город Ростов-на-Дону |
|
24 ноября 2020 г. |
дело N А32-2062/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бархо В.Ю,
при участии:
от заявителя посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": Шматова Ю.В., по доверенности 09.07.2018;
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края посредством использования системы "Картотека арбитражных дел (онлайн-заседание)": Криницкая В.С., по доверенности от 13.12.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11.09.2020 по делу N А32-2062/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ИНН 4716016979, ОГРН 1024701893336)
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399)
при участии третьего лица - Администрации Краснодарского края (ОГРН 1022301224549, ИНН 2308038402)
о признании незаконным решения, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - заявитель, общество, компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) от 18.10.2019 N 52-42021/19-33-12 об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:01:0000000:1171; 23:01:0000000:1172; 23:13:0902002:106; 23:32:0201002:157; 23:05:0301000:1915; 23:05:0301008:130; 23:05:0403000:776; 23:05:0000000:1273; 23:05:0000000:1274; 23:05:0000000:1275; 23:13:0902000:2091; 23:05:0401000:497; 23:05:0403001:43; 23:05:0403001:44; 23:04:0601009:55; 23:04:0601005:131; 23:32:0301011:446; 23:30:0000000:461 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли энергетики); об обязании департамент в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения в законную силу, подготовить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:01:0000000:1171; 23:01:0000000:1172; 23:13:0902002:106; 23:32:0201002:157; 23:05:0301000:1915; 23:05:0301008:130; 23:05:0403000:776; 23:05:0000000:1273; 23:05:0000000:1274; 23:05:0000000:1275; 23:13:0902000:2091; 23:05:0401000:497; 23:05:0403001:43; 23:05:0403001:44; 23:04:0601009:55; 23:04:0601005:131; 23:32:0301011:446; 23:30:0000000:461 проекты актов о переводе земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, согласовать со всеми заинтересованными лицами и направить в администрацию.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2020 суд признал незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенное в письме от 18.10.2019 N 52-42021/19-33-12, об отказе в переводе земельных участков с кадастровыми номерами 23:01:0000000:1171; 23:01:0000000:1172; 23:13:0902002:106; 23:32:0201002:157; 23:05:0301000:1915; 23:05:0301008:130; 23:05:0403000:776; 23:05:0000000:1273; 23:05:0000000:1274; 23:05:0000000:1275; 23:13:0902000:2091; 23:05:0401000:497; 23:05:0403001:43; 23:05:0403001:44; 23:04:0601009:55; 23:04:0601005:131; 23:32:0301011:446; 23:30:0000000:461 из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения суда по настоящему делу в законную силу, подготовить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:01:0000000:1171; 23:01:0000000:1172; 23:13:0902002:106; 23:32:0201002:157; 23:05:0301000:1915; 23:05:0301008:130; 23:05:0403000:776; 23:05:0000000:1273; 23:05:0000000:1274; 23:05:0000000:1275; 23:13:0902000:2091; 23:05:0401000:497; 23:05:0403001:43; 23:05:0403001:44; 23:04:0601009:55; 23:04:0601005:131; 23:32:0301011:446; 23:30:0000000:461 проекты актов о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, согласовать указанные акты со всеми заинтересованными лицами и направить в администрацию Краснодарского края. С Департамента имущественных отношений Краснодарского края в пользу ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" взыскано 3 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Краснодарского края обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. Департамент имущественных отношений Краснодарского края в своей апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении требований - отказать, ссылаясь на то, что объекты воздушная линия электропередач "ВЛ 220 кВ "Кубанская - Вышестеблиевская" и воздушная линия электропередач "ВЛ 500 кВ "Кубанская - Тихорецк" являются линейными, и, соответственно, перевод земельных участков необходимо осуществлять на основании пп. 6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 172-ФЗ, при этом, к ходатайству о переводе заявителем не приложен проект рекультивации. Таким образом, наличие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий и является ограничением для перевода земельного участка из одной категорию в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Департамент также ссылается на то, что по информации Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 23.09.2019 N 202-03.2-14-28601/19 земельные участки с кадастровыми номерами 23:05:0301000:1915, 23:05:0000000:1275 расположены в границах зоны экстенсивного природопользования особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный зоологический заказник "Ново-Березанский". Кадастровая стоимость земельных участков превышает средний уровень кадастровой стоимости по соответствующему муниципальному району, что также является ограничением для перевода земельного участка из одной категорию в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Представитель департамента в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества и департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 23:01:0000000:1171; 23:01:0000000:1172; 23:13:0902002:106; 23:32:0201002:157; 23:05:0301000:1915; 23:05:0301008:130; 23:05:0403000:776; 23:05:0000000:1273; 23:05:0000000:1274; 23:05:0000000:1275; 23:13:0902000:2091; 23:05:0401000:497; 23:05:0403001:43; 23:05:0403001:44; 23:04:0601009:55; 23:04:0601005:131; 23:32:0301011:446, относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
На перечисленных земельных участках (кроме земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:461) размещен объект недвижимого имущества - воздушная линия электропередачи "ВЛ 500 кВ Кубанская - Тихорецк", принадлежащий компании на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 22.08.2013 N 23-23-01/508/2013-091 и выдано свидетельство о праве собственности от 13.09.2013 серии 23-АМ N 087389.
