г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А56-9810/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шахрзаевым М.И,
при участии:
от истца: представитель Ахремчик Д.А. (по доверенности от 09.01.2020),
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20806/2020) Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного
суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2020 по делу
N А56- 9810/2020, принятое по иску
Комитета по природным ресурсам Ленинградской области (191124, г. Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН: 1077847192609, ИНН: 7842354966)
к обществу с ограниченной ответственностью "Озеро-2" (196084, город Санкт-Петербург, улица Цветочная, дом 25, литер А, офис 302-2, ОГРН: 5067847516039, ИНН: 7801421726,)
о взыскании задолженности и пени,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области (далее - Истец, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Озеро-2" (далее - Ответчик, Общество) о взыскании 689 096 руб. 96 коп. задолженности по арендной плате за 4 квартал 2019 года и 36 799 руб. 69 коп. пени за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 в федеральный бюджет, 137 819 руб. 39 коп. задолженности по арендной плате за 4 квартал 2019 года и 7 359 руб. 95 коп. пени за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 в областной бюджет по договору аренды лесного участка N 2-2008-05-2-Р от 06.05.2008.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2020 исковые требования удовлетворены частично: взыскано с ООО "Озеро-2" в доход федерального бюджета 689 096 руб. 96 коп. задолженности и 36 799 руб. 69 коп. пени, в остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить в части отказа во взыскании 137 819 руб. 39 коп. задолженности и 7 359 руб. 95 коп. пени в областной бюджет, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что договор аренды был заключен по результатам проведения торгов, в связи с чем, применение повышающего коэффициента 1.2 является законным.
В судебном заседании представитель Комитета поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, заявил о необходимости взыскания всей суммы неустойки в областной бюджет.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Применительно к положениям статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании был объявлен перерыв до 12.11.2020, после перерыва судебное заседание продолжено, позиция Комитета не изменилась. О перерыве, времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва было объявлено публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в сети Интернет, что согласно п.13 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 (ред. от 27.06.2017) "О процессуальных сроках" с учетом положений части 6 статьи 121 АПК РФ свидетельствует о соблюдении правил статей 122, 123 Кодекса.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Комитета, апелляционный суд установил следующее.
20.12.2006 между Федеральным государственным учреждением "Рощинский опытный лесхоз" и Обществом в соответствии с протоколом о результатах лесного конкурса на право заключения договора аренды участков лесного фонда был заключен договор аренды N 68 (далее - Договора от 20.12.2006) участка лесного фонда на территории Ленинградской области Выборгского района Рощинского лесхоза, расположенный в квартале 136 (выдела 11, 12, 15-18, 20, 21) Тарасовского лесничества, общей площадью 19,2 га (в том числе: леса 1 группы - 19,2 га. из них по категориям защитности: лесохозяйственная часть зеленой зоны - 13,3 га /выдела 11,12,15-17,20.21/; защитные полосы- 5,9 га /выдел 18/) для использования его в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях. Границы передаваемого в аренду участка лесного фонда в натуре обозначены лесохозяйственными знаками и отражены на прилагаемой арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду участок лесного фонда.
Впоследствии, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", распоряжением Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 21.04.2008 N 382 "О приведении договора аренды участков лесного фонда от 20.12.2006 N 68 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации" между Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области (правопредшественник Комитета) и Обществом заключен договор аренды N 2-2008-05-2-Р от 06.05.2008 (далее - Договор от 06.05.2008) указанного лесного участка.
Лесной участок передан Обществу по акту приема-передачи от 06.05.2008.
В силу положений пункта 28 Договора от 06.05.2008 данный договор вступает в силу с момента государственной регистрации (02.07.2008) и действует до 23.01.2056.
В соответствии с п. 5 Договора от 06.05.2008 арендная плата по настоящему Договору определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка, с учетом повышающих коэффициентов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, а также с учетом повышающего коэффициента 1.2, определенного договорными отношениями.
По расчетам, выполненным при заключении Договора, арендная плата составляет 1 795 150 руб. 77 коп. в год (Приложение N 7) (п. 6 Договора).
Согласно пункту 7 Договора арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 и представляет в течение 5 банковских дней арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату. Перечисление арендатором арендной платы должно быть произведено в срок не позднее 15 числа последнего месяца соответствующего квартала.
В силу положений пункта 8 Договора от 06.05.2008размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ. Изменение арендной платы оформляется в форме дополнительного соглашения, подписываемого сторонами и регистрируемого в Управлении Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
С момента вступления в силу правовых актов, изменяющих ставки платы за единицу площади лесного участка, арендная плата, установленная настоящим Договором, подлежит перерасчету (кроме платежей по прошедшим срокам уплаты) (пункт 9 Договора).
Пунктом 10 Договора установлено, что за нарушение сроков внесения арендной платы арендатор уплачивает пени в размере существующей учетной ставки банковского процента на день исполнения денежного обязательства за каждый день просрочки от суммы просроченного платежа за истекший расчетный период. Началом применения данной санкции считается день, следующий за последним днем срока внесения платежа установленного приложением N 4 к настоящему Договору.
В тоже время согласно пункту 19 Договора за несвоевременную и (или) неполную оплату по Договору с арендатора взыскиваются пени в размере 0,1 процента размера платы за каждый день просрочки.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом договорных обязательств по внесению арендной платы, Комитет направил Обществу претензию от 19.12.2019 N 4402 с требованием об оплате долга и неустойки.
Поскольку названная претензия была оставлена Обществом без удовлетворения, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции посчитал исковые требования Комитета обоснованными в части взыскания задолженности и пеней в федеральный бюджет, в части требований о взыскании 137 819 руб. 39 коп. задолженности по арендной плате за 4 квартал 2019 года и 7 359 руб. 95 коп. пени за период с 01.10.2019 по 31.12.2019 в областной бюджет суд первой инстанции отказал, признав неправомерным применения повышающего коэффициента 1,2 при расчете арендной платы.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно требованиям статьи 614 ГК РФ и статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды лесного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объем лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73) разъяснено, что арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Как указано в пункте 18 Постановления N 73, судам следует учитывать, что по смыслу пункта 4 статьи 447 ГК РФ размер арендной платы по договору аренды государственного или муниципального имущества не является регулируемым, если размер арендной платы определяется по результатам проведения торгов. В тех случаях, когда в соответствии с законом торги на право заключения договора аренды не проводились, условия договоров аренды государственного или муниципального имущества, предусматривающие взимание с арендатора дополнительно к регулируемой арендной плате платы за право на заключение договора аренды, являются ничтожными (статьи 168, 614 ГК РФ).
В данном случае, вопреки доводам подателя жалобы, Договор от 06.05.2008, на основании которого заявлены исковые требования по настоящему делу, был заключен не по результатам торгов. При этом ранее заключенный по результатам торгов Договор от 20.12.2006 не предусматривал применение повышающего коэффициента 1.2 при расчете арендной платы.
Таким образом, в рассматриваемом случае договор аренды от 06.05.2008 заключен не по результатам проведения торгов, т.е. арендная плата в данном случае является регулируемой и в силу Постановления N 310 при ее расчете к ставкам платы за единицу объема лесного участка и единицу площади лесного участка применение повышающего коэффициента 1.2 не предусмотрено.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что указание в Договоре аренды от 06.05.2008 на применение данного коэффициента при расчете и определении размера арендной платы за предоставленный Обществу лесной участок не соответствует закону, является недействительным (ничтожным).
С учетом изложенного судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании в областной бюджет 137 819 руб. 39 коп. арендной платы, сумма которой определена в результате применения коэффициента 1,2 и начисленных на указанную сумму пени.
Доводы Комитета о необходимости взыскания 36 799 руб. 69 коп. пеней за 1, 2, 3, 4 кварталы 2019 в областной бюджет не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно пункту 16 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции, действующей с 01.01.2020, суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением, подлежат зачислению в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение, по нормативу 100 процентов.
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" доходы от денежных взысканий (штрафов), поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в счет погашения задолженности, образовавшейся до 1 января 2020 года, в 2020 году подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по нормативам, действовавшим в 2019 году.
Статьей 4 ЛК РФ установлено, что от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Таким образом, при наличии в договоре аренды лесного, стороной которого является орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, условий о выплате штрафов, неустоек, пеней за ненадлежащее исполнение обязательств перед данным органом суммы таких штрафов, неустоек, пеней с 1 января 2020 года должны поступать соответственно в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет (бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого является указанный орган).
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 21.02.2020 N 02-05-10/12919 для учета поступлений штрафов, неустоек, пеней по договору аренды лесного участка, обязанность по уплате которых возникла после 1 января 2020 года, Приказом N 85н предусмотрен код бюджетной классификации 000 1 16 07030 00 0000 140 "Штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с договором аренды лесного участка или договором купли-продажи лесных насаждений в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, казенным учреждением", детализированный по соответствующим элементам кода вида доходов бюджетов.
Поскольку в рамках настоящего дела судом первой инстанции взыскана неустойка, обязанность по оплате которой возникла в 2019 году, являются необоснованными доводы Комитета о необходимости указания в резолютивной части решения на ее взыскание в областной бюджет.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2020 по делу N А56-9810/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-9810/2020
Истец: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Ответчик: ООО "ОЗЕРО-2"