г. Челябинск |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А76-2903/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Скобелкина А.П., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод", акционергого общества "Стил Трейд Компани" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2020 по делу N А76-2903/2020.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод" - Менщиков Д.Г. (паспорт, доверенность N 54 от 27.11.2019, диплом);
Администрации Златоустовского городского округа - Батищев И.В. (паспорт, доверенность N 8406/АДМ от 26.12.2019, диплом).
Общество с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод" (далее - заявитель, ООО "ЗМЗ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Администрации Златоустовского городского округа (далее - ответчик, Администрация) о признании недействительным:
- Приложения к постановлению от 13.04.2018 N 167-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 20.03.2013 N 92-П "Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года и присвоений статуса единой теплоснабжающей организации на территории Златоустовского городского округа",
- Приложения N 1 к постановлению от 09.12.2019 N 478-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 20.03.2013 N 92-П "Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года и присвоений статуса единой теплоснабжающей организации на территории Златоустовского городского округа" в части наделения МУП "Коммунальные сети ЗГО" статусом единой теплоснабжающей организации на базе ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго" (с учетом уточнения требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АП КРФ)).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО "ЗЭМЗ", ООО "ЗЭМЗ-Энерго", временный управляющий АО "ЗЭМЗ" Касимовский Н.В., временный управляющий ООО "ЗЭМЗ-Энерго" Сергеев С.М., АО "Стил Трейд Компани", МУП "Коммунальные сети ЗГО" (т. 1, л.д. 4-5), Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство, т. 4, л.д. 119-120).
Решением суда первой инстанции от 25.06.2020 (резолютивная часть решения объявлена 17.06.2020) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "ЗМЗ" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, удовлетворив требования общества в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы, податель жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не учтены следующие обстоятельства: принимая решение о наделении полномочиями МУП "Коммунальные сети ЗГО" единой теплоснабжающей компанией на базе котельной ОООО ЗЭМСЗ - Энерго", ссылаясь на протокол публичных слушаний 09.04.2018, Администрацией не доказано наличие у МУП "Коммунальные сети ЗГО" наибольшей тепловой емкости в границах зоны действия системы теплоснабжения N 10; на территории завода (части зоны деятельности N 10) тепловые сети на праве собственности или ином законном основании у МУП "Коммунальные сети" не имеется; исходя из утвержденной схемы теплоснабжения МУП "Коммунальные сети ЗГО" физически не может осуществлять технологическое подключение, поскольку тепловых сетей в зоне деятельности N 10 не имеет и не может заниматься поставкой тепловой энергии; существование сговора и злоупотребление правом со стороны ответчика, МУП Коммунальные сети ЗГО и ООО "ЗЭМЗ-Энерго", направлены на получение необоснованной выгоды для муниципального предприятия Администрации.
Указанные обстоятельства, по мнению подателя жалобы, не защищают покупателя тепловой энергии от возможного причинения убытков в результате возникновения аварийной ситуации на сетях.
Апеллянт отмечает, что утвержденная схема теплоснабжения в оспариваемой части противоречит пункту 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения", в частности требований подпунктов "г", "е".
Так, ранее действующая схема предполагала, что ООО "ЗЭМЗ - Энерго" является теплоснабжающей организацией для завода и передаче тепловой энергии осуществлялась из тепловых сетей, находящихся в аренде у ООО "ЗЭМЗ-Энерго", Министерством утвержден тариф на период с 2019 по 2023 года в размере 996,25 руб. за 1 Гкал, вместе с тем, утвержденная администрацией схема теплоснабжения предоставила право взимать плату за тепловую энергию МЦУП "Коммунальные сети ЗГО" с установленным тарифом на горячую воду 1 529,47 руб. за 1 ГКал с 01.01.2020.
По мнению апеллянта, утвержденная схема теплоснабжения и наделения статусом ЕТО - МУП Коммунальные сети ЗГО в зоне N 10, не отвечает указанным принципам, поскольку позволяет МУП "Коммунальные сети ЗГО" получать денежные средства за 1 Гкал тепловой энергии почти в два больше чем, когда ЕТО было ООО "ЗЭМЗ-Энерго". При этом объекты потребления завода с места не передвигались и не удалялись, присоединенная сеть трубопроводов осталось той же и МУП Коммунальные сети ЗГО не приобрело в собственность или в аренду имущество тепловые сети на обслуживание которых необходимо было бы нести соответствующие затраты.
