г. Чита |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А10-5311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 25 ноября 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бушуевой Е.М., судей Капустиной Л.В., Мациборы А.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щелкановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года по делу N А10-5311/2019 по исковому заявлению Администрации города Улан-Удэ (ОГРН 1020300979192, ИНН 0323076085) к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (ОГРН 1020300967257, ИНН 0323054892) о взыскании 1 345 054 рублей убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Лайдапов Жаргал Зориктуевич,
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Улан-Удэ (далее - истец, администрация г. Улан-Удэ, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (далее - ответчик, министерство) о взыскании за счет казны Республики Бурятия 1 345 054 рублей убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его изменить и принять новый судебный акт. Указывает что размер убытков, рассчитанный, исходя из площади жилого помещения фактически предоставленного Лайдапову Ж.З., а не в размере 17 кв.м., является необоснованным, считает, что Администрацией г. Улан-Удэ произведен не верный расчет убытков, основанный на официальной информации о средней цене 1 кв.м. жилого помещения на вторичном рынке жилья в Республике Бурятия.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оставить решение суда первой инстанции без изменений.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, изучив материалы дела, оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, Лайдапов Жаргал Зориктуевич является инвалидом 2 группы, страдающим хроническим заболеванием (F01.0), включенным в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений.
Распоряжением Администрации Октябрьского района города Улан-Удэ от 30.04.2013 N 660 гражданин Лайдапов Ж.З. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма в государственном жилищном фонде по категории "граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний". Этим же распоряжением Лайдапов Ж.З. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма в государственном жилищном фонде по категории "малоимущие".
Апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия от 20 ноября 2017 года суд обязал Администрацию г. Улан-Удэ предоставить Лайдапову Ж.З. вне очереди по договору социального найма жилое помещение в пределах муниципального образования "город Улан-Удэ".
Во исполнение Апелляционного определения Верховного суда Республики Бурятия от 20.11.2017 распоряжением Администрации г. Улан-Удэ от 03.07.2018 N 475-р Лайдапову Ж.З. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Боевая, д.14А, кв.26, общей площадью 31,6 кв.м., в том числе жилой - 17,2 кв.м. с составом семьи один человек (том 1,л.д. 16).
04.07.2018 между Администрацией Октябрьского района г. Улан-Удэ и Лайдаповым Ж.З. в лице законного представителя Имегеновой С.С. заключен договор социального найма указанного жилого помещения (том 1, л.д. 17).
Администрация г. Улан-Удэ в письме от 06.09.2018 N 37-и005-1419 обратилась в Министерство финансов Республики Бурятия с просьбой возместить расходы, связанные с предоставлением жилого помещения Лайдапову Ж.З. (том 1, л.д. 19).
Министерством финансов Республики Бурятия Администрации г. Улан-Удэ в возмещении расходов отказано письмом от 05.10.2018 (том 1, л.д. 20).
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании убытков.
Суд первой инстанции, принимая решение, руководствовался положениями: статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 50, 51, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 24.11.1995NN 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Республики Бурятия N1734-IV от 10.11.2010 "О социальной поддержке инвалидов в Республике Бурятия", статьи 20 Закона N 131-ФЗ, учел правовую позицию, сформулированную в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12), пришел к выводу о том, что расходы, фактически понесенные администрацией по обеспечению жильем инвалида, являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации и подлежат возмещению за счет Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия как уполномоченного лица.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень N 378) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Материалами дела подтверждено, что Лайдапов Жаргал Зориктуевич является инвалидом 2 группы, страдающим хроническим заболеванием (F01.0), включенным в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378.
Из положений статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в данном случае - Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Согласно Положению о министерстве финансов Республики Бурятия, утвержденному постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.04.2018 N 188, министерство является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования, в его задачи входит осуществление управления областными финансами.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Примененный судом при рассмотрении дела правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
Исполнив за счет собственного имущества обязательства ответчика, истец понес убытки, которые подлежат возмещению ответчиком согласно положениям пункта 1 статьи 15, статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт несения истцом убытков и их размер в связи с предоставлением жилого помещения Лайдапову Ж.З. подтверждены материалами дела.
Выводы суда первой инстанции сделаны при оценке доказательства в деле в соответствии с правилами главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из фактических обстоятельств настоящего спора.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно и правомерно удовлетворил требование истца.
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях.
При отсутствии договорных отношений правовой режим возмещения убытков наряду с положениями статей 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется по нормам главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу положений статей 15, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение у субъекта Российской Федерации в лице соответствующего органа обязанности по возмещению убытков за счет казны субъекта Российской Федерации обусловлено юридическим составом, образуемым, по общему правилу, совокупностью следующих элементов: фактом нарушения права, противоправным действием (бездействием), наличием и размером понесенных убытков, а также наличием причинной связи между нарушением права и возникшими убытками.
Учитывая, что реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации, бюджетным законодательством Республики Бурятия не предусматривались расходы на субсидирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений инвалидам и поставленным на учет после 01.01.2005, является правомерным выводом суда первой о том, что невыполнение Республикой Бурятии в лице Министерства финансов Республики Бурятия этой обязанности влечет возникновение убытков у администрации г. Улан-Удэ.
Предоставление Лайдапову Ж. З. - инвалиду 2 группы жилого помещения площадью 31,6 кв. м, при учетной норме площади жилого помещения в размере 17 кв. м общей площади на одного человека (утверждена решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 01.12.05 N 289-34), не противоречит жилищному законодательству (статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Доказательств того, что в спорный период из федерального бюджета выделялись средства в виде финансовой помощи на реализацию установленных мер, ответчиком в рамках рассматриваемого дела не представлено, в связи с чем, должником по возмещению убытков является ответчик.
Размер убытков правомерно определен судом первой инстанции, исходя из фактических затрат Администрации г. Улан-Удэ, а также из рыночной стоимости квадратного метра на основании сведений территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия на 2 квартал 2018 года.
Суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о взыскании убытков с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия.
Министерство финансов Республики Бурятия не указало, каким законом оно руководствуется, настаивая на возмещении убытков администрации в меньшем размере, чем удовлетворил суд первой инстанции.
Правовая позиция о возмещении убытков в полном объеме также содержится в Определении Верховного суда Российской Федерации от 30.10.2020 N 302-ЭС20-4953.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут быть приняты судом апелляционной инстанции в качестве основания для отмены или изменения решения арбитражного суда, поскольку выводов суда первой инстанции они не опровергают, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При изложенных фактических обстоятельствах и правовом регулировании дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2020 года по делу N А10-5311/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.М. Бушуева |
Судьи |
Л.В. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5311/2019
Истец: Администрация города Улан-Удэ
Ответчик: Республика Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия
Третье лицо: Лайдапов Жаргал Зориктуевич