г. Санкт-Петербург |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А26-1307/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23460/2020) ООО "Карельская обслуживающая компания" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.07.2020 по делу N А26-1307/2020, принятое
по заявлению ООО "Карельская обслуживающая компания"
к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
об оспаривании предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Карельская обслуживающая компания" (ОГРН: 1151001005033, адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Гоголя (Центр р-н), д. 29, оф. 1; далее - заявитель, Общество, ООО "Карельская обслуживающая компания") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (ОГРН: 1091001011265, адрес: 185035, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Фридриха Энгельса (Центр р-н), д. 4; далее - заинтересованное лицо, Комитет) от 01.11.2019 N ЛК 084/176/3981 об устранении выявленных нарушений.
Решением от 16.07.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "Карельская обслуживающая компания" в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 27.04.2016 приняла на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений МКД N 8 по улице Анохина в г. Петрозаводске.
В период с 23.08.2019 по 19.09.2019 на основании распоряжения от 22.08.2019 N ЛК 089/Р/2733 Комитетом проведена внеплановая документарная и выездная проверка Общества с целью оценки сведений, содержащихся в обращении гражданина от 02.08.2019 N 4852.
По результатам проверки составлен акт N ЛК 089/А/2733 от 19.09.2019 (л.д.117-123, т.1).
При проведении проверки установлено ненадлежащее содержание общего имущества МКД, а именно: не выполнена уборка дворового проезда от мусора, опавших листьев; высота травы более 30 см на газонах в пределах придомовой территории, имеются разрушения штукатурного и окрасочного слоя карнизного свеса фасада, в подъездах имеется пыль на подоконниках, на лестничных маршах следы строительной пыли, на стенах вдоль лестничных маршей следы, пятна темного цвета, имеются множественные намокания конструкций кровли, утеплителя, в чердачном помещении наблюдаются частичное отсутствие, сдвигание, повреждение укрывного материала утеплителя чердачного перекрытия, отсутствует тяга в системе вентиляции в помещениях уборной и ванной комнаты в квартире N 12.
В связи с чем, ООО "Карельская обслуживающая компания" выдано предписание N ЛК 089/176/3803 от 19.09.2019 с требованием устранить выявленные нарушения (л.д.136-138, т.1).
По результатам проверки исполнения предписания N ЛК 089/176/3803 от 19.09.2019 на основании распоряжения от 28.10.2019 N ЛК 089/Р/3189 (л.д.141-143 т.1) установлено, что предписание от 19.09.2019 в полном объеме не исполнено (акт от 01.11.2019 N 089/А/3189 (л.д.144-148 т.1), в связи с чем Обществу выдано предписание от 01.11.2019 N ЛК 084/176/3981 (л.д.1-3 т.2), копия которого получена Обществом 11.11.2019 (л.д.9-10 т.2).
Решением Комитета от 26.11.2019 срок исполнения предписания продлен до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (л.д.4 т.2).
Согласно указанному ненормативному акту Обществу предписано выполнить следующие мероприятия:
- по уборке дворового проезда от мусора, опавших листьев;
- по покосу травы на придомовой территории;
- по восстановлению штукатурного слоя козырьков, расположенных над входами в помещения МКД со стороны двора;
- восстановить штукатурно-окрасочный слой карнизного свеса со стороны двора и со стороны ул. Анохина в районе квартиры N 16 МКД;
- обеспечить надлежащее санитарное состояние лестничных клеток в подъезде N 2 МКД (мытье стен, подоконников, лестничных площадок и маршей);
- обеспечить наличие тяги вентиляционного канала в помещениях уборной и ванной комнаты жилого помещения N 12 МКД;
- выполнить работы по предотвращению намокания строительных конструкций (стропильной системы, потолочных перекрытий), устранению протечек с кровли над квартирами N 7, N 8, N 15, N 16, N 23 МКД, над жилыми помещениями подъездов NN 1, 2 МКД;
- обеспечить наличие укрывного материала утеплителя чердачного перекрытия в местах отсутствия, сдвигания, а также устранить повреждение указанного укрывного материала.
Комитет посчитал, что Обществом нарушены требования пунктов 7, 4, 9, 15, 23, 25 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень), пунктов 2.6.2, 3.2.2, 3.7.1, 3.6.1, 3.8.3, 4.2.4.2, 4.2.3.2, 4.10.2.1, 4.6.1.28, 4.6.1.1, 5.7.2, 5.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170) и пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о законности предписания Комитета, в удовлетворении заявленных требований отказал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Частью 2.1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Пунктом 16 Правил N 491 предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ.
Пунктом 11(1) Правил N 491 установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктами 4, 7, 9, 15, 23, 25 Минимального перечня определены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов, крыш, фасадов, систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов, работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов, влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); работы по содержанию придомовой территории в теплый период года: подметание и уборка придомовой территории; очистка от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов; уборка и выкашивание газонов; прочистка ливневой канализации; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, очистка металлической решетки и приямка.
Пунктом 2.6.2 Правил N 170 установлено, что при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
Сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда (пункт 3.8.3 Правил N 170).
Уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда (пункт 3.6.1 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (пункт 3.2.2 Правил N 170).
При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 4.2.4.2 Правил N 170).
С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией (пункта 4.2.3.2 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций (поддержание надлежащего температурно-влажностного режима и воздухообмена в жилых и вспомогательных помещениях, включая чердаки и подполья; содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков и пр. (пункт 4.10.2.1 Правил N 170).
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность (пункт 4.6.1.1 Правил N 170).
Расчетные температуры, кратности и нормы воздухообмена для различных помещений жилых домов должны соответствовать установленным требованиям. Естественная вытяжная вентиляция должна обеспечивать удаление необходимого объема воздуха из всех предусмотренных проектом помещений при текущих температурах наружного воздуха 5 град. С и ниже. При эксплуатации механической вентиляции и воздушного отопления не допускается расхождение объема притока и вытяжки от проектного более чем на 10%, снижение или увеличение температуры приточного воздуха более чем на 2 град. С. (пункт 5.7.1 Правил N 170).
Отсутствие тяги вентиляционного канала является, в том числе нарушением противопожарных требований и может повлечь за собой причинение ущерба жизни и здоровью граждан, проживающих в рассматриваемом многоквартирном доме.
Так пунктом шестым предписания N ЛК 084/176/3981 от 01.11.2019 на Общество возложена обязанность обеспечить наличие тяги вентиляционного канала в помещениях уборной и ванной комнат жилого помещения N 12 МКД.
Наличие в МКД вентиляционных каналов подтверждается актами проверки дымоходов и вентиляционных каналов МКД, представленных Обществом в ходе проведения проверки. Назначением дымовентиляционных каналов является удаление непригодного воздуха посредством естественного или принудительного побуждения тяги.
Демонтаж дровяного титана в МКД не свидетельствует о том, что не должна быть обеспечена надлежащая работа дымовентиляционных каналов. Предписание не содержит требований о переоборудовании или реконструкции инженерных систем МКД.
Оспаривая пункты 3 и 4 предписания N ЛК 084/176/3981 от 01.11.2019, Общество указывает на невозможность проведения работ в установленные сроки, однако самостоятельно делает ссылку на "СП 71.13330.2017. Свод правил. Изоляционные и отделочные покрытия. Актуализированная редакция СНиП 3.04.01-87", согласно пункту 4.4.3 проведение отделочных работ на фасаде МКД возможно и в зимний период, при соблюдении необходимых условий (применение специализированных составов или противоморозных добавок).
Седьмым пунктом предписано выполнить работы по предотвращению намокания строительных конструкций (стропильной системы, потолочных перекрытий), устранению протечек с кровли над квартирами N N 7, 8, 15, 16, 23 МКД, таким образом, определены конкретные места выполнения работ. В обоснование данного требования Госкомитетом применены положения пункты 4.10.2.1, 4.6.1.28, 4.6.1.1 Правил N 170.
Причина протечек кровли установлена в ходе строительно-технической экспертизы и отражена в заключении специалиста N 15-06-2020 от 15.06.2020 г. (т.2 л.д.118-124). Согласно выводам эксперта работы по устранению протечек носят текущий характер.
Восьмым пунктом предписано обеспечить наличие укрывного материала утеплителя чердачного перекрытия в местах отсутствия, сдвигания, а также устранить повреждение указанного укрывного материала.
Вместе с тем, при обращении в суд заявитель необоснованно указывает, что ему предписано обеспечить наличие утеплителя чердачного перекрытия и устранить его повреждение. Таким образом, требование заявителя в данной части не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Принимая МКД в управление, Общество знало о проведенных работах по устройству нового утеплителя в чердачном помещении и его некачественном исполнении. Претензионная работа с исполнителем указанных работ не велась, общих собраний собственников МКД по вопросу некачественного выполнения работ по устройству утеплителя не проводилось.
Таким образом, Общество длительное время не принимает мер, направленных на приведение общего имущества собственников помещений в нормативное состояние, что является нарушением жилищных прав граждан, проживающих в рассматриваемом многоквартирном доме.
Общество обязано следить за состоянием МКД, поскольку в соответствии с договором от 27.04.2016 приняло на себя обязательства по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД с 27.04.2016 (л.д.124-135, т.1).
Обществом не представлено доказательств необходимости проведения капитального ремонта МКД, выводы о том, что проведение указанных в предписании работ носит капитальный характер основано исключительно на субъективном заключении заявителя.
Кроме того, согласно пункту 2.3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, даже в случае нуждаемости дома в капитальном ремонте не исключается текущий ремонт, ограниченный работами, обеспечивающими нормальные условия проживания.
Управляющая организация обязана соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Именно Общество, как обслуживающая организация, отвечает за содержание и ремонт многоквартирного дома и обязано исполнять требования Правил N 170, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
При этом вменяемое Обществу нарушение пунктов Правил N 491, Правил N 170 касаются обязанности управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
В обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается на постановление мирового судьи участка N 13 Петрозаводского судебного округа от 19.02.2020, которым ранее выданное предписание от 19.09.2019 признано неисполнимым. Указанный довод не принимается апелляционным судом, поскольку статья 69 (в том числе ее часть 3) АПК РФ не устанавливает для арбитражного суда преюдициальности в отношении решений суда общей юрисдикции, принятых по административным делам.
Кроме того, преюдициальность касается обстоятельств, установленных судами по ранее рассмотренному делу, а не правовых выводов (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.04.2007 N 13988/06).
Таким образом, преюдициальное значение могут иметь только юридические факты материально-правового содержания, но не те факты, установление которых имеет процессуальное (оценочное) значение.
Вместе с тем положения части 2 статьи 69 АПК РФ освобождают от доказывания фактических обстоятельств дела, но не исключают их различной правовой оценки, которая зависит от характера конкретного спора. Такая позиция по данному вопросу соответствует судебно-арбитражной практике (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 июня 2004 года N 2045/04).
Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод Общества о том, что в настоящее время тариф в многоквартирном доме N 8 по ул. Анохина в г. Петрозаводске (далее - МКД) составляет 9,45 руб./кв.м.
Частью 7 статьи 156 ЖК РФ определено, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Общество, являющееся управляющей организацией многоквартирного дома, обязано соблюдать общеобязательные требования, которые в соответствии с положениями действующего законодательства направлены на обеспечение условий для безопасного и благоприятного проживания граждан.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющей компанией независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации в данном случае выступают как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре услуг и работ, предвидимых при обычных условиях, нормально необходимых для содержания жилого дома является их предпринимательским риском.
Таким образом, Общество могло изменить размер действующего тарифа в МКД в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 156 и частью 7 статьи 45 ЖК РФ.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16 июля 2020 года по делу N А26-1307/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карельская обслуживающая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1307/2020
Истец: ООО "Карельская обслуживающая компания"
Ответчик: Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору