город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2020 г. |
дело N А53-7616/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Попова А.А., Малыхиной М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Бархо В.Ю.,
при участии:
от заявителя - представитель Жуков С.И., по доверенности от 17.05.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.10.2020 по делу N А53-7616/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Товмасяна Артура Хачатуровича (ИНН 616600690705, ОГРНИП 309618915600012)
к Департаменту имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону (ИНН 6152000398, ОГРН 1026103305304)
о признании незаконным решения; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Товмасян Артур Хачатурович обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО), ранее размещенного на том же месте, и в заключении с ним без проведения конкурса договора о размещении нестационарного торгового объекта - киоска по предоставлению услуг быстрого обслуживания на земельном участке площадью 8 кв. м. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Крепостной, 104, п. 1, изложенного в письме от 11.12.2019 N 59-30-28988/14, как не соответствующего Постановлению Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583, и обязании Департамента имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону с момента вступления решения суда в законную силу заключить с ИП Товмасяном А.Х. договор о размещении нестационарного торгового объекта - киоска по предоставлению услуг быстрого обслуживания на земельном участке площадью 8 кв.м. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Крепостной, 104, п. 1 сроком до 31.12.2026. Иные условия договора установить в соответствии с положениями Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 N1351 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2020 признано незаконным решение Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону об отказе индивидуальному предпринимателю Товмасяну Артуру Хачатуровичу в предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, и в заключении с ним без проведения конкурса договора о размещении нестационарного торгового объекта - киоска по предоставлению услуг быстрого обслуживания на земельном участке площадью 8 кв. м. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Крепостной, 104, п. 1, изложенное в письме от 11.12.2019 N 59-30-28988/14, как не соответствующее Постановлению Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583. Суд обязал Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону заключить с индивидуальным предпринимателем Товмасяном Артуром Хачатуровичем с момента вступления решения суда в законную силу договор о размещении нестационарного торгового объекта - киоска по предоставлению услуг быстрого обслуживания на земельном участке площадью 8 кв.м. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Крепостной, 104, п. 1, сроком и на условиях, установленных положениями Постановления Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 N1351 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону". С Департамента имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону в пользу индивидуального предпринимателя Товмасяна Артура Хачатуровича взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественно - земельных отношений города Ростова-на-Дону обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ввиду различной правовой природы договора аренды земельного участка и договора о размещении, заключение договора о размещении без проведения конкурса не представляется возможным. По общему правилу договор о размещении нестационарного торгового объекта заключается по результатам торгов. Исчерпывающий перечень случаев заключения договора о размещении без проведения торгов закреплен п.п. 2.2. Постановления Правительства Ростовской области N 583 от 18.09.2015. 25.07.2019 департаментом в рамках наделенных полномочий решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.06.20П N138 "Об утверждении положений об отраслевых (функциональных) органах Администрации города Ростова-на-Дону" по контролю и использованием земель было проведено обследование спорного земельного участка, по итогам которого составлен акт обследования N 2487 и установлено, что на земельном участке расположен нестационарный торговый объект - павильон общественного питания "Вкуснолюбов", в связи с чем 26.07.2019 в адрес Товмасяна А.Х направлено уведомление N 59.30-6/6-УП от 26.07.2019 о прекращении с 03.11.2019 в соответствии с п. 2 ст. 610 ГК РФ договора аренды земельного участка от 16.03.2015 N 35784. Таким образом, на момент обращения ИП Товмасяна А.Х. с заявлением о заключении договора о размещении НТО договор аренды земельного участка N 35784 от 16.03.2015 был прекращен. Кроме того, схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденной постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379 (в редакции 24.04.2018) размещение НТО площадью 8 кв.м., по адресу: пер. Крепостной, 104 со специализацией торгового объекта "павильон (по реализации продовольственных товаров)" не предусмотрено. Порядковым номером схемы, утвержденной постановлением N1351 - п. 892, указанным в заявлении о заключении договора о размещении НТО предусмотрено размещение НТО - киоск (услуги быстрого обслуживания). Согласно данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в виде топографической съемки нестационарный торговый объект частично, площадью 1 кв.м, выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 51:44:0040437:440. Кроме того, согласно сведениям ИСОГД установлено, что испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне электросетевого хозяйства (подземный электрический кабель высокого напряжения), а так же в охранной зоне подземных тепловых сетей.
В отзыве на апелляционную жалобу индивидуальный предприниматель Товмасян Артур Хачатурович указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ИП Товмасяна А.Х. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Департамент явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании протокола о результатах аукциона Фонда имущества города Ростова-на-Дону от 19.01.2015 N 3/397-1 между Департаментом имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону и ИП Товмасяном А.Х. был заключен договор аренды от 16.03.2015 N 35784 земельного участка с кадастровым номером 61:44:0040437:440 площадью 8 кв.м., находящегося по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Крепостной, 104, в целях временного размещения нестационарного торгового объекта - павильона для реализации продовольственных товаров.
В силу пункта 2.1 договора и приложения N 1 (акт приема-передачи) установлен срок аренды земельного участка с 19.01.2015 по 31.12.2015.
В связи истечением срока действия указанного договора, арендатор продолжил пользоваться земельным участком, в связи с чем договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок на основании статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На момент заключения указанного договора размещение НТО, являвшегося предметом договора, было предусмотрено схемой размещения НТО на территории г. Ростова-на-Дону на 2014-2015 годы, утвержденной Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 19.11.2012 N 999 (далее - Схема), со следующими характеристиками: место размещения - пер. Крепостной, 104, площадь земельного участка, торгового объекта - 8 кв. м, количество размещенных НТО - 1, срок деятельности - с 01.01.2014 по 31.12.2015, специализация - продовольственные товары, иная информация - павильон (Кировский район, пункт 66 Схемы).
В действующей схеме размещения НТО на территории г. Ростова-на-Дону, утвержденной постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379 (в редакции постановления администрации города Ростова-на-Дону от 26.12.2017 N1366), предусмотрено размещение НТО со следующими характеристиками: место размещения -пер. Крепостной, 104, участок п. 1, площадь земельного участка, торгового объекта - 8 кв. м, количество размещенных НТО - 1, срок осуществления торговой деятельности в месте размещения нестационарных торговых объектов 01.01.2016 - 31.12.2026, специализация - оказание услуг общественного питания (услуга быстрого обслуживания), иная дополнительная информация - киоск (Кировский район, пункт 892 Схемы).
07.12.2016 предприниматель обратился в департамент с заявлением о продлении срока договора аренды от 16.03.2015 N 35784 земельного участка, занятого принадлежащим ему НТО.
Письмом от 28.12.2016 N 59-30-29099/14 ДИЗО уведомил ИП Товмасяна А.Х. о том, что для заключения договора о размещении НТО в соответствии с действующим порядком необходимо внести соответствующие изменения в муниципальные правовые акты города Ростова-на-Дону. Предложено обратиться в департамент повторно с заявлением о заключении договора после вступления в силу соответствующих правовых актов органов местного самоуправления, которыми будет установлена процедура заключения договора.
02.05.2017 и 16.07.2019 предприниматель обращался в департамент с заявлениями о продлении договора аренды, заключенного о размещении НТО без проведения конкурса, однако, в заключении договора ему было отказано по различным основаниям.
26.07.2019 после получения заявления о заключении договора о размещении НТО, ДИЗО направил в адрес предпринимателя уведомление о прекращении договора аренды от 16.03.2015 N 35784 и освобождении с 03.11.2019 земельного участка.
13.11.2019 предприниматель обратился в департамент с заявлением о заключении договора о размещении НТО по адресу: г. Ростов-на-Дону, пер. Крепостной, 104, площадью 8 кв.м. (предоставление муниципальной услуги СТ-331-20-Т-3.3 "Предоставление права на размещение НТО без проведения конкурса").
Заявление в департамент было подано через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Ростова-на-Дону", что подтверждается прилагаемой распиской (выпиской) из информационной системы от 13.11.2019 N 91-84578.
Письмом от 11.12.2019 N 59-30-28988/14 департамент со ссылкой на пункт 2.9.2.2.2 Административного регламента N АР-331-20-Т муниципальной услуги "Размещение нестационарного торгового объекта, летнего кафе при стационарном предприятии общественного питания", утвержденного Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 10.08.2017 N 730 (далее - регламент), отказал предпринимателю в заключении договора о размещении НТО по указанному адресу без проведения конкурса, указав на ненадлежащее исполнение условий договора аренды земельного участка от 16.03.2015 N35784, а именно: назначение (целевое назначение) нестационарного торгового объекта, размещенного ИП Товмасяном А.Х. на арендованном земельном участке - павильон по продаже продовольственных товаров - блинной продукции собственного производства под торговой маркой "Вкуснолюбов", не соответствует назначению НТО, указанному в пункте 892 Схемы - услуги общественного питания (быстрого обслуживания) - киоск; по сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) земельный участок с кадастровым номером 61:44:0040437:440, предоставленный по договору аренды, расположен в охранной зоне электросетевого хозяйства (подземный электрический кабель высокого напряжения) и тепловых сетей; на момент обращения с заявлением действие договора аренды от 16.03.2015 N35784 прекращено.
Полагая, что решение департамента является незаконным, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ИП Товмасян А.Х. обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10 Федерального закона N 381 - ФЗ).
Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона N 381 - ФЗ).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381 - ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2 Постановления Правительства от 29.09.2010 N 772).
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях: а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность; в) формирование торговой инфраструктуры с учётом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли; г) повышение доступности товаров для населения.
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Ростовской области урегулирован Постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663 (далее - Постановление N 663).
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по поселениям, входящим в его состав, с учётом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Правительством Ростовской области, в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями (пункт 2 Постановления N 663).
Определённый в соответствии с уставом муниципального образования орган местного самоуправления (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) осуществляет планирование по размещению нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования с учётом существующей дислокации нестационарных торговых объектов и обеспечения населения товарами первой необходимости (пункт 3 Постановления N 663).
На основании сформированного плана по размещению нестационарных торговых объектов уполномоченный орган местного самоуправления разрабатывает схему размещения нестационарных торговых объектов по форме согласно приложению к настоящему Порядку (пункт 4 Постановления N 663).
Разработанная схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается правовым актом органа местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 5 Постановления N 663).
В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583 "О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - Постановление N 583), размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении нестационарного торгового объекта.
Апелляционной коллегией не принимается довод департамента о том, что заключение договора о размещении без проведения конкурса не представляется возможным.
Случаи, когда размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании договора аренды земельного участка или на основании договора о размещении, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов. Без проведения торгов договоры о размещении заключаются в случаях: размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по ранее заключенному договору о размещении (пункт 2.2.1); размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года (пункт 2.2.1.1.).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденного Постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 30.12.2015 N 1351 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону" (далее - Положение N 1351), договоры о размещении НТО заключаются по результатам конкурса, проведенного в порядке, установленном настоящим Положением, либо без проведения конкурса для размещения НТО, функционирующих во время проведения праздничных, фестивальных мероприятий, имеющих краткосрочный характер (до 10 дней), а также в случаях, предусмотренных пунктом 2.2 постановления Правительства Ростовской области от 18.09.2015 N 583 "О некоторых вопросах, связанных с размещением нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена" (далее - постановление N583).
Таким образом, постановлением Правительства РО от 18.09.2015 N 583 и Положением установлены следующие критерии, определяющие наличие права владельцев НТО на заключение договора о размещении НТО без проведения торгов: размещение НТО на том же месте; наличие НТО в Схеме размещения, утвержденной в установленном порядке органом местного самоуправления, на момент подачи заявления; факт исполнения владельцем НТО - участником договора на размещение НТО (подпункт 2.2.1) либо арендатором земельного участка (подпункт 2.2.1.1.) обязательств, возникших из договора на размещение либо из договора аренды, заключенного до 1 марта 2015 года.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N210-ФЗ) предусмотрено, что муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - это деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона N 210-ФЗ, многофункциональные центры осуществляют: прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг; представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные услуги, и органами, предоставляющими муниципальные услуги, а также с организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры; представление интересов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями; выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 административного регламента N АР-331-20-Т муниципальной услуги "Размещение нестационарного торгового объекта, летнего кафе при стационарном предприятии общественного питания", утвержденного Постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 10.08.2017 N 730, Департамент имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону является уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги в части предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта путем проведения конкурса; предоставления права на размещение летнего кафе при стационарном предприятии общественного питания; предоставления права на размещение НТО, ранее размещенного на том же месте; заключения дополнительного соглашения к договору о размещении нестационарного торгового объекта, летнего кафе при стационарном предприятии общественного питания; расторжения (прекращения) договора о размещении нестационарного торгового объекта, летнего кафе при стационарном предприятии общественного питания.
Порядок подачи заявления и перечень документов, прилагаемых к заявлению о заключении договора о размещении нестационарного торгового объекта при предоставлении права на размещение нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом исполнившим свои обязательства по ранее заключенному договору о размещении либо по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года, предусмотрен пунктом 2.6.2.2. Регламента.
Как верно установлено судом первой инстанции, указанный порядок ИП Товмасяном А.Х. при подаче заявления в МФЦ был соблюден в полном объеме.
Во исполнение постановления N 583 Администрацией города Ростова-на-Дону принято постановление N 1351, регулирующее порядок заключения договоров о размещении НТО в городе Ростове-на-Дону.
Постановление N 1351 определяет порядок размещения нестационарных торговых объектов, представляющих собой объекты торгового назначения, бытового обслуживания, общественного питания, расположенных во временных сооружениях или временных конструкциях, не связанных прочно с землей, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижных сооружениях на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, или государственная собственность на которые не разграничена, площадью, не превышающей 99 кв. м включительно, на основании договоров о размещении НТО сроком до 5 лет в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги при предоставлении права на размещение НТО, ранее размещенного на том же месте, определен в пункте 2.9.2.2.2. Регламента: отсутствие у представителя заявителя соответствующих полномочий на получение муниципальной услуги; наличие у заявителя неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 2.6.2.2 раздела 2 административного регламента; наличие в представленных документах противоречащих сведений об объектах и (или) субъектах (заявителях) правоотношений; адрес, указанный в заявлении, отсутствует в Схеме размещения; ненадлежащее исполнение условий договора о размещении НТО либо договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом, договор аренды от 16.03.2015 N 35784 земельного участка был заключен между департаментом и ИП Товмасяном А.Х. по итогам аукциона (протокол от 19 января 2015 N 3/397-1).
Согласно пункту 2.1 договора, срок аренды установлен с момента передачи земельного участка до 31.12.2015. В соответствии с актом приема-передачи земельного участка (приложение N 1 к договору), обязанность по передаче земельного участка была исполнена департаментом 19.01.2015.
Из содержания пункта 3.2 договора следует, что оплата арендной платы за пользование земельным участком производилась предпринимателем с 19.01.2015.
Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, правоотношения по аренде земельного участка возникли между сторонами с 19.01.2015, то есть до 01 марта 2015 года.
Направленное департаментом уведомление об отказе от договора аренды с 03.11.2019, как верно указал суд первой инстанции, не может служить основанием для отказа в заключении договора, принимая во внимание неоднократное обращение предпринимателя с заявлением о заключении договора без проведения конкурса до указанной даты.
Апелляционной коллегией не принимается довод департамента о том, что размещение НТО не обеспечивает выполнение условий безопасного размещения торговых объектов в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения, поскольку согласно сведениям ИСОГД испрашиваемый земельный участок расположен в охранной зоне электросетевого хозяйства (подземный электрический кабель высокого напряжения), а так же в охранной зоне подземных тепловых сетей.
При определении возможности или невозможности размещения НТО в охранной зоне инженерных сетей (зоне с особыми условиями использования) необходимо руководствоваться следующими положениями Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).
Согласно статье 102 ЗК РФ, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;
3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;
4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;
5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.
В указанных целях в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 106 ЗК РФ, при определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны устанавливаться исчерпывающий перечень видов зданий, сооружений, их разрешенного использования (назначения), и (или) требования к параметрам зданий, сооружений, размещение которых допускается или запрещается в границах указанной зоны, и (или) требования к зданиям, сооружениям, размещение которых допускается в границах указанной зоны, исходя из оценки их влияния на объект, территорию, в целях охраны которых установлена указанная зона, или из оценки влияния объекта, территории, в целях охраны которых установлена указанная зона, на размещаемые здания, сооружения при условии, что оценка соответствия данным требованиям может являться предметом экспертизы проектной документации. При определении перечня ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах зоны с особыми условиями использования территории, должен устанавливаться исчерпывающий перечень видов деятельности, осуществление которых допускается и (или) запрещается в границах указанной зоны.
Не допускается требовать согласования размещения зданий, сооружений или осуществления иных видов деятельности в границах зоны с особыми условиями использования территории, за исключением случаев размещения зданий, сооружений в границах придорожных полос автомобильных дорог общего пользования.
Как верно указал суд первой инстанции, из приведенных выше положений ЗК РФ следует, что орган местного самоуправления при подготовке и утверждении схемы размещения НТО самостоятельно определяет возможность или невозможность размещения конкретного объекта в той или иной охранной зоне (зоне с особыми условиями использования), исходя из установленных ограничений.
Данное обстоятельство подтверждается письмом АО "Донэнерго" (филиал Ростовские городские электрические сети) от 03.10.2019 N 09.20/5092 в адрес предпринимателя по вопросу необходимости получения согласия эксплуатирующей организации на размещение НТО в охранной зоне инженерных сетей.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381 -ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения НТО, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 19.07.2012 N 663, схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по поселениям, входящим в его состав, с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, утвержденных Правительством Ростовской области, в соответствии с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим, противопожарным законодательством и другими установленными федеральными законами требованиями.
Пунктом 1.6.1. Положения о размещении НТО на территории города Ростова-на-Дону установлено, что администрации районов города Ростова-на-Дону в части формирования объекта (НТО) в геоинформационной системе обеспечения деятельности в сфере имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону НТО и предоставления в Управление торговли и бытового обслуживания города Ростова-на-Дону (далее - Управление торговли) схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на бумажном носителе с подписью и печатью архитектора района города, с соблюдением минимального расстояния от земельного участка, планируемого под размещение НТО, до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на селитебных территориях, согласно СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820 "Об утверждении свода правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", и возможностью безопасного размещения НТО в охранной зоне сетей инженерно-технического обеспечения (постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей"; постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон"; Приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.08.1992 N197 "О типовых правилах охраны коммунальных тепловых сетей").
Из указанных положений нормативных правовых актов следует, что вопросы безопасности размещения соответствующих НТО, в том числе в охранных зонах сетей инженерно-технического обеспечения, подлежат проверке и разрешению на стадии формирования объектов (НТО) в геоинформационной системе обеспечения деятельности в сфере имущественно-земельных отношений города Ростова-на-Дону НТО и их включения в Схему размещения НТО на территории города, которое осуществляется нормативно-правовым актом органа местного самоуправления - администрации города.
Доказательств того, что размещение НТО на спорном земельном участке может повлечь нарушения в нормальной работе электрических и тепловых сетей, их повреждение или иные нарушения положений нормативных правовых актов департаментом не представлено.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно представленным документам, место для размещения спорного НТО последовательно включалось в Схемы размещения НТО на территории города Ростова-на-Дону, утвержденные постановлениями администрации г. Ростова-на-Дону от 19.11.2012 N 999 (Ворошиловский район, пункт 148) и от 31.12.2015 N 1379 (Ворошиловский район, пункт 472). В октябре 2011 года органом местного самоуправления осуществлялись мероприятия по проведению торгов (аукциона) на право заключения договора аренды земельного участка для размещения НТО (протокол итогов аукциона от 10.10.2011 N3/26610), по результатам которого с ИП Товмасяном А.Х. был заключен договор аренды земельного участка от 23.12.2011 N9/01.
Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод, что месторасположение земельного участка полностью соответствует всем нормам и правилам, не влечет нарушений в нормальной работе электрических и тепловых сетей, и имеются все необходимые согласования предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети.
Иное означало бы, что ДИЗО, являясь структурным подразделением администрации города Ростова-на-Дону, ставит под сомнение законность принятых постановлений администрации города Ростова-на-Дону от 19.11.2012 N 999, от 30.12.2015 N 1351 и от 31.12.2015 N 1379, являющихся нормативными правовыми актами органа местного самоуправления и регулирующих спорные правоотношения.
В силу пункта 2.2 постановления N 583 договор о размещении НТО без проведения торгов заключается в случае размещения на новый срок НТО, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения НТО, хозяйствующим субъектом, надлежащим образом, исполнявшим свои обязательства по договору аренды земельного участка заключенного до 01.03.2015.
ИП Товмасян А.Х. надлежащим образом исполнял обязанности по договору аренды. Доказательств нарушения условий договора аренды от 16.03.2015 N 35784, включая обязанность по внесению арендных платежей, ДИЗО не представлено.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденной постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379, предусмотрено размещение НТО (пункт 892) по адресу: Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, пер. Крепостной, 104, площадью 8 кв. м, срок размещения 01.01.2016 - 31.12.2026.
Доводы департамента о нарушении предпринимателем условий договора аренды земельного участка в части его целевого использования были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно им отклонены.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону (Кировский район, пункт 1954), утвержденной постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379, предусмотрена специализация - оказание услуг общественного питания (услуги быстрого обслуживания), иная дополнительная информация - киоск, общей площадью 8 кв.м.
На момент заключения договора аренды земельного участка от 16.03.2015 N 35784 (до принятия постановления N 1351 и постановления N 1379) нестационарные торговые объекты в схеме не имели такой узкой специализации как услуги общественного питания (услуги быстрого обслуживания) и разделялись на общее направление торговля продовольственными и непродовольственными товарами.
Спорный нестационарный торговый объект по реализации блинной продукции собственного производства и сопутствующих продовольственных товаров был изначально установлен предпринимателем на арендованном земельном участке (с 2015 года), на протяжении всего срока аренды использовался по такому назначению; сведений о наличии разногласий между предпринимателем и арендодателем по вопросу нецелевого использования земельного участка как и обоснования того, что блинная продукция не является продовольственным товаром, ДИЗО не представлено.
На момент заключения договора аренды земельного участка N 91/01 от 27.07.2012 в Схеме размещения НТО, утвержденной постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 19.11.2012 N 999, действовавшей до принятия постановления 30.12.2015 N 1351 и постановления от 31.12.2015 N 1379, нестационарные торговые объекты не имели узкой специализации, разделялись на общие направления торговли: продовольственными и непродовольственными товарами. Специализация "общественное питание", "быстрое обслуживание" ни разу не упоминается по тексту указанного нормативного правового акта в первоначальной редакции.
Специализация товара и услуг не имела значения, в том числе и для определения размера арендной платы.
Изменение правового регулирования в отношении НТО в части уточнения (конкретизации) их специализации по видам реализуемых товаров (работ, услуг) произошло в связи с принятием постановлений администрации города от 30.12.2015 N 1351 и от 31.12.2015 N 1379.
Согласно пункту 6 ГОСТ 31985-2013. Межгосударственного стандарта "Услуги общественного питания. Термины и определения" (введен в действие Приказом Росстандарта от 27.06.2013 N 191 -ст. продукция общественного питания (индустрии питания) представляет собой совокупность кулинарной продукции, хлебобулочных, кондитерских изделий и напитков.
В соответствии с пунктом ГОСТ 31985-2013, под предприятием быстрого обслуживания понимается предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
Аналогичное определение содержится в ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт "Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (введён в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 N 1676-ст.
Учитывая, что блинная продукция относится к продовольственным товарам, принимая во внимание отсутствие доказательств предъявления к предпринимателю в течение срока аренды каких-либо претензий, связанных с его специализацией и включение в актуальную Схему размещения НТО более узкой специализации, полностью совпадающей с фактической специализацией объекта предпринимателя, довод департамента о то, что земельный участок используется по нецелевому назначению был обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 308-ЭС19-9044 по делу N А53 -11696/2018.
Кроме того, согласно письмам департамента, направленным в ответ на обращения предпринимателя о заключении с ним на новый срок договора для размещения спорного НТО, единственным основанием, по которому договор с ним не мог быть заключен, департамент указал отсутствие на тот момент утвержденного порядка заключения таких договоров, иных оснований, в том числе нецелевое использование земельного участка, не приводилось.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал, что указание в договоре аренды на право размещения киоска для реализации продовольственных товаров, при фактическом размещении павильона по оказанию услуг общественного питания не изменяет целевое использование земельного участка.
Ссылка департамента на то, что согласно данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) в виде топографической съемки нестационарный торговый объект частично, площадью 1 кв.м, выходит за границы земельного участка с кадастровым номером 51:44:0040437:440; на отсутствие ответа на межведомственный запрос департамента в администрацию Кировского района г. Ростова-на-Дону по предоставлению Схемы границ земельного участка как основание к отказу в заключении договора, также была обоснованно отклонена судом первой инстанции.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
ИП Товмасян А.Х. не заявил требований к департаменту, которые могут быть отнесены к установлению границ земельного участка. Необходимость и принципиальность определения границ земельного участка при рассмотрении заявления предпринимателя о заключении договора на размещение НТО департаментом не обоснованы.
При этом именно испрашиваемый земельный участок был предоставлен предпринимателю при подписании договора аренды от 16.03.2015 N 35784, находился в схеме размещения как при подписании договора аренды, так и находится при обращении предпринимателя с заявлениями о заключении договора на размещение НТО.
НТО предпринимателя размещено на том же месте, которое определено в договоре аренды от 16.03.2015 N 35784.
Самим фактом нахождения земельного участка для размещения НТО в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ростова-на-Дону, утвержденной постановлением администрации города Ростова-на-Дону от 31.12.2015 N 1379, подтверждается, что месторасположение земельного участка полностью соответствует нормам и правилам для размещения НТО.
На основании изложенного, как верно указал суд первой инстанции, данный довод департамента не может служить законным основанием для отказа в заключении договора на размещение НТО без проведения конкурса.
Также, суд апелляционной инстанции отмечает следующее, судом удовлетворено право размещение истцом нестационарного объекта площадью 8 кв.м. Договор заключается на новый срок. Порядок его соблюдения возложен на ответчика, который полномочен проверять соответствие размещенного объекта договору и утвержденной схеме, а также имеет право в случае установления его нарушения обратиться за защитой нарушенных прав.
Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 30.12.2015 N 1351 утверждено соответствующее Положение.
Положение определяет порядок размещения нестационарных торговых объектов, представляющих собой объекты торгового назначения, бытового обслуживания, общественного питания, расположенных во временных сооружениях или временных конструкциях, не связанных прочно с землей, вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижных сооружениях на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Ростова-на-Дону, или государственная собственность на которые не разграничена, площадью, не превышающей 99 квадратных метров включительно, на основании договоров о размещении НТО сроком до 5 лет в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Пунктом 2.2 Положения определено, что договоры о размещении заключаются по итогам проведения торгов. Без проведения торгов договоры о размещении заключаются в случаях: размещения на новый срок нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по ранее заключенному договору о размещении (пункт 2.2.1); размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, хозяйствующим субъектом, исполнившим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 года (пункт 2.2.1.1.).
Согласно пункту 3.1 Положения цена по договору, заключенному в порядке размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов, арендаторов, надлежащим образом исполнившим свои обязательства по договору аренды земельного участка, заключенному до 1 марта 2015 г., соответствует стартовому размеру финансового предложения за право заключения договора о размещении НТО согласно приложению N 2 к постановлению.
Названным приложением установлено, что цена для мелкорозничных и иных несезонных нестационарных торговых объектов (включая летние кафе) определяется по формуле: Бр = С x Т x Сп x S x Мр x Ки,
где Sp - стартовый размер финансового предложения за право заключения договора о размещении мелкорозничного и иного несезонного нестационарного торгового объекта в месяц (единица измерения - рубль);
С - базовый размер финансового предложения за 1 кв. м нестационарного торгового объекта, равный 1000 рублям;
Ки - коэффициент уровня инфляции;
Т - коэффициент, учитывающий тип нестационарного торгового объекта (согласно таблице 3);
Сп - коэффициент, учитывающий специализацию нестационарного торгового объекта (согласно таблице 4);
S - площадь нестационарного торгового объекта;
Мр - коэффициент, учитывающий место размещения нестационарного торгового объекта на территории города Ростова-на-Дону (постановление Администрации города Ростова-на-Дону "Об утверждении Перечня центральных улиц города Ростова-на-Дону от 01.10.2012 N 840") для объектов, находящихся на центральной улице, равный 1, для нецентральных улиц - 0,5.
Срок договора на размещение НТО, заключаемого без проведения торгов, определен периодом, на который НТО включен в схему размещения. Как указано выше, спорный объект включен в схему на срок до 31.12.2026.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно посчитал отказ департамента в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта незаконным.
Согласно п.3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В силу положения части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд правомерно обязал департамент заключить с заявителем договор размещения спорного нестационарного торгового объекта без проведения аукциона.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2020 по делу N А53-7616/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7616/2020
Истец: Товмасян Артур Хачатурович
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННО-ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18315/20