г. Красноярск |
|
06 февраля 2024 г. |
Дело N А74-4175/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" февраля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" февраля 2024 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии в судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) представителей:
истца - Редькиной Н.В. по доверенности от 01.12.2023,
ответчика - Киселевой М.Н. по доверенности от 25.12.2023,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" августа 2023 года по делу N А74-4175/2023, рассмотренному в порядке упрощённого производства,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020, далее - АО "Енисейская ТГК (ТГК-13), истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901136908, ОГРН 1181901000082, далее - ООО "УЖК", ответчик) о взыскании 679 440 рублей 36 копеек задолженности за поставку коммунального ресурса горячей воды на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за декабрь 2021 года.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25.08.2023 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на следующие доводы:
- в соответствии с требованиями законодательства объем поставленного коммунального ресурса ГВС при отсутствии в многоквартирных домах общедомовых приборов учета горячей воды необходимо определять по нормативам потребления соответствующего коммунального ресурса;
- истец не предоставил доказательств признания норматива недействующим или утратившим силу, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания при определении объёма тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления услуги по ГВС, руководствоваться показаниями ОДПУ;
- определение объема потребления горячей воды (коммунальный ресурс) как разность между объемами тепловой энергии на подающем и обратном трубопроводах по формуле V1 - V2 недопустимо.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.08.2023 апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 29.08.2023, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru/) 30.08.2023 15:06:17 МСК.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определением от 12.10.2023 Третий арбитражный апелляционный суд в порядке части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вызвал стороны в судебное заседание, назначенное на 22.11.2023. Судебное разбирательство неоднократно откладывалось.
В суде апелляционной инстанции истец и ответчик заявили ходатайства о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Поскольку согласно части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, оснований для приобщения представленных сторонами документов к материалам дела у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Постановлением администрации города Абакана от 30.09.2014 N 1934 открытому акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории г. Абакана.
Приказом Министерства экономического развития Республики Хакасия от 19.12.2018 N 68-т установлены тарифы в сфере теплоснабжения для филиала Абаканская ТЭЦ АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" на 2019-2023 годы.
Согласно сведениям Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru) ответчик в спорный период являлся управляющей организацией и осуществлял деятельность по управлению многоквартирными домами.
В отсутствие письменного договора в декабре 2021 года теплоснабжающая организация поставила в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, тепловую энергию на нужды отопления и горячую воду и предъявила к оплате счет-фактуру от 31.12.2021 N 11-122021-2080004038 (с учетом корректировочной счет-фактуры от 19.09.2022 N 11-122021-2080004038) на сумму 794 523 рубля 72 копейки. С учетом частичной оплаты задолженность составила 679 440 рублей 36 копеек.
Истцом направлена ответчику претензия об оплате задолженности, оставленная ответчиком без ответа, что послужила основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что объем поставленного ресурса правомерно определен истцом на основании общедомового прибора учета тепловой энергии, учитывающего объем теплоносителя, поступившего во внутридомовую инженерную систему теплоснабжения (V1), и возвращенного в тепловую сеть ресурсоснабжающей организации (V2).
Вместе с тем, выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу пункта 1 статьи 541, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положениями законодательства о тепло- и энергоснабжении (статья 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), статья 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункт 94 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034)) установлено, что потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых ресурсов.
Количество тепловой энергии и теплоносителя подлежит коммерческому учету, который осуществляется посредством измерения объема тепловой энергии и теплоносителя приборами учета.
Тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирного дома является горячая вода, а не тепловая энергия (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943).
По смыслу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) управляющая компания действует в качестве посредника между ресурсоснабжающей организацией и конечными потребителями коммунальных услуг и не имеет собственного экономического интереса при предоставлении коммунального ресурса гражданам-потребителям. В связи с этим объем обязательств управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей. Исполнитель коммунальных услуг должен оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его оплачивают конечные потребители (определения Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833, от 08.08.2016 N 305-ЭС16-4138).
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 тепловая энергия (отопление) и горячая вода - это два различных коммунальных ресурса, соответственно для учета каждого из них должен (может) быть установлен соответствующий общедомовой прибор учета: для горячей воды - общедомовой прибор учета горячей воды, для отопления - общедомовой прибор учета тепловой энергии (отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 42 Правил N 354 (в редакции, действовавшей в спорный период) размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, исходя из формул расчета, приведенных в приложении N 2 к Правилам N 354.
Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (пункт 40 Правил N 354 в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).
В соответствии со статьей 161, частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.12.2015 N 303-ЭС15-7918).
В подпункте "а" пункта 21 Правил N 124 указано, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме.
В силу пункта 48 Правил N 354, пункта 17 приложения N 2 к Правилам N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется исходя из норматива потребления и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Судом установлено, что многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, подключены к централизованной системе теплоснабжения и горячего водоснабжения, горячее водоснабжение осуществляется по открытой системе, то есть путем непосредственного водоразбора горячей воды из тепловой сети. Установленные расходомеры фиксируют общую массу (объем) теплоносителя, который потребляется как на цели отопления, так и на цели ГВС, и не позволяет вести отдельно учет массы (объема) воды, отобранной для ГВС.
Расходомерами для фиксации массы (объемов) система ГВС не оборудована, показания не передаются.
Существующие приборы учета измеряют только общую массу (объем) теплоносителя, поступившего на цели отопления и горячего водоснабжения и возвращенные в тепловую сеть. Определить объем потребления горячей воды исходя из разности показаний установленных расходомеров достоверно невозможно.
Из системного анализа частей 4.1, 19.1 статьи 2 Закона N 190-ФЗ, пункта 3 Правил N 1034, пункта 2 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, следует, что особенности открытой системы теплоснабжения в многоквартирном доме заключаются в ее одновременном использовании для целей горячего водоснабжения и для отопления, когда отбор горячей воды (теплоносителя) производится прямо из тепловой сети.
Это обусловливает невозможность соблюдения принципа полного возврата теплоносителя в тепловую сеть, свойственного закрытым системам теплоснабжения (пункт 60 Методических указаний от 06.08.2004 N 20-э/2).
В силу пунктов 36, 37 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр (далее - Методика N 99/пр), для открытой системы теплоснабжения теплосчетчики узла учета потребителей должны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) количество полученной тепловой энергии, а также следующие параметры: массу теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу; массу теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу; средневзвешенные значения температуры теплоносителя; среднее значение давления теплоносителя; массу теплоносителя, использованного на подпитку; время работы теплосчетчика в штатном и нештатном режимах.
Дополнительно в системе горячего водоснабжения регистрируются масса, давление и температура горячей воды; масса, давление и температура циркуляционной воды (теплоносителя).
Оказание двух коммунальных услуг посредством использования одного комплекса инженерных сооружений влечет особенности ценообразования, поэтому тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения имеют двухкомпонентную структуру с разделением компонентов на теплоноситель и тепловую энергию, а потребители приобретают тепловую энергию и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, по особому договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 5 статьи 9, статья 15.1 Закона N 190-ФЗ, пункт 87 Основ ценообразования, пункты 154-156 Методических указаний от 13.06.2013 N 760-э и приложение 6.8 к ним, пункты 38, 42, 50 Правил N 354).
Специфика открытой системы теплоснабжения также влечет необходимость отдельного учета массы (объема) теплоносителя, израсходованного на водозабор, в дополнение к учету массы (объема) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (пункты 97, 100 Правил N 1034, пункты 36, 37 Методики N 99/пр, пункт 3.1.1 Правил 12.09.1995 N Вк-4936, действовавших до вступления в силу Правил N 1034).
Из анализа положений пунктов 94, 95, 97, 100 Правил N 1034, пунктов 36, 37 Методики N 99-пр следует, что в открытых системах теплоснабжения для учета расхода теплоносителя, идущего на нужды горячего водоснабжения, необходимо, чтобы в соответствии с пунктом 100 Правил N 1034 в системе горячего водоснабжения были установлены приборы учета конкретно горячей воды, фиксирующие массу (объем) теплоносителя, израсходованного на водоразбор в системе горячего водоснабжения, а также давление теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах узла учета.
В рассматриваемом случае спорные многоквартирные дома не оборудованы расходомерами для фиксации массы (объема) горячей воды, водоразбор в целях горячего водоснабжения происходит во внутридомовых сетях жилых домов. Существующие приборы учета фиксируют (измеряют) общую массу (объем) теплоносителя, поступившего на цели отопления, горячего водоснабжения жителей и объем теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу в сети теплоснабжающей организации; и не обеспечивают учет объема (масса) теплоносителя, израсходованного на нужды горячего водоснабжения, отдельно от всей массы теплоносителя, поступившего в жилой дом. Данный объем определяется расчетным путем (вычитанием расчетного объема на отопление), а не устанавливается показаниями прибора, что не соответствует требованиям Закона N 261-ФЗ.
В этой связи общедомовые приборы учета, установленные в жилых домах, не могут быть признаны коммерческими (расчетными) для определения объема и стоимости горячего водоснабжения.
Таким образом, учитывая приведенное правовое регулирование и фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об обоснованном использовании истцом при расчете платы за горячее водоснабжение на содержание общего имущества показаний и о правильном определении им объема потребления горячей воды на содержание общего имущества как разность между объемом теплоносителя по показанию вычислителя, установленного на подающем и обратном трубопроводах (разница показаний преобразователей расхода), поскольку в данный объем входит также теплоноситель, не использовавшийся для целей горячего водоснабжения.
В данном случае обязательства по оплате ресурса, переданного на содержание общего имущества, должны быть ограничены утвержденными нормативами потребления.
Аналогичная правовая позиция приведена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, и в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548, от 29.07.2019 N 309-ЭС19-2341, согласно которой количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в том числе в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Истцом в материалы дела представлен альтернативный расчет, выполненный исходя из установленного норматива и общей площади помещений, входящих в состав общего имущества МКД (по 80 многоквартирным домам, изначально включенным в расчет задолженности), согласно которому задолженность за поставку горячей воды на общедомовые нужды в целях содержания общего имущества многоквартирных домов за декабрь 2021 года составила 121 766 рублей 84 копейки.
В судебном заседании 01.02.2024 ответчик подтвердил правильность произведенного истцом альтернативного расчета на сумму 121 766 рублей 84 копейки.
Ответчиком произведена частичная оплата задолженности на сумму 115 083 рубля 36 копеек. Таким образом, в настоящее время задолженность ответчика составляет 6683 рубля 48 копеек.
Повторно проверив представленный истцом альтернативный расчет задолженности, апелляционная коллегия признает его арифметически верным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности подлежат частичному удовлетворению в сумме 6 683 рубля 48 копеек, в остальной части иск удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции не принимает во внимание альтернативный расчет, выполненный истцом по 96 многоквартирным домам, поскольку изначально предметом иска являлось требование о взыскании задолженности по 80 многоквартирным домам. Изменение предмета иска на стадии апелляционного производства не допускается (часть 3 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" августа 2023 года по делу N А74-4175/2023 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на сторон пропорционально удовлетворенным требованиям.
При цене иска 679 440 рублей 36 копеек государственная пошлина составляет 16 589 рублей. При обращении в суд с исковым заявлением истцом оплачено 16 589 рублей государственной пошлины платежным поручением от 01.06.2023 N 24220.
Размер государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы составляет 3000 рублей, в указанном размере государственная пошлина уплачена ответчиком платежным поручением от 16.08.2023 N 3316.
По результату рассмотрения иска (с учетом того, что частичная оплата в сумме 115 083,36 рублей произведена после вынесения решения) на ответчика подлежат отнесению расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме 2 973,02 рублей, за рассмотрение апелляционной жалобы на истца подлежат отнесению расходы ответчика по оплате государственной пошлины в сумме 2 462,36 рублей.
С учетом зачета подлежащих взысканию с истца и ответчика сумм по уплате государственной пошлины с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 510 рублей 66 копеек (2973,02 - 2462,36) судебных расходов.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" августа 2023 года по делу N А74-4175/2023 изменить, изложить резолютивную часть в следующей редакции.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая жилищная компания" (ИНН 1901136908, ОГРН 1181901000082) в пользу акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020) 6 683 рубля 48 копеек долга, 510 рублей 66 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части иска отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-4175/2023
Истец: АО "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"
Ответчик: ООО "Управляющая жилищная компания"
Третье лицо: АО ФИЛИАЛ "АБАКАНСКАЯ ТЭЦ" "ЕНИСЕЙСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТГК-13"