город Воронеж |
|
24 ноября 2020 г. |
Дело N А14-1602/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 24 ноября 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Песниной Н.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Афанасьевой А.А.,
при участии:
от акционерного общества "Управляющая компания Железнодорожного района": Устинова Н.А. - представитель по доверенности N 1 от 01.08.2020 сроком действия один год, диплом, предъявлен паспорт,
от государственной жилищной инспекции Воронежской области: Баркалова Л.В. - представитель по доверенности б/н от 12.05.2020 сроком действия один год, диплом, представлен паспорт;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая компания Железнодорожного района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.06.2020 по делу N А14-1602/2020 по заявлению акционерного общества "Управляющая компания Железнодорожного района" (г. Воронеж, ОГРН 1123668009607, ИНН 3661055928) к государственной жилищной инспекции Воронежской области (г. Воронеж, ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439) о признании недействительным предписания от 15.11.2019 N 04-31/118 об устранении выявленных нарушений требований законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управляющая компания Железнодорожного района" (далее - заявитель, АО "УК Железнодорожного района", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - инспекция, заинтересованное лицо) о признании недействительным предписания от 15.11.2019 N 04-31/118 об устранении выявленных нарушений требований законодательства.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 02.06.2020 по делу N А14-1602/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, АО "УК Железнодорожного района" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, АО "УК Железнодорожного района" указывает на то, что в период с июня 2017 г. по январь 2019 г. в спорном многоквартирном доме имелся циркуляционный насос ХВС, который находился в рабочем состоянии. Таким образом, как указывает заявитель, при применении норматива потребления в целях содержания общего имущества по электроэнергии обществом применен норматив 2,18 кВт*ч/м2 с учетом наличия насоса.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция ссылается на то, что материалами дела подтверждается отсутствие циркуляционных насосов ХВС и ГВС, в связи с чем, общество неправомерно завысило размер платы граждан за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В судебном заседании представитель АО "УК Железнодорожного района", по указанным в жалобе основаниям, просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции, возражал относительно доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, жилой дом N 47 по улице Переверткина, города Воронежа находится в управлении ООО "УК Железнодорожного района", что подтверждается материалами дела (протокол внеочередного общего собрания собственников помещений от 15.10.2012) и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Государственной жилищной инспекцией Воронежской области на основании приказа от 18.10.2019 N 3994 была проведена внеплановая документарная проверка по обращению собственника помещения, проживающего по адресу: г. Воронеж, ул. Переверткина, д. 47, в отношении АО "УК Железнодорожного района" на предмет начисления платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N47 по ул. Переверткина г. Воронежа Воронежской области, за июнь 2017 года - январь 2019 года.
В ходе проверки государственной жилищной инспекцией Воронежской области запрашивались необходимые документы для ее проведения, ввиду чего установило, что заявителем были нарушены требования частей 9.1, 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, приказа Управления по государственному регулированию тарифов по Воронежской области от 31.05.2017 N 21/1 "О нормативах потребления коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме населением Воронежской области".
Нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.11.2019 N 04-29/181 и послужили основанием для вынесения государственной жилищной инспекцией Воронежской области предписания от 15.11.2019 N 04-31/118 об устранении выявленных нарушений, которым на заявителя возложена обязанность в срок до 25.01.2020 произвести следующие мероприятия:
- произвести перерасчет размера платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 47 по ул. Переверткина г. Воронежа Воронежской области, за июнь 2017 г. - январь 2019 г., исходя из норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества, 1,19 кВт*ч/м2;
- производить определение размера платы за электроэнергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 47 по ул. Переверткина г. Воронежа Воронежской области, исходя из норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества 1,19 кВт*ч/м2.
АО "УК Железнодорожного района" не согласилось с предписанием от 15.11.2019 регистрационный N 04-31/118, что и явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассмотренными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности вынесенного инспекцией предписания, поскольку материалами дела подтверждается, что АО "УК Железнодорожного района" неправомерно завысило размер платы граждан за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 47 по ул. Переверткина г. Воронежа.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, оценив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и отзыве, арбитражный апелляционный суд считает выводы суда правомерными и не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор).
Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ).
Исходя из части 2 статьи 196 ЖК РФ должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса.
На основании Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области, утвержденного постановлением Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799, инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Воронежской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензионный контроль.
Таким образом, предписание выдано уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", является, в том числе, соблюдение требований, предусмотренных части 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с условиями договора управления и действующим законодательством управляющая организация при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами обязана руководствоваться нормами жилищного законодательства, а также иными нормативно-правовыми актами.
Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416), устанавливаются стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом.
Так, в подп. "ж" п. 4 Правил N 416 указано, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает, в том числе плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
При этом, пунктом 29 данных Правил определено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 1 января 2017 г. в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, при определении размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме учитывается общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяемая как суммарная площадь помещений, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе площадь чердаков и подвалов.
С 01.06.2017 при начислении платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, применяются нормативы, установленные приказом Управления по государственному регулированию тарифов по Воронежской области от 31.05.2017 N 21/1 "О нормативах потребления коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме населением Воронежской области".
В соответствии с данным приказом от 31.05.2017 N 21/1 многоквартирный дом N 47 по ул. Переверткина г. Воронежа относится к категории многоквартирных домов для которых утвержден норматив потребления коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме 1,19 кВт*ч/м2.
Согласно информации АО "УК Железнодорожного района" от 05.11.2019, представленной в ходе документальной проверки, многоквартирный дом N 47 по ул. Переверткина г. Воронежа Воронежской обл. оборудован домофонами, осветительными установками, лифтами. Указанный многоквартирный дом не оборудован электрической системой отопления мест общего пользования, насосами системы холодного водоснабжения, циркуляционными насосами системы горячего и холодного водоснабжения (акт технического обследования жилого дом N 47 по ул. Переверткина, имеется в материалах дела).
Таким образом, в представленной Обществом информации отсутствуют сведения относительно наличия циркуляционных насосов ХВС и ГВС, при этом государственной жилищной инспекцией Воронежской области запрашивался акт о конструктивных особенностях МКД N 47. Таким образом, факт отсутствия указанных насосов подтверждается актом технического обследования жилого дом N 47 по ул. Переверткина, где при обследовании установлено отсутствие циркуляционных насосов ХВС и ГВС (приложение к указанной информации).
Ссылка в апелляционной жалобе на акт о выводе из строя и демонтированию циркуляционного насоса ХВС от 01.11.2019 несостоятельна, поскольку он не подтверждает наличие циркуляционного насоса ХВС на момент составления акта проверки от 15.11.2019, дату выдачи оспариваемого предписания от 15.11.2019, а также в проверяемый период январь 2017 - январь 2019.
Судом также учтено, что указанный акт был составлен после получения запроса о предоставлении документов от государственной жилищной инспекции Воронежской области от 21.10.2019 (л.д. - 79) и после предоставления информации по запросу.
При этом, доказательств принятия собственниками МКД N 47 по ул. Переверткина г. Воронежа после 01.01.2017 решения о включении в плату содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на основании пункта 29 Правил N 491 в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, государственная жилищная инспекция Воронежской области обоснованно установила, что АО "УК Железнодорожного района" при определении размера платы за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме N 47 по улице Переверткина города Воронежа Воронежской области, за июнь 2017 г. - январь 2019 г. в результате некорректного применения норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества (вместо 1,19 кВт*ч/м2 применило 2,18 кВт*ч/м2) неправомерно завысило размер платы граждан за электроэнергию, потребленную при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, общество производило расчет размера платы за коммунальный ресурс по электроэнергии, предоставленный в целях содержания общего имущества в указанном МКД с нарушением требований частей 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ, приказа Уравления по государственному регулированию тарифов по Воронежской области от 31.05.2017 N 21/1 "О нормативах потребления коммунального ресурса электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме населением Воронежской области".
При этом, заявитель не представил доказательств, что оспариваемое предписание является неисполнимым, судом, с учетом обстоятельств по спору, данные обстоятельства также не установлены.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что вынесенное государственной жилищной инспекцией Воронежской области предписание от 15.11.2019 N 04-31/118 является законным и исполнимым.
В соответствии с частью 3 статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены принятого по делу решения. Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на ее заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.06.2020 по делу N А14-1602/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.А. Песнина |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1602/2020
Истец: АО "УК Железнодорожного района"
Ответчик: Гжи В/о ., ГЖИ Воронежской области