Строительство названного объекта производилось в рамках инвестиционного проекта по титулу "ВЛ 500 кВ Тихорецк - Крымская с ПС 500 кВ Крымская". Согласно разрешению от 20.12.2012 N RU23-88 данный объект введен в эксплуатацию.
На земельном участке с кадастровым номером 23:30:0000000:461 размещен объект недвижимого имущества - воздушная линия электропередачи "ВЛ 220 кВ "Кубанская - Вышестеблиевская", принадлежащий компании на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись от 13.12.2012 N 23-23-01/391/2012-615 и выдано свидетельство о праве собственности от 19.09.2013 серии 23-АЛ N 988258. Согласно разрешению от 20.12.2011 ЖШ23-62 данный объект введен в эксплуатацию.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ, истец 23.08.2019 обратился в адрес администрации с ходатайствами о переводе рассматриваемых земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики с приложением: выписки из Единого государственного реестра недвижимости в отношении указанных земельных участков; согласия правообладателя; нотариально заверенных копий доверенности представителя; паспорта; устава; свидетельств о государственной регистрации права; свидетельства о внесении в ЕГРЮЛ записи о юридическом лице; свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе.
Решением, изложенным в письме от 18.10.2019 N 52-42021/19-33-12, департамент, действующий по поручению администрации, отказал обществу в переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики. Отказ мотивирован тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 23:05:0301000:1915 и 23:05:0000000:1275 расположены в границах зоны экстенсивного природопользования особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного зоологического заказника "Ново-Березанский", границы и режим которого утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2013 N 413. Кроме того, пунктом 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ предусмотрено обоснование перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в исключительном случае, связанном со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов.
Ссылаясь на незаконность решения департамента, оформленного письмом от 18.10.2019 N 52-42021/19-33-12, компания оспорила его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Кодекса организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Основанием для удовлетворения таких требований является наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение им прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 4 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Кодекса).
В статье 7 Земельного кодекса закреплено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности выделены в самостоятельные категории земель (пункты 1 и 3 части 1 статьи 7).
Из пункта 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) следует, что перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в другую категорию осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач (пункт 1 статьи 87 Земельного кодекса).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона 172-ФЗ, в которой в том числе, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства (часть 1). Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации (пункт 1 части 2 приведенной статьи).
Частью 3 статьи 2 Закона N 172-ФЗ предусмотрено, что в ходатайстве заинтересованным лицом указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы (для заявителей - юридических лиц): выписка из ЕГРЮЛ; выписка из ЕГРН на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить; заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка (часть 4 статьи 2 Закона N 172-ФЗ).
Ходатайство направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на его рассмотрение (часть 1 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
По результатам рассмотрения ходатайства уполномоченным органом принимается акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, который может быть обжалован в суд (части 4, 8 статьи 3 Закона N 172-ФЗ).
Общие основания отказа в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую закреплены в статье 4 Закона N 172-ФЗ, особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию - в статье 7 Закона N 172-ФЗ.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ перечислены исключительные случаи, в которых допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, один из которых связан с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов (за исключением размещения на землях, указанных в части 2 статьи 7).
Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую изложены в статье 4 Закона N 172-ФЗ. Перевод земель не допускается в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Статьей 4 Закона N 532-КЗ на администрацию как высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края возложены полномочия по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, а также по установлению содержания ходатайства и состава прилагаемых к нему документов.
Пунктом 3.19 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации от 23.04.2007 N 345, департамент наделен функциями по подготовке и представлению в администрацию предложений о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, по отказу в таком переводе и по отказу в рассмотрении соответствующего ходатайства заинтересованного лица.
Оспариваемый отказ департамента мотивирован тем, что общество неверно указало основание перевода (вместо подпункта 4 пункта статьи 7 закона N 172-ФЗ следовало указать подпункт 6 пункта 1 названной статьи Закона), а также на отсутствие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации.
Довод департамента о том, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных со строительством линий электропередачи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку судом первой инстанции верно установлено, что в статье 7 Закона N 172-ФЗ указаны исключительные случаи перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию:
1) консервация земель;
2) создание особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) установление или изменение черты населенных пунктов;
4) размещение промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
5) включение непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) строительство дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) выполнение международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) добыча полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Указанный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
При этом, не является основополагающим фактором наличие на испрашиваемом земельном участке линейного объекта или промышленного, так как для обоих видов объектов действующим законодательством предусмотрен перевод в земли промышленности.
Статьей 4 ФЗ N 172 установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую: в случае установления ограничения перевода земель либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае оснований для отказа в переводе спорных земельных участков из одной категории в другую не имелось: законодательством не установлен запрет на перевод спорных земельных участков в другую категорию; федеральным законом не предусмотрено проведение экологической экспертизы; испрашиваемое заявителем целевое назначение земельных участков не противоречит утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории.
Несоответствие указанного в ходатайстве основания перевода техническим характеристикам объекта (в отсутствие необходимости предоставления проекта рекультивации), отсутствие указания на подвид категории земель, не являются основаниями для отказа в переводе.
Из материалов дела следует, что реализация инвестиционного проекта строительства линейного объекта электросетевого хозяйства согласована Департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 05.08.2009 N 71-2491/09.03.1, а также департаментом (заключение от 05.08.2009 N 52-11889/09-33.19).
Объекты энергоснабжения компании "ВЛ 500 кВ Кубанская - Тихорецк" и "ВЛ 220 кВ "Кубанская - Вышестеблиевская", принадлежащие заявителю на праве собственности, введены в эксплуатацию (разрешения от 20.12.2011 N RU23-62, от 20.12.2012 N RU23-88).
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
Из указанного следует, что разрешение на ввод в эксплуатацию является документом, завершающим процедуру легализации вновь созданного путем нового строительства или реконструкции существующего объекта капитального строительства.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что спорные объекты легализованы обществом в установленном порядке и не являются строящимися.
В соответствии с требованиями подпункта 6 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий является обязательным документом для перевода земель из категории земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, только в случае строительства линейного сооружения.
В данном случае объекты, расположенные на спорных земельных участках, возведены и легализованы еще до обращения заявителя с соответствующим ходатайством в администрацию.
Таким образом, у общества не мог быть запрошен проект рекультивации земель, поскольку заявитель не ходатайствовал об осуществлении перевода земельных участков из одной категории в другую по основанию начала строительства объекта, а испрашивал перевод именно в целях эксплуатации объекта.
Несоответствие указанного в ходатайстве основания перевода техническим характеристикам объектов (в отсутствие необходимости предоставления проекта рекультивации) не являются основаниями для отказа в переводе земельных участков, указанными в статье 4 Закона N 172-ФЗ.
Указанные обстоятельства должны были учитываться при решении уполномоченным органом вопроса о возможности принятия ходатайства к рассмотрению, либо отказа в его принятии (части 2 и 3 статьи 3 Закона N 172-ФЗ). Однако, ходатайство общества не признано не подлежащим рассмотрению, а рассмотрено по существу и по нему принято оспариваемое решение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что по информации Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 23.09.2019 N 202-03.2-14-28601/19 земельные участки с кадастровыми номерами 23:05:0301000:1915, 23:05:0000000:1275 расположены в границах зоны экстенсивного природопользования особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный зоологический заказник "Ново-Березанский"; что кадастровая стоимость земельных участков превышает средний уровень кадастровой стоимости по соответствующему муниципальному району, что также является ограничением для перевода земельного участка из одной категорию в другую в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", отклоняются апелляционным судом.
