г. Москва |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А40-63914/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Судьи Кочешковой М.В.,
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Спектрум+"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-63914/20
по исковому заявлению ООО "Спектрум+"
к ИФНС N 27 по г. Москве
о признании незаконным постановления,
в присутствии:
от заявителя: |
Никитина Т.А. по доверенности от 14.09.2020; |
от заинтересованного лица: |
Георгиев И.И. по доверенности от 15.01.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Спектрум+" (далее - Заявитель, Организация) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к ИФНС России N 27 по г. Москве (далее - Административный орган, Инспекция), УФНС России по г. Москве об оспаривании постановления от 01.04.2020 N61 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-63914/20 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Спектрум+" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Через канцелярию суда поступил отзыв административного органа, в котором он поддерживает судебный акт суда первой инстанции. Суд считает возможным приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассмотрена с вызовом сторон.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что 01.04.2020 начальником ИФНС России N 27 по г. Москве вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 61, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Сотрудниками Инспекции ФНС России N 27 по г. Москве проведена проверка ООО "Спектрум+" по вопросам полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники, при осуществлении денежных расчетов, соблюдения порядка работы с денежной наличностью за период с 01.10.2019 по 29.02.2020, в соответствии с поручением N97 от 05.03.2020, врученному генеральному директору ООО "Спектрум+".
05.03.2020 Организации в рамках проведения проверки выставлено требование о необходимости представления документов, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовая книга, книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
Указанное требование вручено представителю организации 05.03.2020, о чем свидетельствует отметка о вручении. Документы по требованию предоставлены в полном объеме.
При проведении настоящей проверки использован ресторанный счет, полученный при осуществлении наличного денежного расчета по адресу: 117218, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 26, в кафе, принадлежащем Организации, за оказание услуги общественного питания: товарный чек (по 162-ФЗ ст. 2) N 20-209-23-9 от 31.01.2020 за наличный расчет (время 14:53:17, кассир: Администратор, приобретено "Сет острый мини запеченный" 1 шт., имбирь фасованный 30 гр. 1 шт., соевый соус фасованный 30 гр. 2 шт., васаби фасованный 10 гр. 1 шт. на общую сумму 499 руб. 00 коп.).
В ходе проведения проверки с фискального накопителя проверяемой ККТ сняты отчеты по сменам за проверяемый период.
Согласно данным ФН установлено, что 31.01.2020 Организация не применяла ККТ ЭВОТОР СТ2Ф, рег. N 0001072035060651, следовательно, 31.01.2020 услуга общественного питания на сумму 499 руб. 00 коп. оказана без применения ККТ.
В ходе проверки кассовой книги Организации установлено, что сумма по счету N 1 в размере 499 руб. 00 коп., полученная без применения ККТ, не отражена в кассовой книге, следовательно, не оприходована (лист кассовой книги за 31.01.2020 не составлен, в Инспекцию не предоставлен, отдельного приходного кассового ордера на сумму счета N 1 не составлено).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Организацией нарушены п.п. 4, 4.1, 4.4, 4.6, 5.1, 5.2 Указания, следствием чего явилось неоприходование денежной наличности на сумму в размере 499 руб. 00 коп. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Инспекцией составлен акт N 22-18/43/97 от 18.03.2020.
Протоколы об административных правонарушениях в отношении Организации составлены 18.03.2020 в присутствии генерального директора Организации Левина Александра Леонидовича (28.02.1968 года рождения, уроженец г. Гурьевск Кемеровской области; паспорт гражданина РФ: серия 4515 номер: 188284, выдан 14.08.2015 г. Отделом УФМС России по гор. Москве по району Левобережный; адрес места жительства: г. Москва, п. Внуковское, ул. Авиаконструктора Петлякова, д. 9, кв. 46) в Инспекции.
С протоколом генеральный директор Организации не согласился, так же было заявлено о том, что письменные возражения на протоколы будут предоставлены в Инспекцию до 25.03.2020.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" Инспекция в рамках проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники вправе: осуществлять контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона; осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей; проверять документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок; проводить проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков; налагать штрафы в случаях и порядке, которые установлены КоАП РФ, на организаций и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии п.п. 4, 4.1, 4.4, 4.6, 5.1, 5.2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", (зарегистрировано в Минюсте России 23.05.2014 N 32404), кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
Кассовые операции могут проводиться руководителем. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель могут вести кассовые операции с применением программно-технических средств.
Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.
Поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку. Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.
При получении приходного кассового ордера 0310001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, проверяет соответствие суммы наличных денег, проставленной цифрами, сумме наличных денег, проставленной прописью, наличие подтверждающих документов, перечисленных в приходном кассовом ордере 0310001. Кассир принимает наличные деньги полистным, поштучным пересчетом.
Наличные деньги принимаются кассиром таким образом, чтобы вноситель наличных денег мог наблюдать за действиями кассира.
После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере 0310001, с суммой фактически принятых наличных денег.
Таким образом, организации обязаны совершить определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах).
Действующим законодательством не предусмотрено других условий учета наличных денежных средств, в связи с чем, невнесение в кассовую книгу записи о поступлении наличных денежных средств в день их поступления является неоприходованием этих денежных средств. Невыполнение установленных правил оприходования денежных средств образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 1.2, ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе. Организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ККТ при осуществлении расчетов, обязаны: применять контрольно-кассовую технику с установленным внутри корпуса фискальным накопителем, соответствующую требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники; выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Невыполнение установленных правил применения контрольно-кассовой техники образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
В силу п. 2.2., п. 3.12., п. 3.17 приложения N 2 к приказу N 246 дсп от 09.07.2012 "Об организации и проведении работы по контролю и надзору за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, а также за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей", п. 35, п. 38 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2011 N 133н, сотрудниками налоговых органов проводится предпроверочный анализ на основании данных о полученной выручке, количестве зарегистрированной ККТ, необоснованно низкой выручки для данного вида деятельности, наличия информации о работе ККТ в нефискальном режиме, определяется объем и состав контрольных действий, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.
Для осуществления контроля за соблюдением организациями порядка учета поступающей выручки, полноты ее оприходования, налоговые органы используют, в том числе и полученные чеки. В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу. С проверяемых ККТ снимаются контрольные ленты, на которых проверяется наличие всех порядковых номеров чеков, сумм, распечатанных на контрольной ленте с номерами и суммами на чеках.
В ходе проверки проводятся контрольные действия по изучению документов, связанных с выдачей товарных чеков, квитанций и других документов, подтверждающих прием денежных средств за соответствующий товар, работу, услугу. С проверяемых ККТ снимаются контрольные ленты, на которых проверяется наличие всех порядковых номеров чеков, сумм, распечатанных на контрольной ленте с номерами и суммами на чеках.
В случае выявления при проведении проверки полноты учета выручки денежных средств фактов неприменения в установленных федеральными законами случаях ККТ, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, налоговые органы составляют протокол об административном правонарушении и осуществляют административное производство в соответствии с КоАП РФ.
Согласно п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаемся виновность лица, наличие или отсутствие события административного правонарушения.
По смыслу п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, в число этих данных входят и иные документы, фиксирующие фактические обстоятельства, в том числе и чеки, ресторанные счета, ресторанные счета, подтверждающие осуществление наличных денежных расчетов.
В рассматриваемом случае Организацией, как и генеральным директором не были приняты все зависящие от них меры по соблюдению действующего законодательства, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность. Факт нарушения подтверждается актом проверки, протоколом.
При этом, в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Инспекцией определена мера ответственности в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, и назначен минимальный размер штрафа, что соотносится с характером вменяемого Обществу деяния.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных ст. 4.1 КоАП РФ, а также учитывая, что оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и оценки допущенного Заявителем правонарушения, как малозначительного с учетом положений п. п. 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 не усматривается.
Довод Общества о том, что оно не могло участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении в связи с тем, что Указом Президента РФ от 25.03.2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" дни с 30.03.2020 по 03.04.2020 были объявлены нерабочими днями, отклоняется апелляционным судом.
Рассмотрение Инспекцией данного административного дела имело безотлагательный характер с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ.
Учитывая надлежащее уведомление Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, Общество не было лишено права представления объяснений, письменных замечаний и возражений, при этом каких-либо ходатайств Общество в Инспекцию не направляло.
В связи с чем, права Заявителя нарушены не были.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение и у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2020 по делу N А40-63914/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-63914/2020
Истец: ООО "СПЕКТРУМ+"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 27 ПО Г. МОСКВЕ