г. Красноярск |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А74-4924/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ширяева Алексея Ивановича (ИНН 190332351845)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 07 сентября 2020 года по делу N А74-4924/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Ширяев Алексей Иванович (ИНН 190332351845, далее - истец) обратился в судебный участок N 3 мирового суда г. Черногорска Республики Хакасия с иском к муниципальному образованию город Черногорск в лице администрации города Черногорска (ИНН 1903006887, ОГРН 1021900697356), к индивидуальному предпринимателю Бакуму Денису Анатольевичу (ИНН 190122682456) о взыскании солидарно реального ущерба в размере 26 450 рублей, упущенной выгоды в размере 6707 рублей 94 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка N 3 г. Черногорска Республики Хакасия от 13 марта 2020 года гражданское дело N 2-3-380/2020 по исковому заявлению Ширяева Алексея Ивановича к администрации города Черногорска, к Бакуму Денису Анатольевичу передано по подсудности в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Определением от 17 июня 2020 года арбитражный суд произвел замену ненадлежащего ответчика - администрацию города Черногорска на муниципальное образование город Черногорск в лице администрации города Черногорска.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 сентября 2020 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, согласно которой указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- истец считает неверным вывод суда первой инстанции о том, что подземная кабельная линия КЛ-0,4 кВ, АВВГ-4*50, протяженностью 422 м. является объектом недвижимости и подлежит отдельному кадастровому учету;
- Ширяевым А.И. ни разрешения на строительство сетей электроснабжения автозаправочной станции, ни разрешения на ввод их в эксплуатацию не получены, поскольку указанный объект, как составная часть отражен в кадастровом паспорте сооружения от 20 октября 2008 года. Электроснабжение АЗС (фактически представляющее один кабель протяженностью 422 м.) принято в эксплуатацию в составе основного объекта - автозаправочной станции, представляет собой лишь часть сооружения для обеспечения функционирования - электроснабжения - основного объекта недвижимости;
- земельный участок под электрокабелем Ширяеву А.И. муниципальным образованием не выделялся в связи с тем, что кабель не являлся объектом недвижимости, и земельный участок не имеет целевого назначения - земли энергетики.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.10.2020 апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 23.11.2020.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121 - 123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Ширяев Алексей Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 15 апреля 2003 года администрацией города Черногорска.
Основным видом деятельности является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.
Истец является собственником автозаправочной станции, расположенной по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Калинина, 40, литера В, в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19 ноября 2008 года. Объект права: автозаправочная станция; назначение: сооружение; общая площадь застройки 287,2 кв. м, инв.N 300-73-10, лит. В; кадастровый номер: 19-19-02/025/2008-029.
13 августа 2019 года индивидуальному предпринимателю Бакуму Д.А. руководителем МКУ "ОКС" выдано разрешение на производство земляных работ N 69 по адресу: Республика Хакасия, город Черногорск, ул. Советская, 97Б, для подключения к централизованной системе теплоснабжения.
Индивидуальным предпринимателем Бакумом Д.А. после получения разрешения на производство земляных работ от 13 августа 2019 года N 69 произведены земляные работы по вышеуказанному адресу с привлечением подрядной организации.
Как следует из искового заявления, в результате выполненных земляных работ повреждена кабельная линия, питающая автозаправочную станцию истца.
Претензия истца осталась без удовлетворения (л.д. 53 т.1).
Посчитав, что истец понес убытки в результате действий администрации (выдача разрешения на производство земляных работ от 13 августа 2019 года N 69) и индивидуального предпринимателя Бакума Д.А. (фактическое повреждение кабельной линии), истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением о взыскании с ответчиков в солидарном порядке убытков и упущенной выгоды.
По мнению истца, убытки от действий администрации города Черногорска и предпринимателя Бакума Д.А. составляют: 26 450 рублей - оплата электромонтажных работ по устранению порыва КЛ-04 кВ, а также упущенная выгода с учетом 28 часов простоя автозаправочной станции - 6707 рублей 93 копейки.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Истец должен доказать совокупность условий для взыскания убытков: причинение убытков и их размер, противоправность действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Заинтересованность истца обоснована тем, что он является собственником АЗС (л.д. 13 т.1), электропитание которой было временно прекращено в результате земляных работ.
Факт возникновения ущерба подтверждается справкой Черногорского РЭС филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Сибири" - "Хакасэнерго" от 18 июня 2020 года N 1.7/51/23исх-рэс, о том, что по жалобе от 17 августа 2019 года на отсутствие электроэнергии на автозаправочной станции по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, 40 (запитана от КЛ-0,4 кВ ф.7.3 от ТП-05-11-94, бригадой электромонтеров (выезд на ТП-05-11-94 для осмотра оборудования ЗРУ-04 кВ) выявлено, что при производстве земляных работ повреждена данная кабельная линия и отключенное положение АВ-7.3 в ЗРУ-0,4 кВ. После сбора информации диспетчер сообщил ее потребителю. На следующий день (18 августа 2019 года) после устранения потребителем повреждения на кабельной линии и по его заявке АВ-7.3 в ЗРУ-0,4 кВ включен в работу.
Размер ущерба обоснован стоимостью произведенного ремонта в размере 26 450 рублей - оплата электромонтажных работ по устранению порыва КЛ-04 кВ, а также упущенная выгода с учетом 28 часов простоя автозаправочной станции - 6707 рублей 93 копейки (л.д. 22-52 т.1).
Между тем, противоправность в действиях ответчиков материалами дела не подтверждается.
11 июня 2019 года между администрацией г. Черногорска и Бакумом Д.А. заключен договор аренды земельного участка (кадастровый номер 19:02:010523:324), расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, 97Б, с видом разрешенного использования: для строительства магазина.
15 июля 2019 года Бакум Д.А. обратился в администрацию г. Черногорска с заявлением о выдаче ситуационного плана и листа согласования на земельные работы для прокладки тепловой трассы к коммерческому объекту, расположенному по вышеуказанному адресу.
26 июля 2019 года Бакуму Д.А. выдан ситуационный план, датированный 25 июля 2019 года, и лист согласования.
13 августа 2019 года Бакум Д.А. обратился в администрацию г. Черногорска (муниципальное казенное учреждение "Отдел капитального строительства" (далее - МКУ "ОКС")) о выдаче разрешения на производство земляных работ на территории города Черногорска по адресу ул. Советская, 97Б. К заявлению приложены лист согласования, проект, договор аренды участка, приказ о назначении ответственного лица, копии ИНН и паспорта, а также гарантийное письмо от 13 августа 2019 года.
Как следует из представленного ситуационного плана, для согласования технических условий и получения разрешения земляных работ на подключение к централизованной системе теплоснабжения, сведения о поврежденном линейном объекте отсутствуют.
Из листа согласования следует, что проведение земляных работ по указанному адресу согласовано всеми заинтересованными организациями, в том числе Черногорским РЭС филиала публичного акционерного общества "Межрегиональная сетевая компания Сибири" "Хакасэнерго" (согласовано по месту 09 августа 2019 года).
На основании представленных документов руководителем МКУ "ОКС" 13 августа 2019 года выдано Бакуму Д.А. разрешение N 69 на производство земляных работ для подключения к централизованной системе теплоснабжения по адресу: г. Черногорск, ул. Советская, 97Б (л.д. 14 т.1). Срок для проведения работ установлен с 13 августа 2019 года по 14 октября 2019 года.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 16 статьи 35 Устава города Черногорска, принятого Решением Совета депутатов г. Черногорска от 28 июня 2005 года N 38, к полномочиям администрации г. Черногорска в области строительства отнесена выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города.
Постановлением администрации г. Черногорска от 19 апреля 2017 года N 1132-п утвержден Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Выдача разрешений на производство земляных работ на территории г. Черногорска" (далее - Административный регламент).
В пункте 2.6.1 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих представлению заявителем, а именно заявитель должен представить:
1) заявление о выдаче разрешения на производство земляных работ.
2) рабочий проект (рабочий чертеж) на строительство, реконструкцию, ремонт инженерной сети, согласованный с лицами, которые эксплуатируют инженерные сети, находящиеся в месте производства земляных работ (непосредственной близости от места производства земляных работ). Перечень лиц, которые эксплуатируют инженерные сети, находящиеся в месте производства земляных работ (непосредственной близости от места производства земляных работ), определяется и согласовывается отделом по строительству и архитектурному надзору Администрации г. Черногорска;
3) календарный график производства земляных работ и полного восстановления нарушаемых объектов благоустройства. Календарный график производства земляных работ и полного восстановления нарушаемых объектов благоустройства может не представляться заявителем в виде отдельного документа, в случае если соответствующие сведения в полном объеме указываются в заявлении о выдаче разрешения на производство земляных работ;
4) схему объездных путей при производстве земляных работ на городских магистралях, улицах и дорогах с интенсивным движением транспорта, согласованную с ФГКУ "2 отряд ФПС по Республике Хакасия". Схема объездных путей составляется заявителем в произвольной форме с изображением направления движения по объездным путям и ориентиров, по которым возможно определить место проведения земляных работ;
5) гарантийное обязательство заявителя по восстановлению нарушенного благоустройства, в том числе в случае просадки грунта в течение 2 лет со времени выполнения земляных работ либо со времени фактического проведения благоустройства, в случае если земляные работы проводились в зимний период и проведение благоустройства было невозможно (приложение N 3 к настоящему Регламенту);
6) копию договора на проведение земляных работ с заказчиком, в случае если за разрешением обращается подрядчик;
7) копию свидетельства саморегулируемой организации о допуске заявителя к производству работ, в случае если для производства планируемого вида земляных работ требуется соответствующий допуск, либо копию договора на выполнение земляных работ с лицом, имеющим соответствующий допуск;
8) копию документа, удостоверяющего личность (для заявителей - физических лиц);
9) ситуационный план земельного участка, согласованный с организациями, у которых работы проводятся в охранной зоне;
10) документы, удостоверяющие личность и подтверждающие полномочия представителя заявителя (в случае, если с запросом обращается представитель заявителя);
11) правоустанавливающие, правоподтверждающие документы на земельный участок (за исключением производства работ по текущему ремонту инженерных коммуникаций и аварийных ситуаций).
Пунктом 2.9.1 Административного регламента перечислены случаи отказа в выдаче разрешения на производство земляных работ. Данный перечень является исчерпывающим.
Доказательств незаконности выдачи Бакуму Д.А. разрешения на проведение заявленных земляных работ не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что подземная кабельная линия КЛ-0,4 кВ, АВВГ-4*50, протяженностью 422 м. не является отдельным объектом недвижимости, не подлежит отдельному кадастровому учету, является составной частью принадлежащей ответчику АЗС, подлежат отклонению.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Линия электропередачи (ЛЭП) - электрическая воздушная (ВЛ) или кабельная (КЛ) линия для передачи электроэнергии (Постановление Госгортехнадзора России от 05 июня 2003 года N 65 "Об утверждении Инструкции по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности", зарегистрировано в Минюсте России 19 июня 2003 года N 4736.
В Правилах устройства электроустановок (ПУЭ) (шестое издание; утверждены Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05 октября 1979 года; в редакции от 20 июня 2003 года), требования которых являются обязательными для всех ведомств, организаций и предприятий, независимо от форм собственности, занимающихся проектированием и монтажом электроустановок, кабельной линией называется линия для передачи электроэнергии или отдельных импульсов ее, состоящая из одного или нескольких параллельных кабелей с соединительными, стопорными и концевыми муфтами (заделками) и крепежными деталями, а для маслонаполненных линий, кроме того, с подпитывающими аппаратами и системой сигнализации давления масла.
Над подземными кабельными линиями в соответствии с действующими правилами охраны электрических сетей должны устанавливаться охранные зоны в размере площадки над кабелями.
Таким образом, кабельная линия для электропередачи является линейным объектом для целей градостроительной деятельности и в отношениях, связанных с мерами по обеспечению безопасности ее осуществления. Соответственно, на данный объект распространяются нормы об установлении охранной зоны и внесения сведений о ее границах в документы государственного кадастрового учета.
По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. При этом они должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное, предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно пункту 5 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, для всех объектов электросетевого хозяйства устанавливаются охранные зоны.
В соответствии с пунктом "б" Приложения к Правилам, охранные зоны вдоль подземных кабельных линий электропередачи устанавливается в виде части поверхности участка земли, расположенного под ней участка недр (на глубину, соответствующую глубине прокладки кабельных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, стоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних кабелей на расстоянии 1 метра (при прохождении кабельных линий напряжением до 1 киловольта в городах под тротуарами - на 0,6 метра в сторону зданий и сооружений и на 1 метр в сторону проезжей части улицы).
В пункте 6 Правил закреплено, что границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет правообладателя кабельной линии предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информации о соответствующем правообладателе, а также необходимости соблюдения предусмотренных Правилами ограничений (пункт 7 Правил).
Доказательств установления в законном порядке охранной зоны поврежденной кабельной линии не представлено.
Имеющийся в материалах дела технический паспорт комплекса нежилых зданий, строений, сооружений составлен 21 августа 2008 года государственным унитарным предприятием Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" (Черногорский филиал), копия технического паспорта действительна до 21 августа 2013 года.
Из кадастрового паспорта сооружения не усматривается информация о постановке автозаправочной стации истца, вместе со всеми входящими в его состав сооружениями, в том числе спорной кабельной линии, на кадастровый государственный учет.
Согласно пунктам 3, 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет). Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
По смыслу положений названного Федерального закона, в том числе главы 2, законодатель разделяет понятия государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета. Данные действия могут быть совершены как одновременно, так и раздельно.
В статье 14 Закона о государственной регистрации установлены основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
При этом в пункте 2 названной статьи Закона о государственной регистрации отсутствуют в качестве оснований государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав кадастровый паспорт сооружения и технический паспорт комплекса нежилого здания.
Названные документы также не подтверждают постановку на государственный кадастровый учет либо внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Свидетельство от 19 ноября 2008 года о государственной регистрации права собственности Ширяева А.И. на автозаправочную станцию, кадастровый (условный) номер: 19-19-02/025/2008-029, по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, 40В; выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 27 июля 2020 года N КУВИ-002/2020-9378342, свидетельство от 22 марта 2010 года о государственной регистрации права собственности Ширяева А.И. на земельный участок, кадастровый номер 19:02:010308:1006, с разрешенным видом использования: для размещения автозаправочной станции, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Калинина, 40, подтверждают внесение сведений о правах заявителя на объекты недвижимости (земельный участок и автозаправочную станцию) в Единый государственный реестр недвижимости. Вместе с тем перечисленные документы не содержат сведений о входящей в ее состав кабельной линии АВВГ 4х50 L=0,422, не отражены границы ее прохождения.
При этом как усматривается из представленных истцом сводных схем, спорная кабельная линия проходит по земельным участкам, не принадлежащим истцу.
Отсутствие сведений о государственной регистрации линейного объекта, как следствие, привело к отсутствию сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости и в последующем в выданном администрацией 25 июля 2019 года ситуационном плане для проведения земляных работ.
Таким образом, обязанность по государственной регистрации линейного объекта, а также по установлению охранной зоны кабельной линии, возложена на истца в силу прямого указания закона, доводы апелляционной жалобы в данной части основаны на неверном толковании норм материального права и отклонены апелляционным судом.
Истец, указывая на право собственности в отношении спорной кабельной линии, в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации принимает на себя бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе в отношениях, связанных с публичными интересами.
Из содержания вышеуказанных норм, в том числе статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что требование о возмещении убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности доказательств, подтверждающих условия наступления гражданско-правовой ответственности. При этом неправомерность действий, размер ущерба и причинная связь доказываются истцом, а отсутствие вины - ответчиком.
В связи с тем, что истцом не приняты меры по установлению охранной зоны кабельной линии, к установлению информационных знаков, а администрация, исполняя публичную функцию по выдаче разрешения на проведение земляных работ, не знала и не могла знать о том, где именно, на какой глубине залегает спорная кабельная линия, отсутствует вина названного ответчика.
Довод о том, что должные лица, подписавшие акт приемки автозаправочной станции в эксплуатацию и разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию, знали о спорной кабельной линии, отклоняется судом как несостоятельный, поскольку как уже отмечалось, в названных документах отсутствуют сведения о направлении, границах, глубине, углов поворотов пролегания кабельной линии. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях ответчиков противоправности.
Предпринимателем Бакумом Д.А. приняты все меры к получению полной информации и необходимых согласований на проведение земляных работ (договор аренды на земельный участок, разрешение на строительство, разрешение на производство земляных работ с необходимыми согласованиями уполномоченных органов (л.д. 98 т.1), заявление о выдаче ситуационного плана (л.д. 116 т.1)), что свидетельствует о соблюдении установленного порядка и проявлении должной степени осмотрительности при производстве земляных работ. При этом у администрации города Черногорска отсутствовали основания для выдачи разрешения. Доказательств нарушения ответчиком при производстве работ установленных требований не представлено.
В письме Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Черногорску от сообщения от 22 октября 2019 года N 32266 в адрес Ширяева А.И. о нарушениях не указано.
Ссылка на пункт 2 статьи 1064 и пункт 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду того, что вред имуществу истца причинен источником повышенной опасности - строительной техникой, подлежит отклонению.
Из материалов дела не следует и истцом не указано, какой строительной техникой, и принадлежащей какой организации, допущен разрыв кабельной линии. Земляные работы велись подрядным способом. Доводы апелляционной жалобы в данной части документально не подтверждены.
Согласно представленному в материалы дела договору подряда от 05 августа 2019 года N 54 общество с ограниченной ответственностью "ТепломонтажСервис" (подрядчик) приняло на себя обязательство произвести монтаж теплотрассы по адресу: г. Черногорск, ул. Советская, д. 97Б, от тепловой камеры ТК пар-15Н/5 до здания по ул. Советская, 97Б, а Бакум Д.А. (заказчик) принять результат работы и оплатить его. Ответственность за обеспечение работ материалами и оборудованием несет подрядчик.
Доказательств того, что Бакум Д.А. является владельцем источника повышенной опасности, осуществляет строительную деятельность в смысле пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, имеет на балансе строительную технику и оборудование, имеет специальные допуски на производство строительно-монтажных работ, материалы дела не содержат.
Ссылка представителя истца на то, что в ходе судебного заседания представителем администрации подтвержден факт использования техники, судом первой инстанции правомерно оценена критически, поскольку из пояснений того же представителя следует, что по вышеуказанному адресу ведется строительство магазина. Администрация застройщиком либо иным лицом, участвующим в строительстве данного объекта, в том числе в части монтажа теплотрассы, не является. В связи с чем, подтверждать либо опровергать факт порыва спорного кабеля с использованием техники, принадлежащей Бакуму Д.А., необоснованно.
Исходя из заявленного истцом правового основания иска, судом первой инстанции правомерно применены положения пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому при грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное.
В нарушение требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, истцом не установлены надлежащим образом охранные зоны кабельной линии электропередачи, сама линия не маркирована. Такое бездействие истца верно квалифицировано судом первой инстанции как грубая неосторожность. Доказательств осведомленности ответчика о наличии кабельной линии на участке, не принадлежащем истцу, в материалы дела не представлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая недоказанность противоправности действий со стороны ответчиков судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 07 сентября 2020 года по делу N А74-4924/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4924/2020
Истец: Ширяев Алексей Иванович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕРНОГОРСКА, Бакум Денис Анатольевич
Третье лицо: Величко Альбина Геннадьевна