г. Москва |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А40-67050/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 ноября 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Тетюка В.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Азарёнок Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на определение Арбитражного суда г. Москвы от 17.08.2020 по делу N А40-67050/19
по иску Министерство обороны Российской Федерации
к ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N 14"
о взыскании 17 510 335 руб. 61 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Ежгурова Е.А. по доверенности от 22.10.2019
от ответчика: Зарандия Р.А. по доверенности от 23.12.2019
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2019 г. взыскано с Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 14" в пользу Министерства обороны Российской Федерации 1 977 683 руб. 29 коп. неустойки.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Взыскано с Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 14" в доход Федерального бюджета РФ 32 777 руб. 00 коп. госпошлины.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2019 г. оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28.01.2020 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2019 г. и постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 г. оставлены без изменения.
Через канцелярию Арбитражного суда г. Москвы от ФГУП "Главное военностроительное управление N 14" поступило заявление о рассрочке исполнения судебного акта.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2020 предоставлена ФГУП "ГВСУ N 14" рассрочка исполнения решения суда от 19.06.2019 г. сроком на три года, тремя равными платежами один раз в 12 месяцев по 654 984 руб. 59 коп. с даты вступления в законную силу определения суда о предоставлении рассрочки.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Министерство обороны Российской Федерации обратилось с апелляционной жалобой, в которой считает обжалуемый акт незаконным и необоснованным, просит отменить определение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В своей жалобе заявитель указывает, что основания для предоставления отсрочки исполнения решения отсутствуют, поскольку ответчиком не доказаны обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного акта, не представлено обоснования периода рассрочки, рассрочка исполнения решения нарушает права взыскателя.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, определение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст.ст. 266, 268, 272 АПК РФ, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
ФГУП "ГВСУ N 14" в своем заявлении просит предоставить рассрочку исполнения решения Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2019 г. сроком на 3 года, тремя равными платежами один раз в 12 месяцев по 654 984 руб. 59 коп., ссылаясь на то, что на основании исполнительного листа серии ФС N 033169601, выданного Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-67050/19-141-585, судебным приставом-исполнителем при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России Наумовой А.Г. 15.11.2019 г. возбуждено исполнительное производство N 6826333/19/99001-ИП о взыскании с Предприятия в пользу Минобороны России денежных средств в размере 1 977 683 руб. 29 коп.
Исполнительное производство N 6826333/19/99001-ИП входит в состав сводного исполнительного производства N 1654958/18/99001-СД о взыскании с Предприятия в пользу физических и юридических лиц денежных средств на общую сумму более 9,6 млрд. руб., в том числе 87 исполнительных производств на сумму 1,3 млрд. руб. по взысканию в пользу Минобороны России.
В рамках сводного исполнительного производства N 1654958/18/99001-СД, а также в рамках сводных исполнительных производств, ранее исполнявшихся в отношении ФГУП "ГВСУ N 1", ФГУП "ГВСУ N 2", ФГУП "ГВСУ N 3", ФГУП "ГВСУ N 11" и ФГУП "ГВСУ N 16" реорганизованных путем присоединения к заявителю, наложены запреты на регистрационные действия в отношении 820 объектов недвижимого имущества, из них составлены акты о наложении ареста (описи имущества) на 454 объекта недвижимого имущества общей предварительной стоимостью 3 444 859 966 руб. 29 коп., а также наложены аресты на денежные средства заявителя, находящиеся на расчетных счетах в кредитных учреждениях.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (п. 1 перечня поручений от 21.01.2019 г. N Пр-60) по итогам совещания по вопросам совершенствования механизмов строительства объектов инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации Минобороны России разработан план мероприятий ("дорожная карта") по созданию публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ, п. 10 которого предусмотрено установление перечня имущества необходимого публичноправовой компании для осуществления ее функций и полномочий, передаваемого в качестве имущественного взноса Российской Федерацией.
Согласно пп. б п. 20 Указа Президента Российской Федерации от 18.10.2019 N 504 О создании публично-правовой компании "Военно-строительная компания" Минобороны России необходимо обеспечить передачу публично-правовой компании "Военностроительная компания" имущества в качестве имущественного взноса Российской Федерации в порядке и сроки, которые определены Правительством Российской Федерации.
Таким образом, заявителю необходимо сформировать перечень имущества, подлежащего передаче публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ.
Иное имущество, не вошедшее в вышеуказанный перечень, после перерегистрации будет передано для реализации в рамках сводного исполнительного производства.
В отношении недвижимого имущества в целях погашения задолженности судебному приставу-исполнителю передана информация о 494 объектах недвижимого имущества для обращения на него взыскания в рамках исполнительного производства ориентировочной стоимостью 6,6 млрд. руб. Работа по перерегистрации прав правопредшественников заявителя на недвижимое имущество продолжается, информация о перерегистрированном имуществе регулярно передается судебному приставу.
