город Ростов-на-Дону |
|
25 ноября 2020 г. |
дело N А32-48063/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Абраменко Р.А., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российской железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13 августа 2020 года по делу N А32-48063/2019
по иску открытого акционерного общества "Российской железные дороги"
к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП"
о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российской железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИПП" (далее - ООО "ИПП", ответчик) о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 19 667 руб. 86 коп. за август 2018 года, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1 534 руб. 64 коп. за период с 07.09.2018 по 17.09.2019, проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на сумму 19 667 руб. 86 коп. за период с 18.09.2019 по день фактической оплаты денежных средств по ключевой ставке Банка России, действовавшей в соответствующие периоды начисления процентов.
Исковые требования мотивированы тем, что ввиду нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования был отставлен от движения поезд N 5254-866-5210, что привело к нарушению срока доставки, определенных на железнодорожной станции отправления. Данные обстоятельства являются основанием для начисления платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Решение мотивировано тем, что задержка вагонов в пути следования не привела к нарушению срока доставки груза, что исключает ответственность перевозчика за нарушение срока доставки груза, равно как и обязанность грузополучателя вносить плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования. Суд первой инстанции установил, что основная отправка вагонов, которые не были отцеплены перевозчиком, прибыли на станцию назначения в пределах срока доставки. При этом прибывшие с опозданием вагоны были отцеплены от состава поезд по перелому длины, т.е. по причинам технического характера, не зависящим от ответчика. Суд первой инстанции указал на недоказанность истцом факта того, что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от ответчика, и что задержка вагонов на промежуточных железнодорожных станциях является следствием действий, за которые отвечает ООО "ИПП". Также суд первой инстанции указал на пропуск истцом срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
ОАО "РЖД" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, поскольку течение срока исковой давности приостанавливается согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации на срок, установленный законом для процедуры разрешения спора во внесудебном порядке, а при отсутствии такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры. Исковое заявление было направлено ОАО "РЖД" 07.10.2019 до истечения срока исковой давности. Судом первой инстанции не учтены представленные истцом доказательства (акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов) нарушения ответчиком технологических норм грузовых операций.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" (перевозчик) и ООО "НПП" (владелец) был заключен договор N 239/2 от 26.03.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 1 договора осуществляется эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования принадлежащего владельцу, примыкающего к железнодорожному пути необщего пользования N 12 ООО "НМТ", являющегося его продолжением. Обслуживание пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
Указанным договором урегулирован порядок подачи и уборки вагонов, технологический срок оборота вагонов, порядок определения времени нахождения вагонов у владельца на путях необщего пользования, а также платежи, которые вносит владелец перевозчику.
Движение маневровых составов по железнодорожному пути, необщего пользования производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, инструкций по движению поездов и маневровой работе и сигнализации на железных дорогах и инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (пункт 4 договора). Подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению (пункт 5 договора).
При наличии эксплуатационной возможности, по согласованию сторон подача вагонов производится в соответствии с заявкой. В соответствии с пунктом 6 договора уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно перевозчиком владельцу: приемосдатчик станции - диспетчеру владельца по телефону 38-581, с записью в книге уведомлений: формы ГУ-2.
Уведомление о предстоящей передаче подается не позднее чем, за 2 часа до подачи вагонов.
Вагоны, поданные перевозчиком, без уведомления, принимаются владельцем на ответственность через 2 часа после фактической подачи вагонов перевозчиком на выставочные пути. При подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении, вагоны считаются поданными с момента, указанного в уведомлении. При подаче вагонов позднее срока, указанного в уведомлении, но не более 2 часов, вагоны принимаются на ответственность владельца с момента фактической подачи. Если опоздание превышает 2 часа, перевозчик обязан вновь уведомить владельца о предстоящей подаче. В случае невозможности слива вагонов, прибывших с отдельных станций отправления, владелец уведомляет об этом в письменном виде перевозчика в лице начальника станция Новороссийск. На данные факты перевозчиком составляется акт общей формы.
В силу пункта 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на один из железнодорожных выставочных путей необщего пользования N N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ". Дальнейшее продвижение загонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам погрузки, выгрузки.