Также общество указывает, что поскольку указанные действия Администраций ЗГО по утверждению ЕТО - МУП Коммунальные сети ЗГО 2018 году не обеспечивают недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения, суд первой инстанций с учетом положений статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190 "О теплоснабжении" обязан был привлечь ФАС России, в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, для предоставления мнения по существу заявленного требования.
Также с апелляционной жалобой в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд обратилось третье лицо - АО "Стил Трейд Компани", в которой указывая на необоснованность решения суда первой инстанции, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, удовлетворив требования ООО "ЗМЗ". Доводы апелляционной жалобы АО "Стил Трейд Компани" аналогичны доводам, изложенным в апелляционной жалобе ООО "ЗМЗ".
В обоснование оспаривания судебного акта, ООО "Стил Трейд Компании" отмечает, что АО "Стил Трейд Компани" фактически является собственником всего имущества (движимого и недвижимого) на котором работает ООО "Златоустовский металлургический завод", поэтому оспариваемая схема теплоснабжения фактически затрагивает имущественные интересы АО "Стил Трейд Компани" как собственника имущества, обязанного оплачивать коммунальные платежи за отопление.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет.
Представители третьих лиц - акционерного общества "ЗЭМЗ", общества с ограниченной ответственностью "ЗЭМЗ-Энерго", временного управляющего акционерного общества "ЗЭМЗ" Касимовского Н.В., временного управляющего общества с ограниченной ответственностью "ЗЭМЗ-Энерго" Сергеева С.М., общества с ограниченной ответственностью "Стил Трейд Компани", муниципального унитарного предприятия "Коммунальные сети ЗГО", Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в судебное заседание не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие третьих лиц.
До начала судебного разбирательства от Администрации поступило ходатайство о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции.
Ответчик, ссылаясь на выписки из Единого государственного реестра регистрации прав на недвижимое имущество от 24.10.2020 (котельной, паропровода, тепловых сетей), согласно которым собственником имущественного комплекса на момент принятия судом первой инстанции оспариваемого решения являлось общество с ограниченной ответственностью "Плавательный бассейн Сталь" (далее также - ООО "Плавательный бассейн Сталь") на основании договоров купли - продажи от 02.03.2020, полагает, что судом первой инстанции рассмотрено дело без участия лица, чьи права и интересы затронуты принятым решением.
В обоснование ходатайства Администрация указывает, что поскольку ООО "Плавательный бассейн Сталь" является собственником вышеуказанного имущества, используемое для передачи тепловой энергии на объекты потребителей, расположенных на территории производственной площадки, то оно приобретает обязанности оплачивать единой теплоснабжающей организации стоимость фактических потерь тепловой энергии, возникающих в тепловых сетях.
В связи с чем администрация просит суд апелляционной инстанции перейти на рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дел в суде первой инстанции и привлечь к участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, - ООО "Плавательный бассейн "Сталь".
Рассмотрев указанное ходатайство коллегия судей не находит оснований для его удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Институт третьих лиц позволяет в едином судебном разбирательстве осуществлять защиту прав и законных интересов участников разных, но вместе с тем связанных между собой правоотношений. Главная особенность участия в процессе третьих лиц состоит в том, что они помогают истцу или ответчику в защите их интересов, обеспечивая и свою защиту на будущее. Кроме того предусмотренная законом возможность участия в арбитражном процессе третьих лиц представляет собой дополнительную гарантию для защиты прав и законных интересов участников экономического оборота.
Целью участия третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора является предотвращение неблагоприятных последствий для них в будущем, а их интерес в деле носит как процессуальный, так и материально-правовой характер. Процессуальный интерес состоит в стремлении третьих лиц посредством помощи той или иной стороне в деле добиться положительного решения (иного акта) в пользу этой стороны. Вместе с тем для привлечения в процесс эти лица должны иметь ярко выраженный материальный интерес на будущее. После разрешения дела судом у третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, могут возникнуть, измениться или прекратиться материально-правовые отношения с одной из сторон.
