г. Москва |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А41-29442/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Ивановой Л.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу Администрации городского округа Жуковский Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2020 года по делу N А41-29442/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" к Администрации городского округа Жуковский Московской области о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Жуковский Московской области о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 22.10.2019 N 28 в размере 229 277,89 руб.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрации городского округа Жуковский Московской области обратилась в апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22.10.2019 между ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" (исполнитель) и Администрацией городского округа Жуковский Московской области (заказчик) заключен муниципальный контракт N 28 на оказание услуг по изготовлению технических планов, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности 10 объектов недвижимости Муниципального автономного учреждения оздоровительный лагерь "Восток-2" (далее - муниципальный контракт).
При заключении муниципального контракта сторонами определено:
виды и объем, оказываемых услуг (пункт 4 Приложения N 5 - Техническое задание к контракту);
цена контракта в размере 260 000,00 руб. (пункт 2.1 контракта);
срок действия муниципального контракта по 31.12.2019 (пункт 12.1 контракта);
сроки оказания услуг - не позднее 01.12.2019 (пункт 3 Приложения N 5 - Техническое задание к контракту).
В соответствии с муниципальным контрактом исполнитель обязуется оказать услуги по изготовлению технических планов, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности 10 объектов недвижимости Муниципального автономного учреждения оздоровительный лагерь "Восток-2" (пункт 1.1).
Согласно статьям 15, 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости":
при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс (пункту 1 части 1 статьи 15);
государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (часть 1 статьи 40).
Пунктом 10 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943, установлено, что запись о созданном здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства вносится в реестр объектов недвижимости ЕГРН при наличии записи либо одновременно с записью о земельном участке, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, если иное не установлено федеральным законом.
Собственник земельного участка обращается одновременно с заявлением на кадастровый учет и регистрацию прав на объекты недвижимого имущества.
В ответ на обращение ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" от 22.10.2019 о предоставлении документов Администрация предоставила свидетельство от 17.09.1992 N М0-36-00012 на право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, площадью 15,3 га, выданное Администрацией Озерского района пионерлагерю "Восток-2" НИИ Приборостроения г. Жуковский на основании постановления от 08.09.1992 N 458.
ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" письмом исх.2202 от 29.11.2020 уведомило, что указанный документ не подтверждает права Администрации города Жуковский на земельный участок, в связи с чем провести процедуру одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Администрации на 10 объектов недвижимости Муниципального автономного учреждения оздоровительный лагерь "Восток-2" не представляется возможным в связи с отсутствием прав заявителя на земельный участок.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Статьей 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановление Главы администрации Озерского района Московской области N 458 от 08.09.1992 "Об утверждении границ земельного участка и выдаче свидетельства на право постоянного пользования землей пионерлагеря "Восток-2" НИИ Приборостроения г. Жуковский" выдано на два участка площадью 5,8 га и 15,3 га, в сумме 21,1 га. Тогда как свидетельство N МО-36-00012 от 17.09.1992 выдано на площадь 15,3 га.
Также в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:36:0020212:2 по адресу: Московская область, район Озерский, имеет вид разрешенного использования под Пионерлагерь, площадью 211 000 кв.м, права не зарегистрированы, границы не установлены в соответствии с земельным законодательством.
Таким образом, представленное свидетельство N МО-36-00012 от 17.09.1992 на право постоянного бессрочного пользования на земельный участок не является подтверждением права собственности Администрации на указанный участок, о чем ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" уведомило Администрацию письмом от исх. 2202 от 29.11.2020.
Одновременно указанным письмом ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" сообщило, что предприняло все возможные меры по исполнению контракта и уведомило Заказчика о приостановлении работ.
В последующем истец обращался к заказчику, указав, что отсутствие документов, подтверждающих право собственности на земельный участок, является препятствием для регистрации права собственности на здания, и просил выразить позицию о продолжении выполнения работ по муниципальному контракту (исх. N 2266 от 11.12.2019). Ответчик на данное письмо не ответил, правоустанавливающих документов на земельный участок не представил.