Количество вагонов, одновременно подаваемых владельцу, устанавливается не более 67 цистерн (пункт 8 договора). Учитывая специфику выгружаемого груза, вагоны сдаются раздельно по номенклатуре грузов, светлые нефтепродукты - в количестве, не превышающем вместимость выставочных путей, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не более 20 вагонов, темные нефтепродукты - не более 12 вагонов.
Согласно пункту 9 договора с железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются группами в количестве: светлые нефтепродукты - не менее 18 вагонов, карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - не менее 20, темные нефтепродукты - не менее 12 вагонов. По согласованию сторон, либо при недостатке на железнодорожном пути необщего пользования вагонов, допускается возврат меньшего количества вагонов.
О передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке владелец передает перевозчику уведомление: приемосдатчик владельца уведомляет приемосдатчика груза и багажа станции Новороссийск по телефону 38-627 с последующим письменным подтверждением в течение смены.
Готовые к уборке вагоны убираются перевозчиком с железнодорожных выставочных путей в течение 5 часов после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
В случае занятости выставочных путей необщего пользования, ранее убранными с оформленными перевозочными документами порожними вагонами более 5 часов по причинам, зависящим от перевозчика и невозможностью вывода следующей группы порожних вагонов на выставочные пути, акт общей формы не составляется (пункт 10 договора).
Сдача и прием грузов и вагонов в техническом и коммерческом отношении производится на выставочных путях N N 8, 9, 10, 11 ООО "НМТ" (пункт 11 договора).
Владелец может использовать выставочные пути N 6 и N 7 ООО "НМТ" по письменному уведомлению перевозчика, согласованному с ООО "НМТ".
При прибытии вагонов с нарушениями, предусмотренными статьей 41 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ) в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 503-ФЗ, выдача грузов производится с участием представителя перевозчика.
Пунктом 12 договора на железнодорожном пути необщего пользования установлен следующий технологический срок оборота вагонов: для вагонов со светлыми нефтепродуктами - 10 час. 00 мин. при подаче вагонов в количестве 24 и менее - 3 часа; для вагонов с КАС - 6 час. 30 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в зимний период (15.10 - 15.04) - 12 час. 00 мин; для вагонов с темными нефтепродуктами в летний период (15.04 - 15.10) 8 час. 00 мин.
В соответствии с пунктом 13 договора суточная перерабатывающая способность железнодорожного пути необщего пользования по выгрузке основных родов грузов составляет: светлые нефтепродукты - 252 нагона; карбамидно-аммиачная смесь (КАС) - 60 вагонов; темные нефтепродукты с 15.04 по 15.10 - 24 вагона, с 15.10 по 15.04 - 12 вагонов.
Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов, составляет 1,5 км в оба конца.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, независимо от его принадлежности, по причинам, зависящим от владельца по ставкам Тарифного руководства "плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного Приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/l с учетом коэффициентов индексации (далее - Тарифное руководство N 127-т/l).
В силу пункта 16 расчеты по договору производятся в соответствии с условиями соглашения об организации расчетов от 06.02.2018 N 23с/02-18, заключенного между владельцем и ОАО "РЖД".
Причитающиеся перевозчику платежи вносятся владельцем на подсобный расчетный счет ОАО "РЖД" через единый, лицевой счет (ЕЛС) владельца 1005755450:
- по подпункту "а" пункта 15 за услуги, оказываемые при подаче и уборке вагонов при применении ставок таблицы N 8 Тарифного руководства N 127-т/l - посредством ежемесячных авансовых платежей на первое число отчетного месяца, либо на первый рабочий день отчетного месяца.
- по подпунктам "б", "в" пункта 15 договора платежи вносятся владельцем по факту оказания услуг.
За несвоевременное внесение причитающихся перевозчику платежей владелец несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Как указано в исковом заявлении, на железнодорожной станции Новоперелюбская 22.08.2018 в пути следования отставлен от движения по причине, зависящей от владельца пути необщего пользования (нарушение технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования, нарушение технологических норм выгрузки), и 28.08.2018 отправлен на станцию назначения поезд с индексом 5254-866-5210 с вагонами, адресованными ООО "ИПП".
По прибытии поезда на станцию назначения Новороссийск в соответствии с пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26) составлены акты общей формы о задержке поезда на промежуточной станции по причине, зависящей от владельца. О задержке и отправлении поезда перевозчиком в адрес грузополучателя, владельца были направлены уведомления от 22.08.2018 N 8069, от 28.08.2018 N 8183.
Факт нарушения сроков доставки, ввиду задержки вагонов в пути следования, подтверждается железнодорожными накладными.
За период, указанный в актах общей формы по накопительным ведомостям по ставкам, установленным Тарифным руководством N 127-т/l, начислена плата за нахождение вагонов на путях общего пользования на общую сумму 19 667 руб. 86 коп.
В адрес ответчика 10.12.2018 была направлена претензия N 18/295 с требованием оплатить время нахождения вагонов на путях общего пользования, однако претензия была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца а арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца.
В пункте 22 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами N 26.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Согласно абзацу 5 пункта 4.7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, их номера, время начала и окончания задержки вагонов по каждой станции. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, если задержка вагонов привела к нарушению срока доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузоотправителя.
Как следует из совокупного анализа статьи 39 УЖТ РФ, пунктов 4.6, 4.7 Правил N 26, Тарифного руководства N 127-т/1, что в законе закреплены два условия для внесения грузополучателем платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования, а именно: нарушение технологических норм выгрузки и, как следствие, нарушение срока доставки груза.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.10.2020 N Ф08-7208/2020 по делу N А32-27944/2019 изложена правовая позиция, согласно которой основанием для взыскания платы за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования. По смыслу части 12 статьи 39 УЖТ РФ грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 УЖТ РФ). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Грузополучатель в силу положений статьи 39 УЖТ РФ обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае ОАО "РЖД") при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Владелец железнодорожных путей в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов грузополучателя были заняты по причинам, зависящим от него, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Отклонение от технологических сроков не является безусловным основанием для применения абзацев 11, 12 статьи 39 УЖТ РФ. Суду необходимо исследовать занятость путей необщего пользования и наличие технической возможности по приему вагонов в спорный период времени (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.12.2018 по делу N А32-8959/2017).
На основании изложенного, в предмет доказывания по настоящему делу входят обстоятельства соблюдения грузополучателем технологических сроков оборота и динамика занятости путей необщего пользования грузополучателя, наличие препятствий в подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношение в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования владельца железнодорожных путей.
Основанием к начислению платы за нахождение вагонов на путях общего пользования являются акты общей формы, подписанные сторонами с возражениями.
Истец начислил ответчику плату за время нахождения вагонов на путях общего пользования в размере 19 667 руб. 86 коп.
Согласно статье 33 УЖТ РФ дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
В соответствии с пунктом 3.2 раздела III Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 39, именно перевозчик заполняет строку "Срок доставки истекает" железнодорожной накладной. Указанные сведения не могут определяться произвольно, поскольку в силу статьи 33 УЖТ РФ сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Нормы, регламентирующие сроки доставки грузов, порожних грузовых вагонов и правила их исчисления, утверждены приказом Минтранса России от 07.08.2015 N 245 (далее - Правила N 245).
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 Правил N 245. В этой связи необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного обстоятельства. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток. При этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил N 245.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом - единый непрерывный процесс, неотъемлемой составляющей которого является срок доставки, регулируемый вышеуказанными Правилами N 245. Правила, регламентирующие сроки доставки грузов железнодорожным транспортом, носят общий характер и являются обязательными для всех участников перевозочного процесса. Исходя из этого принципа, нельзя допустить, чтобы срок доставки груза определялся по-разному при рассмотрении вопроса об ответственности перевозчика и в случаях, когда он (срок) является определяющим условием для наступления ответственности грузополучателя. Исключением будут только случаи увеличения срока доставки по причинам, зависящим от грузополучателя, - эти случаи не учитываются применительно к ответственности перевозчика, но, разумеется, не освобождают от ответственности грузополучателя.
Таким образом, в целях соблюдения единообразного подхода срок доставки в рассматриваемом споре должен исчисляться по общим требованиям Правил N 245.
Согласно пункту 2.1 Правил N 245 нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления, исходя из расстояния перевозки, а также в зависимости от вида отправки и скорости перевозки. Нормативный срок доставки изменяется в случаях, перечисленных в настоящих Правилах.
Взыскиваемая в рамках настоящего дела плата начислена истцом по факту отставления от движения на станции Новоперелюбская 7 вагонов, отправленных по накладным: N ЭЫ728477 (5 вагонов NN 58147828, 73971004, 54073507, 50366061, 50425032), N ЭЫ742843 (1 вагон N 51258218), N ЭЫ694272 (1 вагон N 51637379).
Согласно графе "Тарифные отметки" всех трех железнодорожных накладных расстояние перевозки спорных вагонов от станции отправления (Никель, Южно-Уральская железная дорога) до станции назначения (Новороссийск, Северо-Кавказская железная дорога) составляет 2358 км.
Вид отправки в накладной N ЭЫ728477 на 5 вагонов обозначен, как групповая отправка (ГО), в накладных N ЭЫ742843 на 1 вагон и N ЭЫ694272 на 1 вагон - как вагонная отправка (ВО). Указание о перевозке грузов большой скоростью в накладных отсутствует.
В силу пункта 3 Правил N 245 сроки доставки грузов (за исключением животных) и порожних вагонов групповыми отправками исчисляются исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок.
В свою очередь, пунктом 2.2.1 Правил N 245 определена норма суточного пробега для повагонных отправок - 330 км при расстоянии перевозки в диапазоне от 2000 км до 2999 км.
Таким образом, срок доставки по всем трем накладным по установленной норме определяется по Правилам N 245 одинаково: при делении расстояния перевозки, указанного в накладных, на соответствующую норму суточного пробега получаем 8 неполных суток (2358:30 = 7,145).
В соответствии с пунктом 2.6 Правил N 245 неполные сутки при исчислении сроков доставки считаются за полные.
В данном случае срок доставки составляет 8 суток, определенный исходя из расстояния и нормы суточного пробега.
Исчисление срока доставки груза и порожних вагонов начинается с 00 час. 00 мин. дня, следующего за днем документального оформления приема груза и порожних вагонов для перевозки, указанного в накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля" (абзац 2 пункта 2 Правил N 245).
Согласно календарному штемпелю, проставленному в рассматриваемых накладных, груз оформлен к перевозке 17.08.2018.
Следовательно, срок перевозки по Правилам N 245 начинает исчисляться с 00 час. 00 мин. 18.08.2018. С учетом 8 суток исходный нормативный срок доставки - 26.08.2018 (до 00:00 часов).
Руководствуясь Правилами N 245 и приведенными выше разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, нормативный срок доставки подлежит увеличению в соответствии с пунктом 5 Правил N 245:
- на двое суток на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (подпункт 5.1 Правил N 245);
- на одни сутки при перевозке опасных грузов (подпункт 5.12 Правил N 245).
Принимая во внимание, что в спорных вагонах, отправленных в адрес ответчика, перевозился опасный груз, на основании подпунктов 5.1 и 5.12 Правил N 245 срок доставки подлежит увеличению на дополнительные двое суток на операции, связанные с отправкой и прибытием, а также на одни сутки на перевозку опасного груза - итого на 3 суток.
Расчетный срок доставки, который перевозчик должен указать в накладной при ее заполнении: 26.08.2018 (00:00 часов) + 3 суток = 29.08.2018 (до 00:00 часов). Соответственно, последним днем срока доставки является 28.08.2018.
В рассматриваемых накладных указано, что срок доставки истекает 28.08.2018. Cледовательно, перевозчик учел увеличение срока доставки по пунктам 5.1 и 5.12 Правил N 245.
Вместе с тем, исходя из выводов, приведенных в указанном выше постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в случае простоя вагонов на путях общего пользования, вызванного занятостью (отсутствием) локомотива владельца путей необщего пользования (не принадлежащего перевозчику), то есть по причине, на которую перевозчик не мог повлиять (предотвратить) (и которая, в то же время не зависела от грузополучателя), согласно подпункту 6.11 Правил N 245 срок доставки груза увеличивается на соответствующее количество суток простоя.
Согласно акту общей формы от 03.09.2018 N 19/29593, ссылка на который содержится в железнодорожной накладной N ЭЫ728477 в графе "Отметки перевозчика", вследствие ожидания локомотива, не принадлежащего перевозчику, спорные вагоны, перечисленные в рассматриваемой накладной, простаивали на путях общего пользования всего 2 суток - на станции Кизляр и станции Минеральные Воды (неполные сутки округлены перевозчиком по Правилам N 245 до полных суток).
Судом первой инстанции учтено, что на основании статьи 33 УЖТ РФ стороны заключили договор N 218 от 02.03.2018 на увеличение срока доставки вагонов, определенного по Правилам N 245, на 5 суток.
Таким образом, общее увеличение нормативного срока доставки по накладной N ЭЫ728477 в соответствии с Правилами N 245 составляет 10 суток, из них: 2 суток - операции по отправке и прибытию вагонов, 1 сутки - отнесение перевозимых грузов к опасным, 2 суток - ожидание локомотива, не принадлежащего перевозчику, 5 суток - по договору N 218 от 02.03.2018.
Суд первой инстанции указал на то, что спорные вагоны по накладной N ЭЫ728477 должны были прибыть на станцию назначения не позднее 00 час. 00 мин. 05.09.2018, исходя из расчета: 26.08.2018 (нормативный срок по Правилам N 245, определенный из расстояния перевозки и суточной нормы пробега) + 10 суток (увеличение срока в силу пунктов 5, 6 Правил N 245, а также в силу договора N 218 от 02.03.2018).
Фактически спорные вагоны были доставлены по назначению 06.09.2018. Судом первой инстанции установлено, что спорные вагоны были отцеплены на станции Кавказская от других вагонов, отправленных по рассматриваемой накладной. В качестве причины отцепки в графе "Отметки в пути следования" накладной обозначено "общие причины" и сделана ссылка на акт общей формы N 6/16501 от 03.09.2018. Ответчик получил от истца указанный акт. Согласно данному акту спорные вагоны отцеплены от состава поезда по перелому длины, то есть по обстоятельствам технического характера, не зависящим от ответчика.
При этом основная отправка, т.е. те вагоны, которые не были отцеплены и продолжили движение (10 вагонов), согласно календарному штемпелю, проставленному в накладной, прибыли на станцию назначения 03.09.2018, т.е. в пределах срока, определенного в соответствии с Правилами N 245.
Бросание на станции Новоперелюбская произведено в отношении всех вагонов, следовавших по накладной N ЭЫ728477 (как отцепленных, так и нет), между тем вагоны, которые не были отцеплены, прибыли в пределах срока, исчисленного по Правилам N 245, в то время как отцепленные после бросания вагоны были доставлены с опозданием.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что задержка вагонов на станции бросания в действительности не повлияла на срок доставки, поскольку вагоны по основной отправке, не отцепленные перевозчиком, прибыли вовремя.
Ответчиком получена справка "История продвижения вагона" из автоматизированной системы оперативного управления перевозками (АСОУП), администрирование которой осуществляется истцом, из которой на примере одного из "брошенных" вагонов (N 58147828) видно, что на станции Кавказская, где спорные вагоны были отцеплены, они пробыли почти 15 часов, затем в процессе движения спорные вагоны простояли под железнодорожными операциями на станции Краснодар-Сортировочный 18 часов. Согласно аналогичной справке по вагону N 50621200, отправленному по той же накладной, но не отцепленному и прибывшему в срок, нахождение неотцепленных от основной накладной вагонов длилось всего 2 часа на станции Кавказская и 2 часа на станции Краснодар-Сортировочный.
Таким образом, опоздание спорных вагонов вызвано их простоем на вышеупомянутых станциях и не должно быть отнесено на вину ответчика, в связи с чем истец необоснованно вменяет в вину ответчику нарушение срока доставки спорных вагонов.
В данном случае задержка вагоном в пути следования не привела к нарушению срока доставки груза, исчисленного по Правилам N 245, что исключает ответственность перевозчика за нарушение срока доставки, равно как и обязанность грузополучателя вносить плату на основании статьи 39 УЖТ РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец не доказал обстоятельства того, что вагоны следовали с нарушением срока доставки по причинам, зависящим от ответчика, и что задержка вагонов на промежуточных железнодорожных станциях является следствием действий, за которые отвечает ответчик. Истец в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил в материалы настоящего дела безусловные доказательства того, что причиной нарушения сроков доставки грузов в спорный период послужили действия ответчика, в том числе, не доказал, что на момент "бросания" поезда у ответчика отсутствовала возможность принять спорные вагоны по причине занятости выставочных путей, путей необщего пользования, не доказал, что на станции назначения простаивали в ожидании подачи по причинам, зависящим от ответчика, вагоны, прибывшие в его адрес.
Руководствуясь изложенным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения исковых требований ОАО "РЖД" отсутствуют.
Также ответчиком в суде первой инстанции было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям.
Пунктом 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
Согласно статье 126 УЖТ РФ иски перевозчиков к грузоотправителям, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов, могут быть предъявлены в арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основанием для предъявления таких исков.
Как указывает истец, обязательства по внесению ответчиком платы, предусмотренной статьей 39 УЖТ РФ, возникло на следующий день с даты составления актов общей формы для начисления платы за нахождение вагонов на путях ОАО "РЖД" от 06.09.2018 N 15/15834, N 15/15835, N 15/15836, N 15/15837, N 15/15838, N 15/15839, N 15/15840, то есть 07.09.2018.
В досудебном порядке ОАО "РЖД" была направлена претензия N 18/295, что подтверждается квитанцией об отправке и списком внутренних почтовых отправлений от 10.12.2018 N 12, ответ на претензию получен 21.12.2018, что подтверждается электронной перепиской и не опровергнуто истцом.
Согласно пункту 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации, если стороны прибегли к предусмотренной законом процедуре разрешения спора во внесудебном; порядке (процедура медиации, посредничество, административная процедура и т.п.), течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом для проведения такой процедуры, а при отсутствии, такого срока - на шесть месяцев со дня начала соответствующей процедуры.
Течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении). Непоступление ответа на претензию в течение 30 дней (часть 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором.
Из системного толкования пункта 3 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует правило, в соответствии с которым течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения претензионного порядка (с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении), непоступление ответа на претензию в течение 30 дней либо срока, установленного договором, приравнивается к отказу в удовлетворении претензии, поступившему на 30 день либо в последний день срока, установленного договором. Таким образом, если ответ на претензию не поступил в течение 30 дней или срока, установленного договором, или поступил за их пределами, течение срока исковой давности приостанавливается на 30 дней либо на срок, установленный договором для ответа на претензию.
Соответствующая правовая позиция содержится в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.04.2019.) Таким образом, период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не включается.
Следовательно, в период соблюдения истцом обязательного претензионного порядка (с момента направления претензии 10.12.2018 до момента получения ответа на претензию - 21.12.2018) течение исковой давности по настоящему требованию в силу действующего законодательства приостанавливалось. Срок исковой давности начал течь с 07.09.2018, закончился 06.09.2019, а с учетом приостановления его течения на 12 дней, окончание приходится на 18.09.2019.
Исковое заявление было направлено ОАО "РЖД" в Арбитражный суд Краснодарского края 07.10.2019, то есть после истечения срока исковой давности, что подтверждается почтовой квитанцией и списком внутренних почтовых отправлений от 07.10.2019.
Приводя в апелляционной жалобе доводы о несогласии с определением судом первой инстанции периода, на который приостанавливалось течение срока исковой давности, истец не учитывает, что срок исковой давности продолжает течь после отпадения обстоятельства, в связи с которым его течение приостанавливалось, т.е. с момента поступления ответа стороны на досудебную претензию.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. В соответствии со статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске истцом срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в том числе требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13 августа 2020 года по делу N А32-48063/2019 оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российской железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в доход федерального бюджета 3 000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48063/2019
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РОССИЙСКОЙ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: ОАО "ИПП", ООО "ИПП"