г. Ессентуки |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А22-1338/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Джамбулатова С.И., Бейтуганова З.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крыловым Р.А., в отсутствии представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2020 по делу N А22-1338/2020, принятое по иску Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Калмыкия к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, третье лицо - УФССП России по РК, о взыскании задолженности в общем размере 15 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Калмыкия (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее - ответчик) о взыскании в порядке обратного требования (регресса) денежные средства в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей, выплаченных Азыдовой З.Э. по решению Верховного суда Республики Калмыкия от 06.06.2019 по административному делу N 3а-30/2019.
Решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2020 по делу N А22-1338/2020 Исковые требования Министерства финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Калмыкия - удовлетворены.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2020 по делу N А22-1338/2020 Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Калмыкия, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, также подало ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2020 по делу N А22-1338/2020 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2020 по делу N А22-1338/2020 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21.08.2013 на ответчика (Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия) возложена обязанность предоставить Азыдовой С.А. как инвалиду субсидию на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия Пюрбеева С.В. от 03.10.2013 на основании поступившего от Азыдовой З.Э. в интересах Азыдовой С.А. заявления и исполнительного листа возбуждено исполнительное производство.
В адрес руководителя ответчика судебным приставом-исполнителем 26.03.2014, 24.06,2014, 18.12.2014, 31.08.2016, 08.12.2016 были направлены предупреждения, 18.12.2014 - требование об исполнении исполнительного документа, в случае злостного неисполнения которого, а равно при воспрепятствовании исполнению решения суда, возможно привлечение к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ.
На требование судебного пристава-исполнителя от 31.08.2016 от ответчика получено письменное сообщение о том, что Азыдова С.А. состоит в единой очереди из инвалидов и ветеранов боевых действий под номером 528 и предоставление ей субсидии в первоочередном порядке не представляется возможным.
Решением Верховного суда Республики Калмыкия от 07.06.2017 признан факт нарушения права Азыдовой С.А. на исполнение судебного акта в разумный срок и ей присуждена компенсация в размере 75 000 рублей.
Согласно поступившим от ответчика 31.07.2018, 07.09.2018 письмам, с 2018 года очередность инвалидность и семей, имеющих детей-инвалидов ведется раздельно от ветеранов боевых действий, в сводном списке Азыдова С.А. состояла под номером 277 с датой постановки 25.02,2004. Решением жилищной комиссии она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, из списка по болезни на основании п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ. Ответчик не имеет правовых оснований для предоставления Азыдовой С.А. субсидии за счет средств федерального бюджета.
Постановлениями заместителя начальника - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия от 05.10.2018 и 14.02.2019 ответчик был дважды признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.15 КоАП, ему назначено наказание в виде штрафов по 30 000 рублей.
В связи с длительным неисполнением решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия Азыдова З.Э. в интересах Азыдовой С.А. обратилась в Верховный суд Республики Калмыкия о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Решением Верховного суда Республики Калмыкия от 06.06.2019 по делу N 3а-30/2019 с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Азыдовой З.Э., действующей в интересах Азыдовой С.А., взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
Как было установлено судом, Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству меры по исполнению требований исполнительного документа, выданного на основании вступившего в законную силу решения суда и подлежащего обязательному исполнению, не принимались.
Платежным поручением N 690226 от 16.08.2019 взысканная сумма компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей была перечислена в пользу Азыдовой З.Э
Данные обстоятельства явились основанием для дальнейшего обращения истца в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 30.04.2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Федеральный закон) органы, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномочены от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на исполнение решений суда, арбитражного суда о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, имеют право предъявить регрессное требование к органу или должностному лицу, по вине которого допущено такое нарушение.
Согласно положениям пп. 2 п. 2 ст. 5 указанного Федерального закона исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства федерального бюджета, в разумный срок исполняется самим Министерством финансов Российской Федерации.
Судом установлено, что решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21.08.2013 на ответчика Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Азыдовой С.А. как инвалиду субсидию на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
По причине неисполнения Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия вступившего в законную силу судебного акта Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21.08.2013, решением Верховного суда Республики Калмыкия от 06.06.2019 по делу N 3а-30/2019 с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Азыдовой З.Э., действующей в интересах Азыдовой С.А., взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей.
Таким образом, истец обратился с иском по настоящему делу о взыскании с ответчика в порядке регресса денежных средств в размере 15 000 руб., выплаченных в качестве компенсации за нарушение права Азыдовой З.Э., действующей в интересах Азыдовой С.А., на исполнение судебного акта в разумный срок в соответствии с частью 6 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации).
При этом УФК по Республике Калмыкия не являлось должником по судебному решению Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21.08.2013 и стороной по делу.
Как правильно установлено судом, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, будучи стороной в деле, в случае неясности судебного акта для исполнения, было вправе, в соответствии со статьями 203 и 433 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратиться в суд, постановивший решение, с соответствующим заявлением, однако Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия своим процессуальным правом не воспользовался.
В результате исследования обстоятельств дела Верховный суд Республики Калмыкия в решении от 06.06.2019 по делу N 3а-30/2019 признал действия государственных органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, недостаточными, неэффективными и нарушающими разумный срок исполнения судебного акта.
Как правомерно указано судом, вина ответчика в неисполнении судебного акта в разумный срок выражена в бездействии.
При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Кроме того, суд апелляционной установил, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется путем предоставления субвенций из федерального бюджета для вышеназванной категории граждан (ст. 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно п. 4.3.24 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08.11.2010 N 338, уполномоченным органом на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, является Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики.
Кроме того, п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 26.05.2006 N 190, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия осуществляет функции по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно положениям Федеральных законов от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год", от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", бюджету Республики Калмыкия в 2013, 2014, 2015, 2016, 2017 годах предоставлена субвенция в размере соответственно 12 971 700 рублей, 6 442 000 рубля, 13 473 300 рублей, 12 760 400 рублей, 13 553 400 рублей.
Вместе с тем, из объема указанных выше выделенных за указанные периоды денежных средств Министерством освоены: в 2014 году - 3 861 180 рублей, в 2015 году - 9 136 000 рублей, в 2016 году - 12 004 000 рублей. Остаток неосвоенных денежных средств ежегодно возвращался в федеральный бюджет с окончанием финансового года.
В связи с этим не предоставление субсидии Азыдовой С.А. не может быть обосновано Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия отсутствием необходимого объема субвенций на указанные цели.
Таким образом, с 2013 года у Министерства имелась фактическая возможность исполнить судебное решение по предоставлению Азыдовой С.А. субсидии, однако, при наличии такой возможности решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21.08.2013 в отношении Азыдовой С.А. на момент рассмотрения административного искового заявления о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок исполнено не было.
С учетом вышеуказанных обстоятельств считаем, что причина неисполнения решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 21.08.2013 вызвана бездействием со стороны Министерства.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при их рассмотрении, по существу сводятся к переоценке законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены судебного акта.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствует.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 01.10.2020 по делу N А22-1338/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-1338/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в лице УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РК
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, ТРАНСПОРТУ И ДОРОЖНОМУ ХОЗЯЙСТВУ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ, УФССП по РК, Мамаева Виктория Алексеевна