Во исполнение обязательств исполнитель осуществил работы по обмеру и техническому описанию объектов, осуществил полевые измерения (координирование) по определению местоположения объектов недвижимости, подготовил и утвердил декларации на каждый объект недвижимости, подготовил технические планы на каждый объект в связи с созданием зданий, 18.12.2019 осуществил передачу документов для оказания государственных услуг по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, что подтверждается письмом исх. N 2303 от 18.12.2019.
Руководствуясь статьями 450.1, 716, 719 ГК РФ, истец направил заказчику уведомление об отказе от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке (исх. N 2303 от 18.12.2019) с просьбой оплатить фактически выполненные работы в размере 229 277,89 руб.
Уведомление об отказе от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке было направлено заказчику 19.12.2019 посредством электронного сообщения (получено заказчиком 20.12.2019), телеграммы (получено заказчиком 20.12.2019) и почтового отправления (получено заказчиком 23.12.2019).
Муниципальный контракт заключен в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", по результатам электронного аукциона (протокол от 30.09.2019 N 0848300060519000255).
Пунктом 19 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрено право поставщика (подрядчика, исполнителя) принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 21 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора); в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Статьей 716 ГК РФ предусмотрено право подрядчика отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения убытков в случаях, если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение подрядчика об обстоятельствах, в том числе независящих от подрядчика, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, не изменит указаний о способе выполнения работ в разумный срок или не примет других мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности.
Статьей 719 ГК РФ предусмотрено право подрядчика отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения убытков при неисполнении заказчиком встречных обязательств по договору подряда.
Учитывая, что заказчик не оплатил фактически выполненные работы, истец направил в адрес заказчика претензию (исх. N 916 от 17.03.2019, почтовый идентификатор 1259044008781) с просьбой исполнить обязательства по оплате фактически выполненных работ в размере 229 277,89 руб.
Обязательства по оплате фактически выполненных работ в размере 229 277,89 руб. ответчиком не исполнены.
Ответчик возражал против оплаты фактически выполненных работ в связи с тем, что контракт не был исполнен надлежащим образом.
Согласно статье 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
С учетом указанных обстоятельств, поскольку ответчиком не представлены доказательства возможности выполнения контракта истцом, ввиду отсутствия оплаты фактически выполненных работ, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании задолженности по муниципальному контракту от 22.10.2019 N 28 в размере 229 277,89 руб.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что дело должно было быть рассмотрено по общим правилам искового производства. В обоснование данного довода ответчик ссылается на часть 4 статьи 227 АПК РФ, согласно которой не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела, связанные с обращением взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Между тем, как установлено судом, Администрация городского округа Жуковский является не бюджетным, а казенным учреждением.
Согласно части 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с частью 9 статьи 161 БК РФ казенное учреждение обеспечивает исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением.
Следовательно, требования о взыскании денежных средств по договорным обязательствам муниципальных учреждений могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства, ввиду чего дело правомерно рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 АПК РФ.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что контракт не был исполнен надлежащим образом, так как заказчик не предоставил оригиналы выписок из ЕГРН о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности Муниципального образования - городской округ Жуковский объектов недвижимости Администрации городского округа Жуковский Московской области.
В соответствии с муниципальным контрактом от 22.10.2019 N 28 подрядчик оказывает услуги по изготовлению технических планов, постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности 10 объектов недвижимости Муниципального автономного учреждения оздоровительный лагерь "Восток-2" для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью муниципального контракта, а заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить в сроки, предусмотренные муниципальным контрактом.
Во исполнение обязательств подрядчик осуществил работы по обмеру и техническому описанию объектов, осуществил полевые измерения (координирование) по определению местоположения объектов недвижимости, подготовил и утвердил декларации на каждый объект недвижимости, подготовил технические планы на каждый объект в связи с созданием зданий, 18.12.2019 осуществил передачу документов для оказания государственных услуг по государственному кадастровому учету недвижимого имущества, что подтверждается письмом исх. N 2303 от 18.12.2019.
Письмом N 1904 от 22.10.2019 ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" запросило правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы для осуществления постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности 10 объектов недвижимости, в соответствии с пунктом 1.1. контракта.
Данные документы предоставлены не были, о чем неоднократно ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" уведомляло заказчика.
