г. Киров |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А29-3614/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.,
без участия в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута", ИНН 1103007560, ОГРН 1131103000214
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.09.2020 по делу N А29-3614/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (ИНН 1103006077 ОГРН 1121103001062)
к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103007560 ОГРН 1131103000214),
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис", общество с ограниченной ответственностью "Флагман", общество с ограниченной ответственностью "Варк", общество с ограниченной ответственностью "УК Город", общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 6 города Воркуты", общество с ограниченной ответственностью "УК Комфорт", общество с ограниченной ответственностью "УК Авангард", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания",
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Воркутинские ТЭЦ" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к муниципальному образованию городского округа "Воркута" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет, ответчик, заявитель) о взыскании 2 559 283 руб. 68 коп. задолженности за поставленную тепловую энергию в апреле 2017 года, с января по август 2019 года, с октября 2019 года по январь 2020 года (далее - Спорный период).
Исковые требования Общества основаны на статьях 210, 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Жилсервис", общество с ограниченной ответственностью "Флагман", общество с ограниченной ответственностью "Варк", общество с ограниченной ответственностью "УК Город", общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 6 города Воркуты", общество с ограниченной ответственностью "УК Комфорт", общество с ограниченной ответственностью "УК Авангард", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-эксплуатационное управление N 8 города Воркуты", общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 09.09.2020 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В апелляционной жалобе заявитель считает, что решение принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права. Суд необоснованно посчитал надлежащим ответчиком по делу о взыскании задолженности за предоставленные услуги по содержанию и текущему ремонту имущества за спорный период Комитет. В рамках реализации подпрограммы "Управление муниципальным имуществом" не предусмотрена статья расходов на содержание и коммунальные услуги муниципального жилого фонда и нежилых встроенных помещений, в связи с чем обязание Комитета нести расходы за предоставленные услуги по содержанию и текущему ремонту нежилых встроенных помещений с отсылкой на вышеуказанную подпрограмму не обосновано. Комитету переданы только функции по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в части муниципального жилищного фонда и до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда и расходов на их содержание и коммунальные услуги.
Комитет с апелляционной жалобой представил дополнительные доказательства: комплексный план действий по реализации муниципальной программы "Муниципальное управление" на 2019 год, постановление Администрации МО ГО "Воркута" от 18.02.2015 N 253 "Об утверждении муниципальной программы муниципального образования городского округа "Воркута" "Муниципальное управление".
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для приобщения данных документов к материалам дела в силу части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик ходатайство о приобщении данных документов не заявил, а также не обосновал невозможность представления указанных доказательств в суд первой инстанции по не зависящим от него причинам.
Поскольку дополнительные доказательства представлены в виде электронных образов документов через систему подачи электронных документов "Мой арбитр", они не подлежат направлению заявителю.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу доводы заявителя отклонил, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 21.10.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 23.10.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны и третьи лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Стороны заявили ходатайства о рассмотрении жалобы без участия своих представителей.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Общество является единой теплоснабжающей организацией в пределах города Воркуты на основании постановления администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 11.03.2016 N 442 "Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования городского округа "Воркута" на период с 2016 года по 2030 год и присвоении статуса единой теплоснабжающей организации"