Третьи лица, не являясь субъектами спорного материального правоотношения, должны иметь цель участия в деле - отстаивание собственных материально-правовых интересов, на которые судебный акт по делу может определенным образом повлиять. При этом такой материально-правовой интерес должен следовать из наличия материально-правовой связи с тем лицом, на стороне которого третье лицо выступает.
Основанием для вступления в дело третьего лица является, в том числе, возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновения права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязанностью основного спорного правоотношения между стороной и третьим лицом.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" по общему правилу, предусмотренному пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательство не создает прав и обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Стороны обязательства не могут выдвигать в отношении третьих лиц возражения, основанные на обязательстве между собой, равно как и третьи лица не могут выдвигать возражения, вытекающие из обязательства, в котором они не участвуют.
Само по себе наличие у определенного лица заинтересованности в исходе дела не является достаточным основанием для вывода о том, что судебный акт по настоящему делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Как следует из материалов дела, предметом спора является ненормативно-правовой акт Администрации в части наделения МУП "Коммунальные сети ЗГО" статусом единой теплоснабжающей организацией в части зоны N 10. Таким образом, исходя из заявленных требований в предмет доказывания входит установление соответствия или несоответствия оспариваемого акта на момент его принятия требованиям закона и наличие или отсутствие нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из оспариваемого постановления и приложений к нему не следует, на собственников тепловых сетей и котельных в зоне действия N 10 возложена какая-либо обязанность по возмещению тепловых сетей при передаче тепловой энергии по тепловым сетям.
Кроме того, распределение обязанностей по возмещению тепловых потерь не является предметом требований в рассматриваемом деле, и установление собственников имущества, имеющего на территории зоны действия N 10 и вовлеченного в процесс выработки и поставки тепловой энергии на территории производственной площадки, в период рассмотрения дела не входит в круг обстоятельств, которые необходимо установить для разрешения дела по существу и принятия окончательного судебного акта.
Таким образом, в настоящем случае, судебной коллегией не усматривается оснований для привлечения ООО "Плавательный бассейн Сталь" в качестве третьего лица.
В связи с чем суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судом первой инстанции с участием лиц, чьи права и обязанности могли быть затронуты решением по делу и оснований для отмены решения суда первой инстанции в порядке пункта 4 части 4 статьи 270 АПК РФ и перехода к рассмотрению дела в суде апелляционной инстанции по правилам, предусмотренным для рассмотрения дел в суде первой инстанции, не имеется.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением от 13.04.2018 N 167-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 20.03.2013 N 92-П "Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года и присвоений статуса единой теплоснабжающей организации на территории Златоустовского городского округа" в приложении N1 статусом единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО) на базе ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго" наделено МУП "Коммунальные сети ЗГО".
Постановлением от 09.12.2019 N 478-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 20.03.2013 N 92-П "Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года и присвоений статуса единой теплоснабжающей организации на территории Златоустовского городского округа" в приложение N1" статусом ЕТО на базе ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго" наделено МУП "Коммунальные сети ЗГО" (т. 1, л.д. 19-130, т. 2, л.д. 1-120, т. 3, л.д. 124-157).
В связи с чем, 29.11.2019 МУП "Коммунальные сети ЗГО" направило в адрес ООО "ЗМЗ" письмо с проектом договора теплоснабжения со ссылкой на актуализированную схему теплоснабжения (т. 2, л.д. 127-144).
Полагая, что указанные постановления ответчика не соответствуют требованиям действующего законодательства в части наделения статусом ЕТО МУП "Коммунальные сети ЗГО", нарушают права и законные интересы ООО "ЗМЗ", заявитель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции руководствовался выводом о соответствии постановления администрации в оспариваемой части требованиям закона и отсутствии доказательства нарушения прав и законных интересов общества.
Исследовав письменные доказательства по делу, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности должен в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать заявитель.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федеральный закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ).
В силу пункта 11 статьи 2 названного Федерального закона теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Согласно частям 2, 4 статьи 13 Федерального закона N 190-ФЗ потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения. Теплоснабжающие организации самостоятельно производят тепловую энергию (мощность), теплоноситель или заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают тепловую энергию (мощность), теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 данного Федерального закона.
Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения (части 1, 3 статьи 15 Федерального закона N 190-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации.
Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федеральногозакона N 190-ФЗ).
Таким образом, статус теплоснабжающей (единой теплоснабжающей) организации подтверждается совокупностью признаков, необходимых для признания ее таковой.
По смыслу гражданско-правовых норм об энергоснабжении, регулирующих продажу энергии (раздел 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации), организация, владеющая источником теплоты, продает произведенную ею тепловую энергию, а организация, владеющая сетями, продает энергию, приобретенную у генерирующей организации. Соответственно, вправе продавать тепловую энергию владелец элементов системы теплоснабжения.
Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации изложен законодателем в главе 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила организации теплоснабжения).
Согласно пункту 3 Правил организации теплоснабжения статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Совокупное толкование пунктов 5, 7 Правил организации теплоснабжения позволяет сделать вывод о том, что статус единой теплоснабжающей организации может быть присвоен только организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями на территории соответствующего городского поселения.
Пунктами 5 и 6 Правил организации теплоснабжения предусмотрено, что для присвоения организации статуса единой теплоснабжающей организации на территории поселения, городского округа лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, подают в уполномоченный орган в течение 1 месяца с даты опубликования (размещения) в установленном порядке проекта схемы теплоснабжения, а также с даты опубликования (размещения) сообщения, указанного в пункте 17 настоящих Правил, заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности.
Пунктом 11 Правила организации теплоснабжения установлено, что в случае, если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
При этом в пункте 9 Правил организации теплоснабжения указано, что в случае если заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации поданы от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью, и от организации, которая владеет на праве собственности или ином законном основании тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается той организации из указанных, которая имеет наибольший размер собственного капитала. В случае если размеры собственных капиталов этих организаций различаются не более чем на 5 процентов, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, способной в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения. Размер собственного капитала определяется по данным бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату перед подачей заявки на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с отметкой налогового органа о ее принятии.
Согласно пункту 10 Правил организации теплоснабжения способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения определяется наличием у организации технических возможностей и квалифицированного персонала по наладке, мониторингу, диспетчеризации, переключениям и оперативному управлению гидравлическими и температурными режимами системы теплоснабжения и обосновывается в схеме теплоснабжения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на базе источника тепловой энергии ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго", расположенного на территории металлургического завода, существует изолированная система теплоснабжения, которая используется, в том числе для теплоснабжения потребителей северо-западной части города Златоуста (населения и организаций).
На основании распоряжения Комитета от 29.12.2010 N 1010-р за МУП "Коммунальные сети ЗГО" закреплено с 01.01.2011 на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество, согласно приложению N N 1, 2 (т. 3, л.д. 110-122).
Постановлением Администрации от 20.03.2013 N 92-п утверждена схема теплоснабжения Златоустовского городского округа.
Согласно схеме теплоснабжения, ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго" является источником комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в зоне ее деятельности N 11 статусом ЕТО наделено МУП "Коммунальные сети ЗГО".
Указанное Постановление опубликовано в газете "Златоустовский рабочий" 26.03.2013 за N 34, а также в газете "Златоустовский рабочий" 30.04.2013 (спецвыпуск N 1).
В дальнейшем, Постановлением Администрации от 07.12.2017 N 544-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 20.03.2013 N 925-П "Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городско округа на период до 2025 года и присвоении статуса ЕТО на территории Златоустовского городского округа" актуализирована Схема теплоснабжения на 2018 год (т.8, л.д. 101-160).
Согласно разделу 8, в зоне деятельности котельной ООО "ЗЭМЗ-Энерго" статусом ЕТО наделено ООО "ЗЭМЗ-Энерго" (т. 8, л.д. 158-159).
Далее, Постановлением Администрации от 12.01.2018 N 8-П статус ЕТО с ООО "ЗЭМЗ-Энерго" снят на основании отзыва его ранее поданного заявления на присвоение статуса ЕТО (т. 8, л.д. 100).
В связи с чем, в действующую Схему теплоснабжения должны быть внесены соответствующие изменения, в том числе, об изменениях в зонах деятельности единых теплоснабжающих организаций, произошедших за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения, в реестр единых теплоснабжающих организаций.
Соответственно, 05.03.2018 поданы заявки теплоснабжающими организациями города на присвоения статуса ЕТО, в том числе ООО "ЗЭМЗ-Энерго" на зону деятельности N 10 и МУП "Коммунальные сети ЗГО" на зоны деятельности N 2-12 (т. 5, л.д. 105, т. 7, л.д.110-111), а также размещена Схема теплоснабжения на 2019 год на официальном сайте Администрации (т. 7, л.д. 115).
Постановлением Администрации от 06.03.2018 N 101-П назначены и 09.04.2018 проведены публичные слушания по проекту актуализации схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на 2019 год (т. 5, л.д. 106-111, т. 7, л.д. 112-114).
В силу пункта 6 Правил N 808, в случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подана 1 заявка от лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, то статус единой теплоснабжающей организации присваивается указанному лицу. В случае если в отношении одной зоны деятельности единой теплоснабжающей организации подано несколько заявок от лиц, владеющих на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в соответствующей зоне деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается в соответствии с пунктами 7 - 10 настоящих Правил (пункт 6).
Критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:
владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
размер собственного капитала;
способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Для определения указанных критериев органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы местного самоуправления муниципального района (в отношении сельских поселений, расположенных на территории соответствующего муниципального района, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации), органы исполнительной власти городов федерального значения, федеральный орган исполнительной власти при разработке и утверждении схемы теплоснабжения вправе запрашивать у теплоснабжающих и теплосетевых организаций соответствующие сведения (пункт 7 в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемых актов).
В случае если заявка на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации подана организацией, которая владеет на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается данной организации.
Показатели рабочей мощности источников тепловой энергии и емкости тепловых сетей определяются на основании данных схемы (проекта схемы) теплоснабжения поселения, городского округа (пункт 8).
Исходя из указанных норм, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что для наделения теплоснабжающей организации статусом ЕТО необходимо наличие у организации тепловых сетей с наибольшей тепловой емкостью в границах зоны действия системы теплоснабжения, а не на территории одного из потребителей, входящего в зону действия такой системы. Отсутствие у организации тепловых сетей на территории конкретного потребителя при наличии тепловых сетей на всей остальной территории, входящей в зону действия системы теплоснабжения, не препятствует присвоению такой организации статуса ЕТО. В связи с чем доводы жалобы в соответствующей части отклоняются судом апелляционной инстанции.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при рассмотрении поступивших заявок принято решение о наделении статусом 3-х единых теплоснабжающих организаций, одна из которых - МУП "Коммунальные сети ЗГО", как организация, владеющая в соответствующих зонах тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью, при этом Администрацией учтено, что ранее Постановлением Администрации от 12.01.2018 N 8-П статуса ЕТО с ООО "ЗЭМЗ-Энерго" снят на основании отзыва ООО "ЗЭМЗ - Энерго"(т. 8, л.д. 100).
Довод жалобы о том, что ответчиком не доказано наличие у МУП "Коммунальные сети ЗГО" большей тепловой емкости отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено и не оспаривается сторонами, что тепловая энергия в виде пара и горячей воды вырабатывается на мощностях котельной и передается потребителям, расположенным на территории завода и за его пределами, именно в сеть МУП "Коммунальные сети ЗГО" от коллекторов по заводу и далее в город по "лучам".
В связи с чем, в схеме теплоснабжения Златоустовского городского округа не предусмотрено и не предусматривалось определение ЕТО на базе ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго" отдельно для производственной территории металлургического завода и отдельной ЕТО для остальной территории городской застройки, теплоснабжение которой осуществляется с использованием этой же котельной.
Как установлено судом, поскольку на базе ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго" существует единая система теплоснабжения, включающая как территорию производственной площадки ООО "ЗМЗ", так и территорию городской застройки за пределами завода, ЕТО определяется в отношении всей территории, входящей в зону действия котельной. Действующее законодательство не предусматривает возможности определения ЕТО в отношении части системы теплоснабжения.
В связи с чем, статус ЕТО правомерно в указанной зоне деятельности присвоен МУП "Коммунальные сети ЗГО" как единственной организации, владеющей тепловыми сетями в указанной зоне деятельности ЕТО с большей ёмкостью.
Судом установлено, что Постановлением Администрации от 13.04.2018 N 167-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 20.03.2013 N 925-П "Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года и присвоении статуса ЕТО на территории Златоустовского городского округа" актуализирована Схема теплоснабжения на 2019 год (т.4, л.д. 1-64, 125-151, т. 5, л.д. 1-102, 112-126, т. 7, л.д. 116-130).
Фактически все тепловые сети города разделены по признаку балансовой принадлежности на 2 категории:
- МУП "Коммунальные сети ЗГО" обеспечивают теплоснабжение потребителей от котельных: ЗТУ ДТФ филиала ОАО "РЖД", ООО "Теплоэнергетик", ООО "ЗЭМЗ-Энерго", НПП "ТехМикс";
- ООО "Златсеть" обеспечивает теплоснабжение потребителей от ТЭЦ "Златмаш".
При этом емкость тепловых сетей в соответствии с Правилами N 808 - это произведение протяженности всех тепловых сетей, принадлежащих организации на праве собственности или ином законном основании, на средневзвешенную площадь поперечного сечения данных тепловых сетей.
В результате выполнения актуализации схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на 2019 год, теплоснабжающими организациями города поданы заявки на присвоение статуса ЕТО, в том числе, заявка МУП "Коммунальные сети ЗГО" с указанием источника тепловой энергии котельная ООО "ЗЭМЗ-Энерго".
В связи с чем, согласно разделу 8 Приложения к постановлению от 13.04.2018 N 167-П статус ЕТО на территории Златоустовского городского округа в зоне деятельности N 10 котельная ООО "ЗЭМЗ-Энерго" присвоен МУП "Коммунальные сети ЗГО" (т. 3, л.д. 63-64, т. 5, л.д. 101-102).
Вопреки доводам апеллянта, Администрация пришла к обоснованному выводу о том, что из двух рассматриваемых организаций, МУП "Коммунальные сети ЗГО" наиболее отвечает критериям для присвоения статуса единой теплоснабжающей организации в зоне действия N 10.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что Постановление от 13.04.2018 N 167-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 20.03.2013 N 92-П "Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года и присвоений статуса единой теплоснабжающей организации на территории Златоустовского городского округа" в части наделения статусом ЕТО на базе ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго" МУП "Коммунальные сети ЗГО" соответствует нормам действующего законодательства, а также не нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассматривая требования о признании Приложению N 1 к Постановлению N 478-П от 09.12.2019 недействительным в части наделения статусом ЕТО МУП "Коммунальные сети ЗГО" на базе ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ - Энерго", суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Постановлением Администрации от 16.07.2019 N 292-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 26.06.2019 N 266-П "О присвоении статуса ЕТО ООО "Теплоэнергетик", в разделе 3 "Реестр единых теплоснабжающих организаций_" в зоне теплоснабжения N 2 ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго" действует ЕТО МУП "Коммунальные сети ЗГО" (т. 4, л.д. 66-78).
Далее, 23.07.2019 в Администрацию поступило уведомление от АО "ЗЭМЗ" о выводе из эксплуатации имущества котельной, расположенной по адресу ул. Кирова, д. 1 г. Златоусте в связи с нахождением последнего в процедуре банкротства (т. 1, л.д. 108-110, 124-125). В связи с чем, в проект Схемы теплоснабжения должны быть предусмотрены технические решения по замещению действующей котельной.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждению".
В соответствии с пунктом 10 Требований схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации.
В связи с чем, в том числе, на основании заключения и протокола публичных слушаний по проекту актуализации схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на 2020 год от 25.11.2019 (т. 2, л.д. 121-124), Администрацией постановлением от 09.12.2019 N 478-П внесены соответствующие изменения (т. 1, л.д. 19-130, т. 2, л.д. 1-120)
Согласно Приложению N 1 к Постановлению N 478-П от 09.12.2019, проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок действия утвержденного в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генерального плана соответствующего городского округа (пункт 7).
В случае если на дату принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения срок действия генерального плана составляет менее 5 лет либо отсутствует утвержденный в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке генеральный план, то проект схемы теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 10 лет_ (пункт 8)
Схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет.
Актуализация схемы теплоснабжения не осуществляется в случае утверждения генерального плана в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке, изменения срока, на который утвержден генеральный план, либо в случае, если срок действия схемы теплоснабжения (актуализованной схемы теплоснабжения) составляется менее 8 лет. В указанных случаях разрабатывается проект новой схемы теплоснабжения (пункт 12).
Из материалов дела следует, что генеральный план Златоустовского городского округа действует до 2030 года, в связи с чем, в период с 2020-2025 годов отсутствуют основания для разработки новой Схемы теплоснабжения.
Следовательно, утверждённая часть схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период (актуализация на 2020 год) фактически является актуализацией Схемы теплоснабжения и срок его действия должен соответствовать сроку действия базовой версии - 2033.
Между тем, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации за исключением случаев, указанных в пункте 12 настоящего документа. Конечной датой периода, на который разрабатывается (утверждается) проект актуализированной схемы теплоснабжения, является конечная дата периода действия схемы теплоснабжения (пункт 10).
В связи с чем, в проведенной актуализации выполнено уточнение перспективного потребления тепловой энергии по 2033 год, с выделением соответствующих этапов.
Кроме того, проектом Схемы теплоснабжения внесены следующие предложения по реконструкции действующих источников тепловой энергии с комбинированной выработкой тепловой и электрической энергии, в связи с физическим износом оборудования.
Так, установлено судом, ООО "ЗЭМЗ-Энерго" осуществляет теплоснабжение по исторически сложившейся схеме - тепловая энергия в виде пара и горячей воды вырабатывается на мощностях котельной и передает промышленным потребителям, расположенным на территории завода, а также сторонним потребителям в сеть МУП "Коммунальные сети ЗГО".
Кроме того, на котельной установлена турбина с турбогенератором, позволяющая обеспечить электроэнергией потребителей собственных нужд котельной, а также некоторых потребителей АО "ЗЭМЗ".
Котельная ЦЭС АО "ЗЭМЗ", находящаяся в эксплуатации ООО "ЗЭМЗ-Энерго", осуществляет теплоснабжение потребителей завода АО "ЗЭМЗ" паром и горячей водой, а также обеспечивает теплоснабжение Центрального, Металлургического и Северо-Западного районного города (в том числе через бойлерные установки тепловых пунктов N N 1, 2, на которые подается пар).
Теплоснабжение осуществляется от коллекторов по заводу и далее в город по "лучам". Схема выдачи мощности представлена в проекте Схемы теплоснабжения (т. 1, л.д. 118-122).
Как указано судом ранее, фактически на базе источника энергии ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго", расположенного на территории металлургического завода, существует изолированная система теплоснабжения, что отражено в таблице 10.5-1 Приложения N 1 к постановлению от 09.12.2019 N 478-П.
Зоны действия спорной котельной схематично изображены на рис. 10.3-1 в Приложении N 1 к постановлению от 09.12.2019 N 478-П.
При актуализации Схемы теплоснабжения рассмотрен вопрос об изменениях в зонах деятельности единых теплоснабжающих организаций, произошедших за период, предшествующий актуализации схемы теплоснабжения.
Согласно разделу 10.1, в реестр единых теплоснабжающих организаций, содержащий перечень систем теплоснабжения включено, в том числе для зоны N 2 - ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго", эксплуатирующей данный источник - МУП "Коммунальные сети ЗГО" (т. 2, л.д. 87-90).
Обстоятельством, послужившим принятию такого решения, является то, что в зонах теплоснабжения N N 002-013 присутствуют только организации, владеющие источниками теплоснабжения ЗТУ ЮУ ДТВ филиала ОАО "РЖД", ООО "НПП "ТехМикс", МУП "Коммунальные сети ЗГО". Фактически тепловыми сетями владеет единственная организация - МУП "Коммунальные сети ЗГО" (т. 2, л.д. 96-98).
В силу пункта 11 Правил N 808, в случае если организациями не подано ни одной заявки на присвоение статуса единой теплоснабжающей организации, статус единой теплоснабжающей организации присваивается организации, владеющей в соответствующей зоне деятельности источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей тепловой емкостью.
Соответственно, на основании пункта 6-8 Правил N 808 статус ЕТО присвоен МУП "Коммунальные сети ЗГО", поскольку до момента и в период актуализации Схемы теплоснабжения, после ее утверждения, заявок на присвоение статуса ЕТО в зоне N 2 в адрес Администрации не поступало.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, схемы теплотрасс до 01.01.2020 и после 01.01.2020, представленные заявителем (т. 7, л.д. 85-86), тождественны между собой, что свидетельствует о том, что ранее утверждённая схема теплоснабжения не изменена оспариваемыми ненормативными правовыми актами.
Более того, Постановление Администрации от 13.04.2018 N 167-П является действующим, поскольку постановлением Администрации от 09.12.2019 фактически произведена только актуализация ранее утверждённой Схемы теплоснабжения.
Также в материалы дела представлено Приложение N 2 к Постановлению Администрации от 20.03.2013 N 92-П с изменениями от 20.12.2013, согласно которому в зоне деятельности котельная ООО "ЗМЗ-Энерго" МУП "Коммунальные сети ЗГО" наделена статусом ЕТО, в связи с отсутствием иных поступивших заявок на присвоение статуса ЕТО (т. 8, л.д. 37-39).
Доводы жалобы о том, что в условиях неизменности схемы теплоснабжения тарифы на тепловую энергию возросли в два раза, были предметом рассмотрения и оценке в суде первой инстанции и правомерно отклонены как несостоятельные, поскольку тарифы утверждены в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Министерством и не являются действующими тарифами.
Также судом правомерно отмечено, что в рассматриваемом случае факт увеличения тарифов отсутствует, поскольку заявителю подлежит оплата тепловой энергии по тарифам, утвержденным именно для ЕТО МУП "Коммунальные сети ЗГО", а не ООО "ЗЭМЗ-Энерго", не являющимся ЕТО (т. 6, л.д. 83-103, т. 8, л.д. 80-82).
Таким образом, предусмотренная частью 1 статьи 198 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания ненормативного акта недействительным, судом апелляционной инстанции также не установлена.
Исходя из изложенного, Приложение N 1 к Постановлению Администрации от 09.12.2019 N 478-П "О внесении изменений в постановление Администрации от 20.03.2013 N 92-П "Об утверждении схемы теплоснабжения Златоустовского городского округа на период до 2025 года и присвоений статуса единой теплоснабжающей организации на территории Златоустовского городского округа" в части наделения МУП "Коммунальные сети ЗГО" статусом единой теплоснабжающей организации на базе ТЭЦ ООО "ЗЭМЗ-Энерго", также соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы ООО "ЗМЗ".
Довод жалобы ООО "ЗМЗ" о наличии сговора со стороны администрации, МУП Коммунальные сети ЗГО и ООО "ЗЭМЗ-Энерго", направленный на получение необоснованной выгоды для муниципального предприятия Администраций ЗГО проверен судом апелляционной инстанции и отклоняется как несоответствующий установленным по делу обстоятельствам и материалам дела.
Также не принимается довод жалобы ООО "СтилТрейдКомпании" о необходимости привлечении к участию в суде в качестве третьего лица - Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, поскольку оспариваемый судебный акт не затрагивает права и законные интересы антимонопольного орган, последний не наделен полномочиями по решению вопросов по организации теплоснабжения территории и наделению статусом единой теплоснабжающей организации.
Оценивая изложенные в апелляционных жалобах доводы, суд апелляционной инстанции установил, что в них отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленного требования по существу.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционным жалобам относятся на подателей.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.06.2020 по делу N А76-2903/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Златоустовский металлургический завод", акционергого общества "Стил Трейд Компани" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
А.П. Скобелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-2903/2020
Истец: ООО "Златоустовский металлургический завод"
Ответчик: Администрация Златоустовского городского округа
Третье лицо: АО "ЗЭМЗ", АО "СТИЛ ТРЕЙД КОМПАНИ", АО временный управляющий "ЗЭМЗ" Касимовский Николай Владимирович, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, МУП "КОММУНАЛЬНЫЕ СЕТИ" ЗГО, ООО "ЗЭМЗ-ЭНЕРГО", ООО временный управляющеий "ЗЭМЗ-Энерго" Сергеев С.М.
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8918/20
29.06.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3404/20
25.06.2020 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-2903/20
27.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2426/20