г. Санкт-Петербург |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А56-10923/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Денисюк М.И., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24484/2020) ТСЖ "Новатор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2020 г. по делу N А56-10923/2020, принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Новатор"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
3-е лицо: Астрелин А.А.
о признании незаконным и отмене постановления от 13.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N Ю78- 00-03/24-0004-2020 и представления от 13.01.2020 N 78-00-03/26-0004-2020,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Новатор" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Новатор") обратилось в Арбитражный суд города СанктПетербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 13.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N Ю78-00-03/24-0004-2020, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 5 000 руб. и представления от 13.01.2020 N 78-00-03/26-0004-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Астрелин А.А.
Решением суда от 11.08.2020 г. в удовлетворении заявленных ТСЖ "Новатор" требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, ТСЖ "Новатор" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 11.08.2020 г. отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Товариществом требований (мотивированного обоснования апелляционная жалоба не содержит).
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в Управление поступили обращения гр. Астрелина А.А., Астрелиной О.В. (далее - потребители) (от 04.04.2019 вх. N 10323/Ж-2019, от 17.05.2019 вх. N 14454/Ж-2019) в отношении ТСЖ "Новатор", осуществляющего деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: г. Санкт-Петербург, бул. Новаторов, д. 80, корп. 3, лит. А (далее - МКД).
Из материалов обращений Управлением установлено, что ТСЖ "Новатор" предъявило потребителям, являющимся собственниками жилого помещения в данном МКД, счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) за март - апрель 2019 года, не содержащие необходимую информацию о цене оказываемых услуг по статьям "Вывоз ТБО", "Вознаграждение председателю".
Согласно приложенным к обращениям потребителей счетам за ЖКУ за период март - апрель 2019 года ТСЖ "Новатор" указывал плату за услугу по статье "Вывоз ТБО" в размере 4,81 руб., в сумме 407,41 руб., без указания информации о стоимости; по статье "Вознаграждение председателю" в размере 1,19 руб., в сумме 100,79 руб. также без указания информации о стоимости.
На основании изложенного, Управление пришло к выводу о нарушении Товариществом части 1 статьи 8, частей 1, 2 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), выразившемся в непредоставлении необходимой информации о цене оказываемых услуг по статьям "Вывоз ТБО", "Вознаграждение председателя", в связи с чем, в отношении ТСЖ "Новатор" составлен протокол от 31.10.2019 N Ю78-00-03-1353-19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 13.01.2020 по делу об административном правонарушении N Ю78-00-03/24-0004-2020 ТСЖ "Новатор" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 руб.
На основании статьи 29.13 КоАП РФ Управлением также выдано Товариществу представление от 13.01.2020 N 78-00-03/26-0004-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, ТСЖ "Новатор" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Товарищества состава вмененного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе (изготовителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им услугах (товарах, работах).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, в счетах за ЖКУ за период март - апрель 2019 года указано следующее: размер платы по статье "Вывоз ТБО" в размере 4.81 начислено 407,41, в графе "стоимость" информация о цене услуги не указана; по статье "Вознаграждение председателю" в размере 1,19 руб., в сумме 100,79 руб., в графе "стоимость" информация о цене услуги также не указана.
Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о том, что до потребителя не доведена информация о том, каким образом рассчитывается стоимость ЖКУ, а именно, в счетах-квитанциях не указано, что стоимость услуги "Вывоз ТБО" и "Вознаграждение председателя" начисляется из расчета за квадратный метр общей площади жилого помещения, умноженного на цену, указанную в графе "размер платы", в результате чего получается сумма, указанная в графе "начислено"; в графе "стоимость", что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия полагает данные выводы суда и Управления ошибочными в силу следующего.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Содержание платежного документа определено в пункте 69 указанных Правил N 354, согласно которому в платежном документе указываются:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
г(1)) размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
и) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);
к) сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил.
Как следует из материалов дела, в спорных квитанциях до сведения потребителей коммунальных услуг доведена информация о примененном тарифе на спорные услуги, а также общая сумма начислений, которая, по сути, и является ее стоимостью. Неправильное установление тарифа административным органом не установлено. При этом, расчет данного вида коммунальных услуг производится с применением площади жилого помещения, которая также указана в квитанциях за март-апрель 2019 года. Таким образом, в квитанциях содержится полная информация об оказываемых услугах: тариф, площадь занимаемого помещения, общая сумма начислений, которая и равняется стоимости услуг, например: в квитанции за апрель по услуге "вывоз ТБО": 4,81х84,70=407,41; "вознаграждение председателя":1,19х84,70=100,79 (л.д.51). Таким образом, формальное незаполнение графы "стоимость услуг" в рассматриваемом случае не привело к нарушению прав потребителя на получение полной и достоверной информации об оказываемых услугах, в том числе о формировании их стоимости услуг.
При этом, указание в квитанциях формулы расчета по каждому тарифу ни положениями части 2 статьи 154, ни пункта 69 Правил N 354 не предусмотрено.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу об отсутствии в действиях ТСЖ события и состава вмененного ему правонарушения, что в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем оспариваемое постановление, которым ТСЖ "Новатор" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ, как вынесенное при неправильном применении норм материального права и ненадлежащей оценке обстоятельств дела подлежит отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Признание незаконным и отмена постановления о привлечении к административной ответственности влечет, в том числе отмену выданного на основании постановления по делу об АП представления.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 13.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N Ю78- 00-03/24-0004-2020 и представления от 13.01.2020 N 78-00-03/26-0004-2020.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270-271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 августа 2020 года по делу N А56-10923/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу от 13.01.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N Ю78- 00-03/24-0004-2020, которым Товарищество собственников жилья "Новатор" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представление от 13.01.2020 N78-00-03/26-0004-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10923/2020
Истец: ТСЖ "Новатор"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО ГОРОДУ САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
Третье лицо: АСТРЕЛИН А.А.