город Томск |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А45-14429/2020 |
Судья Седьмого арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новосибирскоблгаз" (07АП-8655/2020) на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 сентября 2020 года (резолютивная часть от 24.08.2020) по делу N А45-14429/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Нахимович Е.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Новосибирскоблгаз" (ОГРН 1075475004241) об отмене постановления Департамента по тарифам Новосибирской области от 28.05.2020 N118-14.6/2-ЮЛ/2020, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Новосибирскоблгаз" (далее - заявитель, общество, ООО "Новосибирскоблгаз") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент, административный орган) об отмене постановления от 28.05.2020 N 118-14.6/2-ЮЛ/2020, прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением от 16.09.2020 (резолютивная часть от 24.08.2020) Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, удовлетворив его требования.
Оспаривает событие и состав вменяемого административного правонарушения.
В порядке статьи 262 АПК РФ от административного органа поступил отзыв, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Новосибирскоблгаз" является газораспределительной организацией и осуществляет регулируемый вид деятельности по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к принадлежащей ему сети газораспределения.
12.02.2019 между ГКУ НСО "УКС" и ООО "Новосибирскоблгаз" заключен договор N Пстс-532/1/2018 о подключении (технологическом присоединении) школы к сети газораспределения.
Установив факт неправильно выбранного ООО "Новосибирскоблгаз" для определения размера платы за подключение объекта ГКУ НСО "УКС" значения стандартизированных тарифных ставок C8ik, утвержденных подпунктом 6 пункта 3 приказа Департамента от 13.12.2018 N 749-Г (далее - Приказ N 749-Г) согласно приложению N 6 к указанному приказу, Департамент пришел к выводу о совершении обществом административного правонарушения.
Постановлением Департамента по делу об административном правонарушении от 01.06.2020 N 118-14.6/2-ЮЛ/2020 ООО "Новосибирскоблгаз" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, исходил из доказанности наличия вменяемого состава правонарушения в действиях общества, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Исходя из содержания приведенной нормы, объектом правонарушения является установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение, в том числе в сфере в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом следует исходить из того, что ценообразование - это процесс формирования цен на товары и услуги, характеризуемый методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Объективной стороной выступает нарушение установленного порядка ценообразования.
Субъектом правонарушения выступает лицо, виновное в нарушении государственной дисциплины цен.
Административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, как правило, совершаются умышленно.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации предоставлено право на утверждение перечней продукции, товаров и услуг, цены (тарифы) и надбавки на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию. При этом установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) и надбавки подлежат применению на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждены приказом ФСТ России от 28.04.2014 N 101-э/3 (действовали до 16.12.2018).
Согласно пункту 8 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения) плата за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти Новосибирской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов) является Департамент.
Во исполнение вышеуказанных нормативных правовых актов приказом Департамента от 13.12.2018 N 749-Г (далее - Приказ N 749-Г) на 2019 год установлена плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям ООО "Новосибирскоблгаз" и стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Стандартизированные тарифные ставки установлены Приказом N 749-Г с учетом предусмотренной пунктом 12 Методических указаний N 101-э/3 дифференциации по диапазонам диаметров строящихся газопроводов, типу прокладки газопроводов, материалу труб, объему присоединенной максимальной мощности газоиспользующего оборудования.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний N 101-э/3 газораспределительные организации самостоятельно рассчитывают размер платы за технологическое присоединение на основе утвержденных стандартизированных тарифных ставок в порядке, определенном Главой IV и с учетом положений пункта 16 настоящих Методических указаний N 101-э/З.
Следуя материалам дела, ООО "Новосибирскоблгаз" в целях подключения школы к сети газораспределения не требовалось строительства сети газораспределения до границы земельного участка заявителя.
Величина платы за технологическое присоединение на основании утвержденных стандартизированных тарифных ставок для случаев, когда протяженность строящейся (реконструируемой) сети газораспределения, измеряемая по прямой линии от границы земельного участка до сети газораспределения ГРО, составляет 150 метров и менее, определяется по формуле в соответствии с пунктом 30 Методических указаний.
Учитывая то обстоятельство, что со стороны ООО "Новосибирскоблгаз" в целях подключения школы осуществляются только мероприятия по мониторингу выполнения заявителем технических условий и фактическому присоединению; осуществляется только одно подключение; размер платы за подключение школы к сети газораспределения по формуле 17 Методических указаний N 101-э/3 будет равен размеру соответствующей установленной с учетом параметров дифференциации, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний N 101-э/3 в таблице приложения N 6 к Приказу N 749-Г величине стандартизированной тарифной ставки C8ik.
Исходя из указанных в Акте о подключении характеристик фактически выполненного присоединения, для определения размера платы за подключение школы ООО "Новосибирскоблгаз" должно использовать величину стандартизированной тарифной ставки C8ik, установленной пунктом 1.1.2 таблицы приложения N 6 к Приказу N 749-Г на покрытие расходов ООО "Новосибирскоблаз", связанных с проверкой выполнения заявителем технических условий и осуществления фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения ООО "Новосибирскоблгаз" посредством осуществления комплекса технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и стального газопровода диаметром 158 мм и менее при объеме присоединенной максимальной мощности (максимальном часовом расходе газа) газоиспользующего оборудования свыше 15 куб.м в час и не превышающей 500 куб.м в час, в размере 57 661,80 руб. (без НДС).
Соответственно, размер платы за подключение по договору должен был составить 69 194,16 руб. (с НДС).
Поскольку ООО "Новосибирскоблгаз" нарушен порядок начисления платы за подключение по договору о подключении, то выводы административного органа о нарушении заявителем ценообразования являются обоснованными.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что в действиях ООО "Новосибирскоблгаз" имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлены какие-либо доказательства того, что у него отсутствовала возможность правильно определить размер платы за подключение по договору о подключении, исходя из характеристик принадлежащего ему газопровода, к которому общество на момент заключения договора определилось о подключении к нему школы, подключив в последующем школу к указанному газопроводу; а также того, что им предпринимались все зависящие от него меры по правильному выбору значения стандартизированной тарифной ставки C8ik, что ООО "Новосибирскоблгаз" в силу причин, от него независящих, не смогло правильно определить размер платы за подключение.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, довод общества об отсутствии его вины в совершении административного правонарушения отклоняется.
По мнению заявителя, датой совершения вменяемого обществу административного правонарушения является дата подписания договора о подключении - 12.02.2019, следовательно, срок привлечения к административной ответственности на момент вынесения оспариваемого постановления истек (28.05.2020).
Отклоняя данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения.
Согласно подпункту "г" пункта 83 "Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314), размер платы за технологическое присоединение, определенный в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере газоснабжения, является существенным условием договора о подключении.
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию и устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством РФ.
Пунктом 96 Правил N 1314 установлено, что размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с разделом VII Правил N 1314, размер платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов после окончания разработки проектной документации сети газораспределения и проведения ее экспертизы и подлежит на основании пункта 87 Правил N 1314 корректировке путем подписания сторонами дополнительного соглашения к договору о подключении.
В составленном по факту подключения школы Акте о подключении (технологическом присоединении) от 14.06.2019 стороны не только зафиксировали то обстоятельство, что фактически подключение Школы осуществлялось к существующему стальному газопроводу, диаметром 100 мм, но и то обстоятельство, что стоимость работы по договору о подключении составляет 111 106, 56 руб. (то есть в том же размере, который изначально был указан в договоре о подключении и определен исходя из значения стандартизированной тарифной ставки C8ik, указанной в пункте 1.3 таблицы приложения N 6 к Приказу N 749-Г, установленной для присоединения объектов заявителя к стальному газопроводу ООО "Новосибирскоблгаз" диаметром 219-272 мм; в то время как обязано было использовать значение стандартизированной тарифной ставки C8ik, указанной в пункте 1.1.2 таблицы приложения N 6 к Приказ N 749-Г, и установленной для присоединения объектов заявителя к стальному газопроводу диаметром 158 мм и менее).
Полная оплата по договору о подключении ООО "Новосибирскоблгаз" была получена 24.06.2019.
Соответственно, правонарушение фактически было окончено после составления Акта о подключении 14.06.2020, в котором, несмотря на изменение характеристик газопровода, к которому осуществлялось подключение, плата за подключение не была изменена и получения ООО "Новосибирскоблгаз" полной оплаты по договору о подключении.
На основании изложенного, предусмотренный статьей 4.5 КоАП срок давности привлечения к административной ответственности общества на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Установив, что процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с санкцией нормы части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и изменению не подлежит, оснований для признания правонарушения малозначительным не имеется, судом сделан вывод о законности и обоснованности оспоренного постановления административного органа.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы в указанной части у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, следовательно, по данной категории дел не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16 сентября 2020 года Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14429/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новосибирскоблгаз" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-14429/2020
Истец: ООО " Новосибирскоблгаз"
Ответчик: Департамент по Тарифам Новосибирской Области