г. Самара |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А65-8092/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
при участии:
от Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - представителя Ткачука А.И. (доверенность от 16.12.2019),
от Общества с ограниченной ответственностью "Сабанчинское месторождение песка" - представителя Халиуллиной А.И. (доверенность от 25.05.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2020 года по делу N А65-8092/2020 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сабанчинское месторождение песка", г. Казань, (ОГРН 1191690088920, ИНН 1655426306)
к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021603473616, ИНН 1659036508)
о признании незаконным решения (письма) об отказе в переоформлении лицензии,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сабанчинское месторождение песка", г.Казань, (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г. Казань, (ответчик, министерство) о признании незаконным решения (письма) от 10 декабря 2019 года N 12012/12 об отказе в переоформлении лицензии на право пользования недрами серии ТАТ АЛМ N01286 ТЭ, обязании Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан переоформить на ООО "Сабанчинское месторождение песка" лицензии на право пользования недрами серии ТАТ АЛМ N 01286 ТЭ.
В суде первой инстанции заявитель уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, выраженное в оставлении без рассмотрения заявления от 18 ноября 2019 года по оформлению лицензии на право пользования недрами серии ТАТ АЛМ N 01286 ТЭ по существу; обязать Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан устранить допущенные нарушения законных прав и интересов общества.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2020 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, выраженное в нерассмотрении по существу поступившего от Общества с ограниченной ответственностью "Сабанчинское месторождение песка" заявления от 18.11.2019 о переоформлении лицензии на право пользования недрами серии ТАТ АЛМ N 01286 ТЭ. Суд обязал Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан устранить допущенное нарушение прав Общества с ограниченной ответственностью "Сабанчинское месторождение песка" путем рассмотрения по существу заявления от 18.11.2019 о переоформлении лицензии на право пользования недрами серии ТАТ АЛМ N 01286 ТЭ и принять мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный законом срок.
В апелляционной жалобе ответчик просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2020 года по делу N А65-8092/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В материалы дела поступил отзыв истца на апелляционную жалобу, в котором ООО "Сабанчинское месторождение песка" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2020 года по делу N А65-8092/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель истца в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просила суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 18 ноября 2019 года общество обратилось в министерство с заявлением о переоформлении лицензии на право пользования недрами серии TAT АЛМ N 01286 ТЭ (вх. N 22665 от 18 ноября 2019 года).
Письмом от 10 декабря 2019 года N 12012/12 министерство сообщило обществу, что вопрос о переоформлении лицензии будет рассмотрен после устранения всех нарушений, указанных в Уведомлении о допущенных нарушениях условий пользования недрами по переоформляемой лицензии серии TAT АЛМ N01286 ТЭ от 19 сентября 2019 N 8801/12, направленном в адрес ООО "Прикамское карьероуправление". Также министерство сообщило, что документы, предоставленные заявителем для получения лицензии, можно получить нарочно в отделе лицензирования недропользования министерства.
Заявитель, полагая, что министерством допущено бездействие, выраженное в оставлении без рассмотрения по существу заявления от 18 ноября 2019 года по переоформлению лицензии на право пользования недрами серии ТАТ АЛМ N 01286 ТЭ, нарушающее права общества на осуществление предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В обоснование заявленных требований общество ссылается на невыполнение министерством требований порядка переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан, указывая, что при подаче заявления обществом были представлены все необходимые для переоформления лицензии документы, однако, министерством в нарушение требований административного регламента заявление о переоформлении лицензии не было рассмотрено.
Определения суда первой инстанции от 15.04.2020 и от 28.05.2020 ответчик не исполнил, мотивированный отзыв на заявление с обоснованием возражений на доводы заявителя не представил.
Суд, первой инстанции, оценивая обстоятельства дела, пришел к следующим выводам.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 4 Закона о недрах установление порядка пользования участками недр местного значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях.
Статьями 7 и 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии - документом, удостоверяющим право владельца пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении лицензиатом заранее оговоренных условий.
Согласно абзацу 7 статьи 17.1 Закона о недрах право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае передачи права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся его дочерним обществом, передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся его основным обществом, если юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, создано в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствует требованиям, предъявляемым к пользователю недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр и такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах участка недр, а также передача права пользования участком недр юридическим лицом - пользователем недр, являющимся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию, при соблюдении указанных условий. При передаче права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению.
В соответствии со статьей 17.1 Закона о недрах порядок переоформления лицензий на пользование участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр, а порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения - законодательством субъекта Российской Федерации.
Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр местного значения на территории Республики Татарстан регламентирован Порядком оформления, переоформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 октября 2009 года N 715 (далее - Порядок).
Согласно пункту 4.2 Порядка для переоформления лицензии юридическое лицо, претендующее на переоформление лицензии, подает в уполномоченный орган заявку, которая должна содержать: полное официальное наименование заявителя; его юридический адрес; просьбу о переоформлении лицензии с указанием вида, номера, даты государственной регистрации переоформляемой лицензии, наименования участка недр, целевого назначения работ на участке недр; основание переоформления лицензии, предусмотренное статьей 17.1 Закона о недрах; согласие заявителя принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных переоформляемой лицензией; документ об уплате государственной пошлины за переоформление лицензии на пользование участком недр местного значения.
Пунктом 4.3 Порядка установлено, что к заявке на переоформление лицензии должны прилагаться следующие документы: 1) заверенные в установленном порядке копии учредительных документов юридического лица; 2) документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии на заявителя с указанием основания ее переоформления (если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица); 3) действующая лицензия со всеми приложениями к ней, зарегистрированными в установленном порядке, подлежащая переоформлению; 4) доверенность в случае, если заявка на переоформление лицензии подписана не руководителем заявителя; 5) выписка из реестра акционеров (для заявителей - акционерных обществ); 6) оригинал переоформляемой лицензии на пользование участком недр местного значения со всеми приложениями.
Подпунктом 5 пункта 4.3 Порядка установлено, что в зависимости от конкретного основания перехода права пользования недрами заявитель должен дополнительно к документам, указанным в пункте 4.3 данного Порядка, представить следующие документы и сведения: подтверждающие статус основного и дочерних обществ (копии учредительных и регистрационных документов основного и дочерних обществ, выписка из реестра акционеров, копии договора между хозяйственными обществами или иных документов, подтверждающих возможность основного общества определять решения, принимаемые дочерними обществами, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации), и письменное указание основного общества на переоформление лицензии.
Также должны быть представлены данные о соответствии заявителя требованиям, предъявляемым к пользователям недр, о наличии у него необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, и о наличии квалифицированных специалистов, а также данные о том, что заявителю передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Во исполнение указанного требования закона приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 22.11.2012 N 489-п утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения в Республике Татарстан, внесения в них изменений и дополнений, а также их переоформления и принятия решений о досрочном прекращении и приостановлении права пользования участками недр местного значения в Республике Татарстан (далее - Административный регламент).
Статьей 14 Закона N 210-ФЗ установлено, что стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги должен содержать исчерпывающий перечень оснований для приостановления предоставления государственной или муниципальной услуги или отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги.
При этом, п. 2.7 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 2.8 Административного регламента оснований для приостановления в предоставление государственной услуги, отказа в предоставлении государственной услуги законодательством не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, 18 ноября 2019 года обществом в министерство подано заявление о переоформлении лицензии на право пользования недрами серии TAT АЛМ N 01286 ТЭ (вх. N 22665 от 18 ноября 2019 года), в котором основанием для переоформления лицензии была указана статья 17.1 Закона о недрах. Согласно данной статье право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности, в том числе, когда юридическое лицо - пользователь недр выступает учредителем нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на право пользования недрами. Общество в отмеченном заявлении выразило согласие принять на себя в полном объеме выполнение условий пользования недрами, предусмотренных переоформляемой лицензии.
Также в соответствии пунктами 4.3 и 4.4 Порядка к заявлению были приложены следующие документы:
1. заверенная копия устава ООО "Прикамское карьероуправление";
2. заверенная копия решения N 1 о создании Общества от 09.04.2010 года;
3. заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица от 19.04.2010 года;
4. заверенная копия свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе от 19.04.2010;
5. заверенная копия решения N 46 о назначении генерального директора от 24.11.2017;
6. выписка из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Прикамское карьероуправление" от 25.02.2020;
7. заверенная копия Устава ООО "Сабанчинское месторождение песка";
8. решение о создании Общества от 31.10.2019;
9. заверенная копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе от 06.11.2019 года;
10. выписка из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Сабанчинское месторождение песка" от 25.02.2020;
11. заверенная копия договора о передаче полномочий единого исполнительного органа; оригинал переоформляемой лицензии на пользование недр местного значения со всеми приложениями;
12. гарантийное письмо ООО "Сабанчинское месторождение песка";
13. согласие ООО "Прикамское карьероуправление";
14. данные о том, что заявителю передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии, в том числе из состава имущества объекта обустройства в границах лицензионного участка, и имеются необходимые лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с пользования недрами (на производство маркшейдерских работ): договор с ООО "НПФ "Недрапроект" N 133/19 от 07.11.2019; копии документов от ООО "НПФ "Недрапроект"; договор аренды спецтехники от 07.11.2019; акта приема передачи от 07.11.2019;
15. данные о соответствии заявителя требованиям, предъявляемых к пользованиям недр, а также наличии необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ, связанных с пользованием недрами, и о наличии квалифицированных специалистов; договор займа N 09/з 14.11.2019; справка о применяемых технологиях ООО "Сабанчинское месторождение песка" с их описанием и перечень технических средств, необходимых для проведения горных работ, с доказательством их принадлежности привлекаемому подрядчику: копия ПСМ серии ТТ N 028501 от 29.11.2012; копия ПСМ серии RUCB 102378 от 21.04.2017; копия ПТС серии 16 ОТ N 523456 от 09.06.2018; копия штатного расписания ООО "Сабанчинское месторождение песка" от 07.11.2019;
16. платёжное поручение N 1 от 14.11.2019 года.
Факт принятия министерством как уполномоченным органом от общества документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждает полноту представленных обществом документов, подачу заявки без нарушения установленных требований, представление обществом о себе достоверных сведений, равно как и доказательств того, что общество обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, а также, что в случае предоставления права пользования недрами данному заявителю будут соблюдены требования антимонопольного законодательства.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В соответствии с п. 4.7 Порядка уполномоченный орган в срок, не превышающий 20 рабочих дней, рассматривает документы, представленные для переоформления лицензии на пользование недрами, проводит их экспертизу. В случае если переоформляемая лицензия была предоставлена по результатам аукциона, производится проверка соответствия заявителя условиям проведения аукциона, по результатам которого была предоставлена указанная лицензия. При необходимости проведения дополнительной проверки соответствия заявителя условиям проведения аукциона срок рассмотрения документов может быть увеличен приказом министерства, но не более чем на 20 рабочих дней, о чем должен быть уведомлен заявитель.
Вместе с тем, заявление общества от 18.11.2019 министерством в нарушение Порядка, установленного Кабинетом Министров Республики Татарстан, а также Административного регламента, по существу не рассмотрено, какого-либо решения по указанному заявлению общества принято не было, в ответе министерства от 10.12.2019 N 12012/12 было лишь указано, что вопрос о переоформлении лицензии будет рассмотрен после исполнениях ООО "Прикамское карьероуправление" требований указанных в уведомлении от 19.09.2019 N8801/12, направленном в адрес данной организации. Также министерство сообщило о возможности получения документов, предоставленных заявителем для получения лицензии, в министерстве.
В нарушение требования статьи 65 АПК РФ ответчиком доказательств обратного не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ответчиком как уполномоченным органом в нарушение требований действующего законодательства установленная законом обязанность по рассмотрению заявления о переоформлении лицензии и по принятию по данному заявлению соответствующего решения выполнена не была, чем допущено неправомерное бездействие. Данное бездействие нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, требования заявителя о признании такого бездействия ответчика незаконным, правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В соответствии с п. 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявление общества министерством рассмотрено не было, следовательно, оценка представленным обществом с заявлением документам на предмет их полноты и достоверности ответчиком дана не была. Судебные акты арбитражных судов, в силу норм статьи 2 АПК РФ о задачах судопроизводства не могут подменять собой решения уполномоченных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
Признавая незаконными бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия, суд, вместе с тем, вправе обязать этот орган совершить какое-либо из предусмотренных законом действий, не ограничивая при этом право органа, чье действие оспаривается, на совершение того или иного юридически значимого действия.
В случае последующего несогласия с совершенными органом, осуществляющим публичные полномочия, должностным лицом действиями (решением) во исполнение решения суда заявитель вправе обжаловать эти действия (решение).
Принимая во внимание изложенное, суд обоснованно обязал ответчика устранить допущенные нарушения путем рассмотрения по существу указанного обращения заявителя от 18.11.2019 и принять по нему мотивированное решение с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации в установленный законом срок.
Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится
Законность обжалуемого бездействия материалами настоящего дела не подтверждена, и Министерством, на которого, в силу части 5 статьи 200 АПК РФ возложена обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), не доказана.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 июля 2020 года по делу N А65-8092/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-8092/2020
Истец: ООО "Сабанчинское месторождение песка", г.Казань
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд