г. Красноярск |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А69-1448/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" ноября 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от Прокурора Республики Тыва Дябкина С.Н.: Федорченко М.С., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (ОГРН 1021700552840, ИНН 1703001306)
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "18" сентября 2020 года по делу N А69-1448/2020,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Республики Тыва Дябкин С.Н. (ОГРН 1021700516386, ИНН 1701009317, далее - Прокуратура РТ, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва (ОГРН 1021700552840, ИНН 1703001306, далее - администрация, административный орган), выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва; об обязании Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить схему размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва.
Решением от 18.09.2020 заявленное требование удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Администрации муниципального района "Тоджинский район" Республики Тыва, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва, в остальной части отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить, ссылаясь на отсутствие оснований для привлечения к административной ответственности, а также истечение срока для обращения с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Прокуратурой в материалы дела представлен отзыв, в котором отклонены доводы жалобы.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что к апелляционной жалобе приложены дополнительные документы, а именно: копия требования прокурора от 28.05.2020 N 5-274в/2019, копия требования от 28.05.2020 N 5-274в/2019, копия письма от 01.06.2020 N 01-30/2020-493, копия сопроводительного письма от 07.05.2020 N 18-07/2020-79, копия постановления Администрации Тоджинского кожууна от 29.03.2017 N 96 с приложениями.
Руководствуясь частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции определил, что указанные дополнительные доказательства не подлежат приобщению к материалам дела, в связи с отсутствием ходатайства о приобщении дополнительных доказательств.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в результате проведенной Прокуратурой Тоджинского района проверка исполнения законодательства о защите прав предпринимателей при реализации мероприятий национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" установлено, что администрацией Тоджинского района схема размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района не разработана, меры по ее разработке и утверждению администрацией района не приняты.
Полагая, что данное бездействие администрации Тоджинского района препятствует реализации права хозяйствующих субъектов - субъектов малого и среднего предпринимательства на свободное осуществление торговой деятельности, чем нарушает их права и законные интересы, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев указанное заявление, суд первой инстанции частично удовлетворил заявление прокурора, признав незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" (далее - Федеральный закон N381-ФЗ).
Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (часть 2 статьи 6 Федерального закона от N 381-ФЗ, подпункт 15 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ).
Приказом Министерства экономики Республики Тыва от 14.05.2019 N 64 утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Тыва (далее - Порядок).
Пунктом 1.4 Порядка установлено, что схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления городских и сельских поселений, городского округа, муниципального района, определенным в соответствии с уставом муниципального образования (далее пo тексту Порядка - уполномоченный орган).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка схема разрабатывается уполномоченным органом с учетом требований, установленных разделом 2 настоящего Порядка.
Решением Хурала представителей сельского поселения "Тоора-Хемский" от 30.08.2011 N 16 утвержден Устав сельского поселения ("Тоора-Хемский" Тоджинского района Республики Тыва (далее - Устав).
В соответствии с частью 2 статьи 20 Устава исполнение полномочий администрации сумона, предусмотренных настоящим Уставам, возлагается на администрацию Тоджинского кожууна, в том числе полномочия по созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства на территории сельского поселения "Тоора-Хемский".
Факт отсутствия разработанной и утвержденной администрацией схемы размещения нестационарных торговых объектов на дату проведения прокуратурой проверки и обращения с заявлением о признании бездействия администрации незаконным, подтверждается материалами дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", Приказа Министерства экономики Республики Тыва от 14.05.2019 N 64, статьями 198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что Администрацией Тоджинского кожууна не разрабатывалась и не утверждалась схема размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения "Тоора-Хемский"; схема размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения "Тоора-Хемский" впервые была утверждена лишь постановлением администрации от 10.08.2020 N 228; неисполнение администрацией соответствующей обязанности по своевременной разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории сельского поселения "Тоора-Хемский" к моменту обращения прокуратуры с настоящим заявлением в арбитражный суд явилось препятствием для осуществления предпринимательской деятельности.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции признал наличие оснований для удовлетворения заявленных прокуратурой требований в части признания бездействия по утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории с. Тоора-Хем Тоджинского района Республики Тыва, и отказа в удовлетворении требований в остальной части.
Довод заявителя жалобы о том, что на момент вынесения постановления о привлечении к административной ответственности выявленные нарушения устранены, не свидетельствует о незаконности привлечения к административной ответственности.
Ссылка заявителя жалобы на пропуск прокуратурой срока на обращение с настоящим заявлением, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованная, поскольку рассматриваемое нарушение выявлено прокуратурой в результате получения ответа администрации от 04.06.2020, с заявлением прокуратура обратилась 29.06.2020, т.е. в пределах установленного данной статьей срока.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "18" сентября 2020 года по делу N А69-1448/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-1448/2020
Истец: ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Ответчик: Администрация Муниципального района "Тоджинский кожуун Республики Тыва"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ТОДЖИНСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА