г. Ессентуки |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А20-5263/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2020.
Полный текст постановления изготовлен 27.11.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьевой Л.В., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Старковой А.А.,
при участии в судебном заседании от истца - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 1040700207756, ИНН 0711038428) - Курмановой Т.М. по доверенности от 04.06.2020, в отсутствие ответчика - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дударова Музарина Мухамедовича (ОГРНИП 318072600028106, ИНН 070100017901), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Дударова М. М. на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2020 по делу N А20-5263/2019,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском к главе крестьянского (фермерского) хозяйства индивидуальному предпринимателю Дударову Музарину Мухамедовичу о расторжении соглашения о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства от 27.12.2013 N 60 и взыскании суммы предоставленного гранта в размере 490 000 руб. Также суд взыскал с ответчика в доход федерального бюджета 18 800 рублей государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2020 требования удовлетворены, поскольку ответчиком нарушены требования обязательств по соглашению.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении искового заявления, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что нецелевое расходование спорных средств не подтверждено. В случае возврата гранта декларируемые цели и задачи предоставления бюджетных средств достигнуты не будут.
В отзыве истец возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в 2013 году ответчик обратился к истцу с заявлением на участие в конкурсном отборе начинающих фермеров на предоставление гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, приложив к заявлению в т. ч. бизнес-проект, копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства, свидетельство о постановке на налоговый учет, копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
По результатам рассмотрения представленных документов и проведения конкурсного отбора между ответчиком (получатель) и истцом заключено соглашение N 60 от 27.12.2013 о предоставлении гранта начинающим фермерам на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - соглашение).
Ответчику перечислено 490 000 рублей, из них 430 788 рублей 89 копеек из федерального бюджета, 59 211 рублей 11 копеек из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 которого установлено, что получатель гранта обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров.
Пунктом 3.1 соглашения предусмотрено, что в случае нецелевого использования бюджетных средств глава КФХ обязуется вернуть в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики в течении 60 дней с даты получения уведомления от Министерства сельского хозяйства главой КФХ о необходимости возврата средств гранта сумму полученного гранта.
В ходе мониторинга соблюдения ответчиком условий, целей и порядка предоставления и расходования средств гранта истец выявил нарушения со стороны ответчика, а именно: со дня перечисления средств на счет ответчика истцу отчеты о целевом использовании представленных средств гранта не направлялись, не исполнено обязательство по созданию 3 (трех) рабочих мест, что было указано в бизнес-плане ответчика, также в нарушение взятых на себя обязательств, ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до истечении установленного срока, а именно 30.05.2017, затем после получения досудебного предупреждения 18.08.2018 вновь зарегистрировался в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя.
В порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика было направлено уведомление N 21-04-2-07/1835 от 25.04.2019 с просьбой расторгнуть соглашение и возвратить предоставленные бюджетные средства в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Требование истца ответчик не исполнил, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о расторжении соглашения и возврате ответчиком 490 000 рублей.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, их адресности и целевого характера.
Статьей 38 БК РФ определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 289 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств является направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2012 N 166 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров", постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20.04.2012 N 82-ПП "О Правилах предоставления в Кабардино-Балкарской Республике грантов и единовременной помощи начинающим фермерам в 2012-2014 годах", приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 14.11.2013 N 87, утвержден порядок проведения конкурсного отбора начинающих фермеров на получение грантов и (или) единовременной помощи 2012-2014 годах (далее - Порядок).
Разделами третьим и четвертым указанного Порядка установлены условия, которым должен соответствовать заявитель и перечень документов, необходимых для получения гранта.
В соответствии подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 соглашения установлено, что получатель гранта обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта по поддержке начинающих фермеров.
Суд установил, что в нарушение указанного подпункта соглашения, ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя крестьянского (фермерского) хозяйства 30.05.2017, т. е. до истечения установленного соглашением срока, а 18.08.2018 он вновь зарегистрировался в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляет предпринимательскую деятельность.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства того, что в течение 1 года и 3 месяцев - с 30.05.2017 (дата утраты статуса индивидуального предпринимателя - ответчика) по 18.08.2018 (дата регистрации в качестве предпринимателя) ответчик продолжал осуществлять деятельность, для целей которой получил грант на основании соглашения.
Не представлены с материалы дела и доказательства того, что досрочное (до истечения 5 лет - срока, предусмотренного подпунктом 2.2.4 пункта 2.2 соглашения) прекращение осуществления ответчиком фермерской деятельности вызвано обстоятельствами, не зависящими от главы КФХ, и не является его личным решением.
Согласно подпункту 2.2.3 пункта 2.2 соглашения ответчик обязался ежегодно в течении 5 лет со дня поступления средства гранта на счет получателя представить отчеты в министерство о расходовании полученного гранта и о хозяйственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства согласно приложениям N 1, 2 и 3 к настоящему соглашению в бумажном виде и на электронном носителе не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.
В соответствии с бизнес-планом ответчика, идея проекта заключается в разведении овец северокавказской породы, целью является организация производства мяса для удовлетворения потребностей населения, создание дополнительных рабочих мест, получение прибыли.
Ответчик документально не опроверг доводы истца о том, что со дня получения 490 000 рублей гранта он не представил ни одного документа (отчета) о целевом использовании полученных в рамках соглашения денежных средств, что исключает как возможность контроля за целевым использованием денежных средств, полученных во исполнение соглашения, так и получение сведений о результатах фермерской деятельности ответчика, которые необходимы истцу как ответственному за сельскохозяйственный сектор экономики Кабардино-Балкарской Республики и целевое использование денежных средств, выделяемых из бюджета на развитие и поддержание фермерства.
Кроме того, ответчиком не исполнено требование о создании трех рабочих мест.
Доводы ответчика, суд признает несостоятельными, поскольку не представлены доказательства надлежащего исполнения ответчиком условий соглашения и Порядка.
Довод ответчика о пропуске срока исковой давности, как основании для отказа в удовлетворении иска, правомерно отклонен судом исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, что что срок исковой давности следует считать с 30.05.2017, с даты когда ответчик прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, нарушив тем самым требование подпункта 2.2.4 пункта 2.2 соглашения.
Настоящее исковое заявление поступило в суд 21.10.2019, то есть до истечения срока исковой давности.
Таким образом, заявленные исковые требования о взыскании суммы гранта в размере 500 000 руб. подлежат удовлетворению.
Относительно требований истца о расторжении соглашения от 27.12.2013 N 60, суд указывает следующее.
Частью 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Принимая во внимание существенное нарушение предпринимателем 2.2.4 пункта 2.2 соглашения, требования истца о расторжении соглашения от 27.12.2013 N 60 являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции считает, что доводы предпринимателя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Примененный судом порядок распределения судебных расходов соответствует правилам статьи 110 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 07.09.2020 по делу N А20-5263/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-5263/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства КБР
Ответчик: Дударов М.М.
Третье лицо: Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, ГУ ОПФ РФ по КБР