г. Санкт-Петербург |
|
25 ноября 2020 г. |
Дело N А56-17641/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от истца: Малиновская А.А. по доверенности от 23.12.2019
от ответчика: Щелчкова А.Б. по доверенности от 20.01.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24274/2020) ПАО "Звезда" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2020 по делу N А56-17641/2020, принятое
по иску ПАО "Звезда"
к ООО "НТЦ "Редуктор"
о взыскании
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Звезда" (ОГРН: 1037825005085, адрес: 192012, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 123; далее - ПАО "Звезда", истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-технологический центр "Редуктор" (ОГРН: 1167847161998, адрес: 192019, Санкт-Петербург, ул. Фаянсовая, д. 22, лит. И; далее - ООО "НТЦ "Редуктор", ответчик) о взыскании 3 754 722 руб. 15 коп., убытков, возникших в связи с выявлением брака по договору от 26.01.2016 N 12002S.
ООО "НТЦ "Редуктор" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ПАО "Звезда" о взыскании 5 876 006 руб. 40 коп. задолженности по договору от 26.01.2016 N 12002S в рамках дела N А56-19593/2020.
Определением от 23.06.2020 суд первой инстанции объединил дела N А56-19593/2020 и N А56-17641/2020 в одно производство, делу присвоен N А56-17641/2020.
Решением от 29.07.2020 суд первой инстанции исковые требования ПАО "Звезда" о взыскании 3 754 722 руб. 15 коп. убытков оставил без удовлетворения; взыскал с ПАО "Звезда" в пользу ООО "НТЦ "Редуктор" 5 876 006 руб. 40 коп. задолженности, 52 380 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Звезда" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части удовлетворения требований ООО "НТЦ "Редуктор". В обоснование апелляционной жалобы Заказчик указывает на то, что оплата по Договору должна производиться только после отгрузки всего количества продукции, указанного в спецификациях.
В судебном заседании представитель ПАО "Звезда" поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ООО "НТЦ "Редуктор" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы сторонами не заявлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 26.01.2016 между ПАО "Звезда" (Заказчик) и ООО "НТЦ "Редуктор" (Поставщик) заключен договор поставки продукции N 12000Sт на основании которого Поставщик обязался изготовить и поставить Заказчику продукцию в соответствии со спецификациями, а Заказчик обязался произвести оплату и принять продукцию. Согласно п.1.1 договора от 26.01.2016 N 12002S продукция, поставляемая по одной спецификации, является партией.
Согласно пункту 2.1 договора от 26.01.2016 N 12002S стоимость партии продукции устанавливается в соответствующих строках спецификации.
Согласно пункту 2.2 договора от 26.01.2016 N 12002S порядок расчетов при поставке партий продукции оговаривается в соответствующих строках спецификации.
Согласно пункту 4.2 договора от 26.01.2016 N 12002S (в редакции протокола разногласий к договору от 15.02.2016) обязательства Поставщика по поставке считаются исполненными, а право собственности на продукцию перешедшем к Заказчику с даты отгрузки товара.
Согласно пункту 4.2 договора от 26.01.2016 N 12002S (в редакции протокола разногласий к договору от 15.02.2016) при поставке на условиях самовывоза датой отгрузки (поставки) считается дата передачи Поставщиком представителю Заказчика.
Согласно пункту 3.2 договора от 26.01.2016 N 12002S (в редакции протокола разногласий к договору от 15.02.2016) приемка продукции по качеству производится при подписании Актов сдачи-приемки выполненных работ; приемка по количеству внутритарных единиц производится на складе Поставщика при передаче продукции уполномоченному представителю Заказчика.
Согласно пункту 3.7 договора от 26.01.2016 N 12002S (в редакции протокола разногласий к договору от 15.02.2016) сдача-приемка выполненных работ производится по месту нахождения Поставщика в г. Санкт-Петербурге, при этом в случае неявки Заказчика к месту проведения сдачи-приемки работ в течение пяти рабочих дней с даты уведомления об окончании работ, подписанные со стороны Поставщика акты сдачи-приемки выполненных работ направляются Заказчику. В случае непредоставления Заказчиком Поставщику мотивированного отказа от подписания актов сдачи-приемки выполненных работ в течение пяти дней с даты их получения, работы по соответствующей спецификации будут считаться принятыми Заказчиком в полном объеме без замечаний, а акты сдачи-приемки выполненных работ, подписанные со стороны Поставщика, будут иметь полную юридическую силу двусторонних актов.
В соответствии с пунктом 3.3 договора от 26.01.2016 N 12002S (в редакции протокола разногласий к договору от 15.02.2016) установлен срок предъявления претензий по скрытым недостаткам, претензий по несоответствию изготовленной Продукции конструкторской документации Заказчика - шестьдесят календарных с даты отгрузки.
Порядок взаимодействия сторон при обнаружении скрытых недостатков установлен в пунктами 3.4-3.7 договора от 26.01.2016 N 12002S.
Согласно пункту 3.4 договора от 26.01.2016 N 12002S вызов представителя Поставщика для составления актов о браке является обязательным.
В соответствии с пунктом 3.6 договора от 26.01.2016 N 12002S Заказчик вправе составить односторонний акт о браке в случае неявки представителя Поставщика для составления данного акта в течение десяти рабочих дней с даты получения извещения о браке, а также в случае письменного отказа Поставщика от составления акта о браке, при этом в случае неявки представителя Поставщика в установленный в Договоре срок, Заказчик в срок не позднее трех рабочих дней с даты составления Заказчиков актов о браке в одностороннем порядке передает данные акты Поставщику.
Согласно условиям спецификации N 5 от 27.12.2016 к договору от 26.01.2016 N 12002S (далее - Спецификация N 5), Поставщик взял на себя обязательства по изготовлению деталей по конструкторской документации Заказчика, из заготовок Заказчика, на общую сумму 29 806 800 руб.
Стороны согласовали следующий порядок оплаты по спецификации N 5: предоплата в размере 50 % от общей суммы спецификации оплачивается в течение 15 банковских дней с даты подписания спецификации последней Стороной. Оставшиеся 50% оплачиваются Заказчиком в течение 15 банковских дней с даты приемки продукции Заказчиком.
Заказчик произвел 50 % предоплату по спецификации N 5 в размере 14 903 400 руб. на основании платежных поручений N 4629 от 16.02.2017, N 5496 от 15.03.2017, N 6756 от 17.04.2017, N 7064 от 24.04.2017.
Поставщик поставил предусмотренную спецификацией N 5 продукцию на общую сумму 26 284 500 руб., что подтверждается накладными N 437 от 26.05.2017, N 527 от 30.06.2017, N 650 от 08.08.2017, N 728 от 01.09.2017, N 828 от 10.10.2017, N 846, N 866 от 23.10.2017, N 888 от 31.10.2017, N 963 от 22.11.2017, N 1017 от 11.12.2017, N 1065 от 22.12.2017, N 58 от 25.01.2018, N 149 от 28.02.2018, N 215 от 30.03.2018, N 376, N 718 от 06.09.2018, N 850 от 25.10.2018, 885 от 08.11.2018, N 918 от 19.11.2018, 936 от 23.11.2018.
Факт поставки данной продукции Заказчиком не оспаривается.
Приемка качества изготовленных деталей произведена Заказчиком по актам сдачи-приемки выполненных работ N 437 от 26.05.2017, N 527 от 30.06.2017, N 650 от 08.08.2017, N 728 от 01.09.2017, N 828 от 10.10.2017, N 846 от 16.10.2017, N 866 от 23.10.2017, N 888 от 31.10.2017, N 963 от 22.11.2017, N1017 от 11.12.2017, N 1065 от 22.12.2017, N 58 от 25.01.2018, N 149 от 28.02.2018, N 215 от 30.03.2018, N 376 от 18.05.2018, N 718 от 06.09.2018, N 850 от 25.10.2018, N885 от 08.11.2018, N918 от 19.11.2018, 936 от 23.11.2018.
Заказчик произвел частичное погашение долга по окончательному расчету по поставленной Поставщиком по спецификации N 5 продукции в размере 9 114 713 руб., на основании платежных поручений N 10692 от 26.07.2017, N 16932 от 21.02.2018, N 19678 от 28.06.2018, N 19768 от 04.07.2018, N 2080 от 05.07.2018, N 22111 от 07.11.2018.
При этом доплата до полной стоимости поставленной продукции истцом не была произведена.
Истец выявил брак в изделиях "Фланец, чертеж 2035.59.044", в количестве четырех штук, - изготовленных по спецификации N 5, полученных истцом по накладной N 846 от 16.10.2017, после чего истцом составлен акт о браке N 164 от 07.05.2018, а также акт о приемке продукции по качеству N 366 от 08.07.2019.
Согласно условиям спецификации N 7 от 02.03.2017 к договору от 26.01.2016 N 12002S (далее - Спецификация N 7), Поставщик взял на себя обязательства по изготовлению деталей по конструкторской документации Заказчика, из заготовок Поставщика, на общую сумму 519 200 руб.
Стороны согласовали следующий порядок оплаты по спецификации N 7: предоплата в размере 70 % от общей суммы Спецификации оплачивается в течение 15 банковских дней с даты подписания Спецификации последней Стороной. Оставшиеся 30 % оплачиваются Заказчиком в течение 15 банковских дней с даты приемки продукции Заказчиком.
Заказчик произвел 70 % предоплату по спецификации N 7 в размере 363 440 руб. по платежному поручению N 8090 от 18.05.2017.
