г. Самара |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А55-5966/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Митиной Е.А., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шлычковой Ю.Н.,
при участии:
от истца - Министерства строительства Самарской области - представитель Апаркина О.А., по доверенности от 09.01.2020 (до перерыва)
от ответчика - Автономной некоммерческой организации "Арена-2018" - представитель Жданова О.А., протокол от 22.01.2020 (до и после перерыва), представитель Пудовникова Е.А., по доверенности от 09.01.2020 (до и после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 ноября 2020 -19 ноября 2020 года в зале N 6 апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Арена-2018" на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2020, по делу N А55-5966/2020 (судья Мехедова В.В.)
по иску Министерства строительства Самарской области (ОГРН 1056315900134, ИНН 6315800869)
к Автономной некоммерческой организации "Арена-2018" (ОГРН 1127799009095, ИНН 7704279496)
о возврате субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Автономной некоммерческой организации "Арена-2018" о взыскании в счет возврата субсидии в сумме 35 648 160 руб. в доход бюджета Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2020, по делу N А55-5966/2020 с Автономной некоммерческой организации "Арена-2018" взыскан возврат субсидии в размере 35 648 160 руб. в доход бюджета.
С Автономной некоммерческой организации "Арена-2018" (ИНН 7704279496) в доход федерального бюджета взыскана госпошлина в размере 200 000 руб. за рассмотрение дела в суде.
Не согласившись с принятым судебным актом, Автономная некоммерческая организация "Арена-2018" обратилась в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить в иске отказать.
При этом в жалобе заявитель указал, что истец допустил процессуальное нарушение изменив свою позицию по делу, указав иные основания исковых требований. Таким образом, заявитель жалобу указал, что не ясно какое требование рассмотрено судом - возврат нецелевки или неиспользование по состоянию на 01 января остатка. Кроме того, судом не учтено, что ответчик оплачивал затраты на командировочные расходы не на основании чеков и квитанций гостиниц, а на основании договоров с подрядчиком, в цену которых уже были включены командировочные расходы.
Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11ааs.arbitr.ru и на доске объявлений в здании суда.
В судебном заседании представители Автономной некоммерческой организации "Арена-2018" (до и после перерыва) апелляционную жалобу поддержали, решение суда считают незаконным и необоснованным, просили его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Министерства строительства Самарской области (до перерыва) возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав стороны, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.
Как следует из материалов дела, в соответствии Порядком определения объема и предоставления субсидий из бюджета Самарской области некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на реализацию мероприятий по поставке, монтажу, демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований на стадионе в г. Самаре и на территории, прилегающей к этому стадиону, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 25.04.2014 N 230 (далее - Порядок), в период 2017-2018 г.г. Автономной некоммерческой организацией "Арена-2018" Министерством строительства Самарской области за счет средств областного бюджета предоставлены субсидии в размере 1 026 896 830 руб.
В 2017 году в размере 530 550 380 руб., в том числе за счет поступивших средств федерального бюджета в размере 374 250 380 руб., что подтверждено платежными поручениями от 30.06.2017 N 301, от 31.07.2017 N279, от 26.12.2017 N 794 на основании Соглашения о предоставлении в 2017 году субсидии из бюджета Самарской области автономной некоммерческой организацией "Арена-2018" на реализацию мероприятий по поставке, монтажу и демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований на стадионе в г. Самаре и на территории, прилегающей к этому стадиону, от 26.05.2017 N 58 (далее - Соглашение N 58).
В 2018 году в размере 496 346 450 руб., в том числе за счет поступивших средств федерального бюджета в размере 273 926 900 руб., что подтверждено платежными поручениями от 06.04.2018 N 98, от 22.05.2018 NN 160, 161 на основании Соглашения о предоставлении в 2018 году субсидии из бюджета Самарской области автономной некоммерческой организацией "Арена-2018" на реализацию мероприятий по поставке, монтажу и демонтажу строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования для подготовки и проведения спортивных соревнований на стадионе в г. Самаре и на территории, прилегающей к этому стадиону, от 02.04.2018 N 15 (далее - Соглашение N 15).
Вместе с тем АНО Арена-2018 не представлены документы, обосновывающих затраты АНО Арена-2018 на командировочные расходы в сумме 35 648 160 руб. из них средства федерального бюджета в размере 22 501 118,60 руб.
Таким образом, АНО Арена-2018 нарушено условие, предусмотренное вторым абзацем пункта 5 Порядка, а также пунктами 3.2.1.2, 3.2.1.4 Соглашения N 58, пунктами 3.1.2.1, 3.1.2.5, 4.3.3 Соглашения N 15.
В соответствии с пунктом 14 Порядка в случае установления фактов нарушения организацией условий предоставления субсидии, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, субсидия или ее часть подлежит возврату в доход бюджета Самарской области в течение 10 рабочих дней со дня получения организацией соответствующего требования министерства или органа государственного финансового контроля.
Истцом в адрес ответчика было направлено требование о возврате субсидии в размере 35 648 160 руб. письмом от 22.01.2020 N 3/424..
Обязанность АНО Арена-2018 по возврату субсидии должна быть исполнена в течение 10 рабочих дней со дня получения требования.
По состоянию на 18.02.2020 на лицевой счет министерства от АНО Арена-2018 субсидия в размере 35 648 160 руб. не поступила, что явилось основанием для обращения истца с данным исковым заявлением в суд в соответствии с пунктом 6.2. Соглашения N 58.
Ответчик считает, что утверждение министерства о том, что субсидия, израсходованная АНО "Арена-2018" на оплату командировочных расходов, в действительности является неиспользованным остатком субсидии, который подлежит возврату в бюджет Самарской области, аргументируя это тем, что АНО "Арена-2018" не представило документы, обосновывающие затраты, не соответствует действительности, поскольку в исковом заявлении отражено, что "АНО "Арена-2018" нарушено условие, предусмотренное вторым абзацем пункта 5 Порядка, пунктами 3.2.1.2,3.2.1.4 Соглашения N 58, пунктами 3.1.2.1,3.1.2Л, 3.1.2.5,4.33 Соглашения N15", тогда как указанные пункты касаются исключительно обязанности получателя субсидии использовать ее в соответствии с целевым назначением.
Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные исковые требования по следующим основаниям.
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.
Вместе с тем в случае нарушения условий получения субсидии, предусмотренных Порядком предоставления субсидий, указанным нормативным правовым актом предусмотрен порядок возврата субсидий. В частности, согласно пунктам 6.1, 3.1.3 Порядка предоставления субсидий получатель обязан возвратить субсидию в бюджет в полном объеме, если: нарушены условия получения субсидии, предусмотренные настоящим Порядком; установлены факты представления ложных либо намеренно искаженных сведений.
Согласно п. 2 приложения N 1 к Приказу Минфина РФ от 11.06.2009 г. N 51н "Об общих требованиях к порядку взыскания в доход бюджетов неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и порядке взыскания неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета" не использованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки целевых средств подлежат возврату в бюджет, из которого были предоставлены целевые средства, органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета по возврату остатков целевых средств (далее - администраторы доходов по возврату), в порядке, установленном финансовым органом публично-правового образования, органом управления государственным внебюджетным фондом, из бюджета которого были предоставлены целевые средства (далее - финансовый орган), с соблюдением настоящих общих требований.
В соответствии с пунктом 5 Порядка субсидии предоставляются при соблюдении организациями условий, в том числе - использование субсидии на цели, указанные в пункте 3 Порядка.
Согласно пункту 3 Порядка, а также предмету Соглашения N 58 и Соглашения N 15 субсидии предоставляются организациям в целях финансового обеспечения мероприятий, включая необходимые для выполнения мероприятий аренду помещений и отдельных конструкций, оборудования и материалов, внесение изменений в проектную документацию строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования, а также обеспечение операционной и административно-хозяйственной деятельности организации, осуществляющей реализацию мероприятий в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
После получения субсидии организация обязана представить в министерство отчет о расходовании полученной субсидии в срок до 31 декабря 2019 года с приложением копий документов, подтверждающих целевое расходование субсидии, заверенных печатью и подписью руководителя (или иного уполномоченного представителя) организации (далее - отчет).
При этом, из материалов дела установлено, что в представленной по состоянию на 31.12.2019 АНО Арена-2018 отчетности и обосновывающих документов за 2017 и 2018 годы на общую сумму 1 004 673 434,80 руб. приложены акты выполненных работ с указанием статьи затрат - командировочные расходы на сумму 35 648 160 руб.
В соответствии со статьей 166 Трудового Кодекса Российской Федерации служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Статьей 168 Трудового Кодекса Российской Федерации установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно посчитал доводы ответчика несостоятельными, поскольку согласно реестру представленных АНО "Арена-2018" документов обществом с ограниченной ответственностью ПСО "Казань" по договору N 113/17-06 от 07.09.2017, представлены только приказы о направлении работников в командировку, акты на проживание работников, которые не подтверждены первичными документами (т.3 л.д.172-176).
Однако, как верно отмечено судом первой инстанции, именно платежные документы являются подтверждением несения данных расходов. Между тем, ответчиком данные документы в подтверждение своих доводов в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
Также суд первой инстанции обоснованно отметил, что ссылка ответчика на включение сведений о командировочных расходах в сметную документацию, которая подучила положительное заключение по экспертизе (проверке) от 12.12.2019 N 16-1-4750-19, проведенной ГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования Республики Татарстан по строительству и архитектуре", таковым доказательством не является, поскольку не представлены первичные документы, подтверждающие указанные расходы.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что денежные средства в заявленном размере являются неиспользованным остатком предоставленной субсидии. Доказательств обратного ответчиком не представлено в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, требования истца правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы заявителя жалобы несостоятельны и не принимаются апелляционным судом, поскольку в нарушение положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относимых и допустимых доказательств, подтверждающих позицию ответчика, заявителем апелляционной жалобы не представлено.
Ссылка заявителя жалобы на судебную практику по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку в настоящем деле установлены иные фактические обстоятельства.
У суда апелляционной инстанции нет оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, признавшего наличие оснований для удовлетворения иска.
При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.
Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2020, по делу N А55-5966/2020, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 266-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04.09.2020, по делу N А55-5966/2020 - оставить без изменения, апелляционную жалобу Автономной некоммерческой организации "Арена-2018" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
С.Ш. Романенко |
Судьи |
Е.А. Митина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-5966/2020
Истец: Министерство строительства Самарской области
Ответчик: АНО "Арена-2018"