г. Москва |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А40-239078/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тетюка В.И.,
судей Кузнецовой Е.Е., Порывкина П.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2020 по делу N А40-239078/19
по иску Министерство обороны Российской Федерации
к АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"
о взыскании 8 343 563 руб. 07 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Попов С.А. по доверенности от 27.12.2019,
от ответчика: Девятайкин Д.П. по доверенности от 07.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к АО "Главное управление обустройства войск" о взыскании 8 343 563 руб. 07 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2020 с Акционерного общества "Главное управление обустройства войск" (ОГРН 1097746390224, ИНН 7703702341) в пользу Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261) взыскана неустойка 792 182 (семьсот девяносто две тысячи сто восемьдесят два) руб. 32 коп.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает его незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, принятым при неправильном применении норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В своей жалобе заявитель указывает, что исковые требования заявлены обоснованно, поскольку начисление неустойки за нарушение срока подписания итогового акта и нарушение срока этапа "Получение положительного заключения государственной экспертизы" является правомерным, расчет исковых требований от цены контракта произведен верно.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) и АО "ГУОВ" (генподрядчик) заключен государственный контракт от 25.08.2016 N 1617187377142090942000000.
Согласно пункту 2.1 Контракта Генподрядчик осуществляет работы по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, разработку проектной и рабочей документаций, строительно-монтажные работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе раздела 23 Контракта, и работы (услуги), необходимые для ввода объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями Контракта Пунктом 5.2. Контракта установлены сроки выполнения работ: инженерные изыскания -10.09.2016.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 12.09.2016;
- разработка проектной документации, градостроительной документации - 01.10.2016. В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 03.10.2016;
- получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации- 15.11.2016;
- разработка рабочей документации - 10.12.2016. В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 12.12.2016;
- выполнение строительно-монтажных работ - 30.12.2016.
- дата подписания итогового акта приемки выполненных работ - 10.02.2017.
Как утверждается истец, в указанные сроки Генподрядчиком работы не выполнены и Государственному заказчику не сданы.
Согласно пункту 18.4 Контракта, в случае нарушения сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Цена Контракта согласована сторонами в пункте 3.1 Контракта.
Расчет неустойки за нарушение сроков выполнения этапов Работ, предусмотренных Контрактом, складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Истец ссылается на то, что по состоянию на 10.02.2017, работы Генподрядчиком выполнены не были.
Просрочка исполнения этапа работ (инженерные изыскания) с 13.09.2016 по 03.10.2016 составляет 21 день. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (инженерные изыскания) составляет 413 754,48 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) с 04.10.2016 по 15.11.2016 составляет 43 дня. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (разработка проектной документации, градостроительной документации) составляет 835 279,00 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) с 16.11.2016 по 12.12.2016 составляет 27 дней. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (получение положительного заключения Государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации) составляет 524 477,51 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (разработка рабочей документации) с 13.12.2016 по 30.12.2016 составляет 18 дней. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ разработка рабочей документации) составляет 349 651,67 руб.
Просрочка исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) с 31.12.2016 по 10.02.2017 составляет 42 дня. Размер неустойки за просрочку исполнения этапа работ (выполнение строительно-монтажных работ) составляет 815 853,91 руб.
Согласно пункту 13.12. Контракта выполнение всех обязательств Генподрядчиком подтверждается итоговым актом приемки выполненных работ.
По состоянию на 18.12.2017 обязательства по Контракту Генподрядчиком не исполнены, как следствие итоговый акт приемки выполненных работ не подписан.
Согласно пункту 18.3 Контракта, в случае просрочки исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, Государственный заказчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по контракту. Размер такой неустойки (пени) устанавливается в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
Расчет неустойки за просрочку исполнения обязательств по Контракту складывается из следующих показателей: (цена Контракта - стоимость фактически выполненных работ) х 1/300 х размер ставки рефинансирования (ключевой ставки), установленной Центральным банком Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на дату уплаты пени х количество дней просрочки.
Просрочка исполнения обязательств по Контракту с 11.02.2017 по 18.12.2017 составляет 311 дней. Размер неустойки за просрочку исполнения обязательств составляет 5 404 546,50 руб.
Общий размер неустойки по государственному контракту от 25.08.2016 N 1617187377142090942000000 складывается из суммы неустойки за нарушение сроков выполнения этапов работ, предусмотренных Контрактом (п. 18.4 Контракта) и неустойки за просрочку исполнения Генподрядчиком своих обязательств, предусмотренных Контрактом (п. 18.3 Контракта) и составляет: 413 754,48 руб. + 835 279,00 руб. + 524 477,51 руб. + 349 651,67 руб. + 815 853,91 руб. + 5 404 546,50 руб.= 8 343 563,07 руб.
