы, но не табак, готовый для курения).
Согласно тексту пояснений к товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС в данную товарную позицию, в том числе, включается курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции, например, промышленный трубочный табак или табак для производства сигарет.
Центральной акцизной таможней принято решения о классификации рассматриваемого товара в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В товарную позицию 2403 ТН ВЭД ЕАЭС, исходя из Пояснений, включаются, в том числе курительный табак, а именно:
1) Курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции, например, промышленный трубочный табак или табак для производства сигарет.
2) Жевательный табак, обычно сильно ферментированный и увлажненный.
3) Нюхательный табак, более или менее ароматизированный
4) Табак спрессованный или увлажненный для изготовления нюхательного табака.
5) Промышленные заменители табака, например, курительные смеси, не содержащие табак.
6) "Гомогенизированный" или "восстановленный" табак, изготовленный путем агломерирования тонкого резаного табака из табачных листьев, табачных отходов или табачной пыли, в том числе на лотке-подносе (например, лист целлюлозы из средней жилки табачного листа), обычно изготовленный в виде прямоугольных листов или лент. Он может использоваться в виде листа (в качестве покровного листа, то есть рубашки) или в измельченном рубленом виде (в качестве начинки).
7) Табачные экстракты и эссенции. Это жидкости, извлекаемые из влажных листьев путем прессования или приготовляемые путем кипячения в воде отходов переработки табака. Эти продукты используются главным образом для производства инсектицидов и противопаразитарных средств.
В соответствии с Пояснениями к подсубпозициям 2403 19 100 0 и 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС (том VI Пояснений) в эти подсубпозиции включаются курительный табак, который представляет собой резаный табак, который порезан или иным образом расщиплен, скручен в виде жгута или спрессован в блоки, готовый для курения без дальнейшей промышленной обработки. В эти подсубпозиции также включается скрошенный сигаретный табак, который представляет собой готовую табачную смесь для производства сигарет.
В ходе проведения таможенного контроля по ДТ N 10009100/271219/0062506, Акцизным специализированным таможенным постом (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни принято решение о назначении таможенной экспертизы, после чего образцы товара направлены для проведения таможенной экспертизы в ЦЭКТУ ФТС России.
Согласно сведениям, содержащимся в заключении таможенного эксперта от 20.02.2020 N 12411002/0001340 (далее - Заключение) исследованная проба товара не является табачным сырьем в виде целых растений или листьев в естественном состоянии или в виде сушеных или ферментированных листьев, целых или с отделенной средней жилкой, обрезанных или необрезанных, раздавленных или разрубленных; и не является табачными отходами.
Перечень товаров, относящихся к "табачному сырью" приведен в тексте пояснений к товарной позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС, и, с учетом выводов, содержащихся в заключении исключает возможность классификации товара, задекларированного по ДТ N 10009100/271219/0062506, в товарной подсубпозиции 2401 10 950 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленной обществом.
Согласно пункту 231 ГОСТ Р 52463-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Табак и табачные изделия. Термины и определения" (далее - ГОСТ) сырье для производства табачных изделий - табак, прошедший послеуборочную и (или) иную промышленную обработку.
Перечень операций по производству курительных изделий приведен в разделе 2.13 ГОСТ.
Согласно пункту 319, раздела 2.13 ГОСТ "резание сырья" - операция отделения от топа срезов равной ширины на табакорезальной машине является одной из операций по производству курительных изделий.
Согласно сведениям, содержащимся в Заключении, исследованная проба товара представляет собой резаный табак - сырье с примесью табачных отходов (срезов табачных жилок и фарматуры), прошедшее операции по сушке и ферментации, которое может быть использовано для производства курительных табачных изделий (сигарет, трубочного табака).
Установленный фракционный состав пробы товара:
-нарезанные на волокна табачные листья 93 мас.%;
-срезы табачных жилок 6,6 мас.%;
-фарматура (обрывки листовых пластин) 0,4 мас.%;
-влага и легколетучие вещества 12,5 мас.%.
Исходя из изложенного, проба товара, заявленная в ДТ N 10009100/271219/0062506, прошла подтвержденную таможенным экспертом стадию промышленной обработки (резание сырья), и, действительно соответствует приведенному в ГОСТ термину "сырье для производства табачных изделий", а также термину "резаная табачная смесь" (резаный табак, предназначенный для изготовления табачных изделий, расфасованный массой более 500 г и упакованный в транспортную тару (пункт 246 ГОСТ)).
Разделом 2.11. ГОСТ определено понятие "табачное изделие - это изделие, полностью или частично изготовленное из табачного сырья, предназначенное для курения или для жевания, сосания, нюхания", а также виды табачных изделий, такие как "курительный тонкорезаный табак", "трубочный табак", "жевательный табак" и т.д.
Пункт 261 ГОСТ определяет понятие курительного тонкорезаного табака как вид курительного изделия, предназначенного для ручного изготовления курительных изделий, и представляющий собой резаный табак с добавлением или без добавления нетабачного сырья, соусов и ароматизаторов, в котором волокна шириной 1 мм и менее составляют более 25% от массы нетто изделия, упакованного в потребительскую тару.
К промышленно изготовленному табаку в рамках группы 24 ТН ВЭД ЕАЭС относятся товары, классифицируемые в товарных позициях 2402 ТН ВЭД ЕАЭС "Сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы и сигареты из табака или его заменителей" и 2403 ТН ВЭД ЕАЭС "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции".
То есть в указанных товарных позициях классифицируются как сырье для производства табачных изделий (2403), так и сами табачные изделия и табачная продукция (2402 и 2403).
Согласно пункту 4 ТР ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107 (далее - ТР ТС 035/2014), обязательному к применению на территории ЕАЭС:
-"табачное изделие" - продукт, полностью или частично изготовленный из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленный таким образом, чтобы использовать его для курения;
-"табачная продукция" - табачное изделие, упакованное в потребительскую упаковку.
Таким образом, можно сделать вывод, что в ряде случаев достаточно товар "резаная табачная смесь" расфасовать в потребительскую упаковку для получения готовой продукции.
На основании вышеизложенных положений ТР ТС 035/2014, ГОСТ и Пояснений установлено, что ключевым классификационным признаком товаров в товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС является промышленная переработка, в том числе, резание сырья на табакорезальной машине, поскольку здесь классифицируется прочий промышленно изготовленный табак, но не табачное сырье в понимании позиции 2401 ТН ВЭД ЕАЭС.
Данная позиция согласуется с позицией ФГБУ "Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий", изложенной в письме от 17.03.2020 N 01/87 из которого следует, что резаная табачная смесь, которую можно использовать для производства табачных изделий отличается от табачного сырья, которое не подготовлено для производства табачных изделий тем, что резаная табачная смесь представляет собой табачное сырье, прошедшее промышленную переработку и подготовку к изготовлению табачных изделий, а именно увлажнение, расщипку, смешение, нанесение умягчителя, соусирование (если предусмотрено рецептурой), отлежку, окончательное смешивание, резание, сушку, ароматизацию (если предусмотрено рецептурой). Резаная табачная смесь - это фактически полуфабрикат, подготовленный для изготовления табачных изделий (сигарет, курительного или трубочного табака).
Из вышеизложенного следует, что товар, прошедший такие стадии обработки, как сушка, ферментация и резание, и представляющий собой резаный ферментированный табак в соответствии с ОПИ 1 и 6 ТН ВЭД подлежит классификации в подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Прочий промышленно изготовленный табак и промышленные заменители табака; табак "гомогенизированный" или "восстановленный"; табачные экстракты и эссенции: курительный табак, содержащий или не содержащий заменители табака в любой пропорции: - прочий: - прочий".
Также, согласно сведениям, содержащимся в письме ЦЭКТУ ФТС России от 17.02.2020 N 01-18/01173, вывод таможенного эксперта "сырье для производства табачных изделий" является достаточным для однозначной классификации товара в товарной позиции 2403 ТН ВЭД ЕАЭС.
Учитывая совокупность вышеизложенных доводов, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что таможенным органом принято обоснованное решение по классификации товара по ДТ N 10009100/271219/0062506 в товарной подсубпозиции 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 2 статьи 112 ТК ЕАЭС в случае если при проведении таможенного контроля выявлены нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, которые в соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 9 пункта 1 статьи 125 ТК ЕАЭС при их устранении не будут являться основанием для отказа в выпуске товаров, и таможенным органом для устранения таких нарушений установлена необходимость изменения (дополнения) сведений, заявленных в таможенной декларации, такие сведения должны быть изменены (дополнены) декларантом по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров, установленного пунктами 3 и 6 статьи 119 ТК ЕАЭС.
04.03.2020 посредством электронного обмена в адрес ООО "Велко" направлено требование о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара, в соответствии с которым, обществу, в целях устранения выявленных нарушений (РКТ-10009100-20/000018), в срок до 05.03.2020 необходимо внести изменения (дополнения) в ДТ N 10009100/271219/0062506.
Таким образом, в связи с невыполнением требования Акцизного специализированного таможенного поста (центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни от 04.03.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, до выпуска товара по ДТ N 10009100/271219/0062506, суд считает, что Центральной акцизной таможней принято правомерное решение об отказе в выпуске товара по ДТ N 10009100/271219/0062506.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение таможенного органа по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС является законным и обоснованным, прав и законных интересов заявителя не нарушает.
Само по себе несогласие общества с классификацией спорного товара по коду 2403 19 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС не является достаточным основанием для признания оспариваемого решения таможенного органа незаконным.
Касательно ссылки заявителя на пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", суд отмечает следующее.
Согласно пункту 21 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 ТК ЕАЭС решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств таюке может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС.
В пункте 1 просительной части заявления ООО "Велко" просит суд отменить решение о классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 04.03.2020, принятое таможенным органом 10009100 по ДТ N 10009100/271219/0062506.
Согласно резолютивной части решения Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2020 по; делу N А40-50659/2020, в удовлетворении требований ООО "Велко" -отказано.
Тем самым, довод заявителя о выходе судом первой инстанции за пределы исковых требований несостоятелен.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Выражая несогласие с решением суда, общество не представило доказательств, подтверждающих правомерность и обоснованность заявленных им требований.
При таких данных суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 10.07.2020 по делу N А40-50659/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
Е.В. Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-50659/2020
Истец: ООО "ВЕЛКО"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Третье лицо: КУТОВОЙ А.С., Ярославский таможенный пост ФТС ЦТУ