г. Москва |
|
23 ноября 2020 г. |
Дело N А40-65985/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова,
судей: Т.Б.Красновой, Л.А.Москвиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А.Егоровой
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Башкирская сетевая компания" на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21 июля 2020 по делу N А40-65985/20 (84-473), принятое судьей Сизовой О.В.
по заявлению ООО "Башкирская сетевая компания"
к ФАС России
третьи липа: 1) ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы", 2) Госкомитет Республики Башкортостан по тарифам
о признании частично недействительным приказа,
при участии:
от заявителя: Михеев С.А. по дов. от 01.01.2020;
от ответчика: Голованова Т.А. по дов. от 05.12.2019;
от третьих лиц: 1) Козлов СИ. по дов. от 25.11.2019; 2) не явился, извещен:
УСТАНОВИЛ:
ООО "Башкирская сетевая компания" (далее - Общество, ООО "БСК") обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к ФАС России о признании частично недействительным утвержденного приказом ФАС России от 28.11.2019 N 1567/19-ДСП (далее - Приказ ФАС России) Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Сводный прогнозный баланс) в части величины заявленной мощности, принятой для ООО "БСК".
Решением арбитражного суда 21.07.2019 указанные требования оставлены без удовлетворения, поскольку суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого акта антимонопольного органа требованиям закона, не влекущих для заявителя последствий нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что судом неполно выяснены обстоятельства по делу, выводы не соответствуют обстоятельствам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по доводам общества.
Отзывы на апелляционную жалобу от остальных участников не поступали.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Представитель ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель Госкомитета Республики Башкортостан по тарифам, суд располагает доказательствами его надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Суд первой инстанции достоверно установил, что заявителем не пропущен срок на обращение в арбитражный суд, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, заявителем оспаривается утвержденный приказом ФАС России от 28.11.2019 N 1567/19-ДСП Сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации в части величины заявленной мощности, принятой для ООО "БСК".
Не согласившись с вышеуказанным приказом в части, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ч.1 ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
ООО "БСК" является территориальной сетевой организацией и осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии потребителям, находящимся на территории Республики Башкортостан.
Общество, получая оплату за оказанные услуги по передаче электрической энергии от потребителей Республики Башкортостан, в свою очередь, является потребителем услуг по передаче электрической энергии, оказываемых организацией по управлению национальной (общероссийской) электрической сетью, которой выступает ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее ПАО "ФСК ЕЭС").
Плановые объемы услуг, оказываемых Заявителю ПАО "ФСК ЕЭС", в том числе величины заявленной мощности, ежегодно утверждаются ФАС России в Сводном прогнозном балансе в соответствии с разделом V утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования N 1178), а также Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - Порядок формирования Сводного прогнозного баланса), утвержденного приказом ФСТ России от 12.04.2012 N 53-э/1.
Сводный прогнозный баланс служит основой для расчетов тарифов (цен) на электрическую энергию и мощность и размеров платы за указанные в Основах ценообразования N 1178 услуги, устанавливаемые ФАС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с абзацем 9 пункта 2 утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа) под заявленной мощностью понимается величина мощности, планируемой к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах.
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - орган регулирования) от 29.11.2019 N 493 для ООО "БСК" установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, при этом в части взаиморасчетов с ПАО "ФСК ЕЭС" орган регулирования руководствовался величиной заявленной мощности, учтенной ФАС России в Сводном прогнозном балансе, в размере 480,87 МВт.
Как указывает ООО "БСК", данная величина заявленной мощности является завышенной.
Вместе с тем суд обоснованно исходил из того, что упомянутый довод ООО "БСК" противоречит нормам материального права и представленным в материалы дела доказательствам и подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 6 Порядка формирования Сводного прогнозного баланса основой для формирования сводного прогнозного баланса являются предложения, разрабатываемые участниками оптового рынка, организациями, осуществляющими экспортно-импортные операции и получившими статус субъектов оптового рынка, заключившими обязательные для участников оптового рынка договоры и совершившие необходимые для осуществления торговли электрической энергией и мощностью на оптовом рынке действия в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - организации, осуществляющие экспортно-импортные операции), производителями (поставщиками) электрической энергии розничного рынка и сетевыми организациями, в том числе и организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, оказывающими услуги по передаче электрической энергии (мощности), в части объемов электрической энергии (мощности) на компенсацию технологического расхода электрической энергии (мощности) при ее передаче (далее - потерь) с учетом экспортно-импортных операций и объемов межгосударственной передачи электрической энергии и мощности, а также величин присоединенной и заявленной мощности потребителей услуг сетевых организаций, а также предложения, разрабатываемые производителями тепловой энергии (мощности), функционирующими в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, сформированные с учетом утвержденных схем теплоснабжения субъектов Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 60 Основ ценообразования N 1178 ФАС России в прогнозном балансе определяет прогнозные величины заявленной мощности потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к объектам электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети, по информации, представленной организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и сформированной с учетом предложений потребителей услуг по передаче электрической энергии по сетям, отнесенным к единой национальной (общероссийской) электрической сети. При этом решение в отношении потребителей, не являющихся территориальными сетевыми организациями, могут приниматься суммарно по субъекту Российской Федерации.