Руководствуясь статьями 450.1, 716, 719 ГК РФ, подрядчик направил заказчику уведомление об отказе от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке (исх. N 2303 от 18.12.2019) с просьбой оплатить фактически выполненные работы в размере 229 227,89 руб., с приложением к письму счёта ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" на оплату фактически выполненных работ N 200 от 18.12.2019, счёта-фактуры ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" N 172 от 18.12.2018, сметного расчета стоимости выполненных работ, технических планов на 10 зданий оздоровительного лагеря "Восток-2", согласно приложению N1 к Техническому заданию контракта на бумажном носителе в 1 экз. на каждый объект и на электронном носителе в формате XML, CD диск.
Возражений относительно размера стоимости выполненных работ в адрес подрядчика не поступало.
После устранения заказчиком обстоятельств, препятствующих выполнению работ по регистрации прав Администрации городского округа Жуковский на 10 объектов недвижимости Муниципального автономного учреждения оздоровительный лагерь "Восток-2", заказчик вправе воспользоваться результатами работ по контракту, поступившими в распоряжение заказчика 18.12.2018 и принятыми без замечаний.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 статьи 40 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 10 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943, запись о созданном здании, сооружении, об объекте незавершенного строительства вносится в реестр объектов недвижимости ЕГРН при наличии записи либо одновременно с записью о земельном участке, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, если иное не установлено федеральным законом.
Письмом N 1904 от 22.10.2019 ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" запросило правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы для осуществления постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности 10 объектов недвижимости, в соответствии с пунктом 1.1. контракта.
Письмом N 3067 от 15.11.2019 заказчиком предоставлено свидетельство N МО-36-00012 от 17.09.1992 на право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, выданное Администрацией Озерского района пионерлагерю "Восток-2" НИИ Приборостроения г. Жуковский на основании постановления N458 от 08.09.1992 площадью 15,3 га.
ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" письмом N 2202 от 29.11.2020 уведомило заказчика, что предоставленный Администрацией города Жуковский документ не подтверждает права Администрации города Жуковский на земельный участок, на котором расположены объекты заказчика, а также что данный документ является временным документом, сроком действия до выдачи государственного акта на право собственности на землю.
Таким образом, представленное свидетельство N МО-36-00012 от 17.09.1992 на право постоянного бессрочного пользования на земельный участок не является подтверждением права собственности Администрации городского округа Жуковский на указанный участок, в связи с чем исполнение обязательств подрядчика по проведению процедуры одновременного государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Администрации городского округа Жуковский на 10 объектов недвижимости Муниципального автономного учреждения оздоровительный лагерь "Восток-2" не представляется возможным в связи с отсутствием прав заявителя на земельный участок.
Письмом N 2266 от 11.12.2019 ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" уведомляло Администрацию городского округа Жуковский о том, что отсутствие прав у Муниципального образования "Городской округ Жуковский" на земельный участок, на котором расположены объекты, может стать препятствием к регистрации права собственности на эти объекты, а также просило письменно выразить позицию о целесообразности выполнения работ по государственной регистрации права собственности в отношении объектов, указанных в контракте. Ответ на данное письмо заказчиком предоставлен не был.
В связи с чем, руководствуясь статьями 716, 719, 450.1 ГК РФ, подрядчик письмом N 2303 от 18.12.2019 направил заказчику уведомление об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке с приложением счёта ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" на оплату фактически выполненных работ N 200 от 18.12.2019, счёта-фактуры ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ" N 172 от 18.12.2018, акта выполненных работ N 189 от 18.12.2019, подписанный ПАО "Межрайонное бюро кадастровых работ".
Письмом N 916 от 17.03.2020 заказчику направлена претензия о неисполнении обязательств по оплате фактически выполненных работ с приложением сметного расчета стоимости выполненных работ.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что к исковому заявлению не был приложен расчет взыскиваемой суммы.
Указанный довод несостоятелен, поскольку в соответствии со статьей 126 АПК РФ к исковому заявлению были приложены документы, прилагаемые к исковому заявлению, в том числе, расчет стоимости фактически выполненных работ (л.д. 18).
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 августа 2020 года по делу N А41-29442/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-29442/2020
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ БЮРО КАДАСТРОВЫХ РАБОТ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЖУКОВСКИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