г. Киров |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А29-320/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Кононова П.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,
при участии в судебном заседании:
-представителя ответчика - Мингалева С.А., действующего на основании доверенности от 10.01.2020;
-представителя Комитета Республики Коми по тарифам - Мингалева С.А., действующего на основании доверенности от 16.11.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское топливное хозяйство"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.09.2020 по делу N А29-320/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городское топливное хозяйство" (ОГРН 1141101001744, ИНН 1101148855)
к Министерству энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (ОГРН 1181101000190, ИНН 1101160250)
о признании незаконным заключения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городское топливное хозяйство" (далее - заявитель, Общество, ООО "ГОРТОП") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконным заключения Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее - ответчик, Министерство) от 24.10.2019 о рекомендации заявителю экономически обоснованной цены на топливо твердое: дрова разделанные неколотые (от 0,5 до 2,0 метров) с учетом доставки в размере 2 380,91 руб. за 1 плотный кубический метр исходя из предельного объема поставки 3500 плотных кубических метров.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 10.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ГОРТОП" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель настаивает на незаконности оспариваемого заключения Министерства от 24.10.2019. Общество, ссылаясь на подпункт 2 пункта 10 раздела 3 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Республики Коми от 31.08.2017 N 459 "О Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми" (далее - Постановление Правительства РК от 31.08.2017 N 459), указывает, что цены на реализуемое населению топливо твердое устанавливаются нормативными правовыми актами Министерства. В данном случае, по мнению подателя жалобы, оспариваемое заключение принято Министерством с превышением полномочий, поскольку ответчик не наделен правом на принятие актов ненормативного характера. Подробно позиция ООО "ГОРТОП" изложена в апелляционной жалобе.
Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 12.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 13.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Заявитель явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей заявителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал занятую по делу позицию.
16.11.2020 от Комитета Республики Коми по тарифам (далее - Комитет) поступило ходатайство о замене ответчика по делу Министерства на правопреемника - Комитет в связи с передачей полномочий (функций) по осуществлению расчета экономически обоснованной цены на реализуемое населению топливо твердое для конкретного поставщика топлива твердого.
В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 20.10.2020 N 115 "О структуре органов в системе исполнительной власти Республики Коми", вступившим в силу с 20.10.2020, образован Комитет Республики Коми по тарифам со следующими функциями: в сфере установления цен (тарифов); регионального государственного контроля (надзора) на территории Республики Коми в области регулируемых государством цен (тарифов) и в сферах естественных монополий; по координации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Положение о Комитете Республики Коми по тарифам утверждено Постановлением Правительства Республики Коми от 05.11.2020 N 541 "О Комитете Республики Коми по тарифам", вступившим в законную силу 05.11.2020. В подпункте 73 пункта 10 названного Положения установлено, что Комитет производит расчет экономически обоснованной цены на реализуемое населению топливо твердое для конкретного поставщика топлива твердого.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Комитет создан 09.11.2020.
Учитывая изложенное, Второй арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отказа в замене ответчика по настоящему делу и считает возможным произвести в порядке статьи 48 АПК РФ процессуальную замену Министерства на Комитет Республики Коми по тарифам.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
05.08.2019 ООО "ГОРТОП" в адрес Министерства направило заявление с приложением расчета экономически обоснованных уровней заявленных цен, в котором просило установить с 01.09.2019 на период 2019-2020 гг. экономически обоснованную цену для предприятия на дрова всех видов и групп пород: разделанные неколотые от 0,5 до 2,0 метров в размере 2 889,89 рублей за 1 плотный куб с учетом доставки на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - МОГО "Сыктывкар") без учета НДС (т.1 л.д. 13).
Письмом от 21.10.2019 Обществом в адрес ответчика представлены дополнительные пояснения относительно расшифровки затрат на доставку топлива твердого к месту, указанному потребителем (т.1 л.д. 20).
24.10.2019 Министерство выдало заключение по результатам проведения экспертизы расчета цены на топливо твердое, реализуемое заявителем гражданам на территории МОГО "Сыктывкар" для нужд отопления, согласно которому Обществу рекомендовано применять экономически обоснованную цену на топливо твердое - дрова разделанные неколотые (от 0,5 до 2,0 метров) с учетом доставки к месту, указанному потребителем, в размере 2 380,91 руб. при условии соблюдения предельного объема поставки в размере 3500 кубов (далее - заключение от 24.10.2019, т.1 л.д. 21).
Не согласившись с указанным заключением, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Коми с соответствующими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в данном случае совокупности условий, предусмотренных статьями 198, 200, 201 АПК РФ, необходимых для признания заключения Министерства от 24.10.2019 недействительным.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации имеют право вводить государственное регулирование цен (тарифов) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан.
