г. Саратов |
|
27 ноября 2020 г. |
Дело N А06-15040/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Пузиной Е.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2020 года по делу N А06-15040/2019 (судья Г.А. Плеханова)
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (ОГРН 1043006963416, ИНН 3001011346, 416502, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Чкалова, 5)
к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (ОГРН 1023000508805, ИНН 3001000591, 416500, Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Саратовская, д.38)
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилась Межрайонная инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 4 по Астраханской области, Инспекция, налоговый орган, заявитель) с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" (далее - ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ", учреждение) задолженности в размере 15 497 484 рублей.
Решением от 24 августа 2020 года Арбитражный суд Астраханской области с учетом определения об исправлении опечатки от 15 сентября 2020 взыскал с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" в соответствующий бюджет задолженность в сумме 15 497 484 рублей, включающую:
Задолженности по сроку уплаты на 15.08.2019 года:
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года в размере 3399572,32 рублей КБК 18210202010061010160
Задолженности по сроку уплаты на 16.09.2019 года:
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года в размере 5908885,50 рублей КБК 18210202010061010160
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1126496,04 рублей. КБК 18210202101081013160
- Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 20623,33 рублей КБК 18210202131061020160
- Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) в размере 13468,59 рублей КБК 18210202132061020160
Задолженности по сроку уплаты на 15.10.2019 года:
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года в размере 4645871,51 рублей КБК 18210202010061010160
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 56632,89 рублей КБК 18210202101081013160
- Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 368,11 рублей КБК 18210202131061020160
- пени за несвоевременную уплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года в размере 293421,96 рублей.
- пени за несвоевременную уплату по страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начиная с 1 января 2017 года в размере 585,94 рублей, КБК 18210202131061020160
- пени за несвоевременную уплату по страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 30664,86 рублей, КБК 18210202131061020160
- пени за несвоевременную уплату по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 530,86 рублей.
- пени по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) в размере 362,15 рублей.
Также суд взыскал с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 3000 рублей.
Кроме того, суд отказал Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" в удовлетворении заявления о рассрочке взыскиваемой задолженности.
ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт, которым ходатайство ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" о предоставлении рассрочки взыскиваемой задолженности в соответствии с заявлением истца об уменьшении исковых требований от 01 июня 2020 года и положениями законодательства.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 30.10.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" просит рассмотреть жалобу в отсутствии представителя Учреждения. Судом ходатайство удовлетворено.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области в суде апелляционной инстанции заявлен отказ от заявленных требований в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" задолженности в сумме 707 378 руб. в связи с оплатой задолженности. В остальной части налоговая инспекция просит решение суда оставить без изменения.
Частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен порядок, согласно которому арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Суд апелляционной инстанции не усматривает в заявлении налоговой инспекции об отказе от заявленных требований в части противоречия закону и нарушения прав других лиц.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает необходимым принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области от заявленных требований в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" задолженности в сумме 707 378 руб.
В указанной части решение суда подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда в остальной части подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" состоит на учете в Межрайонной ИФНС России N 4 по Астраханской области в качестве налогоплательщика с 25.11.2002, в соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком страховых взносов.
ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" 21.10.2019 года в инспекцию представлен расчет по страховым взносам за 3 квартал 2019 года.
В связи с частичной оплатой ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" страховых взносов за указанный период Межрайонная ИФНС России N 4 по Астраханской области направила учреждению требование от 08.08.2019 N33540 об уплате страховых взносов, пени с указанием срока для добровольного погашения образовавшейся задолженности до 04.12.2019.
Указанное требование ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" исполнило частично.
В связи с неуплатой учреждением задолженности в полном объеме налоговый орган обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций пришел к выводу об обоснованности заявленных инспекцией требований в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" в соответствующий бюджет задолженности в сумме 14 790 106,06 руб.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) внесены изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В соответствии с изменениями, внесенными в НК РФ Законом N 243-ФЗ, с 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 НК РФ, а администрирование страховых взносов осуществляет Федеральная налоговая служба.
Из приведенных норм следует, что после 01.01.2017 взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших после 01.01.2017, осуществляется налоговыми органами.
Таким образом, заявитель уполномочен на обращение в суд с рассматриваемым требованием.
В силу абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Кодекса плательщиками страховых взносов (далее в главе 34 Кодекса - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в частности организации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога в судебном порядке производится с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей.
ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" является юридическим лицом и самостоятельным плательщиком страховых взносов. Учреждению открыт лицевой счет.
Сумма задолженности Учреждения за 3 квартал 2019 года составила более пять миллионов рублей, следовательно, налоговая инспекция правомерно обратилась в суд с заявлением о взыскании с ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" задолженности по страховым взносам.
Согласно пункту 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацем втором подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено статьей 420 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Налогового кодекса Российской Федерации в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодес), отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Учреждением в материалы дела не представлено доказательства исполнения обязанности по уплате страховых взносов в полном объеме.
Из положений части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
В пояснениях по делу, представленных ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" в суд апелляционной инстанции, Учреждение указывает, что признает на дату вынесения судом первой инстанции задолженности по страховым взносам в сумме 14 790 106,06 руб., а так же получения требования налогового органа об уплате налога и пени; указывает, что считает пени, исчисленные налоговым органом на дату вынесения решения суда, чрезмерными.
В отношении довода Учреждения о чрезмерности начисленной пени и необходимости их снижения по статье 333 ГК РФ и статье 114 НК РФ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 1 статьи 2 НК РФ).
Обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 и пунктом 1 статьи 45 НК РФ.
В случае неисполнения налогоплательщиком указанной обязанности налоговые органы в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ вправе взыскивать возникшую недоимку по налогам, а также пени в порядке, установленном НК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено названной статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для организаций одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Положения НК РФ не предусматривают возможность уменьшения размера начисленных налогоплательщику пеней, которые являются компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в установленный срок.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В силу части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона) в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами и если это не противоречит их существу.
С учетом изложенных норм права суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что порядок начисления и взыскания пеней за несвоевременную уплату налогов регулируется нормами НК РФ, возникшие между сторонами правоотношения по данному вопросу являются налоговыми, к которым положения статьи 333 ГК РФ применению не подлежат.
В отношении неприменения судом первой инстанции положений пункта 3 статьи 114 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей названного Кодекса.
В рассматриваемом деле Учреждение не было привлечено к налоговой ответственности, в спорную сумму налоговые санкции не сходят. Налоговый орган просил взыскать с Учреждения исключительно страховые взносы и пени за несвоевременную их уплату.
Нормы действующего законодательства не предусматривают возможность снижения суммы пени, исчисленной в установленном Налоговым кодексом Российской Федерации порядке.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования инспекции в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" в соответствующий бюджет задолженности в сумме 14 790 106,06 руб.
ГБУЗ АО "Ахтубинская РБ" так же просило суд первой инстанции предоставить рассрочку взыскиваемой задолженности на три года.
Суд первой инстанции обоснованно не нашел оснований для удовлетворения заявления Учреждения в связи с тем, что Больницей не подтверждены необходимые основания для предоставления рассрочки исполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение судебных актов влечет за собой ответственность, установленную настоящим Кодексом и другими федеральными законами (часть 2 статьи 16 Кодекса).
На основании части 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Из разъяснений, изложенных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.
Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из смысла приведенных положений следует, что для удовлетворения заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) исполнения судебного акта необходимым условием является наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
При этом суд обязан во всяком случае оценить все представленные должником доводы о необходимости отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, возможные возражения взыскателя относительно такой отсрочки или рассрочки, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, и исчерпывающим образом мотивировать свои выводы по данному вопросу в соответствующем судебном акте.
Таким образом, в каждом случае рассмотрения заявления об отсрочке (рассрочке) исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства его исполнения. При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств надлежит исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как должника, так и взыскателя, в связи с чем заявителю надлежит предоставить доказательства реальности исполнения судебного акта в указанный срок.