В адрес ответчика направлялась соответствующая претензия от 02.02.2018 N 212/6/386 об оплате неустойки. Претензия осталась без удовлетворения.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Ответственность за просрочку исполнения обязательств предусмотрена п.18.3 Контракта, согласно которому неустойка начисляется за каждый день просрочки Генподрядчиком исполнения обязательств, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательств по Контракту в размере одной трехсотой ставки рефинансирования от цены Контракта работ за каждый день просрочки.
Истец в обосновании начисления неустойки в соответствии с п. 18.3. Контракта приводит неподписание Итогового акта
Условиями контракта предусмотрен срок подписания итогового акта 15.12.2016 г.
Между тем, из содержания Контракта следует, что подписание итогового акта не является отдельным видом работ, за просрочку выполнения которого предусмотрена неустойка. Подписание итогового акта не является обязательством ответчика в контексте Контракта. Подписание итогового акта выполненных работ - это совместное действие сторон Контракта, соответственно, ответчик не может нести единоличную ответственность за его неподписание, подписание итогового акта не является обязательством в смысле ст.307 ГК РФ, а представляет собой лишь двустороннее подписание документа.
Поскольку подписание итогового акта - это совместное действие сторон Контракта, расценивать его как отдельное обязательство, за нарушение сроков которого возможно начисление неустойки не правомерно.
Истец, полагая, что ответчиком нарушены сроки предоставления положительного заключения государственной экспертизы, начисляет ответчику неустойку.
Между тем, согласно условиям п. 2 "Административного регламента предоставления Министерством обороны Российской Федерации государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий и проверки достоверности определения сметной стоимости капитального строительства объектов обороны и безопасности, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации", утвержденного приказом Министра обороны РФ от 06.07.2012 г. N 1700, заявителем на предоставление услуги по проведению государственной экспертизы проектной документации, результатов инженерных изысканий является заказчик, обратившийся с заявлением. Вопросы передачи заказчиком документации на государственную экспертизу, а также вопросы соблюдения сроков рассмотрения проектной документации органами государственной экспертизы находятся вне компетенции ответчика, и он не может нести ответственности за описанные обстоятельства, в связи с чем, в этой части начисление неустойки также необоснованно.
Ответчик, обосновывая отсутствие оснований для взыскания неустойки, указывает, что сроки выполнения работ были нарушены по причинам встречного неисполнения истцом своих обязательств по Контракту (присутствует просрочка Кредитора).
Исходные данные, включая информацию о земельном участке, были предоставлены Заказчиком Генподрядчику после истечения сроков выполнения работ по инженерным изысканиям (10.09.2016), разработке проектной документации, градостроительной документации (01.10.2016), получению положительного заключения государственной экспертизы (15.11.2016), разработке рабочей документации (10.12.2016). Строительная площадка по акту передачи строительной площадки Генподрядчику от Заказчика передана только 05.04.2017, в то время как срок окончания выполнения строительно-монтажных работ по Контракту 30.12.2016
В силу пункта 8.2.4 Контракта Генподрядчик обязан осуществить сбор необходимых исходных данных для подготовки градостроительной документации и выполнения проектных работ, которые не вошли в состав данных, представленных ФКП "УЗКС МО РФ" (далее - Заказчик).
В соответствии с пунктом 8.2.5 Контракта Генподрядчик обязан разработать, согласовать у Заказчика и утвердить в соответствии с законодательством Российской Федерации документацию по планировке территории (проект планировки территории, проекты межевания территории и градостроительный план земельного участка), в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.
Документы, необходимые для передачи Заказчику земельного участка кадастровый номер 50:11:0050609:135) в безвозмездное пользование представлены подрядчиком письмом от 17.10.2016 исх. N 154В2.
Договор безвозмездного пользования земельным участком 41 /3/БСПЗ(к)-687 заключен 22.12.2016. Копия договора направлена подрядчику письмом от 27.12.2016 исх. N ФКП/14/26789.
Таким образом, срок оформления передачи Заказчику земельного участка в возмездное пользование обусловлен длительностью предоставления подрядчиком необходимых для этого исходных данных.
При этом, учитывая, что проектная документация (техническая часть) подлежала прохождению государственной экспертизы (пункты 2.2, подпункт 3 пп. 3.1 раздела 23 Контракта, подпункт 8 пункта 1.12 задания на разработку проектной документации от 03.05.2017), для выполнения проектно-изыскательских работ договор безвозмездного пользования земельным участком не требовался.
