город Ростов-на-Дону |
|
12 апреля 2024 г. |
дело N А53-45717/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 апреля 2024 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Глазуновой И.Н.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
индивидуального предпринимателя Белоглазова Анатолия Валерьевича
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 14.02.2024 по делу N А53-45717/2023
по заявлению индивидуального предпринимателя Белоглазова Анатолия
Валерьевича
к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области
об отмене постановления по делу об административном правонарушении,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Белоглазова Анатолия Валерьевича:
представитель (адвокат) Артемов А.В. по доверенности от 18.12.2023,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области: представитель Протасов А.С. по доверенности от 26.12.2023, Симоненко М.В. по доверенности от 09.04.2024,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Белоглазов Анатолий Валерьевич (далее - заявитель, предприниматель, ИП Белоглазов А.В.) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган, Управление Роспотребнадзора) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 435 от 17.10.2023, и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2024 производство по делу в части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении прекращено. В удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Белоглазов А.В. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение суда отменить и принять новый судебный акт.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда о наличии правовых оснований для привлечения ИП Белоглазов А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43, частью 1 статьи 14.3.1, частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
В отношении привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, апеллянт приводит доводы о том, что вывод суда о том, что выявленное нарушение - неправильное сочетание слов на упаковке товара - допущено именно действиями (бездействиями) заявителя противоречит позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 13.11.2017 N 308-АД17-8224 по делу N А53-22089/2016. Согласно данной позиции субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции. Вменяемые в вину заявителю события - нанесение соответствующих слов и словосочетаний - в любом случае возникли помимо воли ИП Белоглазова А.В. на этапе производства товара и никаким образом не являются следствиями его действий.
В отношении привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, апеллянт указывает, что выявленные нарушения заявителем не отрицались. Заявителем принимались исчерпывающие меры по недопущению таких нарушений. Фотографии смонтированного торгового оборудования прилагались к объяснениям ИП Белоглазова А.В. по данному делу. Однако суд, вместо учета и оценки конкретных обстоятельств, указанных заявителем, отказывая в применении норм о малозначительности, сослался лишь на то, что допущенные нарушения создают угрозу здоровью граждан. При том в чем выражается эта угроза по нарушению по части 1 статьи 14.53 КоАП РФ (открытая выкладка), с учетом изложенных заявителем фактических обстоятельств, суд не указал.
В отношении привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ, апеллянт отмечает, что вывод суда о том, что имела место именно демонстрация кальянов как объекта рекламы, с целью привлечения внимания проходящих мимо витрины граждан, не может являться основанием привлечения заявителя к ответственности по части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Роспотребнадзора просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали занимаемые правовые позиции по рассматриваемому спору.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 07.08.2023 N ДГ-П12-9341 и в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 08.08.2023 N 506 в отношении ИП Белоглазова А.В. на основании решения от 06.09.2023 N 100114 проведена внеплановая выездная проверка.
Предметом выездной проверки являлось соблюдение обязательных требований: "TP ТС 035/2014. Технический регламент Таможенного союза. Технический регламент на табачную продукцию", Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".
При осуществлении внеплановых мероприятий по надзору в отношении ИП Белоглазова А.В. по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 180-182 проведена внеплановая выездная проверка требования законодательства в области защиты прав потребителей и в ходе которой и установлено, что нарушаются санитарные нормы и правила - статьи 21 Таможенного союза TP ТС 035/2014 "Технический регламент на табачную продукцию", пункта 1 части 1 статьи 16, частей 4, 5 статьи 19 Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" - выразившиеся в следующем: в отношении ИП Белоглазова А.В.:
- 08.09.2023 с 11:00 до 17:00 в предприятии торговли ИП Белоглазова А.В. по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 180-182:
