г. Санкт-Петербург |
|
26 ноября 2020 г. |
Дело N А56-55044/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 ноября 2020 года.
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Зотеева Л.В.
при ведении протокола судебного заседания Новоселовой В.В.,
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28065/2020) ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.09.2020 г. по делу N А56-55044/2020, рассмотренное в порядке упрощенного производства, принятое
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации
к 961 Отделу государственного технического надзора (территориальный) Министерства обороны Российской Федерации
об оспаривании постановления от 16.06.2020 N 961/014/2020/02,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, Учреждение, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления 961 Отдела государственного технического надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - 961 Отдел, административный орган) от 16.06.2020 N 961/014/2020/02 о назначении административного наказания по статье 9.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 22 000 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.09.2020 г., принятым в виде резолютивной части, в удовлетворении требований Учреждению отказано. Мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 15.09.2020 г.
Не согласившись с указанным решением, Учреждение направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, в действиях Учреждения не имеется состава вмененного правонарушения, поскольку у Учреждения отсутствуют бюджетные субсидии по соблюдению требований и правил, нарушение которых установил Отдел; кроме того, Учреждение полагает возможным признать правонарушение малозначительным и освободить его от ответственности, применив статью 2.9 КоАП РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направили, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
От ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 272.1 АПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, 301 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалистов 961 Отдела 07.02.2020 в отношении Учреждения проведена проверка соблюдения законодательства при эксплуатации тепловых энергоустановок.
Проверка проводилась в отношении котельной N 8, расположенной по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский район, д. Керстово, военные городок N 501, в/ч 90450 (далее - Котельная).
По результатам проведенной проверки Отделом выявлены следующие нарушения:
1) Отсутствует проверка знаний аттестационной комиссии по проверке знаний теплотехнического персонала котельных ПУ N 7/3; ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной N 8 не прошел соответствующее обучение; представленный протокол N37 от 02.09.2019 по проверке знаний теплотехнического персонала котельных ПУ N7/3 составлен с нарушением требований законодательства, чем нарушены требования п.п. 2.2.2, 2.3.1, 2.3.20, 2.3.23 "Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", утвержденных приказом Минэнерго РФ от 23.03.2003 N 115.
2) Режимные карты работы водогрейных котлов котельной N 8 составлены с нарушением требований законодательства (не обозначены номера котлов, дата проведения испытания оборудования, отсутствуют акты об их проведении), чем нарушены требования п.5.3.4, 5.3.6, 5.3.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
3) В котельной отсутствуют паспорта на оборудование КИПиА; паспорт на дымовую трубу заполнен с нарушением требований Правил (не вносятся записи в журнал подключения агрегатов к трубе, журнал проверки состояния устройств молниезащиты); в паспортах котлов, установленных в котельной, не обновлена запись по ответственному лицу за исправное состояние и эксплуатацию, чем нарушены требования п. 2.9.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и п. 8.2 "Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 МПа (0,7кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 338 К (115 С)", утвержденных приказом Минстроя РФ от 29.08.1992 N 205 (далее - Правила N 205).
4) Нарушены требования Правил в отношении хранения и использования твердого топлива на территории котельной (не обеспечено раздельное хранение топлива в штабелях, место хранения топлива не предусматривает его защиту от повышенной влажности и т.д.), чем нарушены требования п.4.2.1, 4.2.2, 4.2.10, 4.2.16 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
5) Не проводится проверка исправности действия предохранительных клапанов, установленных на котлах, на предохранительных клапанах отсутствуют отводные трубы для защиты обслуживающего персонала от ожогов при срабатывании клапанов, чем нарушены требования п.5.3.26, 5.3.66 Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок и п. 5.2.4, 5.2.5, 5.2.17 Правил N 205.
6) Водоподготовка и водно-химический режим водогрейных котлов не ведется, режимные карты по ведению ВХР котлов отсутствуют, чем нарушены требования п.п.12.1, 12.2. 12.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
7) В котельной отсутствует аварийное освещение, чем нарушены требования п.2.4.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и п.4.9 Правил N 205.
8) Не проводилось техническое освидетельствование здания котельной специализированной организацией, чем нарушены требования п.3.3.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
9) Подпитка тепловой сети производится "сырой водой" (оборудование водоподготовки на источнике теплоты (котельной N 8) отсутствует), чем нарушены требования п.6.2.53 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
26.02.2020 г. 301 военной прокуратурой в отношении Учреждения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
Постановлением от 16.06.2020 N 961/014/2020/02 ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 22 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Учреждения состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требованиях.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 "О создании Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное Жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации", а также согласно устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России от 03.03.2017 основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федераций, в том числе, производство, передачу и распределение тепловой энергии теплоносителя (в виде пара и горячей воды).
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным приказом Минэнерго России от 24.03.03 N 115 (далее - Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок), тепловая энергоустановка - это энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, накопления, распределения или потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Эксплуатация - период существования тепловой энергоустановки, включая подготовку к использованию (наладка и испытания), использование по назначению, техническое обслуживание, ремонт и консервацию.
Сфера регулирования Правил N 115 определена пунктом 1.1 данных Правил, в соответствии с которым Правила эксплуатации устанавливают требования по технической эксплуатации тепловых энергоустановок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения.
В силу части 2 статьи 23.2 указанного закона, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок устанавливают обязательные требования безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения, теплопотребляющих установок и входящих в их состав зданий, помещений, сооружений и оборудования.
Факт выявленных в ходе проверки нарушений установлен административным органом, подтверждается материалами дела и Учреждением по существу не оспорен.
Нарушение Учреждением вышеприведенным норм ввиду отсутствия денежных средств не является в данном случае основанием для освобождения от административной ответственности.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказательства принятия им необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены, что свидетельствуют о наличии вины Учреждения во вменяемом правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ состава вмененного правонарушения.
Суд первой инстанции, исходя из конкретных обстоятельств дела, оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, не усмотрел оснований для применения в данном случае статьи 2.9 КоАП РФ. Вывод суда согласуется с официальным толкованием по применению статьи 2.9 КоАП РФ, содержащимся в пунктах 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10.
Апелляционный суд, принимая во внимание отсутствие исключительных обстоятельств совершения правонарушения, не находит правовых и фактических оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции.
Суд первой инстанции также правомерно не установил нарушений процедуры привлечения Учреждения к административной ответственности. Оспариваемое постановление вынесено в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ годичного срока давности привлечения к административной ответственности.
В рассматриваемом случае назначенное Учреждению административное наказание в виде штрафа в размере 22 000 руб. (с учетом отягчающих ответственность обстоятельств) отвечает требованиям статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 сентября 2020 года по делу N А56-55044/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55044/2020
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: 961 отдел Гос. техн. надзора МО РФ, 961 ОТДЕЛ ГОСУДАРСВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА (ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ) МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