г. Москва |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А41-42688/20 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Ивановой Л.Н.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 АПК РФ апелляционную жалобу ООО Управляющая компания "Округ 17" на решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2020 года по делу N А41-42688/20, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по исковому заявлению ООО "Теплоцентраль" к ООО Управляющая компания "Округ 17" о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Теплоцентраль" обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО Управляющая компания "Округ 17" о взыскании задолженности по договору на поставку горячей воды и тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 767-СОИ от 01.06.2018 за период январь - апрель 2020 года в размере 344 772,20 руб., неустойки за период с 16.02.2020 по 05.04.2020 в размере 1 014,64 руб.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2020 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО Управляющая компания "Округ 17" обратилось в апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО "Теплоцентраль" является теплоснабжающей организацией, которая осуществляет деятельность, связанную со снабжением тепловой энергии объектов, расположенных на территории города Щелково Московской области.
В целях осуществления теплоснабжения истцом в адрес ООО Управляющая компания "Округ 17" направлена оферта на заключение договора на поставку горячей воды и тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме N 767-СОИ от 01.06.2018.
ООО Управляющая компания "Округ 17", возражая против заключения договора, в установленный законом срок не направило в адрес ООО "Теплоцентраль" протокола разногласий к полученному договору.
Согласно пункту 2.1 договора N 767-СОИ от 01.06.2018 ОО "Теплоцентраль", осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать ООО Управляющая компания "Округ 17" через централизованные сети инженерно-технического обеспечения: в многоквартирные дома с ИТП коммунальный ресурс - "тепловая энергия", используемая исполнителем для приготовления горячей воды на общедомовые нужды с целью обеспечения исполнителем надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме; в многоквартирные дома без ИТП коммунальный ресурс - (горячая вода) на общедомовые нужды, для обеспечения исполнителем надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а исполнитель обязуется на условиях, предусмотренных настоящим договором принять и оплатить поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунальных ресурсов.
Объекты, в отношении которых осуществляется поставка коммунального ресурса, приведены в приложении N 1 к договору N 767-СОИ от 01.06.2018.
Порядок определения объемов поставленного ресурса определен разделом 6 заключенного между сторонами договора N 767-СОИ от 01.06.2018.
Согласно пункту 8.1 указанного договора расчеты за отпущенную тепловую энергию производятся до 15-го числа месяца, следующего за расчетным.
Как следует из искового заявления, при отсутствии подписанного между сторонами договора истцом в период с января по апрель 2020 года были оказаны ответчику услуги на общую сумму 344 772,20 руб.
Ответчик оплату оказанных услуг в полном объеме не произвел, в связи с чем образовалась задолженность в заявленном размере.
Направленная истцом претензия с требованием об оплате задолженности оставлена ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд.
На основании статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения взятых на себя обязательств не допускается.
В силу части 1 статьи 539 ГК РФ энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 2 статьи 548 ГК РФ установлено, что отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно части 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из пункта 2 статьи 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды (часть 2).
К отношениям, связанным с производством, передачей, потреблением горячей воды при осуществлении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие производство, передачу, потребление теплоносителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (часть 3).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основание своих требований или возражений.
Материалы дела свидетельствую о том, что истцом в период с января по апрель 2020 года были оказаны ответчику услуги теплоснабжения на общую сумму 344 772,20 руб., что подтверждается представленными в материалы дела актами о количестве поданной-принятой тепловой энергии, счетами-фактурами, счетами.
Однако ответчик оплату оказанных услуг в полном объеме не произвел, задолженность ответчика составила 344 772,20 руб.
Для оплаты поставленного ресурса истец направлял в адрес ответчика данные акты о количестве поставленного коммунального ресурса, счета, счета-фактуры, содержащие информацию об объеме отпущенной тепловой энергии и размере платы за спорный период. Однако мотивированный отказ от подписания актов ответчик не направил.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах, так как факт оказания истцом услуг, их приемки ответчиком и наличия у ответчика перед истцом задолженности подтвержден материалами дела, судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании задолженности в размере 344 772,20 руб.
В силу статьи 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Статьей 18 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" установлено, что до 01.01.2021 Правительство Российской Федерации вправе устанавливать особенности начисления и уплаты пени в случае несвоевременной и (или) не полностью внесенной платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капитальный ремонт, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, а также взыскания неустойки (штрафа, пени).
Во исполнение указанной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 06.04.2020.
Согласно пункту 3 Постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021.
В силу пункта 4 Постановления N 424 положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 01.01.2021.
Кроме того, пунктом 5 Постановления N 424 приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3 - 5 Постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 2, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020 (вопрос N 7) разъяснено, что если решение о взыскании соответствующей неустойки принимается судом до 01.01.2021 (или в случае внесения изменений - иной даты окончания моратория на взыскание неустоек), то в резолютивной части решения суд указывает сумму неустойки, исчисленную за период до 06.04.2020.
В части требований о взыскании неустойки до момента фактического исполнения обязательства суд отказывает на основании статьи 10 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", пунктов 3 - 5 Постановления N 424, как поданных преждевременно. Одновременно суд разъясняет заявителю право на обращение с таким требованием в отношении дней просрочки, которые наступят после завершения моратория.
В связи с допущенной ответчиком просрочкой оплаты потребленных коммунальных ресурсов истцом начислена неустойка за просрочку оплаты за период с 16.02.2020 по 05.04.2020 в размере 1 014,64 руб., представлен расчет.
Ответчик требования истца о взыскании неустойки по существу не оспорил, контррасчет начисления неустойки не представил. Расчет истца проверен и признан обоснованным.
С учетом указанных обстоятельств судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истца о взыскании неустойки за период с 16.02.2020 по 05.04.2020 в размере 1 014,64 руб.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего дела по существу, апелляционным судом не установлено.
Доводы ответчика относительно неверно произведенного истцом расчета стоимости оказанных услуг не могут быть признаны обоснованными, поскольку они не подтверждены достаточными и допустимыми доказательствами, основаны на неверном толковании и применении норма материального и процессуального права, противоречат представленным в материалы дела доказательствам.
Возражения ответчика в отношении того, что начисления, произведенные истцом, противоречат Распоряжению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 249-РВ от 22.10.2018 "О внесении изменений в распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 30.10.2015 N 255-РВ "Об утверждении стандартов по управлению многоквартирными домами в Московской области", Решению Совета депутатов городского поселения Щёлково Московской области от 20.12.2017 N 38/7, а также в отношении незаключенности договора, судом отклоняются в силу следующего.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ внёс изменения в жилищное законодательство: с 01.01.2017 плата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды относится к жилищным услугам (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ). С 2017 года это плата за ресурсы, потреблённые для надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 156 ЖК РФ). Поскольку многоквартирные дома, в которые РСО в спорный период поставляла коммунальный ресурс, находятся в управлении управляющей организации, то именно управляющая организация обязана собирать с жителей домов плату за содержание общего имущества, в том числе за поставленный на эти цели ресурс (часть 7 статьи 155 ЖК РФ). Ресурсоснабжающая организация не имеет права предъявлять или взимать с жителей МКД плату за содержание общего имущества. Отсутствие договора между управляющей организацией и РСО не отменяет статуса управляющей организации по отношению к собственникам. Она всё равно остаётся исполнителем услуг по поставке ресурсов на содержание общего имущества дома и отвечает за сбор платы за свои услуги в соответствии со статьей 161, частями 2, 4 статьи 162 ЖК РФ. С 01.01.2017 даже в случае, когда собственники помещений в МКД заключают прямые договоры на поставку ресурса и расчёты с РСО, управляющая организация обязана подписать договоры с поставщиками, определив виды и объём коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества дома.
Сам по себе факт отсутствия договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией не изменяет статуса управляющей компании по отношению к собственникам помещений в многоквартирных домах как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества многоквартирных домов.
ООО Управляющая компания "Округ 17" осуществляет управление многоквартирными жилыми домами, являющимися объектом поставки коммунального ресурса ООО "Теплоцентраль". Истцом в адрес ответчика направлена оферта договора на поставку горячей воды и тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме с приложениями, однако до настоящего времени ответчик данный договор не подписал.
Вместе с тем, ООО "Теплоцентраль" в спорный период осуществляло поставку горячей воды и тепловой энергии на объекты ответчика, который, в свою очередь, не возражал против потребления коммунального ресурса и осуществлял его потребление в рассматриваемый период.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 05.05.1997 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" указано, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.
Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные. Более того, в соответствии с пунктом 3 Обзора практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 17.02.1998) отсутствие договорных отношений с организацией, чьи потребляющие установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенной ему энергии.
Таким образом, между сторонами сложились договорные отношения по договору энергоснабжения.
Согласно пункту 17 Приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства N 354 от 06.05.2011, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
*,
где:
Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, законодатель не ставит в зависимость размер начислений платы за коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленные на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме от наличия, либо отсутствия индивидуального прибора учета в i-том жилом или нежилом помещении.
Распоряжение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области N 249-РВ от 22.10.2018 и Решение Совета депутатов городского поселения Щёлково от 20.12.2017 N 38/7 в указанной ответчиком части противоречит законодательному акту, имеющему большую юридическую силу.
Кроме того, норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса жилым помещением был утвержден ранее норматива потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, и, следовательно, при утверждении норматива потребления в целях содержания общего имущества законодателем были учтены все действующие нормативные акты и законы.
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (пункт 1); закрепляют, что норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (абзац четвертый пункта 2).
Пункт 3 Правил N 306, предусматривающий, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 указанных Правил нормативы устанавливаются по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. Право уполномоченных органов на установление нормативов закреплено частью 1 статьи 157 ЖК РФ.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" было установлено, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимо установить нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Такие нормативы в настоящем случае были утверждены Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области в Распоряжении N 63-РВ от 22.05.2017.
Письмом от 30.12.2016 N 45099-АЧ/04 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разъяснило следующее.
Постановлением N 1498 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 предусмотрено исключение из Правил N 306 нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и включение нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые в соответствии с Постановлением N 1498 в Правила N 354 одновременно подлежат использованию при расчете платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Начало действия нормативов потребления коммунальных услуг, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившим такие нормативы, но не позднее 01.06.2017.
Поскольку норма части 9.2 статьи 156 ЖК РФ содержит указание на определение размера соответствующих расходов для граждан, Постановлением N 1498 предусматривается, что в указанных целях подлежат применению тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по категории потребителей "население ". Поскольку размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме, тарифы для населения применяются ко всему объему коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаемому в расчет размера платы за содержание жилого помещения.
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме. В указанных целях площадь помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, определяется в соответствии с технической документацией на многоквартирный дом и видом таких помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а для применения нормативов потребления холодной воды, горячей воды и отведения сточных вод в целях использования общего имущества - указанных в пункте 27 Приложения N 1 к Правилам N 306.
Следовательно, довод ответчика о том, что при определении объемов коммунального ресурса по договору, затраченного на общедомовые нужды по горячему водоснабжению, услуга не начисляется потребителям, которым плата за горячее водоснабжение начисляется по утвержденному нормативу, не основан на действующем законодательстве и сложившейся судебной практике.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истцом в спорный период использовались тарифы, установленные для предшествующих ресурсоснабжающих организации на территории г. Щёлково и Щёлковского муниципального района Московской области - ООО "Щелковские коммунальные системы" и ОАО "Теплосеть-Инвест". Указанные тарифы были утверждены Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 N 166-Р.
Доказательств, достоверно опровергающих эти величины и указывающих на иной размер экономически обоснованных затрат на осуществление теплоснабжения объектов поставки коммунального ресурса, ответчиком в порядке статьи 65 АПК РФ не представлено, в том числе ответчик не заявил ходатайства о назначении экспертизы для установления экономической обоснованной цены ресурса.
Довод ответчика о кабальности сделки по заключению договора на поставку горячей воды и тепловой энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, несостоятелен.
Статья 179 ГК РФ содержит понятие кабальной сделки - сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась.
В данном случае признаков, характерных для кабальных сделок, в отношениях истца и ответчика, не установлено.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку не подтверждают правомерность позиции заявителя, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, данные доводы сделаны при неправильном и неверном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, имеющиеся в материалах дела доказательства, оцененные судом по правилам статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ, не подтверждают законности и обоснованности позиции заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с положениями части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании вышеизложенного апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06 октября 2020 года по делу N А41-42688/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-42688/2020
Истец: ООО "ТЕПЛОЦЕНТРАЛЬ"
Ответчик: ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ОКРУГ 17"