в обороте (реализация и хранение) находилась табачная продукция - табак для кальяна "ДАРКСАЙД" шот: табак для кальяна "Дарксайд" "Центральный" 30 гр., 5361378, 5361371, 5361375, 03.06.2023 - 37 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" "Столичный Бит", аромат земляника, лайм, клюква 30 гр., 654809, 5614815, 5614803, 13.07.2023 - 32 пачки; табак для кальяна "Дарксайд" Алтайский Трип, аромат хвоя, эвкалипт, фейхоа, 30 гр., 5460282, 19.06.2023, 19:10:04, 546032419:13:40, 19.06.2023, 5460328 - 39 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Волжский Чилл, 30 гр., 5512830 27.06.2023, 5512844 27.06.2023, 5512138 27.06.2023 г 35 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Северный Трип, 30 гр., 5554486, 5554490, 5554983 от 04.07.2023 - 34 пачки; табак для кальяна "Дарксайд" Бурятский Трип, 30 гр., 5283927, 5283928, 5283933 от 20.05.2023 - 30 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Охотский Шейк, 30 гр., 5560670, 5560656, 5560659 от 05.07.2023 - 33 пачки; табак для кальяна "Дарксайд" Окский Чилл, аромат вишня, печенье, крем 30 гр., 5485626, 5485654, 5485637 от 22.06.2023 - 46 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Курильский Вайб, 30 гр.5532172, 5532171, 5532163 от 30.06.2023 - 34 пачки; табак для кальяна "Дарксайд" Саянский Бит, 30 гр., 5544633, 5544627, 5544398 от 02.07.2023 - 30 пачек; табак для кальяна Ленский трип, 30 гр., 5558944, 5558945, 5558940, от 05.07.2023 - 37 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Уральский Чилл, 30 гр., 5589795, 5589787, 5589794 от 09.07.2023 - 36 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Кольский краш, 30 гр., 5533934, 5533938 от 30.06.2023 - 20 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Таежный Трип, аромат лемонграсс, фейхоа, эвкалипт, 30 гр., 5465020, 5465025 от 20.06.2023 - 20 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Южный Вайб, аромат груша, мята и манго, 5566902, 5566958 от 06.07.2023, 05.07.2023 - 38 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Вятский Вайб, 30 гр., 5313870, 5313895, 5313874 от 26.05.2023 30 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Курильский Вайб, 30 гр., 5467943, 5467939, 5467955 от 20.06.2023 - 32 пачки; табак для кальяна "Дарксайд" Ладожский Вейб, 30 гр., 5329159, 20 пачек;
Табак для кальяна "Дарксайд" Амурский панч, 30 гр. - 20 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Азовский шейк, 30 гр., 5523607, 5523613 от 29.06.2023 - 20 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Онежский панч, 30 гр., 5619068 - 10 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Таманский шейк, 30 гр., 5542688, 5542694, 65619065, 56190 69 от 14.07.2023 - 50 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Сибирский шейк, 30 гр., 5351791, 5351788, 5351793 от 01.06.2023 - 56 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Чукотский Вайб, 30 гр., 5332374, 5332347, 5332384 - 30 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Ладожский Вейб, 30 гр., 5329074 - 10 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Крымский Вайб, 30 гр., 5563159, 5563163, 5563167 от 06.07.2023 - 32 пачки; табак для кальяна "Дарксайд" Карельский Панч, аромат Земляника, малина, черника, 30 гр. 5508958, 5508953 от 26.06.2023 - 22 пачки; табак для кальяна "Дарксайд" Камчатский Панч, 30 гр. - 1 пачка; табак для кальяна "Дарксайд" Амурский Панч, 30 гр. - 7 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Таежный Трип лемонграсс, фейхоа, эвкалипт, 30 гр. - 9 пачек; табак для кальяна "Дарксайд" Азовский, 30 гр. - 18 пачек. Всего 888 пачек по 30 гр., изготовитель ООО "Премиум Табако", Россия, Нижегородской область, г. Новгород, ул. Кащенко, 9 помещ. 6; табака для кальяна "Fake" в количестве 24 шт. по 40 грамм (табак для кальяна "Джем из плодов кактуса", дата изготовления 12.04.2023 - 3 банки, "Тропическое желе из фейхоа" дата изготовления 15.04.2023 - 4 банки, "Конфета птичье молоко", дата изготовления 12.04.2023 1 банка, "Сливочное мороженое в вафельном рожке" дата изготовления 16.05.2023 - 2 банки, "Вишневый сок с гранатином" дата изготовления 12.04.2023 - 4 банки, "Тропический шейк", дата изготовления 11.05.2023 - 4 банки, "Клубника в сахарной пудре" дата изготовления 17.05.2023 - 2 банки, "Тропический шейк", дата изготовления 11.05.2023 - 4 банки) изготовитель ООО "Серебро" (г. Омск, ул. Карбышева, 39, пом. 19), с нанесением на потребительскую упаковку надписей, которые создает ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом (пищевой добавкой), лекарственным растением и которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта, лекарственного растения, а также создают ассоциацию табачного изделия с пищевым продуктом и лекарственным растением.
14.09.2023 с 12:20 до 16:20 в предприятиях торговли ИП Белоглазова А.В. по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 180-182:
в магазине "Хука маркет" - допускается стимулирование продажи табачной продукции путем демонстрации на витрине кальянов.
08.09.2023 с 11:00 до 17:00 в предприятиях торговли ИП Белоглазова А.В. по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, д. 180-182:
в магазине "Трубки, сигареты, зажигалки" в торговом зале осуществляется реализация табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции с выкладкой и демонстрацией в прозрачных торговых витринах, отсутствует перечень продаваемой табачной продукции и никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции.
09.10.2023 по факту выявленных нарушений административным органом в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43, части 1 статьи 14.3.1, части 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
17.10.2023 административным органом в отношении предпринимателя принято постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 435, которым ИП Белоглазов А.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43, частью 1 статьи 14.3.1, частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Несогласие с принятым постановлением послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов 1или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" под техническим регламентом (понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12.11.2014 N 107 принят технический регламент Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (TP ТС 035/2014).
Указанный технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к табачной продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также требования к информации (маркировке), наносимой на потребительскую упаковку табачной продукции для обеспечения ее свободного перемещения.
В соответствии с пунктом 1 TP ТС 035/2014 настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей табачной продукции относительно ее назначения и безопасности, и распространяется на табачную продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории Таможенного союза.
В силу статьи 21 TP ТС 035/2014 информация, нанесенная на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), не должна содержать любые термины, описания, знаки, символы или иные обозначения, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия, в том числе такие слова или словосочетания, как "с низким содержанием смол", "легкие", "очень легкие", "мягкие", "экстра", "ультра", слова, знаки и символы, которые создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом (пищевой добавкой) или которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта (пищевой добавки), слова, однокоренные таким словам, аналоги таких слов на иностранных языках, а также аналоги таких слов, транслитерируемые с иностранных языков на государственные языки государств-членов.
Информация, нанесенная на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), не должна содержать изображений пищевых продуктов, лекарственных средств, лекарственных растений, а также слов или словосочетаний, которые прямо или косвенно создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом, лекарственным средством или лекарственным растением.
Допускается использование в составе информации, нанесенной на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), слов или словосочетаний, указывающих на содержание ментола в табачных изделиях, на характер аромата для сигар, сигарилл (сигарит), табака для кальяна, табака курительного тонкорезанного и табака трубочного.
Требования, закрепленные в технических регламентах, являются обязательными и подлежат соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Административным органом и судом первой инстанции верно установлено, что в нарушение указанных норм, в принадлежащем ИП Белоглазову А.В. предприятии торговли в реализации находилась табачная продукция - табак для кальяна с нанесением на потребительскую упаковку надписей, которые создает ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом (пищевой добавкой), и которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта, а также создают ассоциацию табачного изделия с пищевым продуктом.
Такие надписи на потребительской упаковке, как "Джем из плодов кактуса", "Тропическое желе из фейхоа", "лемонграсс, фейхоа, эвкалипт", "Сливочное мороженое в вафельном рожке", "Вишневый сок с гранатином", "Тропический шейк", "Клубника в сахарной пудре" создает ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом. Такие надписи на потребительской упаковке табака для кальяна "Дарксайд" "Столичный Бит", аромат земляника, лайм, клюква, табака для кальяна "Дарксайд" Окский Чилл, аромат вишня, печенье, крем, табака для кальяна "Дарксайд" Южный Вайб, аромат груша, мята и манго создают ложное впечатление о том, что табачное изделие имеет вкус пищевого продукта. Указанное подтверждается фотографиями N N 1,2,3,4,5.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом обстоятельства, в материалы дела предпринимателем не представлено, так же как и не представлено доказательств соблюдения требований технических регламентов.
Предприниматель обязан принять все необходимые меры для того, чтобы вся продукция, находящаяся в обороте, соответствовала государственным стандартам и техническим регламентам, и иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней. Виновные действия заявителя заключаются в непринятии необходимых и достаточных мер по проверке соответствия реализуемой табачной продукции требованиям государственных стандартов, также внешнего вида табачной продукции, ее качества и безопасности.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного суда РФ от 01.04.2019 N 305-ЭС19-2280 и в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2018 по делу N А40-234102/17.
Доводы ИП Белоглазова А.В. о том, что вмененные нарушения требований технического регламента распространяются на производителя, судом первой инстанции обоснованно отклонены, так как объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), в том числе, и продавца, выражающиеся в несоблюдении (нарушении) конкретных требований технических регламентов.
Кроме того, исходя из положения части 1 статьи 36, статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" ответственность за нарушение требований технических регламентов несет не только изготовитель, но также и продавец.
Наличие декларации о соответствии, не свидетельствует о соответствии образца пищевой продукции требованиям TP ТС 035/2014, поскольку независимо от наличия документов, представленных изготовителем о соответствии продукции обязательным требованиям, продавец обязан проводить контроль за соблюдением требований технического регламента, в том числе путем визуального осмотра.
Таким образом, за розничную реализацию табачных изделий, маркировка которых не соответствует требованиям технических регламентов, ответственность несет непосредственно продавец.
ИП Белоглазов А.В. как розничный продавец имел возможность при приемке товара от поставщика проверить соответствие маркировки продукции требованиям действующего законодательства.
На основании статьи 495 ГК РФ продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям к содержанию и способам предоставления такой информации.
Таким образом, действующее законодательство обязывает продавца предоставить потребителю своевременно такую информацию о товаре, которая обеспечивала бы возможность свободного и правильного выбора товара покупателем, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения относительно потребительских свойств и характеристик товара, правил и условий его эффективного использования.
Совершенное заявителем правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, которая заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Установление продавцом несоответствия табачной продукции требованиям технических регламентов, впоследствии не препятствует продавцу предъявить претензии за поставку некачественного товара поставщику с требованием возместить причиненные продавцу убытки.
На представленной в фотоматериалах маркировки товара не имеется слова аромат, а указаны словосочетания "Джем из плодов кактуса", "Тропическое желе из фейхоа", "лемонграсс, фейхоа, эвкалипт", "Сливочное мороженое в вафельном рожке", "Вишневый сок с гранатином", "Тропический шейк", "Клубника в сахарной пудре", что свидетельствует о том, что продукция не соответствует вышеназванному техническому регламенту.
Доводы заявителя о том, что допускается использование в составе информации, нанесенной на потребительскую упаковку (лист-вкладыш), слов или словосочетаний, указывающих на содержание ментола в табачных изделиях, на характер аромата для сигар, сигарилл (сигарит), табака для кальяна, табака курительного тонкорезанного и табака трубочного судом признан обоснованным, однако с учетом наличия части товара не соответствующим указанным требованиям, а именно отсутствие на упаковках слов "аромат" свидетельствует о том, что нарушение имело место быть по части товара и следовательно предприниматель по данной статье привлечен правомерно.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), в том числе, и продавца, выражающиеся в несоблюдении (нарушении) требований технического регламента по товару который не имеет маркировки словами "аромат" и содержит слова, знаки и символы, которые создают ассоциации табачного изделия с пищевым продуктом (пищевой добавкой).
Частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции.
Объектом рассматриваемого деяния выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ заключается в несоблюдении ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, урегулированы Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Закона N 15-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 15-ФЗ граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Закона N 15-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в том числе соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Закона 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 10 указанного закона предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 19 Закона N 15-ФЗ установлен запрет розничной торговли табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции с выкладкой и демонстрацией табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции в торговом объекте.
В силу части 5 статьи 19 Закона N 15-ФЗ информация о табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянах и устройствах для потребленияникотинсодержащей продукции, которые предлагаются для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Демонстрация табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции покупателю в торговом объекте может осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем продаваемой табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции с учетом требований статьи 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одними из основных принципов охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет охраны здоровья детей.
Административным органом и судом первой инстанции верно установлено, что в нарушение указанных норм, в торговом объекте, принадлежащем ИП Белоглазову А.В., осуществляется реализация табачной продукции, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции с выкладкой и демонстрацией в прозрачных торговых витринах, а также при отсутствии перечня указанной продукции. Данный факт подтверждается, в том числе, фотографиями N 6,7,8.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выявленные нарушения заявителем не отрицались и принимались исчерпывающие меры по недопущению таких нарушений, не свидетельствуют об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Доказательства, свидетельствующие о том, что ИП Белоглазовым А.В. предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства в материалы дела не представлены.
Несоблюдение установленных законодательством ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями создает непосредственно угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Частью 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за спонсорство табака или никотинсодержащей продукции либо стимулирование продажи табака, табачной продукции, никотинсодержащей продукции, устройств для потребления никотинсодержащей продукции или кальянов и (или) потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения, связанные с государственным регулированием в сфере реализации табачной продукции.
Объективная сторона правонарушения выражается в спонсорстве табака либо стимулировании продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.3.1 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 2 Закона N 15-ФЗ под спонсорством табака понимается любой вид вклада в любое событие, мероприятие или отдельное лицо, целью, результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака прямо или косвенно.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 15-ФЗ, устанавливающей запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака, в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещаются:
1) реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе: а) распространение табака, табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков; б) применение скидок с цены табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов; в) использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, не являющихся табачными изделиями, при производстве таких товаров, а также оптовая и розничная торговля товарами, которые не являются табачными изделиями, но на которых использован товарный знак, служащий для индивидуализации табачных изделий; г) использование и имитация табачного изделия при производстве других видов товаров, не являющихся табачными изделиями, при оптовой и розничной торговле такими товарами; д) демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака; е) организация и проведение мероприятий (в том числе лотерей, конкурсов, игр), условием участия в которых является приобретение табачных изделий; ж) организация и проведение культурных, физкультурных, спортивных и других массовых мероприятий, целью, результатом или вероятным результатом которых является прямое или косвенное побуждение к приобретению табачных изделий и (или) потреблению табака (в том числе организация и проведение массовых мероприятий, в которых табачные изделия установлены в качестве призов); з) использование фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, а также коммерческих обозначений, принадлежащих табачным организациям, при организации и осуществлении благотворительной деятельности;
2) спонсорство табака.
Согласно Федеральному закону от 24.04.2008 N 51-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака" Российская Федерация присоединилась к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака от 21.05.2003, в которой определено, что под стимулированием продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака подразумевается любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действие с целью, результатом или вероятным результатом которых является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.
Спонсорство заключается в предоставлении финансовой или иной поддержки индивидуальным предпринимателям и юридически лицам, осуществляющим торговлю табаком и табачными изделиями, с целью повышения уровня продаж, а соответственно, и объемов прибыли.
Доводы заявителя о том, что им не совершены действия, указанные в подпунктах "а-з" части 1 статьи 16 Закона N 15, в связи с чем в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ судом первой инстанции признан несостоятельным на основании следующего.
Список действий, подпадающих под запрет, установленный частью 1 статьи 16 Закона N 15 не является исчерпывающим. Действия, определенные подпунктами "а-з" части 1 статьи 16 указанного закона, являются лишь уточняющими.
Под стимулированием понимается осуществление каких-либо действий, которые ведут за собой заинтересованность граждан в употреблении табачных изделий.
Довод заявителя о том, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ ввиду того, что кальяны не являются табачной продукцией является несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
Так, согласно диспозиции части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ в перечень товаров, стимулирование которых запрещено включены, в том числе, кальяны и табак для кальянов. Запрет, установленный частью 1 статьи 16 Закона N 15, также распространяется на кальяны.
Демонстрация кальянов на прозрачной витрине вызывает у потребителя интерес к указанному товару и в последующем увеличивает спрос на указанный товар.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, поскольку в данном случае имело место именно демонстрация кальянов как объекта рекламы, с целью привлечения внимания проходящих мимо витрины граждан, при том, что открытая выкладка товара запрещена, суд считает, что административным органом правомерно квалифицированы действия предпринимателя по части 1 статьи 14.3.1. КоАП РФ.
Таким образом, действия ИП Белоглазова А.В. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, части 1 статьи 14.3.1 КоАП РФ и части 1 статьи 14.53 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов индивидуального предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции не выявлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, за совершение указанных выше правонарушений на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ с учетом конкретных обстоятельств правонарушения, пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ. Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Допущенные предпринимателем правонарушения посягают на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, а также на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав граждан-потребителей, для защиты которых законодатель устанавливает дополнительные меры государственной и общественной защиты, и, следовательно, несет существенную угрозу охраняемым правоотношениям. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению установленной законом обязанности по соблюдению требований Технического регламента.
Основания для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, отсутствуют.
Также в связи с наличием угрозы здоровью граждан отсутствуют основания для замены штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей назначено в соответствии с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ, с учетом части 3 статьи 4.4 КоАП РФ.
В части требований о прекращении производства по административному делу в связи с отсутствием состава правонарушения и малозначительностью суд первой инстанции пришел к выводу, что производство по делу в арбитражном суде следует прекратить ввиду следующего.
Как указано в пункте 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27.01.03 в силу части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о привлечении к административной ответственности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, а также дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными в его главе 25 и федеральном законе об административных правонарушениях. Судам при рассмотрении дел, отнесенных Кодексом к их подведомственности, необходимо учитывать, что в тех случаях, когда положения главы 25 и иные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо устанавливают конкретные правила осуществления судопроизводства, именно они должны применяться судами.
Поскольку вопрос о содержании решения суда предусмотрен статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которая не предусматривает возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении, положения пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не применяются арбитражными судами в силу обязательных для суда указаний Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Ввиду того, что рассмотрение требований о прекращении производства об административном правонарушении не предусмотрено арбитражным процессуальным законодательством, производство по делу в арбитражном суде судом первой инстанции прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены решения суда от 14.02.2024 и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая выводы суда, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.02.2024 по делу N А53-45717/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-45717/2023
Истец: Белоглазов Анатолий Валерьевич, ИП Белоглазов Анатолий Валерьевич
Ответчик: Заместитель руководителя Управления Роспотребнадзора по Ростовской области-заместитель главного государственного санитарного врача по РО Ерганова Е.Г., УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