г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А21-16599/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Тимухиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от истца: представитель Лисецкий А.В., на основании доверенности от 10.12.2019,
от ответчика: представитель не явился, извещен,
от 3-их лиц: 1, 2. представители не явились, извещены, 3. представитель Мерзлякова Н.В., на основании доверенности от 25.06.2020, путем использования системы онлайн-заседание,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27027/2020) крестьянского (фермерского) хозяйства "Калина" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.08.2020 по делу N А21-16599/2019, принятое по иску:
истец: крестьянское (фермерское) хозяйство "Калина" (адрес: Россия, 238174, Калининградская область, Черняховский район, поселок Калиновка, улица Черняховского, 3, ОГРН: 1023902151514, Дата присвоения ОГРН: 26.12.2002, ИНН: 3914003240)
ответчик: Администрация муниципального образования "Черняховский городской округ" (адрес: Россия, 238151, Калининградская область, Черняховский район, город Черняховск, улица Калинина, 7, ОГРН: 1023902148764, Дата присвоения ОГРН: 25.11.2002, ИНН: 3914003313)
третьи лица: 1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области (адрес: Россия, 236040, Калининградская область, город Калининград, улица Генерала Соммера, 27, ОГРН: 1043902855446, Дата присвоения ОГРН: 20.12.2004, ИНН: 3906131304), 2. Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (адрес: Россия, 236007, Калининградская область, город Калининград, улица Д.Донского, дом 1, ОГРН: 1023900999011, Дата присвоения ОГРН: 05.11.2002, ИНН: 3906006871); 3. публичное акционерное общество "Сбербанк России" (адрес: Россия, 117997, город Москва, улица Вавилова, 19, ОГРН: 1027700132195, Дата присвоения ОГРН: 16.08.2002, ИНН: 7707083893)
о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское (фермерское) хозяйство "Калина" (далее - КФХ "Калина", истец) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Администрации муниципального образования "Черняховский городской округ" (далее - Администрация, ответчик) о признании права собственности на нежилое здание - овощехранилище, общей площадью 5 249,9 кв.м, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 39:13:030811:227 по адресу: Калининградская область, Черняховский район, пос. Калиновка, ул. Черняховского, 2в.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области (далее - Агентство по архитектуре), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, публичное акционерное общество "Сбербанк России" (далее - Банк).
Решением от 17.08.2020 суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, КФХ "Калина" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в материалах дела имеются многочисленные обращения в период 2017-2019 годов КФХ "Калина" в адрес Администрации, Агентства по архитектуре, Комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области, содержание которых и полученных по результатам их рассмотрения ответов свидетельствует о невозможности получения истцом разрешения на строительство спорного объекта (взамен ранее выданного истцу Администрацией МО "Калужское сельское поселение" разрешения на строительство N RU 39507302-053/2015 МО от 30.11.2015) до изменения документов территориального планирования. Необходимость изменения документов территориального планирования в рассматриваемом случае вызвана тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов МО "Калужское сельское поселение" от 04.12.2013 N 54, земельный участок с кадастровым номером 39:13:030811:227 (на котором истцом возведен спорный объект) расположен в трех территориальных зонах, данное обстоятельство является препятствием для оформления разрешительных документов, связанных с застройкой земельного участка, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 30 ГрК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне; формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Без изменения градостроительной документации муниципального образования в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:13:030811:227 к одной территориальной зоне истец не имеет возможности получить разрешительные документы, предусмотренные статьями 51 и 55 ГрК РФ, учитывая, что в настоящее время осуществляется разработка новых правил землепользования и застройки (Правительством Калининградской области) и проекта нового генерального плана (Администрацией), до их утверждения не представляется возможным урегулировать спорную ситуацию, при этом комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области по результатам обращения КФХ "Калина" было подготовлено заключение от 27.03.2018 N 42, предусматривающее положительное решение по изменению градостроительных регламентов в отношении земельного участка с кадастровым номером 39:13:030811:227. Податель жалобы указывает, что Администрацией учтены в разрабатываемом проекте нового генерального плана предложения истца об отнесении земельного участка с кадастровым номером 39:13:030811:227 к одной функциональной зоне производственных объектов сельскохозяйственного назначения, при этом до настоящего времени новые генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования не утверждены, определить сроки их утверждения не представляется возможным. Податель жалобы ссылается на акт экспертного исследования от 25.11.2019 N 1020/6-6 ФБУ Калининградская ЛСЭ Минюста России, согласно которому возведенное здание овощехранилища находится в работоспособном состоянии и соответствует градостроительным и строительным нормам и правилам; при его возведении несоответствия градостроительным и строительным нормам и правилам отсутствуют и, как следствие, угрозу жизни и здоровью граждан объект исследования (здание овощехранилища) не создает.
В настоящем судебном заседании представители КФХ "Калина" и Банка доводы апелляционной жалобы поддержали.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является собственником земельного участка общей площадью 69 670 кв.м с кадастровым номером 39:13:030811:227, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, расположенного по адресу: Калининградская область, Черняховский район, пос. Калиновка, ул. Черняховского, 2в (запись регистрации N 39-39-06/125/2013-463).
На данном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 39:13:030811:231, 39:13:030811:232, принадлежащие КФХ "Калина". Земельный участок обременен ипотекой в пользу Банка.
30.11.2015 Администрацией муниципального образования "Калужское сельское поселение" истцу было выдано разрешение на строительство NRU39507302-053/2015МО первой очереди овощехранилища площадью 1 476,27 кв.м, объемом 12 900 куб.м, площадью застройки 1 547,26 кв.м.
Срок действия указанного разрешения на строительство установлен до 31.12.2015 и продлен до 31.12.2017.
Как следует из технического плана на спорное здание N 36-1-2019/ТПЗ от 08.04.2019, строительство здания завершено в 2019 году, площадь объекта недвижимости составляет 5 249,9 кв.м, площадь застройки - 5 309,1 кв.м.
На основании запроса КФХ "Калина" в марте 2017 года Агентством по архитектуре был подготовлен градостроительный план земельного участка. В сопроводительном письме от 10.03.2017 Агентство по архитектуре сообщило истцу, что земельный участок с кадастровым номером 39:13:030811:227 согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Калужское сельское поселение" N 54 от 04.12.2013, расположен в трех территориальных зонах, а также частично в границах населенного пункта п. Калиновка Черняховского городского округа.
На обращение КФХ "Калина" по вопросу внесения изменения в генеральный план муниципального образования "Калужское сельское поселение" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 39:13:030811:227 к зоне, позволяющей разместить овощехранилище, Агентство по архитектуре сообщило, что действующим генеральным планом муниципального образования "Калужское сельское поселение", утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Калужское сельское поселение" от 26.12.2015 N 48, земельный участок с кадастровым номером 39:13:030811:227 отнесен к зоне сельскохозяйственных угодий, зоне производственных объектов сельскохозяйственного назначения, частично расположен в границах населенного пункта поселок Калиновка. Кроме того, названный земельный участок согласно геоинформационной системе (дежурному плану) Калининградской области полностью находится в санитарно-защитной зоне от полигона ТБО. Истцу предложено обратиться в Администрацию с заявлением об исключении в проекте генерального плана муниципального образования "Черняховский городской округ" земельного участка с кадастровым номером 39:13:030811:227 из границ поселка Калиновка и отнесении к функциональной зоне производственных объектов сельскохозяйственного назначения.
Из материалов дела следует, что в 2017-2018 годах истец обращался в Администрацию, Агентство по архитектуре, Комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки муниципальных образований Калининградской области по вопросу внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования "Калужское сельское поселение", проекты генерального плана и правила землепользования и застройки муниципального образования "Черняховский городской округ".
В отзыве на исковое заявление Агентство по архитектуре указало, что назначение объекта по ранее выданному разрешению на строительство соответствует виду разрешенного использования земельного участка. В соответствии с генеральным планом муниципального образования "Калужское сельское поселение", утвержденным решением Совета депутатов муниципального образования "Калужское сельское поселение" от 26.12.2012 N 48, земельный участок с кадастровым номером 39:13:030811:227 расположен в нескольких функциональных зонах: инженерной инфраструктуры, сельскохозяйственных угодий, производственных объектов сельскохозяйственного назначения. Часть земельного участка попадает в границы населенного пункта - поселок Калиновка. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования "Калужское сельское поселение" Черняховского муниципального района Калининградской области, утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования "Калужское сельское поселение" от 04.12.2013 N 54, указанный земельный участок располагается в границах территориальных зон: инженерной инфраструктуры (индекс зоны "ИИ"), производственных объектов сельскохозяйственного назначения (индекс зоны "СХЗ 3") и сельскохозяйственных угодий (индекс зоны "СХЗ1"). Положения действующих градостроительных документов противоречат друг другу. В этой связи, в целях приведения положений градостроительной документации в соответствие с фактической ситуацией (в условиях выданного разрешения на строительство) истцом были предприняты попытки внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки, разработанные на территорию муниципального образования "Калужское сельское поселение", и действующие до утверждения генерального плана Черняховского городского округа. Однако, учитывая, что в настоящее время осуществляется разработка проекта генерального плана (администрацией Черняховского городского округа) и правил землепользования и застройки (Правительством Калининградской области) было принято решение о нецелесообразности внесения испрашиваемых истцом изменений.
Постановлением Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области от 17.04.2017 заместитель главы КФХ "Калина" Чечулин С.А. привлечен к административной ответственности за строительство объекта капитального строительства-овощехранилища при отсутствии разрешения на строительство.
Ссылаясь на отсутствие возможности установить свои права на спорный объект во внесудебном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском в соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии со статьями 218, 219, 263 ГК РФ, статьями 8, 51 ГрК РФ для строительства спорного объекта истцу требовалось получение разрешения на строительство. Однако такое разрешение им получено не было, что свидетельствует о несоблюдении требований гражданского и градостроительного законодательства Российской Федерации.
Поскольку строительство спорного объекта осуществлялось без получения разрешения на строительство, данный объект является самовольной постройкой.
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Как указано в пункте 9 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 09.12.2010 N 143 "Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации", право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предпринимало мер для их получения.
В противном случае при удовлетворении требований на основании части 3 статьи 222 ГК РФ имел бы место упрощенный порядок легализации самовольного строения, применение которого ставит добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства документы в установленном порядке, в неравное положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо не зависящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Истец в уполномоченный орган за получением разрешения на строительство спорного объекта не обращался, что подтверждено представителем КФХ "Калина" в судебном заседании суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки истца на принятие мер по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципального образования "Калужское сельское поселение", в проекты документов муниципального образования "Черняховский городской округ", а также на невозможность получения разрешения на строительство без внесения указанных изменений.
Приняв во внимание отсутствие доказательств возведения спорного объекта в соответствии с требованиями ГрК РФ, предъявляемыми к объектам капитального строительства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.08.2020 по делу N А21-16599/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-16599/2019
Истец: КРЕСТЬЯНСКОЕ (ФЕРМЕРСКОЕ) ХОЗЯЙСТВО "КАЛИНА"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЧЕРНЯХОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
Третье лицо: Агентство по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, ПАО "Сбербанк России", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1343/2021
25.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27027/20
17.08.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-16599/19
05.08.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-16599/19