Указанное полномочие реализовано Правительством Республики Коми путем принятия Постановления Правительства Республики Коми от 03.12.2002 N 196 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Коми", которым установлено, что на территории Республики Коми государственное регулирование цен (тарифов) на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, осуществляется Правительством Республики Коми.
В пункте 3 названного Постановления Правительства Республики Коми определено, что Министерству поручено осуществлять в установленном порядке контроль за применением цен (тарифов), государственное регулирование которых осуществляется органами исполнительной власти Республики Коми, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемых видов деятельности, правильности применения регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Правительства РК от 31.08.2017 N 459 утверждено Положение о Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми, согласно подпункту 74 пункта 10 которого Министерство вправе производить расчет экономически обоснованной цены на реализуемое населению топливо твердое для конкретного поставщика топлива твердого (положения, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).
Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2017 N 685 "Об утверждении предельных максимальных розничных цен на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье" утверждены предельные максимальные розничные цены на топливо твердое, подлежащие применению при расчете с гражданами.
В силу абзаца 2 пункта 2 приложения N 12 к Государственной программе Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413, начиная с 01.09.2019 года субвенции предоставляются в случае превышения расчета экономически обоснованной цены на реализуемое населению топливо твердое, отраженной в заключении Министерства по результатам проведения экспертизы расчета цены на топливо твердое для конкретного поставщика топлива твердого, которое выдано не ранее чем за два года до дня поставки топлива твердого поставщиком топлива твердого гражданам, над предельными максимальными розничными ценами на топливо твердое, установленными Правительством Республики Коми, за период с 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году, по 30 ноября текущего финансового года.
Таким образом, вопреки возражениям заявителя из совокупности анализируемых нормативных положений не следует вывод об отсутствии у Министерства полномочий на проведение экспертизы расчета цены на топливо твердое, реализуемое гражданам на территории МОГО "Сыктывкар", соответственно, о неправомерности принятия оспариваемого заключения от 24.10.2019 в результате государственного регулирования цен (тарифов).
Указание заявителя жалобы на то, что оспариваемое заключение принято Министерством с превышением полномочий, предоставленных Постановлением Правительства РК от 31.08.2017 N 459, несостоятельно. В данном случае заключение от 24.10.2019 выдано Министерством в порядке, установленном законодательством Республики Коми, действовавшим в спорный период. Суд первой инстанции обоснованно указал на то, что вышеназванные акты Правительства Республики Коми являются действующими и не оспорены в установленном законом порядке (на момент выдачи заключения от 24.10.2019).
Ссылки заявителя жалобы на несоответствие Постановления Правительства Республики Коми от 15.02.2019 N 81 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012 г. N 413 "О Государственной программе Республики Коми "Развитие строительства и жилищно-коммунального комплекса, энергосбережение и повышение энергоэффективности", в том числе пункту 5 статьи 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 N 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми", а также на то, что правила предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субвенций на возмещение убытков не распространяют свое действие на поставщиков топлива твердого, безотносительны к фактическим обстоятельствам настоящего дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку не относятся к предмету спора.
Доводы Общества об отсутствии судебной оценки законности расчета Министерства являются немотивированными, поскольку соответствующих обоснований в апелляционной жалобе не приведено. Проверяя соответствие оспариваемого заключения Министерства нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемую сферу, суд первой инстанции верно учел следующее.
Правила предоставления из республиканского бюджета Республики Коми субвенций на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен на топливо твердое, реализуемое гражданам и используемое для нужд отопления, утверждены Постановлением Правительства Республики Коми от 28.09.2012 N 413. В пункте 2 названных Правил определено, что, начиная с 01.09.2019, субвенции предоставляются в случае превышения расчета экономически обоснованной цены на реализуемое населению топливо твердое, отраженной в заключении Министерства по результатам проведения экспертизы расчета цены на топливо твердое для конкретного поставщика топлива твердого,
На основании указанных нормативных положений ответчик уведомил Общество о необходимости представления в Министерство заявления о расчете экономически обоснованной цены на твердое топливо с приложением подтверждающих документов и обосновывающих материалов (письмо от 30.05.2019 N 19-21-37/2352, т.1 л.д. 19).
Заключением от 24.10.2019 Министерство ответило на заявление Общества по вопросу установления с 01.09.2019 на период 2019-2020 годы экономически обоснованной цены для предприятия на дрова всех видов и групп пород.
Критерии экономической обоснованности расходов приведены в статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой под расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Проанализировав данную норму, суд первой инстанции верно заключил, что результаты производимой при расчете экономически обоснованной цены на реализуемое топливо твердое для конкретного поставщика топлива оценки экономической обоснованности расходов отражены в экспертном заключении Министерства от 24.10.2019 (т.1 л.д. 39-46). Данное заключение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке. Иного из материалов настоящего дела не следует.
Учитывая, что оспариваемое заключение выдано на основании названного экспертного заключения от 24.10.2019, суд первой инстанции обоснованно указал, что заключение Министерства от 24.10.2019 само по себе не нарушает прав и законных интересов Общества.
Как утверждает ответчик, в связи с отсутствием отраслевого законодательства расчет экономически обоснованных цен на твердое топливо осуществлялся им по аналогии с нормативными правовыми актами в иных сферах, в отношении которых Министерством осуществляется государственное тарифное регулирование (в том числе в сферах обращения с твердыми коммунальными отходами, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, электроэнергетике, перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, др.). Из пояснений Министерства следует, что поскольку документы, подтверждающие обоснованность стоимости лесопродукции, Обществом не представлены, расчет затрат заявителя на покупку лесопродукции был произведен в соответствии с подпунктом "г" пункта 14 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, подпунктом "г" пункта 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, согласно которым при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.
В рассматриваемом случае за основу расчета цены на покупку лесопродукции была взята экономически обоснованная цена на дрова, разделанные неколотые, поставляемые обществом с ограниченной ответственностью "Тепло Севера" на территории МОГО "Сыктывкар".
Из материалов дела усматривается, что в результате оценки экономической обоснованности заявленных расходов с учетом факта хозяйственной деятельности Общества за предыдущий период ответчиком было установлено, что заявитель по договору поставки от 27.12.2018 N 1 приобретает у общества с ограниченной ответственностью "Пари" (далее - ООО "Пари") твердое топливо в примерном объеме 6 000 плотных кв.м.; стоимость отгруженных дров составляет 2 050 руб. за 1 кв.м. (дрова разделанные неколотые) и 2 250 руб. за 1 кв.м. (дрова разделанные колотые). Стоимость доставки дров до указанного адреса автотранспортом ООО "Пари" составляет 450 руб., расчет стоимости услуги не представлен. В качестве поставщика Обществом выбрано единственное предприятие - ООО "Пари", учредителем которого, как и Общества является ИП Захаревич Сергей Евгеньевич; цена топлива, как установлено экспертом, завышена, поскольку закупки Обществом не были проведены через ЛесЕГАИС, продажа древесины ООО "Пари" Обществу не задекларирована. При таких обстоятельствах Министерство пришло к выводу о том, что обоснование приобретения твердого топлива по заявленной цене не представлено.
Экспертом также установлено, что в 2016 году по результатам проведения экспертизы расчета цены на топливо твердое, реализуемое ООО "Пари" гражданам МОГО "Сыктывкар" для нужд отопления, были установлены в следующем размере: 1 611,62 руб. за 1 кв.м. (дрова разделанные неколотые) и 1 717,37 руб. за 1 кв.м. (дрова разделанные колотые), стоимость доставки к месту, указанному потребителем - 317,25 руб. С 2017 года ООО "Пари" за утверждением экономически обоснованных цен на топливо твердое не обращалось.
Вопреки возражениям заявителя жалобы апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что тарифное регулирование цен на твердое топливо реализуемое гражданам для нужд отопления было правомерно произведено уполномоченным органом, расчет произведен ответчиком правильно. При этом судом учтено, что заявитель не представил доказательства того, что указанная цена на твердое топливо не покрывает всех расходов Общества, что приводит к убыткам. Кроме того, возмещение убытков на территории МО ГО "Сыктывкар" производится на основании Постановления Администрации от 30.01.2020 N 1/213 "Об утверждении порядка предоставления в 2020 году субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования цен на топливо твердое, реализуемое гражданам, проживающим на территории МО ГО "Сыктывкар" для нужд отопления".
Вопреки возражениям подателя жалобы при разрешении настоящего спора по правилам главы 24 АПК РФ судом первой инстанции дана надлежащая оценка содержанию оспариваемого заключения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно. С учетом вышеизложенного решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.09.2020 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно положениям подпунктов 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда по делам о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается юридическими лицами в размере 1500 рублей и в соответствии со статьей 110 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении апелляционной жалобы относится на ее заявителя.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 17.09.2020 N 26 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 48, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести замену Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (ОГРН 1181101000190, ИНН 1101160250) на его правопреемника Комитет Республики Коми по тарифам (ОГРН 1201100004820, ИНН 1101169990).
Решение Арбитражного суда Республики Коми от 10.09.2020 по делу N А29-320/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городское топливное хозяйство" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Городское топливное хозяйство" (ОГРН 1141101001744, ИНН 1101148855) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 17.09.2020 N 26.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-320/2020
Истец: ООО "Городское топливное хозяйство"
Ответчик: Комитет Республики Коми по тарифам, Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми