г. Челябинск |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А76-11608/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Баканова В.В., судей Лукьяновой М.В. и Ширяевой Е.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Резаевой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 августа 2020 г. по делу N А76-11608/2020. В судебном заседании принял участие представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Челябинской области (договорной)" - Богданова С.И. (доверенность N12/2-11 от 14.01.2019, диплом).
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Челябинской области (договорной) (далее - истец, ФГБУ "Отряд ФПС ГПС по Челябинской области (договорной)", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к публичному акционерному обществу по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит" (далее - ответчик, ПАО "Комбинат "Магнезит") об обязании заключить дополнительное соглашение N 6 к договору от 01.01.2018 N 4600017651. Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.08.2020 исковые требования удовлетворены. Не согласившись с принятым решением суда, ПАО "Комбинат Магнезит" обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, вывод суда о том, что перечень оснований для изменения договора по решению суда является открытым, не соответствует действующему законодательству. Отказ ПАО "Комбинат "Магнезит" от подписания дополнительного соглашения не может расцениваться как непоследовательное поведение по вопросу исполнения договорных обязательств со стороны ответчика. Основания для увеличения цены договора отсутствуют.
Податель жалобы считает, что выплата материальной помощи, предусмотренной новым приказом МЧС России от 14.12.2019 N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" (далее - Приказ N 747) возможна за счет средств, остающихся в распоряжении у истца от годовой премии в размере двух окладов.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте слушания дела на интернет-сайте суда, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика.
Представитель истца в судебном заседании возразил против доводов и требования апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 01.01.2018 между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключен договор N 4600016969 (позднее - N 4600017651) (далее - договор), на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности по охране имущества организаций от пожаров, в соответствии с которым исполнитель обязуется выполнять работы и оказывать услуги в области пожарной безопасности на объектах заказчика в соответствии с законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации, и нормативными документами по пожарной безопасности, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы и оказанные услуги в области пожарной безопасности. Услуги, предоставляемые исполнителем заказчику, осуществляются на возмездной основе (пункт 1.3 договора). Сумма договора определяется протоколом-соглашением о договорной цене (Приложение N 4) и составляет на 2018 г. 9 948 398 руб. 81 коп., НДС не облагается на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ и письма МНС Российской Федерации от 02.03.2001 NВГ-6-03/184 "Об освобождении от НДС услуг Государственной противопожарной службы" (абзац первый пункт 3.1 договора). Плата за оказание услуг в области пожарной безопасности осуществляется заказчиком ежемесячно в соответствии с графиком платежей по выполненным работам и оказанным услугам в области пожарной безопасности (приложение N 7) (абзац второй пункта 3.1 договора).
Цена договора на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности действует с 01.01.2018 по 31.12.2018 и может быть изменена только по письменному согласованию сторон (абзац первый пункт 3.2 договора). Цена договора формируется согласно приказу МЧС России от 13.11.2013 N 717 и ежегодно пересчитывается и оформляется дополнительным соглашением (абзац второй пункт 3.2 договора). Приложением N 4 "Протоколом-соглашением о договорной цене" между сторонами достигнуто соглашение о договорной цене на 2018 г., которая на момент заключения договора составила в годовом исчислении 9 948 398 руб. 81 коп., без НДС (не облагается на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ). Пересмотр стоимости выполненных работ и оказанных услуг по настоящему договору в случае изменения размера заработной платы работников федеральной противопожарной службы, а также размеров социальных выплат и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с гарантированной выплатой разницы стоимости услуг по настоящему договору осуществляется заказчиком в срок не более одного месяца со времени получения заказчиком сметы с измененной стоимостью содержания личного состава исполнителя. Выплата разницы гарантируется с момента изменения размера заработной платы или установления выплаты (пункт 3.8 договора).
Дополнительным соглашением от 12.02.2018 стороны изменили цену договора на 10 318 600 руб. 58 коп.
Дополнительным соглашением от 26.12.2018 N 1 стороны продлили срок действия договора на 2019 г. и изменили цену договора на 10 642 000 руб. Дополнительным соглашением от 26.12.2019 N 4 стороны изменили содержание пунктов 3.1, 3.2 договора и изложили их в следующей редакции: - сумма договора определяется протоколом-соглашением о договорной цене (Приложение N 4) и составляет на 2020 г. 10 549 772 руб. 15 коп., НДС не облагается на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ (письмо от 02.03.2001 N ВГ-6-03/184 "Об освобождении от НДС услуг Государственной противопожарной службы")" (пункт 3.1 договора);
- цена договора на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности действует с 01.01.2020 по 31.12.2020 и может быть изменена только по письменному согласованию сторон (пункт 3.1 договора). Как следует из пояснений сторон, смета расходов к договору складывается, в основном, из заработной платы работников ФГБУ "Отряд ФПС ГПС по Челябинской области (договорной)", обслуживающих объекты ПАО "Комбинат "Магнезит".
Смета расходов на 2020 г. была составлена в 2019 г. в соответствии с действовавшим приказом МЧС России от 28.12.2015 N 700 "О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России" (далее - Приказ N 700).
Данные обстоятельства сторонами признаются и не оспариваются.
С 10.01.2020 вступил в силу Приказ N 747, который признал утратившим силу Приказ N 700.
Приказ N 747 изменил систему оплаты труда работников системы МЧС России в части формирования и использования фонда оплаты труда, а именно: пунктом 4.5. приложения N 4 установлена выплата материальной помощи работникам в размере 3 (трех) окладов (тарифных) ставок, данная выплата Приказом N 700 не предусматривалась.
Как указывает истец, дополнительное соглашение N 4 к договору подписано сторонами 26.12.2019, до принятия Приказа N 747, и расчет сметы расходов к договору на 2020 г. был произведен на основании Приказа N 700, который не действует с 10.01.2020.
Пунктом 7 приложения N 4 Приказа N 747 установлено, что фонд оплаты труда работников подлежит перерасчету и корректировке в случае принятия главным распорядителем бюджетных средств решения об увеличении фонда оплаты труда в части выплат стимулирующего характера. Из фонда оплаты труда работникам оказывается материальная помощь в размере трех окладов (тарифных ставок) один раз в календарном году в пределах фонда оплаты труда при уходе в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на основании приказа руководителя и письменного заявления работника (пункт 8 приложения N 4 Приказа N 747). Работникам, не получившим материальную помощь в течение календарного года, выплата материальной помощи производится в декабре текущего года на основании приказа руководителя (пункт 9 приложения N 4 Приказа N 747).
Полагая, что материальная помощь является обязательной выплатой, истец подготовил проект дополнительного соглашения N 6, согласно которому сумма договора составила 11 901 138 руб.
Дополнительное соглашение N 6 составлено истцом в следующей редакции: "Федеральное государственное бюджетное учреждение "Отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы по Челябинской области (договорной)", именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице начальника Слушаева Анатолия Ивановича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ПАО "Комбинат "Магнезит", именуемое в дальнейшем "Предприятие", в лице генерального директора Верзакова Василия Александровича, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящее дополнительное соглашение (далее - Соглашение) к договору от 01.01.2018 N464)0017651 на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности по охране имущества организаций от пожаров (далее - договор) о нижеследующем:
Стороны пришли к соглашению что, в связи с признанием утратившим силу приказа МЧС России от 28.12.2015 N 700 "О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России" и принятием приказа МЧС России от 14.12.2019 N 747 "Вопросы оплаты труда работников органов, организации (учреждений) и подразделений системы МЧС России" и п. 3.8. договора внести в договор следующие изменения:
1. Считать договор продленным на 2020 календарный год в первоначальной редакции с протоколом разногласий, за исключением пунктов 3.1.,3.2. и приложений к договору N N 4, 5, 7.
2. Абзац 1 пункта 3.1. договора изложить в следующей редакции: "3.1. Сумма договора определяется протоколом-соглашением о договорной цене (Приложение N 4) и составляет на 2020 год 11 901 138,00 руб. (Одиннадцать миллионов девятьсот одна тысяча сто тридцать восемь рублей), НДС не облагается на основании и.п.4 п.2 ст. 146 НК РФ (письмо МНС РФ от 02.03.2001 NВГ-6-03/184 "Об освобождении от НДС услуг Государственной противопожарной службы")".
3. Пункт 3.2. изложить в следующей редакции: "3.2. Цена договора на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности действует с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года и может быть изменена только по письменному согласованию сторон".
4. Приложение N 4 к договору изложить в новой редакции (Приложение N 1).
5. Приложение N 5 к договору изложить в новой редакции (Приложение N2).
6 Приложение N 7 к договору изложить в новой редакции (Приложение N3).
7.Прочие условия договора, включая все дополнения, изменения и приложения к нему, остаются неизменными и стороны подтверждают по ним свои обязательства.
8. Дополнительные соглашения к договору от 26.12.2018 N 1, от 26.12.2019 N 4 считать недействующими.
9. Настоящее соглашение вступает в силу с 01.01.2020 и является неотъемлемой частью договора. Остальные условия договора остаются неизменными и стороны подтверждают по ним обязательства.
10. Настоящее соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру - для каждой из сторон". Также истцом составлен протокол-соглашение о договорной цене в следующей редакции: "Мы, нижеподписавшиеся, от ФГБУ "Отряд ФПС ГПС по Челябинской области (договорной)", в лице начальника Слушаева А.И., действующего на основании Устава, и от ПАО "Комбинат "Магнезит"", в лице генерального директора Верзакова В.А. удостоверяем, что сторонами достигнуто соглашение о договорной цене на 2020 г., которая составила на момент заключения договора в годовом исчислении 11 901 138 руб., НДС не облагается на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 146 НК РФ и письма МНС РФ от 02.03.2001 N ВГ-6-03/184 "Об освобождении от НДС услуг Государственной противопожарной службы". Настоящий протокол является неотъемлемой частью договора и основанием для проведения расчетов и платежей".
Письмом от 22.01.2020 N 53-2-2 ФГБУ "Отряд ФПС ГПС по Челябинской области (договорной)" направило ПАО "Комбинат "Магнезит" на подписание дополнительное соглашение N 6 к договору.
Письмом от 12.03.2020 N 21/82 ПАО "Комбинат "Магнезит" отказалось подписывать вышеуказанное дополнительное соглашение, ссылаясь на то, что в 2020 г. дополнительных финансовых резервов на увеличение стоимости услуг не имеется.
Указывая, что в связи с изменением системы оплаты труда сотрудников противопожарной службы МЧС России, стороны должны заключить дополнительное соглашение к договору, ФГБУ "Отряд ФПС ГПС по Челябинской области (договорной)" обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 ГК РФ и не является исчерпывающим.
В статье 421 ГК РФ сформулирован принцип свободы договора, согласно которому граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 450 указанного Кодекса по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу пункта 2 статьи 451 ГК РФ, если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 этой статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
В соответствии с пунктом 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
В рассматриваемом случае существенное изменение обстоятельств не произошло, основания для применения положений пункта 4 статьи 451 ГК РФ отсутствуют.
Между тем, по требованию одной из сторон договор может быть изменен по решению суда также и в иных случаях, в частности, в случаях, определенных законом или договором. Соответственно, перечень оснований для изменения договора по решению суда в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ является открытым, а изменение возможно, в том числе в случаях предусмотренных договором.
В пункте 3.8 указанного договора стороны согласовали условие, по которому пересмотр стоимости выполненных работ и оказанных услуг по настоящему договору в случае изменения размера заработной платы работников федеральной противопожарной службы, а также размеров социальных выплат и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с гарантированной выплатой разницы стоимости услуг по настоящему договору осуществляется заказчиком в срок не более одного месяца со времени получения заказчиком сметы с измененной стоимостью содержания личного состава исполнителя. При этом стороны специально оговорили, что выплата разницы гарантируется с момента изменения размера заработной платы или установления выплаты.
В силу пункта 1 статьи 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
По условиям пункта 2 указанной статьи, изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
В государственную противопожарную службу входит Федеральная противопожарная служба, которая включает, в том числе, подразделения ФПС, созданные в целях охраны имущества организаций от пожаров на договорной основе (договорные подразделения ФПС).
В соответствии со статьей 24 Закона о пожарной безопасности работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые договорными подразделениями ФПС, осуществляются на возмездной основе в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности договорными подразделениями ФПС выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности указанными подразделениями осуществляются на основе договоров, заключенных организациями с территориальными органами МЧС, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.
Из пояснений сторон следует, что смета расходов на 2020 г. составлена в 2019 г. в соответствии с действовавшим Приказом N 700. Таким образом, при заключении договора и дополнительного соглашения N 4 к нему стороны учитывали правила оплаты труда работников учреждений МЧС России. При этом в договоре стороны предусмотрели возможность пересмотра стоимости выполненных работ и оказанных услуг по договору в случае изменения размера заработной платы работников федеральной противопожарной службы, а также размеров социальных выплат и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с гарантированной выплатой разницы стоимости. Исходя из конкретных обстоятельств спора, с учетом положений подпункта 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ и условий пункта 3.8 договора, а также того обстоятельства, что ответчик дополнительное соглашение с изменением суммы договора не подписал, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца о понуждении к заключению дополнительного соглашения N 6 к договору, поскольку незаконное бездействие ответчика привело к нарушению прав истца, которые должны быть восстановлены судом. Довод подателя жалобы о том, что выплата материальной помощи, предусмотренной новым Приказом N747 возможна только за счет средств, остающихся в распоряжении у истца от годовой премии в размере двух окладов, противоречит принятому приказу, не обеспечивает его исполнение, а также не согласуется с условиями заключенного договора. В рассматриваемом случае материальная помощь является обязательной выплатой.
В случае не заключения дополнительного соглашения на увеличение сметы расходов в части заработной платы, истец не сможет выполнить свои обязательства перед работниками, которые обслуживают объекты ответчика, согласно Приказу N 747. При этом, Приказ N 747 является нормативным правовым актом и согласно пункту 3.8 договора относится к существенным условиям договора, который обязывает ПАО "Комбинат "Магнезит" заключить дополнительное соглашение к действующему договору, с учетом положений данного приказа.
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные по приведенным выше мотивам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено. С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ПАО "Комбинат "Магнезит" - без удовлетворения. На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы ответчика по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся на его счет.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 05 августа 2020 г. по делу N А76-11608/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества по производству огнеупоров "Комбинат "Магнезит" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.В. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-11608/2020
Истец: ФГБУ "ОФПС ГПС по Челябинской области договорной"
Ответчик: ПАО ПО ПРОИЗВОДСТВУ ОГНЕУПОРОВ "КОМБИНАТ "МАГНЕЗИТ"