г. Саратов |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А57-3827/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.А. Клочковой,
судей - О.В. Лыткиной, О.Н. Силаковой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кронверк Риэлт", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2020 года по делу N А57-3827/2020
по иску акционерного общества "Управление отходами", г. Москва, (ИНН 7725727149, ОГРН 1117746488232),
к обществу с ограниченной ответственностью "Кронверк Риэлт", г. Саратов, (ИНН 6450084611, ОГРН 1146450007120),
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
- от акционерного общества "Управление отходами" представитель Нетреба Н.В., по доверенности от 02 сентября 2020 года,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Управление отходами" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Кронверк Риэлт" о взыскании задолженности по договору от 12.08.2018 года N 51/111/0000884 за период с 01.11.2018 года по 30.09.2019 года в размере 2359767 руб.
В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика сумму задолженности за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 12.08.2018 года по 30.09.2019 года в размере 2358909,82 руб.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2020 года по делу N А57-3827/2020 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО по договору от 12.08.2018 года N 51/111/0000884 за период с 01.08.2018 года по 30.09.2019 года в размере 967022,61 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 14264 руб. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано. Возвращено акционерному обществу "Управление отходами" из федерального бюджета излишне оплаченной государственной пошлины в размере 4 руб.
Общество с ограниченной ответственностью "Кронверк Риэлт", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции не учел, что в расчете предоставленном истцом содержится объем оказанных услуг собственникам помещений, которые перешли на прямые договора.
Представитель истца в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы просит суд апелляционной инстанции оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу-без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1). Статьей 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" N89-ФЗ от 24.06.1998 (далее - Закон N89-ФЗ) предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
12 августа 2018 года между АО "Управление отходами" (региональный оператор) и ООО "Кронверк Риэлт" (потребитель) был заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 51/111/0000884, согласно условиям которого региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем договоре, а также их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Пунктом 1.4. договора предусмотрено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО - 12.08.2018 года.
Под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (п. 2.1 договора).
Согласно п. 2.4, 2.5 договора исполнитель оплачивает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 15-го числа месяца, следующего за расчетным. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Регионального оператора. Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала акционерного общества "Управление отходами" установлен и введен в действие с 12 августа 2018 года Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018 года N 28/1.
В приложении к договору N 51/111/0000884 от 12.08.2018 года на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами согласованы объекты, расчетные единицы, количество расчетных единиц.
Принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно статье 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Как следует из пояснений истца по некоторым объектам - многоквартирным домам (далее - МКД) определение объема оказанных услуг по обращению с ТКО производилось не по нормативу, а исходя из количества контейнеров и периодичности вывода ТКО.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с данным порядком расчета за оказанные услуги по обращению с ТКО в силу следующего.
Порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирных домов регулируется Жилищным законодательством Российской Федерации (далее ЖК РФ).
Пункт 6.2. статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
ООО "Кронверк Риэлт" обладает статусом управляющей организации, основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
Следовательно, источником образования отходов, за транспортирование которых Региональным оператором выставлены счета для оплаты коммунальной услуги, являются собственники помещений (жилых и нежилых) в МКД.
Поскольку собственниками твердых коммунальных отходов, накапливаемых на контейнерных площадках указанных в Приложении N 1 к договору являются собственники МКД, единственным допустимым способом коммерческого учета объема и (или) массы ТКО является расчет по нормативам (кв.м.), утвержденным для собственников-физических лиц МКД.
Согласно статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года N 47.
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31 июля 2018 года N 420-П "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области" регламентировано, что на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 9(2) Приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. (далее Правила N 354) закрепляет, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам.
Так, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):
где: Si - общая площадь i-го жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
T отх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В период с 12 августа 2018 по 30 сентября 2019 размер оказанных Региональным оператором Саратовской области услуг по обращению с ТКО в отношении МКД, находящихся в управлении ООО "Кронверк Риэлт", исходя из утвержденного норматива и общей площади жилых помещений, составил 3164046,28 руб. Ответчиком произведена оплата за оказанные услуги в сумме 2197023,67 руб. Следовательно, размер задолженности ООО "Кронверк Риэлт" за оказанные услуги по обращению с ТКО, подлежащий удовлетворению в пользу АО "Управление отходами", составляет 967022,61 руб.
ООО "Кронверк Риэлт" в апелляционной жалобе, указывает, что расчет истца содержит объем оказанных услуг собственникам помещений, которые перешли на прямые договора.
Судебная коллегия отклоняет довод апеллянта, как несостоятельный контррасчет апеллянтом не предоставлен суду апелляционной, не предоставлялся он и суду первой инстанции. Вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса не представлены доказательства, что АО "Управление отходами" их учло в своем расчете, также не представлено доказательств, что управление отходами уже получило оплату по этим услугам от других лиц, либо выставило эти услуги дважды.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергая их, сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют. Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции по правилам статьи главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2020 года по делу N А57-3827/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кронверк Риэлт" (ИНН 6450084611, ОГРН 1146450007120) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3827/2020
Истец: АО "Управление отходами"
Ответчик: ООО "Кронверк риэлт"
Третье лицо: ИФНС России N18 по г.Москве