г. Воронеж |
|
19 ноября 2020 г. |
Дело N А35-181/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Багрянцевой Ю.В.,
при участии:
от закрытого акционерного общества "Заря": Борзенков Р.Э., представитель по доверенности от 16.04.2018, сроком на пять лет, паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Агропромкомплектация-Курск": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются;
от администрации Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения в материалах дела имеются,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромкомплектация-Курск" на решение Арбитражного суда Курской области от 30.06.2020 по делу N А35-181/2019, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропромкомплектация-Курск" к Администрации Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области о признании недействительным постановления Администрации Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области от 14.11.2018 N 50 "Об отмене аукциона по сдаче в аренду земельного участка, расположенного на территории МО "Линецкий сельсовет" Железногорского района Курской области", обязании Администрацию Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, принадлежащего на праве собственности МО "Линецкий сельсовет" Железногорского района Курской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 1 977 838 кв.м, кадастровый номер: 46:06:191202:26, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Курская область, Железногорский район, Линецкий сельсовет, АОЗТ "Россия",
третье лицо: закрытое акционерное общество "Заря",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агропромкомплектация-Курск" (далее - заявитель, ООО "Агропромкомплектация-Курск", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Администрации Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация Линецкого сельсовета) от 14.11.2018 N 50 "Об отмене аукциона по сдаче в аренду земельного участка, расположенного на территории МО "Линецкий сельсовет" Железногорского района Курской области"; об обязании Администрацию Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области провести аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, принадлежащего на праве собственности МО "Линецкий сельсовет" Железногорского района Курской области, из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, площадью 1 977 838 кв.м, кадастровый номер: 46:06:191202:26, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Курская область, Железногорский район, Линецкий сельсовет, АОЗТ "Россия" (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьего лица - закрытого акционерного общества "Заря".
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.06.2020 по делу N А35-181/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Агропромкомплектация-Курск" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что требование Общества об обязании Администрацию Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области провести аукцион на право заключения договора аренды спорного земельного участка не рассматривалось.
Ссылается на то, что Администрация Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области нарушила право Общества, как сельскохозяйственной организации, на доступ к муниципальному ресурсу - спорному земельному участку.
В представленных суду возражениях на апелляционную жалобу акционерное общество "Заря" соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель акционерного общества "Заря" просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Администрация Линецкого сельсовета отзыв в суд апелляционной инстанции не представила, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорила.
Администрация Линецкого сельсовета, ООО "Агропромкомплектация-Курск" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом уведомленных, в порядке ст.ст. 123, 156, 166 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение участника судебного процесса, явившегося в судебное заседание, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Железногорского городского суда Курской области от 26.09.2012, оставленным без изменения апелляционным определением Курского областного суда от 20.12.2012, за Линецким сельсоветом было признано право муниципальной собственности на двадцать девять невостребованных земельных долей (по 6,82 га каждая) в составе земельного участка площадью 25 437 000 кв.м, с кадастровым номером 46:06:000000:158, расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, Линецкий сельсовет, АОЗТ "Россия". Право собственности на доли зарегистрировано 08.04.2013.
13.05.2014 между администрацией Линецкого сельсовета (арендодатель) и ЗАО "Заря" (арендатор) был заключен предварительный договор аренды земельного участка, в соответствии с которым стороны обязались заключить основной договор, по которому арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное владение и пользование земельный участок, образованный из земельного участка с кадастровым номером 46:06:000000:158 и сформированный за счет выдела двадцати девяти земельных долей, площадью 6,82 га каждая, общей площадью 197,78 га, сроком на 25 лет, принадлежащих МО Линецкий сельсовет на основании решения Железногорского городского суда Курской области от 26.09.2012.
24.01.2017 ЗАО "Заря" обратилось к главе администрации с предложением заключить основной договор аренды указанного земельного участка сроком на пять лет со ссылкой на предварительный договор аренды земельного участка.
01.02.2017 между администрацией Линецкого сельсовета (арендодатель) и ЗАО "Заря" (арендатор) был заключен договор N 1 аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель передал, а арендатор принял земельный участок с кадастровым номером 46:06:191202:26, площадью 1977838 кв.м на срок одиннадцать месяцев.
ЗАО "Заря" до истечения срока договора аренды обратилось в Администрацию с предложением о заключении договора аренды на новый срок.
01.12.2017 Администрация отказала ЗАО "Заря" в заключении договора.
16.03.2018 администрацией Линецкого сельсовета было принято постановление N 9 об объявлении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:06:191202:26, площадью 1977838 кв.м, расположенного по адресу: Курская область, Железногорский район, Линецкий сельсовет, АОЗТ "Россия".
20.03.2018 в сети "Интернет" на официальном сайте администрации Линецкого сельсовета опубликовано извещение о проведении торгов N 200318/26056978/02 в форме аукциона о предоставлении в аренду спорного земельного участка. Кроме того, извещение опубликовано в печатном издании "Жизнь района" N 11 от 21.03.2018.
02.04.2018 ООО "Агропромкомплектация-Курск" подало заявку на участие в аукционе. Заявка принята специализированной организацией.
14.11.2018 между администрацией Линецкого сельсовета (арендодатель) и ЗАО "Заря" был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:06:191202:26 сроком на сорок девять лет.
Постановлением от 14.11.2018 N 50 администрация Линецкого сельсовета отменила проведение аукциона, со ссылкой на положения п. 7 части 8 статьи 39.11, п. 31 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.
19.11.2018 ООО "Агропромкомплектация-Курск" получило уведомление N 285 от 16.11.2018 об отмене процедуры аукциона на основании постановления администрации Линецкого сельсовета от 14.11.2018 N 50.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений пунктов 1, 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе, на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В соответствии со статьей 39.2 ЗК РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется положениями Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
В соответствии с пунктом 31 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что администрацией Линецкого сельсовета 16.03.2018 принято постановление N 9 об объявлении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 46:06:191202:26.
Вместе с тем, 14.11.2018 между администрацией Линецкого сельсовета (арендодатель) и ЗАО "Заря" был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:06:191202:26 сроком на сорок девять лет.
14.11.2018 администрация Линецкого сельсовета отменила проведение аукциона, со ссылкой на положения пункта 7 части 8 статьи 39.11, пункта 31 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, о чем было вынесено оспариваемое постановление N 50.
Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 46:06:191202:26 от 14.11.2018, заключенный между администрацией Линецкого сельсовета (арендодатель) и ЗАО "Заря" (арендатор) был оспорен ООО "Агропромкомплектация-Курск".
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2020 по делу N А35-358/2019, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 25.06.2020, ООО "Агропромкомплектация-Курск" было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:06:191202:26 от 14.11.2018.
В рамках дела N А35-358/2019 судами было установлено наличие у ЗАО "Заря" преимущественного права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 46:06:191202:26 без проведения торгов (ЗАО "Заря", как сельскохозяйственная организация, до заключения договора аренды от 14.11.2018 использовало земельный участок с кадастровым номером 46:06:191202:26 (в том числе, до регистрации на него права муниципальной собственности), до истечения шести месяцев с момента публикации 16.12.2016 объявления о возможности приобретения в собственность или аренду спорного земельного участка обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении участка в аренду без проведения торгов), спорный земельный участок был предоставлен в аренду ЗАО "Заря" по договору от 14.11.2018.
Согласно пункту 7 части 8 статьи 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что право аренды спорного земельного участка не могло являться предметом аукциона, в связи с чем законных оснований для принятия администрацией Линецкого сельсовета постановления N 9 от 16.03.2018 об объявлении торгов в форме аукциона на право заключения договора аренды спорного земельного участка не имелось.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Суд области принял во внимание правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации, изложенную в Постановлении N 1424/04 от 6 июля 2004 года по делу N А75-887-А/2003, согласно которой, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Учитывая изложенное, правомерен вывод о том, что оспариваемое постановление Администрации соответствует закону и не нарушает права и законные интересы ООО "Агропромкомплектация-Курск", т.е. отсутствует совокупность обстоятельств, необходимых для удовлетворения требования о признании оспариваемого акта недействительным.
Довод апелляционной жалобы о том, что требование ООО "Агропромкомплектация-Курск" об обязании Администрации Линецкого сельсовета Железногорского района Курской области провести аукцион на право заключения договора аренды спорного земельного участка не рассматривалось подлежит отклонению, поскольку возложение обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя может иметь место в случае признания оспариваемого акта недействительным (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные подателем жалобы в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
Исходя из изложенного, апелляционная инстанция находит, что при принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя.
Так как при обращении с апелляционной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб., в то время как в силу положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса размер государственной пошлины составляет 1500 руб., излишне уплаченная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 30.06.2020 по делу N А35-181/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-181/2019
Истец: ООО "Агропромкомплектация - Курск"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛИНЕЦКОГО СЕЛЬСОВЕТА ЖЕЛЕЗНОГОРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, ЗАО "Заря", ФГБУ Филиал "ФКП Росреестра" по Курской области