г. Чита |
|
12 апреля 2024 г. |
Дело N А58-5692/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2024 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лоншаковой Т.В., судей Горбатковой Е.В., Мациборы А.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарём Городецким Р.Г., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2024 года по делу N А58-5692/2023 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Якутскэкосети" к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" об обязании установить исправные контейнеры для накопления ТКО,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Окружной Администрации города Якутска,
при участии в судебном заседании:
от истца - Левина Д.П., представитель по доверенности от 25.12.2023,
от ответчика, третьего лица - не явились,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Якутскэкосети" (далее-истец, ООО "Якутскэкосети") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский" (далее-ответчик, ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский") об обязании ответчика установить на контейнерных площадках, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов, исправные контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 января 2024 года суд обязал ответчика в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу установить на контейнерных площадках исправные контейнеры для накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовых территориях многоквартирных домов по адресам:
г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 35/1, 12 г. Якутск, ул. Петра Алексеева, д. 21, г. Якутск, ул. Петра Алексеева, д. 21/1, г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 4/2, г. Якутск, ул. Кулаковского, д. 4/3, г. Якутск, ул. Ленина, д. 23, г. Якутск, ул. Ленина, д. 44, г. Якутск, ул. Чернышевского, д. 22/2, г. Якутск, ул. Чернышевского, д. 118, г. Якутск, ул. 202-й мкр, д. 7, г. Якутск, ул. 202-й мкр, д. 9, г. Якутск, ул. 202-й мкр, д. 16, г. Якутск, ул. 202-й мкр, д. 18, г. Якутск, ул. 202-й мкр, д. 19, г. Якутск, ул. 202-й мкр, д. 25.
С ответчика взысканы судебные расходы в размере 6000 руб. по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
По мнению ответчика, за управляющими организациями не закреплена обязанность по приобретению или замене контейнеров для мусора.
Заявитель отмечает, что земельные участки по спорным МКД согласно данным из кадастра сформированы только в границах самих многоквартирных домов без учета придомовой территории, т.е. не включают места накопления ТКО, однако вышеуказанные обстоятельства судом первой инстанции не исследованы. По мнению заявителя, если участок не сформирован, т.е. земля муниципальная, то обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО несут органы местного самоуправления.
Как указывает заявитель жалобы, ответчик начисляет и принимает оплату с жильцов МКД (согласно списку) за содержание общего имущества, размер платы по содержанию общего имущества входит, в т.ч. организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, контейнерных площадок. Приобретение либо замена контейнеров для мусора не заложены в размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах.
Апеллянт считает, что необходимо учитывать, что истец при осуществлении работ по вывозу ТКО, сам (спецтехникой) механически взаимодействует с контейнерами для ТКО, что приводит к их износу и поломке. По мнению ответчика, истец специально не включает в утверждаемый тариф расходы по приобретению контейнеров и бункеров, чтобы избежать последующей обязанности по их установке, приобретению и содержанию, что является нарушением Основ ценообразования, а также Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Истец представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель истца в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, решение арбитражного суда считает обоснованным и законным.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя истца, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Якутскэкосети" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Саха (Якутия) (Центральная зона). На истца возложена обязанность по сбору (в том числе по раздельному сбору), транспортированию, обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.
ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский" осуществляет деятельность по управлению 138 многоквартирными домами.
31.01.2019 между ООО "Якутскэкосети" (Региональный оператор) и ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский", действующей от своего имени и в интересах собственников многоквартирных домов, находящихся в её управлении, заключен договор N 452-19/УК на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Письмом от 17.02.2023 N 512, адресованным Управлению государственного строительного и жилищного надзора РС (Я), ООО УКОЖФ "ЖКХ Губинский", истец сообщил о том, что поскольку в ходе осуществления деятельности регионального оператора возникают проблемы вывоза ТКО по причине неисполнения организациями, осуществляющими управление (обслуживание), требований законодательства по ремонту (замене) контейнерного хозяйства, установленного ими на местах (площадках) накопления ТКО, то проведено обследование мест (площадок) накопления ТКО, управляемого ООО УК "ЖКХ Губинский", и установлена необходимость замены контейнерного хозяйства по причине их 100% амортизации (полностью разрушены, не могут быть использованы для складирования ТКО).
Письмом от 22.02.2023 ООО УК "ЖКХ Губинский" сообщило, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, устройство и ремонт контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов не относится к обязанностям управляющих компаний, в связи с тем, что указанные объекты движимого имущества не могут быть отнесены к общедомовому имуществу отдельного многоквартирного дома.
Отказ ответчика произвести замену уже имеющихся на контейнерных площадках неисправных контейнеров послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, исходил из законности и обоснованности заявленных требований.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В силу части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется, в том числе, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно подпункта "д (2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктом 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Перечень N 290), в состав услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), на управляющую организацию возложена обязанность обеспечить, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твёрдых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Таким образом, действующим нормативным регулированием обязанность по созданию и организации мест накопления твёрдых коммунальных отходов для собственников многоквартирных домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) определяет контейнерную площадку как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Следовательно, организация и содержание контейнерной площадки невозможны без наличия на ней контейнера (бункера). Контейнер (бункер) является неотъемлемой частью контейнерной площадки.
В силу правил статьи 13.4 Закона об отходах производства и потребления накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарноэпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Из дела следует, что контейнерные площадки являются местами (площадками) накопления ТКО от многоквартирных домов, включены в реестр мест накопления ТКО Окружной администрации города Якутска, как площадки для многоквартирных домов, собственники помещений многоквартирных домов фактически осуществляют складирование ТКО в контейнеры на этих площадках, а также оплачивают обслуживание и очистку этих контейнерных площадок в составе платы за содержание жилого помещения).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя осмотр общего имущества собственниками и ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 11 Правил N 491).
Управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил N 491).
Более того, как было указано выше работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок относятся к работам по содержанию общего имущества в многоквартирных домах и входят в Минимальный перечень (пункт 26(1) Перечня N 290)).
Поскольку судом установлено, что многоквартирные дома по спорным адресам находятся в управлении ответчика, контейнерные площадки, на которых истец просит обязать ответчика заменить контейнеры, расположены на придомовой территории указанных МКД, то установка контейнеров для накопления ТКО является обязанностью собственников помещений данных МКД и истца, как управляющей организации.
Следовательно, именно ответчик должен осуществить замену на обслуживаемой территории контейнеров для сбора ТКО, обязан обеспечивать надлежащее содержание общего имущества МКД.
Доказательств того, что неисправные контейнеры для накопления ТКО являются собственностью регионального оператора, в связи с чем, по мнению ответчика, именно на него должна быть возложена обязанность по замене неисправных контейнеров, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя жалобы о том, что истец специально не включает в утверждаемый тариф расходы по приобретению контейнеров и бункеров, чтобы избежать в дальнейшем обязанности по их установке и содержанию, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку пунктом 90 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484, бремя установки, замены поврежденных контейнеров, не принадлежащих региональному оператору на законных основаниях, на него не возлагается, императивная обязанность истца по несению расходов на установку контейнеров отсутствует.
С учетом изложенных норм следует констатировать, что замена неисправных контейнеров для накопления ТКО на придомовой территории МКД, находящихся в управлении ответчика, является обязанностью собственников помещений данного МКД и ответчика как управляющей организации.
С учетом фактических обстоятельств дела суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но признаются судом необоснованными и не способными повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, Четвёртый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2024 года по делу N А58-8566/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Лоншакова |
Судьи |
Е.В. Горбаткова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-5692/2023
Истец: ООО "Якутскэкосети"
Ответчик: ООО Управляющая компания по обслуживанию жилого фонда "ЖКХ Губинский"
Третье лицо: Окружная администрация города Якутска