Письмом от 17.04.2019 N МА-2526 (вх. от 19.04.2019 N 68539/19) ПАО "ФСК ЕЭС" представило в ФАС России информацию для формирования прогнозного баланса на 2020 год, указав заявленную и присоединенную мощность ООО "БСК" в электрических сетях ЕНЭС на первое и второе полугодия 2020 года в размере 480,87 МВт, которая и была принята ФАС России в Сводном прогнозном балансе.
Аналогичная величина заявленной мощности в отношении ООО "БСК" была представлена Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в системе ФГИС ЕИАС ФАС России в рамках формирования предложений на 2020 год, что подтверждено соответствующей выпиской.
По мнению Общества, величина заявленной мощности в размере 288,51 МВт, основанная на фактических данных за 2018 год, заявленная в установленном порядке ООО "БСК" и не оспоренная ПАО "ФСК ЕЭС", является единственной величиной, подлежащей учету ФАС России в Сводном прогнозном балансе на 2020 год.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 80 Основ ценообразования N 1178 в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети используются объем отпуска электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в единой национальной (общероссийской) электрической сети и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом.
При этом согласно подпункту "б" (1) пункта 38 Правил недискриминационного доступа величина заявленной мощности по договору между смежными сетевыми организациями определяется по соглашению сторон.
Таким образом, действующее законодательство не содержит возможности уведомительного характера при определении величины заявленной мощности. Материалы настоящего дела не содержат доказательств согласования ПАО "ФСК ЕЭС" величины заявленной мощности на 2020 год в размере 288,51 МВт, в связи с чем в письме от 17.04.2019 N МА-2526, направленном в ФАС России, ПАО "ФСК ЕЭС" отразило величину заявленной мощности, отличную от указанной ООО "БСК".
Помимо этого, согласно пункту 60 Основ ценообразования N 1178 при формировании прогнозных объемов покупки электрической энергии на оптовом рынке ФАС России учитывает данные о фактическом потреблении электрической энергии субъектами оптового рынка в предшествующие периоды регулирования и изменения прогноза спроса по территориям субъектов Российской Федерации в периоде регулирования относительно предшествующих периодов.
В соответствии с абзацем 11 пункта 2 Правил недискриминационного доступа сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям услуг в точках поставки потребителя услуг, то есть в местах исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемых для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенных на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении -в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики).
Однако указываемая Обществом величина заявленной мощности в размере 288,51 МВт меньше фактически потребленной Обществом в предшествующие периоды регулирования, что подтверждается данными приборов учета, находящихся на границе балансовой принадлежности ООО "БСК" и ПАО "ФСК ЕЭС", то есть является заниженной.
Исходя из изложенного, включение в Сводный прогнозный баланс на 2020 год величины заявленной мощности в размере 480,87 МВт для ООО "БСК" в полной мере соответствует закрепленному в части 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" принципу достижения баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.
В соответствии с пунктом 6 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, утвержденных приказом ФСТ России от 21.03.2006 N 56-э/16, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ПАО "ФСК ЕЭС", рассчитываются исходя из объема необходимой валовой выручки ПАО "ФСК ЕЭС", обеспечивающей компенсацию экономически обоснованных расходов и прибыли, рассчитываемой в соответствии с Основами ценообразованиям 1178.
Таким образом, в случае, если объем фактически потребленной мощности Заявителя превышает значение, учтенное ФАС России в Сводном прогнозном балансе, являющимся основой для осуществления расчетов за оказанные услуги между ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "БСК", это приведет к формированию недополученных (выпадающих) доходов и необеспечению необходимой валовой выручки ПАО "ФСК ЕЭС".
Заявленная мощность ПАО "ФСК ЕЭС" в отношении ООО "БСК" в размере 480,87 МВт учтена при утверждении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, оказываемые ПАО "ФСК ЕЭС" в 2020 году.
Учитывая изложенное, величина заявленной мощности, принятая в Сводном прогнозном балансе в отношении ООО "БСК" в размере 480,87 МВт, является обоснованной, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных Обществом требований ответствуют.
В силу статьи 4 АПК РФ за судебной защитой в арбитражный суд может обратиться лицо, чьи законные права и интересы нарушены, а предъявление иска имеет цель восстановления нарушенного права.
С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое приказ вынесен с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания его незаконным в судебном порядке.
Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, поскольку указанные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.07.2020 г. по делу N А40-65985/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-65985/2020
Истец: ООО "БАШКИРСКАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Третье лицо: Госкомитет Республики Башкортостан по тарифам, ПАО "ФСК ЕЭС"