В отсутствии подписанного между сторонами договора теплоснабжения истец в спорный период поставлял тепловую энергию в муниципальные нежилые помещения, расположенные по адресам: Бульвар Пищевиков, д.2 (цокольный этаж, номера на поэтажном плане 6-18, 36-38, общей площадью 164,8); д.4 (нежилое помещение А-Ш общей площадью 178.4 кв.м); д.5 (нежилое помещение Лит.А-Н, 1 этаж, номера на поэтажном плане 9-11, общей площадью 87,1 кв.м); д.33а (подвал, номера на поэтажном плане 21-25, общей площадью 120,5 кв.м); ул. Возейская, д.6 (цокольный этаж, номера на поэтажном плане 20-23, 55, 56, площадью 58,2 кв.м); ул. Гагарина, д.5а (цокольный этаж, номера на поэтажном плане: 6-10, 24, площадью 84,3 кв.м); д.9а (подвал, номера на поэтажном плане 1-23, общей площадью 437,1 кв.м); д.10 (подвал, номера на поэтажном плане N 16, 25-37, 39-40, площадью 343.7 кв.м); д.13 (подвал, номера на поэтажном плане 27, 28, 30, часть 29, площадью 41,8 кв.м); ул. Гоголя, д.6 (нежилое помещение, цокольный этаж, на поэтажном плане 20-28, по 1/2 части помещений 29-32, общей площадью 234 кв.м); ул. Димитрова, д.8 (подвал, номера на поэтажном плане 1-5. 22. общей площадью 99.5 кв.м); д.13б (подвал, номера на поэтажном плане 1-15, общей площадью 143,6 кв.м); д. 15/3 (цокольный этаж, лит. А-П, номера на поэтажном плане 8, 20-24, общей площадью 201,0 кв.м); ул. Дончука, д.10а (нежилое помещение, общей площадью 236,5 кв.м); д. 11 (цокольный этаж, общей площадью 144,4 кв.м); д. 18 (нежилое помещение площадью 549,4 кв.м); ул. Катаева, д.14 (нежилое помещение общей площадью 60,2 кв.м); д.20 (1 этаж, номера на поэтажном плане 6-12, общей площадью 36,3 кв.м); ул. Комарова, д.23а (1 этаж, номера на поэтажном плане 7-10, 29-32. общей площадью 257 кв.м); ул. Крупской, д. 23 (нежилое помещение площадью 106,2 кв.м.); ул. Ленина, д.58а (подвал, номера на поэтажном плане 22-27, 30, общей площадью 114,9 кв.м); ул. Ленинградская, д.47а (нежилое помещение общей площадью 318,9 кв.м); ул. Лермонтова, д. 22а (нежилое помещение, 1 этаж, Н-2, N 1-8, общей площадью 108 кв.м); д.23 (1 этаж, номера на поэтажном плане Н-1П-8), общей площадью 119,9 кв.м); ул. Лермонтова, д.24а (цокольный этаж, Н-2 (1-13), общей площадью 257,8 кв.м); ул. Лермонтова, д.24а (подвал, номера на поэтажном плане Н-3 N 14-44, общей площадью 645,3 кв.м); ул. Московская, д.22 (1 этаж, на поэтажном плане N41,42,44-46,48.1/3 помещения 47, общей площадью 108,1 кв.м); ул. Народная, д.8 (цокольный этаж, нежилое помещение площадью 48,8 кв.м); ул. Пионерская, д.28 (1 этаж, общ.пл.115,2 кв.м); ул. Суворова, д. 17 (нежилое помещение, Лит.А-П, общей площадью 115,4 кв.м); д.18 (нежилое помещение, общей площадью 64,65 кв.м); д.30/1 (цокольный этаж, помещение 29, часть помещения 12.30, общей площадью 30,6 кв.м); ул. Тиманская, д.6б (нежилое помещение площадью 17,2 кв.м); д.12а (цоколь, номера на поэтажном плане Н 35-38, общей площадью 113,9 кв.м); ул. Чернова, д.5 (1 этаж, номера на поэтажном плане N60-63, 67, 68, площадью 200,4 кв.м); ул. Чернова, д.7б (подвал, номера на поэтажном плане 12-17, общей площадью 108,4 кв.м); д.10а (подвал, общей площадью 297 кв.м); Шахтерская Набережная, д.2 (цокольный этаж, лит.А-П, 8-10, 12, 13, 16, 17, 19, 32-36, часть помещений 7,37,38, общей площадью 222,6 кв.м); д.8 (нежилое помещение общей площадью 52,5 кв.м); пер. Юбилейный, д.6а (1 этаж, помещение А-1, номера на поэтажном плане N 1-9, общей площадью 107,2 кв.м); ул. Яновского, д.4а (цокольный этаж, номера на поэтажном плане 1-5; подвал, номера на поэтажном плане 7-8, общей площадью 140,9 кв.м),
Указанные помещения являются собственностью МО ГО "Воркута", что подтверждается выписками реестра объектов недвижимого имущества МО ГО "Воркута", свидетельствами о государственной регистрации права, сведениями из ЕГРН и пояснениями ответчика (т. 4 л.д.13-27, 30-60).
Из материалов дела следует, что часть нежилых помещений в спорный период передана собственником иным пользователям, в подтверждение чего представлены договоры аренды, а также акты приема-передачи к ним (т. 1 л.д.100-149, т. 2 л.д. 1-150, т. 3 л.д. 1-71).
Проект государственного (муниципального) контракта N ОО-ВТ-136-2130410 не подписан со стороны КУМИ администрации МО ГО "Воркута" (т. 1 л.д. 34-39).
В обоснование заявленных требований истец представил подробный расчет энергопотребления за спорный период по каждому объекту, акты поданной-принятой тепловой энергии, подписанные истцом в одностороннем порядке (т. 1 л.д. 14-33, 48-55, 62-67).
Для оплаты поставленного ресурса истец выставил ответчику за спорный период соответствующие счета-фактуры, в том числе корретировочные, на общую сумму 2 559 283 руб. 68 коп. (т. 1 л.д. 40-47, 56-61).
Расчет объемов тепловой энергии на нужды отопления по помещениям, расположенным по вышеуказанным адресам, произведен истцом по нормативу (в отсутствии прибора учета).
Истец в претензии (л.д. 68-67) предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" следует, что фактическую поставку истцом ответчику энергии через присоединенную сеть к его объектам следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной сетевой организацией, поэтому такие отношения должны рассматриваться как договорные. В этой связи отсутствие заключенного письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не исключает обязанности потребителя производить оплату полученного коммунального ресурса.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорные помещения, их объем и стоимость подтверждаются материалами дела и заявителем не оспорены.
Заявитель в жалобе считает, что он не является надлежащим ответчиком.
Бремя содержания имущества несет его собственник, в частности в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального образования, - органы местного самоуправления в рамках их компетенции (статьи 125, 210 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Комитет не отрицает тот факт, что спорные помещения принадлежали на праве собственности муниципальному образованию городского округа "Воркута".
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок управления собственностью МО ГО "Воркута", а также отношения, возникающие в связи с реализацией органами местного самоуправления правомочий собственника, регулируются Положением о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденным решением Совета МО ГО "Воркута" от 26.04.2013 N 255 (далее - Положение N 255).
Собственностью муниципального образования являются любые объекты гражданских прав, не изъятые из оборота или не ограниченные в обороте, в том числе: муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные объекты инженерной инфраструктуры, а также другие муниципальные объекты, осуществляющие обслуживание населения (подпункт 5 пункта 2.2 Положения N 255).
Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности муниципального образования, от его имени осуществляют - Совет муниципального образования, администрация муниципального образования, комитет по управлению муниципальным имуществом, а также отраслевые (функциональные) подразделения администрации муниципального образования (пункт 3.2 Положения N 255).
В соответствии с пунктом 8.1 Положений N 255 бремя содержания имущества и обязанность по обеспечению сохранности муниципального образования несут:
1) муниципальные унитарные предприятия в отношении имущества, закрепленного за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;
2) муниципальные учреждения в отношении имущества, закрепленного за муниципальным учреждением на праве оперативного управления;
3) пользователи имущества по договорам аренды, договорам безвозмездного пользования, договорам доверительного управления имуществом, иным договорам, предусматривающим переход прав в отношении муниципального имущества;
4) в отношении не используемых жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования - отраслевой орган администрации муниципального образования, осуществляющий контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда;
5) комитет по управлению муниципальным имуществом в отношении иного имущества, входящего в состав казны муниципального образования.
В рассматриваемом случае спорные помещения в хозяйственном ведении или оперативном управлении не находились.
Согласно пункту 1 статьи 6 Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 01.06.2013 N 270 (далее - Положение N270), органы администрации МО ГО "Воркута" осуществляют функции администрации МО ГО "Воркута" по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом в пределах их компетенции, установленной Положением N 270 и положениями об этих органах.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.06.2018 N 516 в Положение N 270 внесены изменения, касающиеся перераспределения функций администрации МО ГО "Воркута" в отношении муниципального имущества.
Так, в силу подпункта 14 пункта 3 статьи 6 Положения N 270 Комитет до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда несет расходы на их содержание и коммунальные услуги.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 14.03.2013 N 228 утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Воркута".
Согласно пунктам 2.1, 2.4 данного Положения основными задачами Комитета являются: обеспечение в пределах своей компетенции проведения единой муниципальной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом МО ГО "Воркута"; обеспечение эффективного управления и распоряжения в установленном порядке, а также рационального использования имущества МО ГО "Воркута".
В свою очередь, Управление городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута" (далее - Управление) осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления (подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения N 270). При этом до внесения соответствующих изменений в Положение N 270 на Управление были возложены функции администрации МО ГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Кроме того, пунктами 3.1.1, 3.1.6 Положения об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", утвержденного решением Совета МО ГО "Воркута" от 24.11.2014 N 636 (далее - Положение N636), на Управление также возлагались обязанности по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
Однако Положение N 636 отменено решением Совета МО ГО "Воркута" от 06.03.2018 N 469. Этим же решением утверждено новое Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации МО ГО "Воркута", которое обязанностей по несению соответствующих расходов не содержит.
Постановлением Администрации МО ГО "Воркута" от 09.08.2013 N 2725 утвержден Перечень муниципальных программ МО ГО "Воркута", реализация которых планируется с 2014 года. В состав программ входит программа "Муниципальное управление".
Постановлением Администрации МО ГО "Воркута" от 18.02.2015 N 253 утверждена муниципальная программа МО ГО "Воркута" "Муниципальное управление".
Данная программа включает в себя подпрограмму "Управление муниципальным имуществом", целью которой является создание условий для повышения эффективности управления муниципальным имуществом МО ГО "Воркута" (срок реализации 2015-2020 гг.). В рамках подпрограммы решаются такие задачи, как совершенствование системы учета муниципального имущества МО ГО "Воркута", оптимизация имущественного комплекса МО ГО "Воркута", обеспечение эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом МО ГО "Воркута".
В частности, в рамках задач по обеспечению эффективного использования и распоряжения муниципальным имуществом, проводятся мероприятия, направленные на вовлечение в оборот и осуществление контроля за эффективным использованием муниципального имущества, включающего, в том числе жилой и нежилой фонд МО ГО "Воркута". При этом вовлечение в оборот муниципального имущества заключается как в передаче муниципального имущества третьим лицам (в аренду, безвозмездное пользование, залог, закрепление в оперативное управление, хозяйственное ведение), так и в исполнении обязательств, возникающих в процессе использования и распоряжения имуществом.
Ответственным за исполнение данной подпрограммы является Комитет.
Решением Совета МО ГО "Воркута" от 21.12.2018 N 563 "О бюджете муниципального образования городского округа "Воркута" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов" в приложении N 2 утверждена ведомственная структура расходов бюджета МО ГО "Воркута".
В спорной ситуации по подпрограмме "Управление муниципальным имуществом" финансирование получает Комитет.
Таким образом, с внесением обозначенных изменений, а также с учетом указанного выше порядка финансирования, полномочия по несению расходов на содержание и коммунальные услуги в отношении муниципальных жилых и нежилых помещений, осуществляет Комитет, который и является финансово-распорядительным органом в отношении бюджетных средств, предусмотренных на цели возмещения указанных затрат; бремя содержания всех спорных помещений возложено на Комитет.
Расчет размера задолженности заявителем не оспорен.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца к Комитету в заявленном размере.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены либо изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.09.2020 по делу N А29-3614/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-3614/2020
Истец: ООО "Воркутинские ТЭЦ"
Ответчик: Комитет по Управлению Муниципальным Имуществом Администрации Муниципального Образования Городского Округа "Воркута"
Третье лицо: ООО "Варк", ООО "Жилищно-Эксплуатационный Участок N6 Города Воркуты", ООО "Жилсервис", ООО "Ук Авангард", ООО "Ук Город", ООО "Ук Комфорт", ООО "УК", ООО "Управляющая Компания Жилищно-Эксплуатационное Управление N8 Города Воркуты", ООО "Флагман"