Согласно пункту 7.1.12 Контракта при отсутствии подписанного акта передачи строительной площадки, фактическое использование Генподрядчиком с согласия Заказчика строительной площадки является ее приемкой Генподрядчиком для производства работ, при этом, акт передачи строительной площадки должен быть подписан не позднее 3 (трех) месячного срока со дня начала фактического "пользования Генподрядчиком строительной площадки.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) от 26.10.2017 N 1 Генподрядчик приступил к выполнению строительно-монтажных работ 25.08.2016, то есть до завершения работ по инструментальному обследованию (технические отчеты об инженерных изысканиях, ведомость объемов работ, исполнительная смета представлена Генподрядчиком письмом от 17.01.2017 исх. N 571) и подписания акта приема-передачи строительной площадки (05.04.2017).
Поскольку Генподрядчик фактически начал использовать строительную площадку до оформления ее передачи соответствующим актом, то в силу пункта 7.1.12 Контракта это является приемкой строительной площадки Генподрядчиком.
Довод Генподрядчика о нарушении сроков выполнения работ в связи с внесением изменений и дополнений эксплуатирующей организацией в производимые работы документально не подтвержден.
Согласно пункту 8.2.3 Контракта Генподрядчик обязан производить расчет количества энергоресурсов и инженерного обеспечения объекта.
Обращение Генподрядчика об оказании содействия в получении технических условий на вынос электрических сетей из пятна застройки направлено письмом от 16.11.2016 (исх. N 17555). Обращение в адрес ПАО "Красногорское предприятие электрических сетей" о выдаче технических условий на вынос электрических сетей направлено Заказчиком 17.11.2016 исх. N ФКП/19/23439.
Технические условия на защиту кабельных линий, попадающих в пятно застройки объекта, N 647 выданы 02.12.2016 (направлены Генподрядчику 19.12.2016 исх. N 6174/рп).
Тем самым, указанные технические условия не могли быть выданы ранее предоставления Генподрядчиком обращения от 16.11.2016 о необходимости их получения.
Таким образом, ответчиком не представлено достаточных и бесспорных доказательств в обоснование доводов об отсутствии его вины в нарушении сроков выполнения работ, в связи с чем, начисление неустойки за просрочку выполнения работ: инженерные изыскания; выполнения разработки проектной документации, градостроительной документации; разработки рабочей документации; выполнения строительно-монтажных работ - правомерно..
Вместе с тем, расчет неустойки за несвоевременное выполнение работ по одному этапу, исходя из общей стоимости контракта, включающей в себя стоимость других этапов, срок исполнения которых наступает позднее, является незаконным и противоречит компенсационной функции неустойки и принципу юридического равенства сторон. Согласно Постановлению Президиума, ВАС РФ от 15.07.2014 года N 5467/14, начисление неустойки на общую сумму контракта, а не на стоимость просроченного обязательства является злоупотреблением правом (статья 10 ГК РФ).
Согласно приложению N 3 к контракту, общая стоимость СМР составляет - 48 541 156 руб., ПИР - 5 209 038 руб.
Таким образом, с учетом стоимости этапа СМР и ПИР, согласно расчету суда, размер неустойки составляет 792 182 руб. 32 коп.
Заявление ответчика о применении к расчету неустойки положений ст. 333 ГК РФ является необоснованным, поскольку, ответчик не представлял доказательств чрезмерности взыскиваемых с него сумм и с учетом согласованного в контракте размере пени, отсутствуют правовые основания к применению положений ст. 333 ГК РФ, расчет неустойки производится исходя из 1/300 ключевой ставки, что значительно ниже, как если бы расчет неустойки производился из двукратной ключевой ставки, при этом, ответчиком не представлено доказательств исключительности данного случая и доказательств того, что взыскание пени приведет к получению истцом необоснованной выгоды, в удовлетворении ходатайства о снижении неустойки суд отказывает.
Срок исковой давности при обращении в суд с настоящим исковым заявлением, истцом не пропущен.
При изложенных обстоятельствах исковые требования подлежат частичному удовлетворению в размере 792 182 руб. 32 коп.
По существу, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие Истца с оценкой данной судом обстоятельствам дела и доказательствам, что не опровергает правильность выводов суда и в силу положений главы 34 АПК РФ не может быть положено в основу отмены судебного акта.
Иная оценка Истцом установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.08.2020 по делу N А40-239078/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Тетюк |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-239078/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК"