город Томск |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А03-6721/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Киреевой О.Ю.,
Ярцева Д.Г.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семененко И.Г., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (07АП-9620/2020) на решение от 27.08.2020 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-6721/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каменский ЛДК" (ОГРН 1092207000181, ИНН 2247004636, тр. Соляной, 1, п. Октябрьский Каменского района Алтайского края) к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края (ОГРН 1132225020344, ИНН 2225145231, г. Барнаул, ул. Чкалова, 230) об обязании внести изменения в договор.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Браг М.В. по доверенности от 09.01.2020, паспорт,
от ответчика: Шинкарь С.Н. по доверенности от 31.01.2020, служебное удостоверение.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каменский ЛДК" (далее - ООО "Каменский ЛДК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края об обязании внести изменения в Приложение N 6 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом земельном участке" к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 17.12.2008 N П-12/1, исключив из раздела "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" в отношении Баевского лесничества пункт 12 следующего содержания:
Целевое назначение лесов |
N п/п |
Виды мероприятий |
Ед. изм. |
Годовой объем |
Срок исполнения |
Обеспечение пожарной безопасности в лесах
Защитные леса |
12 |
Проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов |
Га |
20,0 |
С 1 апреля по 20 мая или м 1 сентября по 10 ноября |
Решением от 27.08.2020 Арбитражного суда Алтайского края принято решение обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края внести изменения в Приложение N 6 "Объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом лесном участке" к договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 17.12.2008 N П-12/1, заключенному с ООО "Каменский ЛДК", исключив из раздела "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" в отношении Баевского лесничества пункт 12. Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в пользу ООО "Каменский ЛДК" судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обоснование апелляционной жалобы апеллянт ссылается на то, что одной из мер, предусмотренных частью 2 статьи 53.1 ЛК РФ, является проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; нормативы противопожарного обустройства лесов установлены приказом Рослесхоза от 27.04.2012 N 174, который является действующим, таким образом договор от 17.12.2008 соответствует законодательству; Методические указания по организации и проведению профилактических контролируемых противопожарных выжиганий хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в лесах, расположенных на землях лесного фонда, утвержденные приказом Минприроды РФ от 27.08.2019 N 580 (далее - Методические указания), не изменили и не отменили указанные выше нормативные акты; принятие Методических указаний не влечет за собой необходимость обязательного внесения изменений в договор аренды лесного участка, помимо этого договор аренды лесного участка, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда. Поскольку Методические указания не содержат оговорки о распространении их действия на предшествующие отношения, оснований применять их к ранее заключенному договору аренды, не имеется. Ссылаясь на положения частей 2 и 3 статьи 74.1 ЛК РФ, апеллянт также указывает на отсутствие основания для изменения договора по решению суда.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения, полагая, что обстоятельства дела установлены судом правильно, а выводы соответствуют действующему законодательству.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает вынесенное решение законным и обоснованным.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва не неё, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Каменский лесхоз" и Управлением лесами Алтайского края был заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины N П-12/1 от 17.12.2008 (далее - договор), по условиям которого истцу, как арендатору, во временное пользование передан лесной участок, расположенный в границах Каменского района, Каменского и Баевского лесничеств (бывший Каменский лесхоз) общей площадью 17537 га.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю 30.12.2008, запись N 22-22-24/060/2008-74.
Право аренды возникло на основании заключенного договора аренды участка лесного фонда РФ от 22.12.2006 N 1, в дальнейшем ранее заключенный договор аренды был переоформлен распоряжением Управления лесами Алтайского края (правопредшественник Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края (далее - "Министерство") от 25.11.2008 N 404, путем заключения договора аренды лесного участка от 17.12.2008 N П-12/1 в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации согласно статье 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
В связи с реорганизацией ООО "Каменский лесхоз" в форме присоединения к ООО "Каменский ЛДК", по дополнительному соглашению от 01.03.2013 N 4 права и обязанности по договору N П-12/1 полностью перешли к истцу (зарегистрировано 02.04.2013 за N 22-22-28/144/2013-18).
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 17.08.2018 N 10 (зарегистрировано 04.09.2018 за N 22:17:010105:3-22/023/2018-5) общая площадь арендуемого лесного участка составляет 17 611,6925 га.
Согласно Приложению N 4 к дополнительному соглашению от 17.08.2018 N 10 площадь арендуемого лесного участка в Каменском лесничестве составляет 10 832,6925 га, а площадь арендуемого лесного участка в Баевском лесничестве составляет 6 779 га.
Ссылаясь на то, что на всей территории арендуемого истцом лесного участка расположен Заказник "Корниловский", на территории которого согласно пункту 14 Методических указаний профилактические выжигания не применяются, истец направил в адрес ответчика письмо от 20.02.2020 N 61 о необходимости рассмотреть и подписать дополнительное соглашение к договору N П-12/1 об исключении из него такого мероприятия как профилактическое выжигание.
Письмом от 03.03.2020 N 24/П/2420 ответчик отказал истцу в заключении данного дополнительного соглашения, как не соответствующего действующему лесному законодательству (приложениям 9, 24, 33 к Лесному плану Алтайского края, утвержденному указом Губернатора Алтайского края от 26.02.2019 N 33, и частям 2, 3 статьи 74.1 ЛК РФ), разъяснив, что истец может обратиться с заявлением о внесении изменений в проект освоения лесов в части исключения из проекта мероприятия по профилактическому выжиганию.
26.02.2020 истец направил в адрес ответчика письмо N 100 с приложением заявления о проведении государственной экспертизы изменений к проекту освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, и изменений в проект освоения лесов к договору N П-12/1, которые были вызваны необходимостью исключения из проекта освоения лесов мероприятий по проведению профилактического выжигания.
Письмом от 31.03.2020 N 24/П/3518 ответчик отказал истцу во внесении изменений в проект освоения лесов, как не соответствующих действующему лесному законодательству Российской Федерации, что и повлекло последующее обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции принял по существу законный и обоснованный судебный акт, при этом выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм действующего законодательства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с частью 1 статьи 71 ЛК РФ по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статей 25 названного Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 71 ЛК РФ, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В соответствии со статьей 1 ЛК РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Частью 1 статьи 51 ЛК РФ закреплено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Согласно части 1 статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Частью 1 статьи 52 ЛК РФ определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: 1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; 2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; 3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; 4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры (часть 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и настоящим Кодексом.
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Алтайского края от 07.10.1999 N 692 было продлено бессрочно действие, в том числе, Заказника "Корниловский".
Положение о Заказнике "Корниловский" было утверждено постановлением администрации Алтайского края от 05.02.2008 N 51.
Пунктом 3 положения закреплены границы заказника.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 N 69 был утвержден Состав проекта освоения лесов и Порядок его разработки (далее - "Состав ПОЛ").
Пунктом 28 Состава ПОЛ предусмотрено, что проект освоения лесов разрабатывается на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
В соответствии с частью 1 и частью 2 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации проект освоения лесов подлежит государственной экспертизе, которая проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (Министерством).
Положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов от 21.12.2018 N 136 по Договору N П-12/1 было утверждено приказом Министерства от 26.12.2018 N 2149.
В разделе "Обеспечение пожарной безопасности в лесах" Приложения N 6 к Договору N II-12/1 (в редакции дополнительного соглашения от 07.12.2015 N 7) предусмотрено проведение в Баевском лесничестве профилактического выжигания на площади 20 га с 01 апреля по 20 мая или с 01 сентября по 10 ноября ежегодно.
Конкретные места проведения Профилактических выжиганий предусмотрены в Таблице N 11 "Обоснование и характеристика видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйствениым регламентом Баевского лесничества" подраздела 4.2 проекта освоения лесов.
Согласно пункту 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В силу пункта 2 той же статьи по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 74.1 ЛК РФ, изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74.1 К РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. А в силу пункта 3 договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Из материалов дела усматривается, что заключая договор аренды, стороны исходили из тех условий и правил профилактического контролируемого выжигания, которые существовали на день заключения договора. Вместе с тем, в настоящее время существенно изменились общественные отношения, связанные с охраной лесов, как экологического ресурса, изменился подход к мероприятиям по обеспечению пожарной безопасности лесов, направленный на их сохранение.
Принимая во внимание значимость лесов, как части экосистемы, суд полагает возможным сделать вывод о существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили, заключая договор аренды.
Ссылка Министерства па пункт 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации является необоснованной, так как сам договор N П-12/1 не содержит условий, которые бы противоречили действующему законодательству РФ, но содержит цифру - годовой объем работ по проведению Профилактического выжигания, которая должна быть изменена из-за вступления в силу пункта 15 Методических указаний, содержащего запрет на проведение Профилактических выжиганий на определенной категории лесов, что влечет изменение количественных и качественных характеристик лесного участка.
Согласно статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации установление правил пожарной безопасности в лесах и требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов, установление нормативов противопожарного обустройства лесов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Нормативы противопожарного обустройства лесов в отношении каждого лесного района РФ и категории лесов были утверждены еще 27.04.2012 приказом Рослесхоза N 174.
То обстоятельство, что в настоящее время в приказ Рослесхоза N 174 не внесены изменения, не влияет на изложенные выше выводы арбитражного суда.
Таким образом, без внесения изменений в Договор N П-12/1 и после в проект освоения лесов к данному договору Общество не может на законных основаниях осуществлять использование, охрану, защиту, воспроизводство и лесоразведение на арендуемом лесном участке.
Более того, Общество не вправе в нарушение прямого запрета, содержащегося в пунктах 14 и 15 Методических указаний, осуществлять Профилактические выжигании на территории ленточных боров, входящих в заказник "Корниловский", имеющий особый режим охраны.
Поскольку, приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового обоснования и документального подтверждения, они не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 27.08.2020 по делу N А03-6721/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6721/2020
Истец: ООО "Каменский ЛДК"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края