На настоящий момент судебным приставом-исполнителем наложены аресты на 424 объекта недвижимого имущества.
Также постановлением от 05.04.2019 г. наложен арест на акции ЗАО "СпецстройЛизинг", АО "Инжпетрострой", АО "ПГМ" и АО "ДОК-3" номинальной стоимостью 2 млрд. руб.
Таким образом, общая стоимость переданного судебному приставу-исполнителю на реализацию недвижимого имущества значительно превышает задолженность перед Минобороны России.
Также согласно ответу заместителя Главного пристава РФ на имя заместителя Министра обороны РФ снятие ареста с имущества предприятия возможно после завершения мероприятий по регистрации имущества на должника, его аресту и оценке в объёме, достаточном для обеспечения требований исполнительных документов.
В настоящее время, по указанным обстоятельствам у заявителя отсутствует возможность ежемесячно погашать задолженность перед Минобороны России.
Так, исполнение решения без причинения ущерба интересов Минобороны России в рамках исполнения государственных оборонных заказов возможно только за счет реализации имущества.
Заявитель осуществляет хозяйственную деятельность в интересах Минобороны России, является федеральным государственным унитарным предприятием, собственником имущества которого является Российская Федерация в лице Минобороны России.
Согласно п.2.1 Устава ФГУП "ГВСУ N 14" осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
ФГУП "ГВСУ N 14" является специализированным предприятием Министерства обороны Российской Федерации, выполняющим функции генерального подрядчика и координатора исполнения государственных оборонных заказов. Кроме того, Предприятие ведет строительство для нужд СВР России и ФСО России.
Кроме того, денежные средства заявителя, которыми он распоряжается в настоящее время, находятся на отдельных счетах, что подтверждается справками из банков и письмом судебного пристава-исполнителя при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе РФ Наумовой А.Г. и предназначены исключительно для финансирования строительства различных объектов военного и иного специального назначения для нужд обороны и безопасности страны. При этом все расчеты в рамках выполнения государственного оборонного заказа обязаны осуществляться в соответствии с ФЗ "О государственном оборонном заказе". Указанный закон устанавливает специальный режим использования денежных средств, поступающих на такие счета из бюджета Российской Федерации. В частности, закон не допускает исполнения за счет денежных средств, выделенных на финансирование государственного оборонного заказа, судебных актов. Однако исключением из этого правила является подп. "в" п.9 ст. 8.4 ФЗ "О государственном оборонном заказе", который допускает совершение по отдельному счету операций, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 104-О от 18 апреля 2006 года, несмотря на то, что отсрочка/рассрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. Таким образом, основания для отсрочки/рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18 декабря 2003 N 467-0, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон об исполнительном производстве не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду - возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Необходимость принятия такого решения о предоставлении отсрочки исполнения решения определяется арбитражным судом самостоятельно с учетом конкретных обстоятельств, интересов как взыскателя, так и должника в каждом случае.
При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу N А12-7090/2013, определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу N А12-22014/2014 при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта судом, помимо интересов должника и взыскателя должен учитываться и публичный интерес, который в данном случае состоит в своевременном выполнении работ для нужд обороны страны и безопасности государства.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса "Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, представление доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, возлагается на лицо, обращающееся с заявлением о рассрочке.
Согласно положениям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В данном случае, исходя из конкретных обстоятельств дела, на основании оценки представленных доказательств, в целях недопущения срыва выполнения обязательств по действующим государственным контрактам, суд приходит к выводу о доказанности ответчиком невозможности единовременно исполнить судебный акт.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, с учетом поддержанного 02.07.2019 г. первым заместителем Министра обороны Российской Федерации алгоритма взаимодействия по вопросам исполнения судебных актов подведомственными предприятиями заместителем Министра обороны Российской Федерации принято решение в отношении ФГУП "ГВСУ N 5" и ФГУП "ГВСУ N 14" о рассрочке исполнения судебных решений, что свидетельствует об отсутствии возражений со стороны истца о предоставлении рассрочки исполнения настоящего судебного решения.
Таким образом, с учетом объективных оснований, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявления о рассрочке исполнения решения сроком на три года.
По существу, доводы апелляционной жалобы выражают несогласие Истца с оценкой данной судом обстоятельствам дела и доказательствам, что не опровергает правильность выводов суда и в силу положений главы 34 АПК РФ не может быть положено в основу отмены судебного акта.
Иная оценка Истцом установленных судом фактов, равно как иное толкование им нормативных актов, не свидетельствуют о наличии допущенной при рассмотрении дела судебной ошибке.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу определения.
Руководствуясь ст. ст. 176, 188, 266, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда города Москвы от 17.08.2020 по делу N А40-67050/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Судья |
В.И. Тетюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-67050/2019
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14"
Хронология рассмотрения дела:
26.02.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23408/19
24.11.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-53957/20
28.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-23408/19
25.09.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-46484/19
19.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-67050/19