Предоставление рассрочки (отсрочки), без достаточных к тому оснований, приведет к необоснованному ограничению установленных законом прав и законных интересов взыскателя и поставит его в неравное положение по сравнению с должником, что недопустимо. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения арбитражного суда. При оценке таких причин и обстоятельств суд должен исходить из необходимости соблюдения баланса интересов, как взыскателя, так и должника.
Обязанность по представлению доказательств, затрудняющих исполнение судебного акта, возложена законодателем на заявителя такого ходатайства (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В этой связи с учетом вышеизложенных норм на ответчике, испрашивающем рассрочку исполнения судебного акта, лежит бремя предоставления доказательств наличия на его стороне обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, а также наличие реальной возможности исполнить решение суда при удовлетворении соответствующего заявления.
Доказывая наличие оснований для рассрочки выплаты задолженности, Учреждение по существу ссылается на тяжелое финансовое состояние и отсутствие возможности единовременно уплатить задолженность.
Однако Учреждением не представлены судам первой и апелляционной инстанций доказательства наличия обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Отсутствие денежных средств у должника, достаточных для исполнения судебного акта, само по себе не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Финансовое затруднение юридического лица вне зависимости от того, какими причинами оно вызвано, не может быть признано обстоятельством, затрудняющим исполнение судебного акта. Суд обязан учитывать интересы взыскателя и неблагоприятные последствия для него, вызванные неисполнением судебного акта.
Таким образом, вышеуказанные обстоятельства, сами по себе не влекут автоматического предоставления рассрочки исполнения судебного акта.
Более того, судами не установлено достаточных оснований полагать, что рассрочка исполнения решения суда на испрашиваемый ответчиком период (3 года) в действительности обеспечит удовлетворение требований налогового органа, а, следовательно, будет способствовать обеспечению баланса прав и законных интересов взыскателя и должника.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что испрашиваемый ответчиком период рассрочки не отвечает принципу исполнения судебного акта в разумный срок и влечет дисбаланс прав сторон, поскольку существенным образом ухудшает положение истца, как взыскателя, имеющего право рассчитывать на скорейшее удовлетворение своих требований.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Учреждению в удовлетворении заявления о рассрочке взыскиваемой задолженности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 150, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Астраханской области от заявленных требований в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" задолженности в сумме 707 378 руб.
решение Арбитражного суда Астраханской области от 24 августа 2020 года по делу N А06-15040/2019 отменить в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" задолженности в сумме 707 378 руб.
Производство по делу в отмененной части прекратить.
Решение суда в части взыскания с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Ахтубинская районная больница" в соответствующий бюджет задолженности в сумме 14 790 106,06 руб., включающую:
задолженности по сроку уплаты на 15.08.2019 года:
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года в размере 3 136 551,80 руб. КБК 18210202010061010160;
задолженности по сроку уплаты на 16.09.2019 года:
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года в размере 5 908 885,50 руб. КБК 18210202010061010160;
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 1 065 521,26 рублей. КБК 18210202101081013160;
- Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 20 285,97 руб. КБК 18210202131061020160;
- Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) в размере 13 456,12 руб. КБК 18210202132061020160;
задолженности по сроку уплаты на 15.10.2019 года:
- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года в размере 4 331 829,65 руб. КБК 18210202010061010160;
- Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 39,10 руб. КБК 18210202131061020160;
- пени за несвоевременную уплату по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии начиная с 1 января 2017 года в размере 283 837,51 руб. КБК 18210202010061010160;
- пени за несвоевременную уплату по страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 28 806,28 руб. КБК 18210202131061020160;
- пени за несвоевременную уплату по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в размере 530,72 руб. КБК 18210202131062100160;
- пени по страховым взносам по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (зависящему от результатов специальной оценки условий труда (класса условий труда) в размере 362,15 руб., КБК 18210202131062100160,
а так же в части взыскания государственной пошлины и отказа Государственному бюджетному Астраханской области "Ахтубинская районная больница" в удовлетворении заявления о рассрочке взыскиваемой задолженности - оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
Е.В. Пузина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-15040/2019
Истец: Межрайонная ИФНС России N4 по Астраханской области
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение Астраханской области "Ахтубинская районная больница"