г. Воронеж |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А35-12311/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Курскэнерго": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от СНТ "Зеленая роща": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" на решение Арбитражного суда Курской области от 11.09.2020 по делу N А35-12311/2019, по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6910167107) в лице филиала "Курскэнерго", г. Курск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курской области о признании незаконным и отмене постановления N 046/04/9.21-512/2019 от 29.11.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: СНТ "Зеленая роща",
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Курскэнерго" (далее - ПАО "МРСК Центра" в лице филиала "Курскэнерго", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Курское УФАС России) N 046/04/9.21-512/2019 от 29.11.2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассматривалось с участием третьего лица - СНТ "Зеленая роща".
Решением Арбитражного суда Курской области от 11.09.2020 по делу N А35-12311/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ПАО "МРСК Центра" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Указывает, что 04.10.2019 фактическое технологическое присоединение было выполнено, подписаны акты об осуществлении технологического присоединения между Обществом и Титовым О.В.
Курское УФАС России, СНТ "Зеленая роща" отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы, изложенные в апелляционной жалобе не оспорили.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников судебного процесса в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, Титов Олег Владимирович обратился в ПАО "МРСК Центра" с заявлением на технологическое присоединение садового дома, расположенного по адресу: Курский р-н, Пашковский с/с, СНТ "Зеленая роща", уч. 241, с максимальной мощностью 10 кВт.
10.09.2018 между Титовым О.В. и ПАО "МРСК Центра" был заключен договор N 41699837 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям участка по адресу Курский р-н, СНТ "Зеленая роща", уч. 241.
В пункте 1.1 договора стороны определили, что сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (далее - технологическое присоединение) вводного устройства энергопринимающих устройств земельного участка, в том числе, по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства (включая их проектирование, строительство, реконструкцию) к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:
- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 10 (кВт);
- категория надежности III; класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВт;
- максимальная мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств 0 кВт.
Согласно пункту 5 договора N 41699837 от 10.09.2018 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 (четыре) месяца со дня его заключения.
Фактически технологическое присоединение к электрический сетям участка по адресу Курский район, СНТ "Зеленая роща", уч. 241, принадлежащего Титову О.В. было осуществлено 04.10.2019, подписан акт о выполнении технических условий.
В Курское УФАС России из Прокуратуры Курского района Курской области поступила жалоба Титова О.В. на действия филиала ПАО "МРСК Центра" - "Курскэнерго", выразившиеся в неисполнении договора технологического присоединения к электрическим сетям N 41699837 от 10.09.2018.
Установив данные, указывающие на событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, 10.09.2019 уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа в отношении ПАО "МРСК Центра" было возбуждено дело об административном правонарушении.
По факту выявленных нарушений в отношении ПАО "МРСК Центра" 06.11.2019 был составлен протокол N 046/04/9.21-512/2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29.11.2019 должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области было вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 046/04/9.21-512/2019, в соответствии с которым ПАО "МРСК Центра" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 101 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ПАО "МРСК Центра" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, составляет нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Субъектами правонарушения выступают должностные и юридические лица.
Предметом противоправного посягательства выступают правила технологического присоединения или подключения к электрическим сетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
С учетом характеристик, указанных в заявке об осуществлении технологического присоединения, Титов О.В. относится к категории, указанной в пункте 14 Правил N 861.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
Согласно положением пункта 16 Правил технологического присоединения, договор о технологическом присоединении должен содержать перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению, а также срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать установленной данным пунктом продолжительности.
По смыслу указанного пункта правил срок для осуществления технологического присоединения является пресекательным, обязательным для соблюдения сетевой организацией. Такие ограничения направлены на обеспечение прав и законных интересов заинтересованных лиц как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.
В соответствии с пунктом 16(3) Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе, в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
В соответствии с пп. "г" п. 18 Правил технологического присоединения заявитель и сетевая организация должны выполнить мероприятия, предусмотренные Техническими условиями.
Из материалов дела усматривается, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 (четыре) месяца со дня его заключения, то есть не позднее 10.01.2019 (пункт 5 договора).
Вместе с тем, обязательства, предусмотренные пунктом 5 договора в нарушение Правил N 861 ПАО "МРСК Центра" выполнило с нарушением срока, предусмотренного Правилами и договором N 41699837 от 10.09.2018, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о наличии вины ПАО "МРСК Центра" во вменяемом административном правонарушении.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Доказательств, свидетельствующих о том, что Обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения материалы дела не содержат.
Таким образом, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, доказано.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, административным органом соблюдена, существенных нарушений судом не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что 04.10.2019 фактическое технологическое присоединение было выполнено, не исключают наличие состава вмененного административного правонарушения.
Ссылки на то, что Общество обращалось к СНТ "Зеленая роща" с целью обеспечения возможности осуществить технологическое присоединение не принимается апелляционным судом во внимание, поскольку указанные действия осуществлены по окончании срока на осуществление действий в соответствии с условиями договора.
Довод о том, что между Титовым О.В. и Обществом был своевременно заключен договор, не принимается во внимание, поскольку лицу, привлекаемому к административной ответственности вменяется иное событие правонарушения.
Довод о том, что фактически присоединение было осуществлено в апреле 2019 года, отклоняется за недоказанностью и опровергается представленными доказательствами.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
С учетом указанного, а также изложенных выше обстоятельств, обжалуемое решение не подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Ошибочно уплаченная ПАО "МРСК Центра" государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 11.09.2020 по делу N А35-12311/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-12311/2019
Истец: ПАО "МРСК Центра"-"Курскэнерго"
Ответчик: УФАС по Курской области
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, СНТ "Зеленая Роща"