Границы и режим государственного природного зоологического заказника "Ново-Березанский" утверждены постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2013 N 413 после завершения строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимого имущества ВЛ 500 кВ "Кубанская - Тихорецк". Кроме того, собственно указанное обстоятельство не является основанием отказа в переводе земельных участков из одной категории в другую.
В соответствии с положительным заключением государственной экспертизы от 12.03.2008 N 148-08/ГГЭ-5224/02 по объекту капитального строительства "ВЛ 500 кВ Тихорецк-Крымская с ПС 500 кВ Крымская" по принятым решениям и природоохранным мероприятиям проект соответствует экологическим требованиям, обеспечивает допустимый уровень воздействия на окружающую среду.
Согласно п. 3.17. Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Ново-Березанский", на территории заказника хозяйственная деятельность осуществляется с соблюдением настоящего Положения и Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 997 (далее - требования).
Разделом VII Требований предусмотрено строительство и эксплуатация линий связи и электропередачи.
Таким образом, в зоне экстенсивного природопользования государственного зоологического заказника регионального значения "Ново-Березанский", согласно Положению о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Ново-Березанский", утвержденному постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29.04.2013 N 413, разрешено размещение и эксплуатация линий электропередачи.
Незначительное превышение удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков относительно среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району в настоящем случае не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления общества, поскольку отсутствуют иные варианты использования земельных участков из других категорий земель для размещения ВЛ 500 кВ, что подтверждается схемой территориального планирования РФ в области энергетики, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 01.08.2016 N 1634-р. Отсутствие иных вариантов использования земельных участков из других категорий земель для размещения ВЛ 200 кВ подтверждается актом выбора трассы (земельного участка), утвержденного постановлением главы муниципального образования Темрюкский район от 03.07.2008 N 1909. В настоящем случае удельный показатель кадастровой стоимости спорных земельных участков не превышает на пятьдесят процентов средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворено требование общества о признании незаконным решения департамента от 18.10.2019 N 52-42021/19-33-12 об отказе обществу в переводе земельных участков из одной категории в другую как несоответствующего положениям статьи 4 Закона N 172-ФЗ.
Департамент в силу пункта 3.19 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации края от 23.04.2007 N 345, обладает функциями по подготовке в установленном законодательством порядке и представлению в администрацию края предложений о переводе земельных участков из одной категории в другую, по отказу в рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и отказу в переводе земельных участков из одной категории в другую наделен департамент.
С учетом изложенного результатом рассмотрения ходатайства департаментом является: подготовка соответствующего проекта акта о переводе (проект распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края); отказ в рассмотрении ходатайства о переводе; отказ в переводе.
Согласно пункту 5.2.9 Положения о департаменте, утвержденного постановлением главы администрации края от 23.04.2007 N 345, департамент вносит в установленном порядке на рассмотрение главы администрации (губернатора) Краснодарского края проекты законодательных и иных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию департамента.
Ввиду признания судом незаконным отказа департамента от 18.10.2019 N 52-42021/19-33-12, учитывая полномочия департамента, суд первой инстанции пришёл к верному выводу об обязании департамента в срок, не превышающий тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу, подготовить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:01:0000000:1171; 23:01:0000000:1172; 23:13:0902002:106; 23:32:0201002:157; 23:05:0301000:1915; 23:05:0301008:130; 23:05:0403000:776; 23:05:0000000:1273; 23:05:0000000:1274; 23:05:0000000:1275; 23:13:0902000:2091; 23:05:0401000:497; 23:05:0403001:43; 23:05:0403001:44; 23:04:0601009:55; 23:04:0601005:131; 23:32:0301011:446; 23:30:0000000:461 проекты актов о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.09.2020 по делу N А32-2062/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-2062/2020
Истец: ПАО "Федеральная сетвая компания единой энергетической системы" филиал "Федеральная сетвая компания единой энергетической системы" в лице филиала "ФСК ЕЭС" МЭС Юга, ПАО "Федеральная сетвая компания единой энергетической системы" филиал "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" в лице филиала "ФСК ЕЭС" МЭС Юга, ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация КК, Администрация Краснодарского края