Поставщик произвел в адрес Заказчика отгрузку продукции по спецификации N 7 на общую сумму в размере 519 200 руб., что подтверждается накладными N 848 от 16.10.2017, N 1064 от 22.12.2017.
Приемка качества изготовленных деталей произведена Заказчиком по актам сдачи-приемки выполненных работ N 848 от 16.10.2017, N 1064 от 22.12.2017.
Факт поставки данной продукции истцом не оспаривается, претензий по качеству продукции истцом предъявлено не было.
Несмотря на то, что Поставщик произвел поставку по спецификации N 7 в полном объеме, доплата до полной стоимости поставленной продукции истцом не была произведена.
Согласно условиям спецификации N 8 от 07.07.2017 к Договору от 26.01.2016 N 12002S (далее - Спецификация N 8) Поставщик взял на себя обязательства по изготовлению деталей по конструкторской документации Заказчика из заготовок Заказчика на общую сумму 9 880 140 руб.
Стороны согласовали следующий порядок оплаты по спецификации N 8: предоплата в размере 50 % от общей суммы Спецификации оплачивается в течение 15 банковских дней с даты подписания Спецификации последней Стороной. Оставшиеся 50 % оплачиваются Заказчиком в течение 15 банковских дней с даты приемки продукции Заказчиком.
Заказчик произвел 50 % предоплату по Спецификации N 8 в размере 4 940 070 руб. на основании платежного поручения N 13692 от 16.10.2017.
Поставщик произвел в адрес Заказчика отгрузку продукции по спецификации N 8 на общую сумму 2 217 220 руб., включая НДС, что подтверждается накладными N 216 от 30.03.2018, N 347 от 10.05.2018, N 377 от 18.05.2018, N 455 от 09.06.2018.
Приемка качества изготовленных деталей произведена истцом по актам сдачи-приемки выполненных работ N 216 от 30.03.2018, N 347 от 10.05.2018, N 377 от 18.05.2018, N 455 от 09.06.2018.
Заказчик произвел частичное погашение долга по окончательному расчету по поставленной поставщиком продукции по спецификации N 8 в размере 513 300 руб. на основании платежных поручений N 19677 от 28.06.2018, N 22116 от 07.11.2018.
Факт поставки данной продукции истцом не оспаривается, претензий по качеству продукции истцом предъявлено не было.
Доплата до полной стоимости поставленной продукции по Спецификации N 8 истцом не была произведена.
Согласно условиям спецификации N 9 от 07.07.2017 к Договору от 26.01.2016 N 12002S (далее - Спецификация N 9) Поставщик взял на себя обязательства по изготовлению деталей по конструкторской документации Заказчика, из заготовок Заказчика, на общую сумму 6 584 400 руб.
Стороны согласовали следующий порядок оплаты по спецификации N 9: предоплата в размере 50 % от общей суммы Спецификации оплачивается в течение 15 банковских дней с даты подписания Спецификации последней Стороной. Оставшиеся 50 % оплачиваются Заказчиком в течение 15 банковских дней с даты приемки продукции Заказчиком.
Заказчик произвел 50 % предоплату по Спецификации N 9 в размере 3 292 200 руб. на основании платежного поручения N 12624 от 09.10.2017 Поставщик произвел в адрес Заказчика отгрузку продукции по спецификации N 9 на общую сумму 619 500 руб., что подтверждается накладной N 647 от 08.08.2018.
Приемка качества изготовленных деталей была произведена истцом по акту сдачи-приемки выполненных работ N 647 от 08.08.2018.
Факт поставки данной продукции истцом не оспаривается, претензий по качеству продукции истцом предъявлено не было.
Доплата до полной стоимости поставленной продукции по спецификации N 9 истцом не была произведена.
Согласно условиям спецификации N 11 от 16.10.2017 к Договору от 26.01.2016 N 12002S (далее - Спецификация N 11) Поставщик взял на себя обязательства по изготовлению деталей по конструкторской документации Заказчика, из заготовок Заказчика, на общую сумму 4 725 900 руб.
Стороны согласовали следующий порядок оплаты по спецификации N 11: предоплата в размере 50 % от общей суммы Спецификации оплачивается в течение 15 банковских дней с даты подписания Спецификации последней Стороной. Оставшиеся 50% оплачиваются Заказчиком в течение 15 банковских дней с даты приемки продукции Заказчиком.
Заказчик произвел 50 % предоплату по Спецификации N 11 в размере 2 362 950 руб. на основании платежного поручения N 2433 от 01.06.2018.
Поставщик произвел в адрес Заказчика отгрузку продукции по спецификации N 11 на общую сумму 560 500 руб., что подтверждается накладной N 486 от 21.06.2018.
Приемка качества изготовленных деталей произведена истцом по акту сдачи-приемки выполненных работ N 486 от 21.06.2018.
Факт поставки данной продукции истцом не оспаривается, претензий по качеству продукции истцом предъявлено не было.
Доплата до полной стоимости поставленной продукции по спецификации N 11 истцом не была произведена.
Претензиями от 06.11.2018 исх.N 415-18/103 и от 28.01.2020 исх. N 39-20/103 Поставщик потребовал оплатить образовавшуюся задолженность по окончательным суммам по поставленной продукции.
Оставленная без удовлетворения претензия послужила основанием для обращения Поставщика с иском о взыскании задолженности.
Суд первой инстанции исковые требования ООО "НТЦ "Редуктор" удовлетворил в полном объеме.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в обжалуемой части в виду следующего.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
Проанализировав условия Договора в соответствии с требованиями статьи 431 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он является смешанным, содержащим элементы договоров подряда и поставки, в связи с этим правоотношения сторон регулируются нормами глав 30 и 37 ГК РФ.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу пункта 1 статьи 516 ГК РФ покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки.
В силу пункта 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 486 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства. Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь положениями статей 421 и 431 ГК РФ, установили, что согласно условиям заключенного между сторонами договора от 26.01.2016 N 12002S не следует, что оплата за поставленную продукцию производится только после отгрузки всего количества продукции по спецификации.
В обоснование апелляционной жалобы Заказчик указывает на то, что оплата по Договору должна производиться только после отгрузки всего количества продукции, указанного в спецификациях.
Вместе с тем, как правомерно указал суд первой инстанции, факт поставки продукции не в полном объеме не подтверждает просрочку Поставщика по поставке продукции, истцом не заявлено требование о просрочке поставки, в связи с чем приведенное истцом обоснование задержки сроков окончательного расчета по поставленной продукции фактом поставки товара по спецификациям не в полном объеме является неправомерным.
Кроме того, по условиям спорных спецификаций продукция изготавливалась из давальческого сырья Заказчика, поэтому неполный объем поставки по данным спецификациям вызван неполучением Поставщиком от Заказчика заготовок для изготовления продукции, в связи с чем Заказчиком не предъявлялись требования по поставке недостающего количества продукции по указанным выше спецификациям.
При этом недопоставка со стороны Заказчика давальческого сырья для изготовления общего количества продукции по спецификациям не может являться основанием для освобождения Заказчика от обязательств по оплате поставленной и принятой продукции.
В апелляционной жалобе истец считает задолженность Поставщика по Договору как разность между суммой всех оплат и суммой всех отгрузок по Договору.
Однако оплата по каждой спецификации по Договору должна была производиться независимо от оплат по другим спецификациям.
Кроме этого, поскольку приемка продукции по Договору производилась Заказчиком по отдельным отгрузочным документам, а не по всей спецификации в целом, и в каждой спецификации указано, что сумма окончательного расчета определяется как "оставшиеся (не оплаченными) 50 %", то внесенная по спецификациям Заказчиком 50 % предоплата должна засчитываться пропорционально стоимости отгружаемой продукции, при этом доплата до полной стоимости отгруженной продукции должна производиться в оставшейся не оплаченной сумме отгрузки (т.е. в размере 50 % от суммы каждого отгрузочного документа).
Кроме этого, из материалов дела следует, что продукция по спецификации N 7 на общую сумму 519 200 руб., а также по счету N 480/2 от 22.07.2017 на сумму 330 400 руб., и по счету N 6/2 от 11.01.2018 на сумму 495 600 руб. поставлена в адрес Заказчика в полном объеме, при этом окончательный расчет за поставленную продукцию со стороны Заказчика не был произведен.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности истцом факт поставки некачественного товара по Договору, а также виновность и противоправность действий ответчика, поскольку документы, предъявленные истцом в качестве подтверждения брака, выявленного в поставленных изделиях, не могут служить основанием для уменьшения суммы окончательного расчета за поставленную продукцию.
Согласно пункту 3 статьи 487 ГК РФ в случае, когда продавец, получивший сумму предварительной оплаты, не исполняет обязанность по передаче товара в установленный срок (статья 457), покупатель вправе потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы предварительной оплаты за товар, не переданный продавцом.
Вместе с тем, уведомлений о том, что у Заказчика отпала необходимость в поставке продукции, и необходимости произвести возврат суммы аванса, материалы дела также не содержат.
Расчет суммы задолженности истца по оплате поставленной продукции по Договору в размере 5 876 006,40 руб., произведенный ответчиком, проверен судами первой и апелляционной инстанциями и признан верным.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 июля 2020 года по делу N А56-17641/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Звезда" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-17641/2020
Истец: ПАО "Звезда"
Ответчик: ООО "НТЦ "Редуктор"