г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А56-110640/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Смирновой Я.Г.
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Апхудовым А.А.
при участии:
от истца: Демидкова Ю.С. по доверенности от 03.03.2020,
от ответчика: Янсон О.В. по протоколу от 02.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6693/2020) ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2020 по делу N А56-110640/2019, принятое
по иску ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС"
к ООО "ТАНДЕМ"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Энерго-ресурс" (далее - ООО "Энерго-Сервис") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Тандем" (далее - ООО "Тандем") 80 406,05 рублей задолженности по оплате тепловой энергии, отпущенной по договору теплоснабжения в горячей воде, начисленной по тарифам на тепловую энергию, установленным для населения, за период с 01.01.2019 по 31.03.2019.
Решением суда от 07.02.2020 с ответчика в пользу истца взыскан 12 881,53 рубль задолженности, 515 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины за подачу иска в суд. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение в части отказа в удовлетворении части иска отменить, удовлетворить требования в заявленном виде.
По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что предметом спора является задолженность по поставке ресурса для содержания общего имущества. В указанной связи является, по его мнению, не соответствующим фактическим обстоятельствам дела довод ответчика об отсутствии у него самостоятельного интереса в приобретении коммунального ресурса, поскольку противоречит понятию "содержание общего имущества". Вывод суда о недопустимости возложения на управляющую компанию в отношении РСО обязанности по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами напрямую в РСО, неверен.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, указывая на неверное толкование истцом норм действующего законодательства, просит решение оставить без изменения.
Определением от 09.06.2020 суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав позицию истца, пришел к выводу о необходимости отложения судебного разбирательства с целью представления истцом расчета исковых требований по формуле 20 (1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 15.09.2018, с изм. от 20.12.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов").
Истцом представлен расчет задолженности с учетом пункта 22 (1) Правил N 354.
Суд апелляционной инстанции определением от 21.07.2020 отложил судебное разбирательство, придя к выводу о том, что определение от 30.06.2020 не исполнено, вновь обязав истца представить подробный расчет исковых требований по формуле 20 (1) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 15.09.2018, с изм. от 20.12.2018) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). Доказательства вручения расчета ответчику представить суду также до 16.07.2020; расчет сверхнормативного (со ссылками на нормативный показатель по ГВС в спорный период) в соответствие требованиям договора и подпункту "а" пункта 21 Правил N 124. суд обязал сторон провести сверку расчетов, созыв за истцом.
Ответчику надлежало представить подробный контррасчет, сведения о принятии собственниками помещений в спорных многоквартирных домах принимались решения о распределении потребленной горячей воды на общедомовые нужды в размере превышения потребления исходя из нормативов потребления, обеспечить участие в сверке.
В судебном заседании от 01.09.2020 представитель истца заявил ходатайство о снижении размера исковых требований до 80 173,67 рублей в части основного долга, а также просил о приобщении дополнительных доказательств: расчета задолженности, данных ОПУ, ведомостей о начислении платы потребителям.
Дополнительные документы к материалам дела приобщены. Поскольку доказательств направления представленных в дело доказательств, уточнений исковых требований в адрес ответчика не имелось, представитель ответчика в судебное заседание не явился, сверку расчетов с истцом не провел, суд апелляционной инстанции отложил судебное разбирательство, обязав сторон провести сверку расчетов, ответчику надлежало исполнить определение суда от 30.06.2020.
Определением суда от 06.10.2020 в связи с тем, что сверка между сторонами проведена не была, более того, расчет, представленный истцом, содержит противоречивые данные, судебное заседание было отложено на 24.11.2020.
В порядке подготовки к судебному разбирательству Истцу надлежало представить мотивированный информационный расчет задолженности раздельно по домам с ОДПУ (раздельно по отоплению и ГВС раскрыть порядок расчета) и без ОДПУ (раздельно по ГВС и отоплению, раскрыть порядок расчета).
Ответчику представить подробный конрасчет с учетом норм права, указанных в определении от 30.06.2020, представить сведения о принятии собственниками помещений в спорных многоквартирных домах решения о распределении потребленной горячей воды на общедомовые нужды в размере превышения потребления исходя из нормативов потребления, обязательное участие в сверке расчетов.
Кроме того, суд вновь обязал стороны провести сверку расчетов на территории истца: г. Приозерск, ул. Песочная д. 24 лит.Б, ответственным проведением сверки начальник абонентского отдела Батова Е.В. С составлением Акта сверки, в котором следует отразить раздельно дома с ОДПУ и без ОДПУ.
16.11.2020 от истца поступило ходатайство, согласно которому по результатам проведенной между сторонами сверки расчетов ООО "Энерго-Ресурс" просит принять уточненные исковые требования к ООО "Тандем" о взыскании задолженности за поставленный ресурс в целях содержания общедомового имущества за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 в размере 15 872,97 рублей. Кроме того, представлен расчет задолженности по домам с ОДПУ и без ОДПУ.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы и уточнений исковых требований, представитель ответчика против требований истца возражал.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, РСО, обращаясь в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соответствующим иском, указала на то, что за период с 01.01.2019 по 31.03.2019 подала в МКД, находящиеся в управлении ООО "Тандем", тепловую энергию стоимостью 80 406,05 рублей, оплата которой в претензионном порядке (претензия от 29.07.2019 N 196) не произведена.
Суд первой инстанции требования удовлетворил частично в размере 12 881,53 рубль.
Суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в материалы дела документы, изучив позиции сторон, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 этого Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляются в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации; далее - ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно пункту 38 Правил N 354 размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Следовательно, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Такой порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ.
Такой правовой подход сформулирован в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548 и от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (далее - ЛенРТК) от 19.12.2016 N 524-П на территории муниципального образования "Приозерское городское поселение" Приозерского муниципального района в зоне теплоснабжения Компании для открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) установлены тарифы на горячую воду для населения в руб. /куб. м с разбивкой на два компонента: теплоноситель (холодная вода, руб. /куб. м) и тепловая энергия (руб. /Гкал).
Общество как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией.
Перечисление собственниками и нанимателями помещений платы за коммунальную услугу электроснабжения непосредственно ресурсоснабжающей организации не освобождает Компанию как исполнителя коммунальных услуг и абонента по Договору от обязанности оплатить ресурсоснабжающей организации поставленную электроэнергию в части, не оплаченной собственниками помещений.
Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, Общество должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на Общество оплату коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Как следует из представленного суду апелляционной инстанции расчету, за первый квартал 2019 года МКД было потреблено тепловой энергии на нужды ГВС в целях содержания общедомового имущества на общую сумму 15 872,97 рублей.
Указанные в расчете истца объемы поставленной, но не оплаченной тепловой энергии, были определены в соответствии с пунктом "а" статьи 21 (1) постановления Правительства от 14.02.2012 N 124 исходя из представленных ответчиком показаний общедомовых приборов учета в домах, имеющих ОДПУ и исходя из норматива потребления ГВС на СОИ в домах, не оборудованных ОДПУ.
Суд апелляционной инстанции, заслушав позиции сторон, проверив расчет задолженности, который по существу ответчиком не оспорен, приходит к выводу о наличии процессуальных оснований для изменения решения.
При подаче апелляционной жалобы истцом не представлены доказательства уплаты госпошлины. Поскольку апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с истца в доход федерального бюджета взыскивается государственная пошлина за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.02.2020 по делу N А56-110640/2019 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Тандем" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Энерго-ресурс" 15 872, 97 рублей задолженности по оплате тепловой энергии за период с 01.01.2019 по 31.03.2019, 1 227,00 рублей судебных расходов на оплату государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с ООО "Энерго-Ресурс" в доход федерального бюджета 2 408,00 рублей госпошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Я.Г. Смирнова |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-110640/2019
Истец: ООО "ЭНЕРГО-РЕСУРС"
Ответчик: ООО "ТАНДЕМ"
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6693/20
07.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-110640/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-110640/19